Инфоурок Литература КонспектыМастерская творческого письма "Пропала..."

Мастерская творческого письма "Пропала..."

Скачать материал

                                                                                                 

                                                 Пропала…

                 Мастерская творческого письма по созданию текста-рассуждения

 

Цели:1)Закрепление навыков написания сочинения-рассуждения;

          2)Развитие связной монологической устной и письменной речи учащихся, их логического мышления.

Задача: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими        истинных жизненных ценностей.                                 

 

1. Индуктор. Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и представьте себе предметы, которые вам очень дороги по какой-либо причине. Запишите их названия на листе бумаги слева. (Желательно, чтобы это были неодушевленные предметы, так как иногда учащиеся начинают писать о маме, а последующее задание может вызвать различные реакции ребят.) А теперь справа – несколько предложений на вопрос, почему они вам дороги.

     Выберите из этих вещей самый-самый нужный предмет, подчеркните его.

 

2. Самоконструкция. Напишите небольшой текст-рассуждение, в котором объясните, для чего вам нужен этот предмет. (Большинство ребят пишут о компьютере, телефоне; о предметах, которые  были подарены им на день рождения. Очень жаль, что никто не пишет о книге. Очевидно, родители совсем забыли о таком виде подарка.)

 

3. Социализация в группе, в классе. Прочитайте друг другу свои сочинения, выберите более интересное от группы и прочитайте его классу.

 

4. А теперь представьте, что этот предмет у вас потерялся, исчез. Расскажите  о своих чувствах в группе.

 

5. Социализация в классе (одно выступление от группы).

 

6.Да, ребята, отказаться от таких дорогих сердцу и нужных вещей очень сложно.

Но… Сейчас я прочитаю вам отрывок из рассказа М. М. Зощенко «Галоша». Обратите внимание, как герой этого рассказа отнесся к своей пропаже.

 

7. Обсуждение в классе.

 

8. Ребята, если вы потеряли какую-то вещь, окружающим от этого становится плохо или это на них никак не отражается? (Социализация в группе, в классе.)

 

9.А как вы думаете, что человек еще может потерять, тоже очень ценное, но не видимое глазом, что не потрогаешь рукой? (Мастер записывает на доске предположения: любовь, доверие, уважение, красота, здоровье, совесть, гордость, зрение, обоняние, способность двигаться и т.п.)

 

10. А что такое СОВЕСТЬ? Попробуйте истолковать это слово, напишите определение этого слова на листочке.

 

11.Социализация в группе, в классе. (Мастер записывает ключевые слова на доске).

 

(Определения ребят: совесть – это чувство, присущее каждому человеку; по-моему, совесть – это ответственность за свои поступки (Ворончихина Анастасия – 6 класс); совесть – это чувство вины за свои поступки (Лукина Анна – 6 класс).

 

12.Работа с культурным аналогом – определение понятия «совесть» по Ожегову С.И.:

    Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

 

13. А теперь  сравним наши определения с определением С.И. Ожегова. (Обсуждение)

 

14. Ребята, а с каким предметом вы бы сравнили СОВЕСТЬ?

 

15.Социализация в группе, в классе.

(Учащиеся сравнили совесть с различными предметами:  солнцем (Лукина Анна) /Когда ты живешь по совести, то в твоей душе светит солнце; а если ты делаешь что-то дурное, то совесть-солнце тебя обжигает/; совесть – это прививка от безнравственного поведения (Васкеева Анна); совесть -  это ангелочек (Андреева Екатерина); совесть – это действующий вулкан (Фалько Сергей); совесть как светофор (хочешь сделать что-то  хорошее -  горит зеленый свет, а плохое – красный) /Белослудцев Андрей/.

 

16. Работа с культурным аналогом. Пословица - Совесть с молоточком: и постукивает и наслушивает.

В чеховской трилогии читаем: « Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…» Разве это не о совести?

 

(В 5-6 классе можно прочитать рассказ А. Гайдара «Совесть», В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».)

 

17. А что произойдет, если потеряется СОВЕСТЬ?

 

18. Обсуждение в группе, социализация в классе.

(В 6-ом классе ребята пришли к единому мнению, что если среди людей исчезнет совесть, то в мире наступит хаос, каждый будет думать только о себе и делать все, что захочет, не соизмеряя свои поступки с мнением окружающих).

 

19. Ребята, на доске остались не использованные нами слова. Напишите посредине листка ПРОПАЛА(О) и добавьте по своему усмотрению любое из слов, оставшихся на доске. Напишите миниатюру, в которой обоснуйте необходимость присутствия в человеке этого качества или состояния. Выполняя работу, не забывайте о структуре текста-рассуждения: тезис – рассуждение с доказательствами – вывод.

 

20. Социализация в группе, в классе.

 

21.Рефлексия. О чем заставила задуматься данная мастерская? Что было для вас интересным, новым, неожиданным?

 

 

Д/З: прочитать сказку М.Е. Салтыкова – Щедрина «Пропала совесть».

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мастерская творческого письма "Пропала...""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В настоящее время на страницах различных методических журналов нередко читаешь о том, что в стране наблюдается резкое падение интереса к чтению у детей и подростков. Это оказывает негативное влияние на уровень усвоения материала по различным школьным предметам и развитие речи учащихся, которые сталкиваются с проблемой написания сочинения – рассуждения на экзамене, а до этого и не задумываются о том, что научиться грамотно, связно, красиво излагать свои мысли – это тяжелый и упорный труд. Развитие связной речи – самый трудный раздел в образовательной области «Филология». Далеко не всем учащимся под силу сконцентрировать своё внимание во время выполнения творческой работы. Поэтому активность учеников на уроках развития речи постепенно снижается, исчезает самостоятельность в рассуждениях. Бывает, что ребенок на уроке вдохновенно пишет, радуясь своим мыслям, а после проверки получает тетрадь с удовлетворительной оценкой за содержание. А главное для учителя – дать школьнику возможность пробовать и ошибаться, надо, чтобы он получал удовольствие от собственного творчества. Нельзя допустить угасания творческой активности ребенка. Поэтому учитель-словесник уже с 5-го класса огромное внимание уделяет урокам развития речи. Традиционные школьные уроки по развитию речи на данном этапе развития образовательной системы постепенно отходят на второй план. Ребятам на таких уроках неинтересно, у них не возникает потребности высказаться, поделиться своими впечатлениями. Прослушав курс «Мастерские творческого письма», я ощутила огромную разницу между традиционными уроками по развитию речи и уроками-мастерскими.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 322 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.08.2020 114
    • DOCX 33 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фомина Жанна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фомина Жанна Викторовна
    Фомина Жанна Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 94400
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе