Главная / Начальные классы / Мастер-класс на тему "Использование методов самооценивания как способ развития самостоятельности учащихся"

Мастер-класс на тему "Использование методов самооценивания как способ развития самостоятельности учащихся"

hello_html_m2cdedec8.gifhello_html_m2cdedec8.gifhello_html_m2cdedec8.gifhello_html_m2cdedec8.gifhello_html_m7525facc.gifhello_html_m5ec8133e.gifИспользование методов самооценивания как способ

развития самостоятельности учащихся


Развитие способностей учащихся к самостоятельной оценке результатов своей деятельности позволяет им оценить собственные успехи в той или иной деятельности, а также определить возможные действия по их улучшению.

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. При этом следует отметить, что «…термин оценивание относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения».

В разделе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» указывается, что «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

<…>

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение».

Принятый новый государственный образовательный стандарт, а также сопровождающие его регламенты и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные.

3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.

Формирующее оценивание используется для того, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели. Формирующее оценивание позволяет согласовать результаты оценивания с поставленными целями.

Основная цель введения элементов формирующего оценивания – это трансформация того, как учатся дети: мы это делаем для того, чтобы максимально усилить включённость учеников в учебную активность, во все учебные работы, принципиально изменить их роль в учебном процессе. Мы хотим, чтобы ученики чувствовали и осознавали себя всё более ответственными за то, как они учатся, к каким результатам приходят и были уверены в том, добьются прогресса благодаря своим усилиям. Это центральный пункт. То есть мы, прежде всего, делаем акцент на учении и используем оценочные инструменты для того, чтобы поддерживать учение, улучшать его. Это не вопрос быстрых эффектов, надо рассчитывать на долговременную ежедневную работу.

При использовании формирующего оценивания убедитесь, что обратная связь налажена. Ученики должны знать, какую информацию получил учитель и как он вместе с ними может ее использовать для улучшения учебного процесса.

Методы формирующего оценивания

Методика «Карта оценки групповой презентации» используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Ученикам предлагается заполнить определённую форму, когда они будут смотреть презентацию группы. Ученикам нужно посмотреть на приведённые ниже характеристики и дать свой отзыв на работу группы.

при оценке результатов предлагается использовать следующие варианты ответов:

«+» – отличная работа (трудно улучшить);

«=» – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);

«—» – слабая работа (многое нужно улучшить).


Методика «Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

  1. Чему я научился за эту неделю?

  2. Какие вопросы остались для меня неясными?

  3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?


Результаты анализа. Отчёты требуют тщательного анализа. Учитель должен найти возможность ответить на нетипичные отчёты индивидуально, а типичные разобрать в классе. Ученики должны видеть, что отчёты помогают им в учёбе; в противном случае они не будут воспринимать их серьёзно.


Использование подобных отчётов дает ученикам возможность проанализировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно. Анализируя отчёты, преподаватель может:

узнать об основных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников;

получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса;

проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.


Помимо тех возможностей, которые данная методика представляет учителю, она позволяет ученику:

тренироваться в письменной коммуникации, то есть выражать в письменной форме свои мысли;

задать существенные для него вопросы;

проанализировать собственные знания и процесс учения.


В некоторых случаях учитель решает, что третий вопрос менее информативен, чем первый и второй, тогда он может от него отказаться. В другом варианте можно предложить одну неделю отвечать на первый вопрос одной группе учащихся, а на второй и третий – другой группе, и каждую неделю эти группы менять. Обе эти стратегии сокращают нагрузку учителя.


Как анализировать отчёты

Чтобы оценить понимание, интересы и ожидания учеников, может быть полезным проанализировать уровни сложности вопросов.



Можно выделить четыре таких уровня для вопросов: Вопросы, запрашивающие фактическую информацию, могут

быть отнесены к «минимальному уровню»: например, «Что такое ……. .?».

Вопросы, запрашивающие сравнительную информацию, могут быть отнесены к «низкому уровню»: «Какая разница между ….. . И ……….?».

Концептуальные вопросы и вопросы, касающиеся экспериментов, проделанных на предыдущих уроках, можно отнести к «рабочему уровню»: «Как можно доказать, что ………?».

К «наивысшему уровню» можно отнести вопросы, требующие объяснений, которых не было раньше на уроках, и начинающиеся со слова «почему



Методика «Составление тестов»

Методика «составление тестов» – универсальная процедура. Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. В этом заключается основа данной процедуры, а вокруг нее выстраивается большое число переменных, которые могут иметь важное педагогическое значение. Эти переменные определяют, на каком этапе учебного процесса проводится тестирование, какие требования к объему и виду тестовых вопросов предъявляются, какие ответы на эти вопросы ожидаются, кого опрашивают и т.д. составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.

Задачи этой методики можно определить так:

Повысить качество выполнения домашнего задания.

Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, как следствие – подготовить учащихся к проверочной работе по теме.

Развивать критическое мышление.

строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.


Как организовать работу с методикой

Методика используется как элемент серии уроков.

Первый урок – получение домашнего задания и комментарии нему (3 минуты).

Второй урок – сбор домашнего задания, индивидуальные консультации по качеству вопросов (на перемене до или после урока), обсуждение собранных вопросов. Ребята имеют возможность знакомиться с вопросами одноклассников, сравнить разные по ложности и дизайну вопросы, определить наиболее интересные содержательные.

Третий урок – написание проверочной работы, разработанной а основе детских вопросов (10–12 минут). На этом же уроке и/или а следующем (четвертом) подводятся итоги проверочной работы, разбор ответов к вопросам, вызвавшим затруднение, и анализ критических замечаний к неудачным вопросам (5–12 минут). Это должны быть вопросы на понимание материала, а не механическое его воспроизведение. Вопросы могут быть сформулированы в тестовом виде, в таком случае к ним должны предлагаться несколько вариантов ответов. Самые простые вопросы такого плана имеют два варианта ответа: «верно-неверно» или «да-нет». Тестовые вопросы могут быть закрытой формы, тогда в качестве ответа будет число или словосочетание. Также можно использовать вопросы, требующие объяснения (начинаются со слова «почему?»). Впоследствии удачные вопросы будут включены в проверочную работу по данной теме. Тот, кто придумает больше хороших вопросов, будет лучше подготовлен к этой работе.

Как проводить оценивание

Критерии оценивания могут меняться по мере возрастания опытности учащихся в разработке вопросов. поначалу можно оценивать только то, подходит вопрос для включения в проверочную работу или нет. Впоследствии можно присваивать удачным вопросам различное количество баллов, в зависимости от их сложности или оригинальности. Шкалу оценки можно придумать вместе с учениками.

Пример такой шкалы:

1 балл – вопрос на фактическое знание по данной теме.

2 балла – вопрос на применение фактического знания по данной теме.

3 балла – вопрос, требующий приведения примера.

4 балла – вопрос, требующий объяснения, которого не было на уроках или в учебнике.

5 баллов – вопрос-задача, не слишком громоздкий в формулировке и не требующий дополнительных записей при решении.

1 балл может быть присужден за оригинальность каждому вопросу.


Карта оценки групповой презентации

Фамилия, имя: ___________________________________________

Дата: __________________

Группа, которую наблюдал: _______________________________

 Группа работала над темой

 презентация группы была интересной (голос, движение, взаимодействие, контакт с аудиторией)

 презентация была понятной и визуально ясной – она помогла мне лучше понять тему

 Все члены группы участвовали в презентации

 Все участники отнеслись к проекту серьезно

 Группа подробно и детально отвечала на вопросы

 презентация была содержательной (броское начало, детали в середине, хорошее заключение)

 я узнал новые вещи из презентации

 презентация хорошо отработана (без ошибок, каждый человек знает свою часть)

 Выступающие говорили ясно и громко, так что всем было слышно.








Форма отзыва о презентации

Ваше имя, фамилия: ______________________________________

имя, фамилия рецензируемого:

_________________________________________________________

название проекта: _______________________________________

Две похвалы работе:

__________________________________________________________

_________________________________________________________

Два предложения по работе:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

я не вполне согласен с тем, что ...

я хочу знать больше деталей о ...

Другие идеи и замечания:

__________________________________________________________


Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)

   Оцени, насколько хорошо ты (он) работал в группе: используй знаки:  «+ / –«   или оцени  работу на уроке (3, 2, 1,0 баллов)

 Самооценка

+/-

Взаимооценка

+/-

 Я  всегда активно участвовал во

всех заданиях группы (пары). 

 

Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары). 

 

 

Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу

 

Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.  

 

 Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.  

 

Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы

 

Я подавал группе правильные ответы. 

 

 Он давал группе правильные ответы. 

 

 

Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. 

 

 Он  работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. 

 

 Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим.   

 

Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим.  

 

Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними. 

 

Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.  

 








Лист самооценки ____________________________________

п\п

Критерии оценивания

Оценка

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Оцени свой вклад в работу группы. Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.

                                                                                                                           ___________________________________________                                                                                            

                                                                                           

                                                                                  




Лист самооценки творческого дела

Ф.И. ученик       ___________________

 

Необыкновенный результат, его будет  сложно повторить

 

 

Очень доволен, так как результат отличается от обычного

 

 

Доволен,  похоже на то, что делаю обычно

 

 

Цель достигнута,  но в следующий раз многое сделаю  иначе

 














Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике?»), обучить способам ее осуществления («как учиться?»).

Определенную роль в обучении играет оценка самостоятельной деятельности школьников. Мотивацией учения является не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за любое продвижение вперед, чувство удовольствия от преодоления препятствий. Достигнутый успех рождает у ученика веру в свои силы и побуждает его стремиться дальше, появляется потребность совершенствовать свои знания.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода. Результаты должны продемонстрировать сами дети в созданных для них условиях. Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себя людьми.

В своей педагогической деятельности применяю следующие формы учета достигнутых результатов: отметка, балльная система, самооценка. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.

На своих уроках применяю следующие виды самооценки:


1. Морской бой

Вид рабочего поля учащегося:



я всё понял


ответил

smile---surprise

не понял

Устный счет






Решение задачи на работу

128 (а)





Повторение темы «Округление чисел»





Математический диктант

( проверка по шаблону)






Итог урока






1. В начале урока учитель озвучивает основные этапы, на которых учащийся должен оценить свою работу (поставить знак или оценку в пустую клеточку).

2. В течение всего урока учащиеся анализируют и оценивают свою работу, заполняя рабочее поле самостоятельно.

3. При подведении итогов урока учитель выставляет оценки с учётом заполненных в таблице полей. Рабочая карта урока может применяться на занятиях любого типа. Целью использования данного приема является выработка у учащихся навыков самооценки на каждом этапе урока.

Анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым учеником и спланировать работу с ним, дает возможность учителю увидеть, что удалось, а чему следует уделить больше внимания в классе. Накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала.


2. «Человечки»

Данная карточка рассчитана на 5 уроков (по количеству уроков в изучаемой теме).

Учащиеся их пронумеровывают. И в конце каждого урока ученик оценивает свою работу на уроке - закрашивает человечка.
Есть он, усвоил тему урока - закрашивает человечка полностью; если частично – половину человечка, плохо – только ножки. Также можно проставить оценку человечку (за работу на уроке, математический диктант, самостоятельную работу).


people



3. «Дерево роста»

Данное дерево есть у каждого ученика.

Этот лист самооценки очень удобно использовать при изучении целой темы.

Например, «Обыкновенные дроби». На данную тему отведено по плану 34 часа.
Ежедневно ученик оценивает свою работу на уроке - закрашивает человечка.
Есть он, усвоил тему урока - закрашивает человечка полностью; если частично – половину человечка, плохо – только ножки.
И таким образом он движется к вершине ЗНАНИЙ.
А учителю легко проследить усвоение материала учеником на уроке.


человечки



















Таким образом, самооценка – гибкий инструмент, который учитель использует для управления учебной деятельностью. Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности, что удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня.


Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в среднем звене является актуальным в настоящее время.

Основные функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить)

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле учащегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки учащихся использую следующие формы на уроках русского языка и литературного чтения


1. «Лесенка успеха»

1-я ступенька: ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступенька: у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька: ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.


2. «Мои успехи»

Таблица состоит из двух колонок: в перовой колонке записаны следующие формулировки: Всё понял, могу этот материал объяснить другому. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь. Для полного понимания мне нужно повторить тему. Я ничего не понял. Во второй колонке - баллы за каждый результат.


Самооценка деятельности

Баллы

1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому.

5

2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.

4

3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.

3

4.Я ничего не понял.

2


3. «Терем успешности»

При изучении устного народного творчества уместно рисовать терем. Вспомнили сказку «Сивка-бурка», в которой герой должен был допрыгнуть до самого высокого этажа, чтобы поцеловать царевну. Так, учащиеся на уроке нарисовали терем (количество этажей от 3 до 5) и по окончании работы должны были отметить этаж (уровень знаний), которого им удалось достичь. При дальнейшем изучении произведений можно изменять терем на другой объект (например, при изучении басен И.А.Крылова – «Дерево успеха», сказок В.А. Жуковского и А.С. Пушкина - «Терем успешности»).

Виды самооценки:


  • Ретроспективная – самооценка ученика предшествует оценке учителя.


  • Рефлексивная – основой данной самооценки являются знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях.


  • Прогностическая – учащиеся оценивают себя с позиции «Справлюсь ли я с заданием?»


Приемы ретроспективной самооценки

«Говорящие рисунки»C:\Documents and Settings\Димон\Рабочий стол\1361637224.jpgC:\Documents and Settings\Димон\Рабочий стол\108491145_large_3a.pngC:\Documents and Settings\Димон\Рабочий стол\321205_cute-cartoon-ВС-облака-вектора-небе.jpg












«Индивидуальная самооценка»


– Что тебе нужно было сделать?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.


«Оценочные суждения»

  1. Справился отлично, не допустил ни одной ошибки, изложил логично, полно, привлек дополнительный материал.

  2. Справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос, самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения, видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки, не успел их исправить, в следующий раз надо поискать еще более удобный способ решения.

  3. Выполнил наиболее важные требования, знает основу, понимает суть, однако не все учел, переставил местами логические звенья и т.д.

  4. Выполнил все эти требования, осталось поработать вот над этим….


Приемы рефлексивной оценки

«Незаконченное предложение»

Я знаю…

Я понимаю…

Я научился…

Мне легко…

Мне сложно…

Осталось непонятным…




«Кто сможет?»

Учитель говорит задание и спрашивает «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность.


Представлены 3 вида карточек: На «5», «4» и «3». Ребята выбирают то задание, которое, по собственной оценке, смогут выполнить.



Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Формирование адекватной самооценки:

«Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй другое лицо.

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

«Волшебные линеечки» (Г.А. Цукерман)

«Волшебные линеечки» являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает внешне измерительный прибор.

Такая система оценивания:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

Памятка для учителя

Любые действия должны быть осмысленными.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

Задачи, которые мы ставим перед учеником, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, то есть они должны быть значимы для него.


Мастер-класс на тему "Использование методов самооценивания как способ развития самостоятельности учащихся"
  • Начальные классы
Описание:

Развитие способностей учащихся к самостоятельной оценке результатов своей деятельности позволяет им оценить собственные успехи в той или иной деятельности, а также определить возможные действия по их улучшению. Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса.

Развитие способностей учащихся к самостоятельной оценке результатов своей деятельности позволяет им оценить собственные успехи в той или иной деятельности, а также определить возможные действия по их улучшению.

Основная цель введения элементов формирующего оценивания – это трансформация того, как учатся дети: мы это делаем для того, чтобы максимально усилить включённость учеников в учебную активность, во все учебные работы, принципиально изменить их роль в учебном процессе. Мы хотим, чтобы ученики чувствовали и осознавали себя всё более ответственными за то, как они учатся, к каким результатам приходят и были уверены в том, добьются прогресса благодаря своим усилиям. Это центральный пункт. То есть мы, прежде всего, делаем акцент на учении и используем оценочные инструменты для того, чтобы поддерживать учение, улучшать его. Это не вопрос быстрых эффектов, надо рассчитывать на долговременную ежедневную работу.

При использовании формирующего оценивания убедитесь, что обратная связь налажена. Ученики должны знать, какую информацию получил учитель и как он вместе с ними может ее использовать для улучшения учебного процесса.

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. При этом следует отметить, что «…термин оценивание относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения».

В разделе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» указывается, что «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Автор Казымова Марина Сергеевна
Дата добавления 02.02.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1536
Номер материала MA-064390
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓