Главная / География / Мастер-класс по географии "«Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средство формирования познавательного интереса учащихся»

Мастер-класс по географии "«Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средство формирования познавательного интереса учащихся»

Мастер-класс

Тема: «Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средство формирования познавательного интереса учащихся»

Цель: продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии.

Задача: показать возможности применения различных интерактивных приёмов на уроках географии.

В.А. Сухомлинский писал: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека, и…ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли».

Готовясь к урокам, я подбираю такие методы, приемы и формы работы, которые помогают увлечь каждого ребенка в процессе обучения независимо от его способностей. Поэтому во главе своей педагогической работы ставлю проблему «Внедрение интерактивных технологий для развития познавательного интереса учащихся к процессу обучения ».

Без инновационных форм работы познавательный интерес ребенка развивать невозможно. Познавательный интерес у учащихся появляется тогда, когда материал ему понятен, доступен. Среди инноваций особенно выделяю и использую интерактивное обучение.

Интерактивные методы обучения построены на постоянном взаимодействии участников образовательного процесса между собой или с техническими средствами обучения.

Основные задачи:

1. Воспитание не «эрудита», а развитие нестандартно мыслящего человека – «творца»

2. Изменение позиции учителя - не источник знаний и информации, а «педагог-консультант»

В процессе преподавания географии я использую различные интерактивные методы и приёмы.

Цель данных педагогических приёмов:

  • дать ученикам возможность думать;

  • делать, выбирать и учиться самостоятельно.

Интерактивное обучение решает одновременно три задачи:

1. Конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

2. Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

3. Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Придерживаясь советов А.А.Гина, учитывая психовозрастные особенности школьников, я применяю предложенные приемы интерактивных технологий на разных этапах урока.

Как вызвать интерес к уроку? Интерес к конкретной теме? Самым надежным способом является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью интерактивных приемов.

Вашему вниманию я хочу предоставить несколько приемов интерактивного обучения и выполнить несколько заданий.

На этапе актуализации учебных знаний я предлагаю вам сыграть в «Географическое лото» (7 класс. Тема «Океаны»). Итак, вы объединяетесь в группы, каждая их которых получает комплект карточек: основную и дополнительные. Задание состоит в том, чтобы правильно и быстро закрыть ячейки основной карточки.

Еще один прием, который я использую для проверки знаний учащихся - это «Не разорви цепь». Ваша задача сейчас быстро и правильно поочередно подписать условные знаки (6 класс «Условные знаки»).

Мотивацию учебной деятельности можно совершать путем беседы. Во вступительном слове выделяется круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке, при этом приводятся интересные примеры, используется парадоксальная информация и т.п. На этом этапе урока я применяю такие приемы как, например, «Отстроченная загадка», «Фантастическая добавка». В начале урока я задаю загадку (или малоизвестный факт), отгадку на который можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Тема «Климат» 8 класс

Христианство пришло в Киевскую Русь из Византии, поэтому практически все внешние атрибуты (обряды, архитектура храмов) повторяли византийские образцы. Но единственным элементом непохожести храмовых сооружений стали крыши. В Византии крыша храмов имела форму полусферы, а в Киевской Руси – форму луковицы. Как объяснить такие отходы от архитектурных канонов? (Полусферные крыши не выдерживали давления толстого слоя снега зимой, а на крышах «луковицах» снег соскальзывал, не задерживаясь.

Прием «Удивляй» (Тема. Внутренние процессы Земли.Вулканизм». 6 класс)

Вулкан - это бог. Его стихия огонь. Он был покровителем огня и кузнечного дела. Однажды на Олимпе между богами состоялся серьезный спор, и Вулкан отстаивал свою точку зрения, бросал в разные стороны горящие предметы, раскаленные камни и огонь. И в наказание за такое поведение боги отправили его на Землю хранить огонь. Это явление покоряет любое воображение, и я хочу, чтобы эпиграфом к сегодняшнему уроку стало небольшое стихотворение А. С. Пушкина

Везувий зев открыл – дым хлынул клубком – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

При изучении нового материала на уроке я использую следующие приемы:

1. «Собери пазл». Итак, урок в 6 класс по теме «Рельеф Земли». Для формирования понятий и их лучшего запоминания, я предлагаю собрать вам пазл и после этого вы сможете прочитать понятия, которые мы должны сформировать и усвоить сегодня на уроке.

2. «Составь пару». Цель этого приема сформировать знания учащихся о годовом изменении угла падения солнечных лучей. На протяжении года мы наблюдаем за изменением угла падения солнечных лучей. В этом задании вам предлагается определить зенитальное положение Солнца в определенные дни года. Для этого вам нужно найти в тексте учебника, когда и где угол падения солнечных лучей наибольший. Выбрав вариант ответа, вы должны также сказать, как называется этот день и объяснить свой ответ.

Для закрепления и обобщения учебных знаний я предлагаю вам прием, который называется «Где находится?». Урок в 8 классе по теме «Рельеф Украины». Вы получаете названия форм рельефа и должны их прикрепить в места (на контурной карте), где они размещаются.

Таким образом, разнообразие видов деятельности дает возможность использовать различные интерактивные приемы на всех этапах урока и на уроках разных типов, что благоприятствует лучшему усвоению знаний и развитию личностных качеств учеников и их познавательных интересов.

«На дверях способностей написано – толкни » (Джон Мейсон). Этот толчок требует от учителя прежде всего творчества. Чтобы увлечь ребенка предметом и выявить его способности, нужно создавать условия для постоянного, активного взаимодействия всех учащихся для равноправных, равнозначных взаимодействий ученика и учителя. Педагогическая профессия – особенная. Сколько бы не работал, колодезь педагогической мудрости не исчерпать. Личность каждого ученика – неповторимая. И если учитель не хочет стать ремесленником, он обязательно включится в поиск, каждый раз по – новому будет применять свои знания и умения.









Мастер-класс по географии "«Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средство формирования познавательного интереса учащихся»
  • География
Описание:

Тема мастер-класс «Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средство формирования познавательного интереса учащихся»

Цель: продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии.

Задача:показать возможности применения различных интерактивных приёмов на уроках географии.

Автор Иванова Наталья Васильевна
Дата добавления 15.06.2016
Раздел География
Подраздел Другое
Просмотров 676
Номер материала MA-067287
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы