Главная / Русский язык и литература / мастерская творческого письма "Пропала..."

мастерская творческого письма "Пропала..."

Пропала…

Мастерская творческого письма по созданию текста-рассуждения


Цели:1)Закрепление навыков написания сочинения-рассуждения;

2)Развитие связной монологической устной и письменной речи учащихся, их логического мышления.

Задача: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.


1. Индуктор. Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и представьте себе предметы, которые вам очень дороги по какой-либо причине. Запишите их названия на листе бумаги слева. (Желательно, чтобы это были неодушевленные предметы, так как иногда учащиеся начинают писать о маме, а последующее задание может вызвать различные реакции ребят.) А теперь справа – несколько предложений на вопрос, почему они вам дороги.

Выберите из этих вещей самый-самый нужный предмет, подчеркните его.


2. Самоконструкция. Напишите небольшой текст-рассуждение, в котором объясните, для чего вам нужен этот предмет. (Большинство ребят пишут о компьютере, телефоне; о предметах, которые были подарены им на день рождения. Очень жаль, что никто не пишет о книге. Очевидно, родители совсем забыли о таком виде подарка.)


3. Социализация в группе, в классе. Прочитайте друг другу свои сочинения, выберите более интересное от группы и прочитайте его классу.


4. А теперь представьте, что этот предмет у вас потерялся, исчез. Расскажите о своих чувствах в группе.


5. Социализация в классе (одно выступление от группы).


6.Да, ребята, отказаться от таких дорогих сердцу и нужных вещей очень сложно.

Но… Сейчас я прочитаю вам отрывок из рассказа М. М. Зощенко «Галоша». Обратите внимание, как герой этого рассказа отнесся к своей пропаже.

7. Обсуждение в классе.


8. Ребята, если вы потеряли какую-то вещь, окружающим от этого становится плохо или это на них никак не отражается? (Социализация в группе, в классе.)


9.А как вы думаете, что человек еще может потерять, тоже очень ценное, но не видимое глазом, что не потрогаешь рукой? (Мастер записывает на доске предположения: любовь, доверие, уважение, красота, здоровье, совесть, гордость, зрение, обоняние, способность двигаться и т.п.)


10. А что такое СОВЕСТЬ? Попробуйте истолковать это слово, напишите определение этого слова на листочке.


11.Социализация в группе, в классе. (Мастер записывает ключевые слова на доске).


(Определения ребят: совесть – это чувство, присущее каждому человеку; по-моему, совесть – это ответственность за свои поступки (Ворончихина Анастасия – 6 класс); совесть – это чувство вины за свои поступки (Лукина Анна – 6 класс).


12.Работа с культурным аналогом – определение понятия «совесть» по Ожегову С.И.:

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.


13. А теперь сравним наши определения с определением С.И. Ожегова. (Обсуждение)


14. Ребята, а с каким предметом вы бы сравнили СОВЕСТЬ?


15.Социализация в группе, в классе.

(Учащиеся сравнили совесть с различными предметами: солнцем (Лукина Анна) /Когда ты живешь по совести, то в твоей душе светит солнце; а если ты делаешь что-то дурное, то совесть-солнце тебя обжигает/; совесть – это прививка от безнравственного поведения (Васкеева Анна); совесть - это ангелочек (Андреева Екатерина); совесть – это действующий вулкан (Фалько Сергей); совесть как светофор (хочешь сделать что-то хорошее - горит зеленый свет, а плохое – красный) /Белослудцев Андрей/.


16. Работа с культурным аналогом. Пословица - Совесть с молоточком: и постукивает и наслушивает.

В чеховской трилогии читаем: « Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…» Разве это не о совести?


(В 5-6 классе можно прочитать рассказ А. Гайдара «Совесть», В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».)


17. А что произойдет, если потеряется СОВЕСТЬ?


18. Обсуждение в группе, социализация в классе.

(В 6-ом классе ребята пришли к единому мнению, что если среди людей исчезнет совесть, то в мире наступит хаос, каждый будет думать только о себе и делать все, что захочет, не соизмеряя свои поступки с мнением окружающих).


19. Ребята, на доске остались не использованные нами слова. Напишите посредине листка ПРОПАЛА(О) и добавьте по своему усмотрению любое из слов, оставшихся на доске. Напишите миниатюру, в которой обоснуйте необходимость присутствия в человеке этого качества или состояния. Выполняя работу, не забывайте о структуре текста-рассуждения: тезис – рассуждение с доказательствами – вывод.


20. Социализация в группе, в классе.


21.Рефлексия. О чем заставила задуматься данная мастерская? Что было для вас интересным, новым, неожиданным?



Д/З: прочитать сказку М.Е. Салтыкова – Щедрина «Пропала совесть».

мастерская творческого письма "Пропала..."
  • Русский язык и литература
Описание:

В  настоящее  время  на  страницах  различных  методических  журналов  нередко   читаешь о том,  что  в  стране  наблюдается  резкое падение  интереса  к  чтению  у  детей и подростков. Это  оказывает негативное влияние   на  уровень  усвоения  материала  по  различным школьным предметам и развитие речи  учащихся,  которые сталкиваются  с  проблемой  написания  сочинения – рассуждения  на  экзамене,  а до этого  и  не  задумываются о  том,  что  научиться грамотно, связно, красиво излагать свои мысли – это тяжелый и упорный труд.

 

  Развитие связной речи – самый трудный раздел в образовательной области «Филология». Далеко не всем учащимся под силу сконцентрировать своё внимание во время выполнения творческой работы.  Поэтому активность учеников на уроках развития речи постепенно снижается, исчезает самостоятельность в рассуждениях. Бывает, что ребенок на уроке вдохновенно пишет, радуясь своим мыслям, а после проверки получает тетрадь с удовлетворительной оценкой за содержание. А главное для учителя – дать школьнику возможность пробовать и ошибаться, надо, чтобы он получал удовольствие от собственного творчества. Нельзя допустить угасания творческой активности ребенка.

  Поэтому учитель-словесник уже с 5-го класса огромное внимание уделяет урокам развития речи.

 Традиционные школьные уроки по развитию речи на данном этапе развития образовательной системы  постепенно отходят на второй план. Ребятам на таких уроках неинтересно, у них не возникает потребности высказаться, поделиться своими впечатлениями.

  Прослушав курс «Мастерские творческого письма», я ощутила огромную разницу между традиционными уроками по развитию речи и уроками-мастерскими.                                        

Автор Корепанова Ирина Зинатовна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 630
Номер материала 3420
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓