Главная / Начальные классы / Мастерская построения знания по русскому языку в 3 классе по учебной теме: «Непроизносимые согласные в корне слова».

Мастерская построения знания по русскому языку в 3 классе по учебной теме: «Непроизносимые согласные в корне слова».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мукшинская средняя общеобразовательная школа














Конспект урока

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ – Я ИДУ ИСКАТЬ»

Мастерская построения знания по русскому языку в 3 классе по учебной теме: «Непроизносимые согласные в корне слова».



Автор: Абросимова Валентина

Викторовна, учитель начальных классов

МБОУ Мукшинская СОШ,

Якшур-Бодьинского района УР



















Мукши-2015


«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ – Я ИДУ ИСКАТЬ»

Мастерская построения знания по русскому языку в 3 классе по учебной теме: «Непроизносимые согласные в корне слова».

Цели мастерской:

- построение знаний по орфограмме «Непроизносимая согласная в корне слова»;

- формирование орфографической зоркости, умение находить эту орфограмму;

- развитие умение работать в группе, умение применять коллективное решение и оценивать собственный ответ.

Ход мастерской.

  1. В качестве индуктора проведем игру «Спрячь предмет».

Описание игры: выбираем ведущего. Он выходит из класса или отворачивается. Учитель прячет булавку кому-то из учеников. Дети начинают хлопать в ладоши, ведущий начинает искать булавку, с приближением к цели ребята начинают хлопать сильнее, ведущий отыскивает булавку.

  1. Затем группа обговаривает каким образом, по какому признаку ведущий нашел булавку. (Идет социоконструкция и социализация).

  2. Предлагается прочитать фрагмент из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» (Приложение № 1). Витя Перестукин обдумал свое положение и нашел выход.

  3. Группы получают карточки (Приложение № 2). Посмотрите внимательно, а здесь что от нас спряталось, что мы будем искать. Пусть сейчас каждый подумает, а затем обсудите в группах и общее решение скажите перед классом. (Идет самоконструкция, социоконструкция и социализация).

  4. Разделите слова на карточках на две группы. Обговорите принципы разделения слов и свое решение обнародуйте. (Идет социоконструкция и социализация).

  5. Обговорите способ обнаружения «спрятавшихся» букв в первой группе. Докажите. (Дети знают орфограмму парные согласные в середине слова и легко выдадут способ ее проверки: звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй).

  6. Попробуйте этот способ проверки на словах второй группы слов. Ребята проверяют (Идет социоконструкция и социализация).

  7. Проверьте ваш способ проверки на словах карточки (Приложение № 3). Поделитесь впечатлениями. Возникли ли у вас какие-то вопросы? (Работа в группах, социализация).

  8. Значит, ищем другой способ. (Обращение к культурному аналогу: к правилу как проверить непроизносимую согласную. Текст в учебнике).

  9. Произнесите в группах вслух слова второй группы, а также слова из Приложения № 3. Что вы почувствовали? (Идет социоконструкция и социализация).

  10. Найдите признак, закономерность, при каких обстоятельствах звуки [т] и [д] «молчат» (стечение согласных -здн-, -стн-). (Идет социоконструкция и социализация).

  11. Соотношение с культурным аналогом. (Приложение №4).

  12. Прочитайте слова на карточках (Приложение №5). Что можете сказать о них, возникли ли у вас какие-то вопросы? (Вкус.ный, чудес.ный, прекрас.ный, опас.ный, ужас.ный). Обговорите, сделайте вывод. (Идет социоконструкция, социализация).

14. Вам даны слова, прочитайте их, проанализируйте и разделите слова

на две группы, затем вывесьте карточки на доске.

(Идет самоконструкция, социализация).

15.Возьмите следующий конверт со словами. К какой группе слов отнесете данные слова? Сделайте вывод. Приложение №7. (Идет самоконструкция, социализация).

16. Рефлексия. Нарисуйте орфограмму «Непроизносимая согласная».

Приложение №1.

На черной доске исчезло слово «собака» и появилось слово «со.нце».

-Какая буква пропущена? – спросил Вопросительный.

Я прочел еще раз «со.нце». По-моему, тут ничего не пропущено. Если все буквы на месте, зачем же вставлять лишнее? Что было, когда я об этом сказал! Запятая хохотала как сумасшедшая. Восклицательный ломал ручки и плакал. Глагол хмурился все больше и больше. Луч солнца скрылся. В зале стало темно и очень холодно. «В самом деле, как пишется слово «со.нце?»- думал Витя.

Приложение №2.


Звез.ный, улы.ка, грус.ный, кру.ка, трос.ник, мес.ный, окрес.ный, но.ка, шу.ка.

Приложение №3.

Чес.ный, хрус.нула, прелес.ный, доблес.ная.


Приложение №4.

В русском языке много слов, в которых есть подряд 3 согласных звука

[стн], [здн] и другие, один согласный звук не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Приложение №5

Вкус.ный, прелес.ный, чудес.ный, ужас.ный, опас.ный, интерес.ный



Приложение №6.

Трос.ник, хрус.нул, вкус.ный, окрес.ность, радос.ная, напрос.но, интерес.но, хвас.ливый, опас.но.


Приложение №7.


Чу.ство, праз.ник, лес.ница, праз.ничный.


Мастерская построения знания по русскому языку в 3 классе по учебной теме: «Непроизносимые согласные в корне слова».
  • Начальные классы
Описание:

Традиционные уроки – это наставление, насаждение учительского «Я». Способом разрешения противоречий являются творческие мастерские. На мастерской учитель («мастер») наполняет образовательный процесс свободой действий ученика, уважением к его личности и разуму, позволяет самому сконструировать знания, прийти к своей истине.

Уже название урока "Раз, два,три четыре, пять - я иду искать"  и индуктор урока позволяют учащимся настроиться на поисковый лад. В ходе мастерской ученики строят свои знания по учебной теме: «Непроизносимые согласные в корне слова».

 

 

Автор Абросимова Валентина Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 270
Номер материала 45370
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓