МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
МИНСКОГО
ОБЛИСПОЛКОМА
ОТДЕЛ
ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА
ЖОДИНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА
ГУО
«ГИМНАЗИЯ №1 Г. ЖОДИНО»
222160
г. Жодино ул. Гагарина 32, тел. (8-01775)7-61-96
Мастер-класс
Ажурные
фантазии
Учитель обслуживающего труда
высшей квалификационной категории
Караленко Наталья Александровна
Жодино
2015
Мастер-класс
по вытинанке «Ажурные фантазии»
Учитель:
Караленко Н.А.
Тема:
Изготовление поздравительной открытки, оформленной композицией в технике
вытинанки.
Цель
мастер-класса: Знакомство с национальным видом
декоративно-прикладного искусства – «вытинанкой», ретрансляция опыта работы в
этом направлении.
Объект
труда: поздравительная открытка, оформленная композицией
в технике вытинанки.
Методы
обучения: словесные (объяснение, беседа); демонстрационные;
практические (применение знаний на практике, выработка навыков).
Функции
занятий вытинанкой:
Образовательная
— формирование совокупности знаний, умений, навыков, которые получает учащийся
в процессе познавательной деятельности.
Развивающая
— формирование духовных и социальных потребностей.
Уроки
пробуждают интерес и, следовательно, развивают познавательную деятельность,
связанную с созиданием (реализация в творчестве), способность к анализу и
синтезу. Развивают абстрактное мышление, конкретизацию — мыслительную операцию,
в процессе которой дети придают предметный наглядный характер понятию, правилу,
закону. Развивают память: образную — способность формировать, удерживать
образы, моторную (двигательную) - - быстроту формирования навыков,
эмоциональную — способность запечатлевать, проявлять эмоции.
Воспитывающая
— формирование понятий, убеждений, мировоззрения, эстетического представления,
связанного с процессом обучения. Уроки воспитывают широту ума (много различных
увлечений), глубину понимания того или иного явления, самостоятельность,
гибкость при решении проблемы, быстроту исполнения решения. Целенаправленно формируют
желаемые качества личности.
Обеспечение
занятия: мультимедийная презентация, образцы
авторских и детских работ, технологические карты, эскизы, бумага, карандаши,
ножницы, канцелярские ножи, клей резиновый.
Оформление
помещения: выставка работ в технике «вытинанка»
План
занятия:
1. Организационная
часть.
2. Вступительное
слово.
3. Мультимедийная
презентация.
4. Инструменты и
материалы для вытинанки.
5.
Последовательность изготовления и оформления открытки.
6. Практическая
работа. Изготовление открытки с использованием технологических карт.
7. Подведение
итогов и анализ работы.
Содержание
занятия
Л.Забалоцкая
Вытинанка (ажурное вырезание) – это своеобразный вид искусства. Уникальные
его произведения созданы художниками-профессионалами и народными мастерами.
Увлечение вырезанием из бумаги
обусловлено особенностями этого материала. Бумага удобна в обработке, легко
складывается, скручивается, окрашивается в разные цвета и может иметь
разнообразные оттенки. Обладая определенной упругостью, бумага хорошо режется
ножницами и ножом. Детали из нее прочно соединяются при склеивании.
Народные
украшения с симметричным прорезным узором из бумаги явились одним из распространенных и популярных
средств, при оформлении интерьера сельского жилья белорусов, поляков, украинцев и литовцев.
Искусство вырезания ажурных узоров из белой и цветной бумаги формировалось как один из видов народного искусства.
Термин
«выцiнанка» употреблялся в основном в западной Беларуси (как и в Польше, Украине). На восточных, центральных и
южных территориях бытовали названия: «выразкi» и «выразанкi».
Встречался и термин «выстрыганка». Наряду с такими понятиями были широко распространены и названия, которые указывали на конкретное назначение
изделия. Так, круглую(розетковую) вытинанку, которой украшали стены жилища, часто называли «кветкi»; узорные
бумажные занавески из бумаги на окнах — «фiранкi»; треугольные салфетки — «вугольнiкi».
Несомненно, в каждом районе существовали свои названия, которые исчезли вместе с работами и забылись.
Белорусские
вырезки создавались из тончайшей бумаги в виде изящных салфеток с затейливыми узорами, рушников,
настенных ковриков для убранства крестьянского жилища. Эти ажурные вытинанки красочно декорировали интерьер в сочетании с изделиями из керамики,
поделками из лозы, соломки и дерева.
Мы знаем, что бумага родом из
Китая. Там же впервые и начали вырезать. И где бы ни появлялась бумага, там
возникало искусство бумажного вырезания. Мы видим китайские вытинанки.
В Европе было распространено
силуэтное вырезание (в частности портреты), в Латинской Америке – сюжетное
вырезание и т.д.
Есть это искусство и в
соседних с Беларусью Украине, Польше, Литве. В России оно почему-то не получило
такого развития. Это польские вытинанки.
В белорусской вытинанке
сформировались тенденции, которые можно описать следующим образом:
- принцип
многоразового складывания
- создание
изображения из прорезей простых геометрических форм
- относительная
монохромность (используется обычно, не считая фона, один, два, максимум три
цвета бумаги, иногда используется фольга золотая или серебряная);
- симметричность
изображения
- декоративность
Возникновение белорусских вытинанок в конце 19 – начале
20 века стало возможным благодаря:
¢ широкому
распространению материала (бумага стала более доступной);
¢ изменениями
в характере интерьера жилья белорусов (стены в хатах стали белить и использовать
различного рода украшения для комнат).
Узорами из бумаги
украшали:
¢ Беленые
стены (украшали сюжетными композициями, которые наклеивали на простенки между
окон);
¢ Окна
(вместо занавесок использовали вырезанные из бумаги «фiранкi», а когда
они надоедали, то их просто выбрасывали и изготавливали новые);
¢ Стёкла
окон (перед праздниками, особенно перед Рождеством и Пасхой украшали
вырезанными цветами, снежинками);
¢ Столы,
полочки и др. мебель (застилали салфетками, дорожками, подзорами);
¢ Иконы (так
называемый «кут», где использовали вместо вышитого рушника бумажный, украшенный
ажурными узорами);
¢ Рамы икон
и картин, двери, зеркала, абажуры.
Сегодня
вытинанки используют:
¢ Как
картины-панно, оформленные в рамках под стеклом.
¢ Для
оформления обложек и страниц книг.
¢ Для
украшения сувенирных упаковок.
¢ Для
оформления поздравительных открыток, календарей и др.
В зависимости от особенностей
складывания бумаги и получаемого узора вытинанки можно разделить на три группы:
¢ с
зеркальной осью симметрии — узор зеркально повторяется слева и справа
относительно оси симметрии
¢ с
центральной осью симметрии, для которых характерно совмещение узора при
повороте его вокруг центра. Условно эту группу называют «розетковой».
¢ с
использованием переносной симметрии, т.е. вырезанный узор повторяется через
определенное расстояние вдоль оси переноса (трансляция). Иногда такие узоры
называют ленточными, или раппортными.
От аппликации её отличает то,
что всё изображение - это цельный кусок бумаги. Если не наклеенную вытинанку
поднять за один уголок, она поднимется вся целиком, и будет напоминать
связанную крючком салфетку.
Инструменты
и материалы
Бумага – отличный материал для творчества. В зависимости от её назначения
существует множество сортов бумаги. Среди огромного их количества нужно выбрать
те, с которыми легче всего работать. Естественно, легче вырезать из тонкой
бумаги, даже если придётся сложить её в несколько раз. Бумага для вытинанок
должна быть довольно упругой, так как рыхлая бумага плохо режется, оставляя
неаккуратные рваные края. Для вырезания ножницами и ножом хорошо подходит
офисная бумага, как белая, так и цветная, разнообразных оттенков, которой
сейчас большой ассортимент. Тяжелее всего вырезать из чертёжной, мелованной или
бумаги для рисования пастелью, а вот художники любят такую бумагу и вырезают на
ней ножом-резаком, и часто результат того стоит. После окончания работы надо
разутюжить все сгибы горячим утюгом для придания эстетичного вида изделию.
Ножницы - главный инструмент для изготовления вытинанок. Можно
использовать ножницы различных размеров, главное, чтобы вам было ими удобно
пользоваться.
Нож-резак (канцелярский нож, лезвие или скальпель) так же используется в
изготовлении вытинанок для вырезания мелких внутренних деталей, если мы не
хотим делать дополнительные сгибы.
Клей лучше всего использовать резиновый, так как он при высыхании становится
прозрачным и незаметным даже на цветной бумаге, а его излишки легко удаляются,
не оставляя пятен.
Технология
изготовления открытки
âНа листе
плотной бумаги разметим по шаблону заготовку для поздравительной открытки и вырежем ее.
âДве
вертикальные линии сгиба продавим
иглой циркуля или ножом-резаком, контролируя силу нажима, по линейке и согнем
боковые части к центру. Получим двухклапанную заготовку для поздравительной
открытки.
âРазметим прорезь для клапана-замка на расстоянии 0,5-1см от
середины открытки и прорежем её с помощью ножа-резака.
âВнутреннюю часть открытки декорируем цветной бумагой, вырезав её
по шаблону. С помощью ножа-резака прорежем геометрический орнамент в нижней её
части.
âАжурную
вырезку-вытинанку для украшения поздравительной открытки вырежем из прямоугольного листа цветной бумаги размером
100x200 мм, сложенного вдоль пополам цветом внутрь (используем заготовленные
эскизы, переносим их с помощью копировальной бумаги).
âВырезаем симметричный узор
вытинанки, начиная с самых мелких элементов, контур можно вырезать ножницами.
âЦентральную
часть композиции — розетковую вытинанку-снежинку вырежем из квадратного листа цветной бумаги размером 40x40 мм,
сложенного соответствующим образом.
Аккуратно развернем и разгладим вытинанку.
âНа левый
клапан заготовки приклеим половину ажурной вырезки. Линия среза левого клапана должна совпадать с вертикальной
линией сгиба вытинанки. Закроем
правый клапан и аккуратно наклеим на него вторую часть вытинанки. Внутренние линии среза двух
клапанов должны совпасть.
âВ центр композиции приклеим розетковую
вытинанку.
âНожом-резаком по линейке аккуратно разрежем ажурную вырезку по вертикальной линии сгиба
(между срезами двух клапанов). Чтобы не порезать внутреннюю часть открытки, вставим
внутрь полоску плотной бумаги или тонкого картона. Получим двухклапанную
поздравительную открытку.
Технология
вырезания четырёхлучевой розетки для декорирования внутренней части открытки
Мотивы
для четырёхлучевой розетки
Подведение
итогов и анализ занятия:
1. Анализ целей занятия и их достижения.
2. Анализ содержания занятия.
3. Методика проведения занятия.
4. Организация занятия.
5. Условия проведения занятия.
6. Выводы, предложения.
Список
использованных источников
1.
Сахута, Я.М. «Народнае мастацтва Беларусi»
- Минск: Беларуская энцыклапедыя,1997
2.
Коваленко, В.И. «Искусство вытинанки» - Минск: Беларусь, 2007
3.
Жабинская, М.П. «Выцiнанка» - Минск: Полымя,1996
4.
Беларускiя
народныя абрады/cост., науч. ред.
Л.П. Костюковец. – Минск: Беларусь, 1994
5.
Сахута, Я.М. «Беларуская выцiнанка»
- Минск: Беларусь,2008.
6.
Лiцьвiнка,
В. Д. «Святы i абрады беларусау» -
Минск: Беларусь, 1997
7.
Сахута, Я.М. «Народныя мастацкя рамёствы Беларусi»
- Минск: Беларусь,2001.
Приложение
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.