Главная / Физика / Мастер класс "Развитие диалога. Формы работы в классе"

Мастер класс "Развитие диалога. Формы работы в классе"


РАЗВИТИЕ ДИАЛОГА. ФОРМЫ РАБОТЫ В КЛАССЕ


Цель: Поделиться собственным опытом в построении диалога на уроках физики и показать пример развития коммуникационной атмосферы в классе.

Задачи:

1) Активизировать работу каждого педагога;

2) Построить диалог;

3) Побудить участников методической мастерской к глубокому анализу своейдеятельности на уроках физики в развитии диалога в классе.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, маркеры, ватман, листки бумаги.

План:

1. Создание коллаборативной среды.

2. Самопрезентация

3. Краткий доклад по теме «Развитие диалога. Формы работы в классе»

4. Деление на группы. Знакомство.

5. Формы работы в классе. Физминутка.

6. Рефлексия.

7. Заключение.

Ход мастер – класса


1. Создание коллаборативной среды.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: – Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро длится до вечера.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Давайте поприветствуем друг друга следующим образом. «Приветствие-комплимент», каждый участник высказывает слова приветствия и похвалу в адрес другого. Например: «Привет! Я рад тебя видеть, ты выглядишь великолепно!», «Привет! У тебя красивые глаза!» и т.д.


2. Самопрезентация

Меня зовут Федица Андрей Васильевич. Я учитель физики и информатики, Булаевской средней школы №2, района Магжана Жумабаева.Моя методическая тема:"Активизация познавательной деятельности на уроках физики, посредствам решения задач". В 2013-2014 учебном году я прошёл третий(базовый) уровень по Программе. Внедряю идеи Программы в свою работу. Выступаю с докладами на заседаниях МО, педсовете, провожу открытые уроки на семинарах учителей. Также провожу в школе факультативы по радиотехнике, и прикладные курсы «Интерактивные лабораторные работы» при помощи компьютеров. В свободное время занимаюсь компьютерным моделирование.


3.Краткий доклад по теме «Развитие диалога. Формы работы в классе»

Новое образование требует новые подходы, причём такие, которые способны изменить не только теоретические аспекты образовательного процесса, но и практическую направленность и деятельность на уроках. Мы имеем большой запас знаний, каждый в своей области, но этот запас иногда понятен только нам, и применяется для себя – в лучшем случае для отдельных учеников. В современной жизни и образовании необходимо найти такие методы и подходы, чтобы наши знания и умения могли получить и применить абсолютно все учащиеся.

Учителю нельзя стоять на месте и использовать из года в год одни и те же формы работы, он должен обновляться, совершенствоваться, изучать более эффективные технологии. Обычно для экономии времени или других факторов, мы используем в основном монолог, говорим много: диктуем, читаем, рассказываем – учащиеся же, кто слушает, кто просто без всякого интереса смотрит, при этом процент усвоения информации очень мал. Так что нужно повышать самостоятельность учащихся, использовать больше диалога, ролевых игр, тренингов, создание проблемной ситуации.

Учить нужно так, чтобы у ребёнка появился интерес и желание получать знания. Только совместное решение всех задач на уроке будем создавать успешность. Работа на занятиях должна быть интерактивная, то есть учащиеся взаимодействуют друг с другом и с учителем, не нужно выделять одного доминирующего ребёнка, который за всех выдаёт идеи и работает за всю группу. Группы работают совместно, и предложение каждого члена выслушивается, оценивается его вес, обрабатывается и при этом учащиеся общаются, использую диалог.

Диалог (греч. dialogos — первоначальное значение — разговор между двумя лицами) - словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками.

4. Деление на группы. Знакомство.

На занятиях по физике, особенно в среднем звене, для лучшего развития речи, обучение диалогу происходит на всех этапах. Начиная с организационного момента, диалог присутствует в основном между учителем и учеником. Это способствует лучшему усвоению материала урока, поднятию эмоционального настроя и улучшения коммуникационной атмосферы в классе.

Чтобы сегодня поработать плодотворно, необходимо нам всем познакомиться. Представьте что каждый из вас кандидат в закрытый клуб. С традициями только для избранных. Не каждого возьмут. В группе по два человека, каждый рассказывает о себе. Затем вам необходимо составить об вашем напарнике «Рекомендацию» на принятие в клуб. (ФИО ....... В своей жизни сделал .... Рекомендую принять его в клуб.)

В школе же диалог в начале урока может быть следующий:

- Как твоё настроение?

- Хорошее.

- Поздоровайся с другом.

- Добрый день.

- Как ты думаешь, чем будешь сегодня заниматься?

- Я буду говорить, слушать, писать и решать.

Очень часто диалог в начале урока необходим для организации учебной деятельности, получения информации о количественном составе учащихся или других данных:

- Кто сегодня дежурный?

- Я дежурный.

- Кто отсутствует?

- Петров.

- Собери тетради с домашней работай и раздай тетради для самостоятельной работы.

5. Формы работы в классе.

В зависимости от формы урока диалог можно построить любым образом, удобным для учителя. Началом урока может служить создание проблемной ситуации – побуждение к действию. При этом ученикам не выдаются готовые знания, не даётся тема урока, им нужно самим её определить. Рассмотрим пример урока в 7 классе по теме «Плотность вещества».

Урок у нас не совсем обычный, его тема недописана (на доске слайд с темой урока). Для того чтобы узнать её, необходимо заполнить таблицу (у каждого на рабочем столе находятся таблицы). Работая в группе, нужно ответить на вопросы и записать ответы в столбик, слово из первых буквы и будет темой урока.

П

р

и

р

о

д

а






Л

у

н

а









О

т

н

о

с

и

т

е

л

ь

н

о

Т

о

ч

к

а








Н

а

у

к

а








О

т

с

ч

ё

т

а






С

о

л

н

ц

е







Т

у

м

а

н








Ь












  1. Все объекты окружающего нас мира.

  2. Спутник Земли.

  3. Любое механическое движение ...

  4. Материальная ...

  5. Физика – это ... о природе.

  6. Точка от которой начинают измерять, двигаться или считать.

  7. Самая ближайшая к нам звезда.

  8. Утром над водой поднимается....

Посмотрев на слайд или доску, проверьте свои результаты и назовите тему урока.

Учащиеся стараются не только правильно заполнить таблицу, но и возникает чувство соперничества, кто быстрее, кто вперёд. Обсуждение разрешено только в парах, чтобы не было большого шума и не списывали друг у друга.

Теперь необходимо разделиться на группы. Заранее вам были даны цветные листочки бумаги, сядем по одинаковым цветам.

Далее ставится вновь проблема, (работа идёт уже в группах), которая решается в ходе всего урока, но для начала можно выслушать мнение учащихся, причём свои ответы они представляют в виде кластера. К примеру: Необходимо определить массу постамента, на котором стоит памятникКак определим его массу? Учащиеся предлагают и распилить его на кусочки, взвесить каждый, взвесить опилки тоже; взять большие весы, даже предложили просто наугад сказать массу, кто будет проверять. Информация не сообщается непосредственно, учащиеся обучаются свободно оперировать приобретенными ранее знаниями, они начинают критически думать. (Вопрос для слушателей: сказка про Вини-Пуха. Как достать мёд из дупла с пчёлами? Пожалуйста с помощью плакатов и фломастеров, разработайте рационализаторское предложение, для того, чтобы помочь Винни-Пуху достать мёд.). Оценивание постеров.(«Две звезды и желание» оценивают группой, выделяют, что было положительного, и что они хотели бы порекомендовать.)Причём критерии оценивания будут следующие:


Оформление

Новизна

Доступность





Физминутка

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.


Чтобы повысить внимательность и интерес к уроку можно провести уроки-ловушки, либо игру «Перевёртыш». Перед уроком предупреждаю учеников, то «я сегодня плохо спал, у меня болит голова, и я буду, возможно, сегодня ошибаться. Будьте внимательны, и, пожалуйста, контролируйте меня». На протяжении всего урока делаю ошибки (на одну и ту же тему), но только дети имеют право меня поправить. Ученики стараются чуть ли не в каждом слове найти ошибки, но принимаются лишь правильные ответы, при этом они прислушиваются ко всему, правда говорить во время урока необходимо медленно, чтобы последние успели заметить ошибки. Такой приём не применяю очень часто, чтобы не снизить интерес.

Пример: масса измеряется в килограммах, а вес в ньютонах (ученики часто путают эти величины и единицы измерения) – на протяжении всего урока меняю местами единицы измерения, ребята каждый раз поправляют меня, причём работают даже учащиеся со слабой мотивацией.

А с вами мы сыграем и немного развлечёмся в игру «Перевёртыши».

Названия литературных произведений:

  1. Байка про живую царицу, но про 12 слабаков («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  2. Сантиметровик («Дюймовочка»)

  3. Салатовый огород («Вишневый сад»)

  4. Напрямик тенью за 10 ночей («Вокруг света за 80 дней»)

  5. Барашек-прямоспинка («Конек-горбунок»)

  6. Недоперчил («Пересолил»)

Известные строчки:

  1. Лето! Помещик приуныл (Зима!Крестьянин, торжествуя...)

  2. Четыре юноши в дверях ковали рано утречком (Три девицы под окном пряли поздно вечерком)

  3. Твоя тетя почти лживых исключений… (Мой дядя самых честных правил..)

  4. Господин принимал на грудь раскладушку, рюкзак, косметичку (Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж…)

  5. Злой волшебник Черномор, я на травке постою (Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит)

  6. Ползет жучок, вибрирует… (Идет бычок качается…)

  7. Корову как-то черт попутал батоном колбасы (Вороне где-то бог послал кусочек сыра…)

Можно также применить работу «ученик-ученик». Предлагаю ученикам найти ошибки, допущенные им при записи задач с решениями на доске или на карточках. Ребята работают в постоянных парах, обмениваясь мнениями и пытаясь прийти к общему решению, которое затем обсуждается классом, либо в группах, иногда к одной задаче находят два или три решения.

Для изучения нового материала применяется методика «Взаимопередача тем».

Класс делится на группы по 4-5 учащихсяили количество групп зависит от количества предлагаемых текстов и объёма материала. Каждой группе выдается несколько фрагментов текста из учебника или дополнительный материал. Каждый ученик должен прочитать свой отрывок и выделить в нем главные мысли. Ребята соединяют свои отрывки, пересказывая, и получают единый текст, передавая друг другу содержание своих частей. Используя основные мысли, выделенные каждым учеником в своем абзаце, группа составляет новый текст. Тексты озвучиваются представителями групп для всего класса. Таким образом, каждый ученик за урок знакомится с содержанием нескольких текстов и получает большой объем информации.

Во-первых такая форма даёт возможность работать абсолютно всем ученикам в группе, развивают самостоятельность, умение говорить, обсуждать, выделять главное и конечно же слушать других.Во-вторых экономит время по изучению материала, особенно если он объёмный, ведь в тексте может быть много второстепенного материала.

С вами тоже поработаем в такой форме. Только пересказывать будем сказку.


1. Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками.

Даже имена были у них похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.

Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах.

Но вот наступила осень.

2. Солнце уже не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом.

Пора нам подумать о зиме, — сказал как-то Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. — Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей.

Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее в последние теплые дни гулять и прыгать по лугу, чем рыть землю и таскать камни.

3. — Успеется! До зимы еще далеко. Мы еще погуляем, — сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову.

Когда нужно будет, я сам построю себе дом, — сказал Нуф-Нуф и лег в лужу.

Я тоже, — добавил Ниф-Ниф.

Ну, как хотите. Тогда я буду один строить себе дом, — сказал Наф-Наф. — Я не буду вас дожидаться.

4. С каждым днем становилось все холоднее и холоднее. Но Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не торопились. Им и думать не хотелось о работе. Они бездельничали с утра до вечера. Они только и делали, что играли в свои поросячьи игры, прыгали и кувыркались.

1. — Сегодня мы еще погуляем, — говорили они, — а завтра с утра возьмемся за дело.

Но и на следующий день они говорили то же самое.

И только тогда, когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья взялись наконец за работу.


2. Ниф-Ниф решил, что проще и скорее всего смастерить дом из соломы. Ни с кем не посоветовавшись, он так и сделал. Уже к вечеру его хижина была готова.

Ниф-Ниф положил на крышу последнюю соломинку и, очень довольный своим домом, весело запел: 
Хоть полсвета обойдешь, 
Обойдешь, обойдешь, 
Лучше дома не найдешь, 
Не найдешь, не найдешь!


3. Напевая эту песенку, он направился к Нуф-Нуфу.

Нуф-Нуф невдалеке тоже строил себе домик.

Он старался скорее покончить с этим скучным и неинтересным делом. Сначала, так же как и брат, он хотел построить себе дом из соломы. Но потом решил, что в таком доме зимой будет очень холодно. Дом будет прочнее и теплее, если его построить из веток и тонких прутьев. Так он и сделал.


4. Он вбил в землю колья, переплел их прутьями, на крышу навалил сухих листьев, и к вечеру дом был готов.

Нуф-Нуф с гордостью обошел его несколько раз кругом и запел:

У меня хороший дом, 
Новый дом, прочный дом. 
Мне не страшен дождь и гром,
Дождь и гром, дождь и гром!

Не успел он закончить песенку, как из-за куста выбежал Ниф-Ниф.

1. — Ну вот и твой дом готов! — сказал Ниф-Ниф брату. — Я говорил, что мы быстро справимся с этим делом! Теперь мы свободны и можем делать все, что нам вздумается!

Пойдем к Наф-Нафу и посмотрим, какой он себе выстроил дом! — сказал Нуф-Нуф. — Что-то мы его давно не видели!

Пойдем, посмотрим! — согласился Ниф-Ниф.

2. И оба брата, очень довольные тем, что им ни о чем не нужно заботиться, скрылись за кустами.

Наф-Наф вот уже несколько дней был занят постройкой. Он натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе надежный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза.

3. Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться.

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф застали брата за работой.

Что ты строишь? — в один голос закричали удивленныеНиф-Ниф и Нуф-Нуф. — Что это, дом для поросенка или крепость?

4. — Дом поросенка должен быть крепостью! — спокойно ответил им Наф-Наф, продолжая работать.

Не собираешься ли ты с кем-нибудь воевать? — весело прохрюкал Ниф-Ниф и подмигнул Нуф-Нуфу.

И оба брата так развеселились, что их визг и хрюканье разнеслись далеко по лужайке.


В старших класса при закреплении материала или подготовке к контрольной, самостоятельной работе проводятся уроки с использованием работы в парах или группах постоянного состава.

Учащимся предварительно предлагается прорешать задачи не из учебника, из сборника задач, либо делаю задания на листах, где 20-30 задач. Задания при этом распределены по трем уровням сложности, поэтому каждый ребенок определяет для себя свои возможности и может постоянно совершенствоваться, переходя на более сложный уровень. Ребята могут выполнять задание в специальной тетради, которая некоторым понадобиться при подготовке к экзаменам. На уроке ученики, сидящие за одной партой, проверяют друг у друга выполненное задание. Смотрят и разбирают те примеры, которые они не решали, а решал их сосед. Также работают и в группах. Если у группы не осталось нерешенных примеров, то они пытаются решить сложное задание, которое сами находят, потом следующее и т.д. Самые сложные задач (от разных групп разные) представители решают на доске, с объяснением (или с вопросом) и весь класс записывает, обсуждает. Если ученики справились с предложенным заданием, и у них не возникло дополнительных вопросов, то можно проводить контрольную работу.


6. Рефлексия.

На слайдемишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.


Image2445

7. Заключение.

Цель современного учителя дать учащимся новые сведения из большого количества источников. Диалоговое общение, приводит к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Диалог помогает учащимся научиться критически мыслить, решать сложные задачи, анализировать информацию, принимать правильные решения, дискуссировать, общаться. Ученики работают и в парах, и в группах и индивидуально, на практических работах проводятся исследовательские проекты, работаю с интернетом и другими дополнительными источниками информации. Учитель должен не просто давать готовые знания или идеи, а направлять ученика, чтобы эти знания он добывал сам. Сам работал над своим образованием, сам прогрессировал, сам достигал и постигал.

Мне нравится работать по новым технологиям, но самое главное детям нравится работать, причём результат этой работы налицо.

Мастер класс "Развитие диалога. Формы работы в классе"
  • Физика
Описание:

Мастер-класс "Развитие диалога. Формы работы в классе" показывает, что на уроках физики применение диалога имеет огромное значение: во-первых повышает интерес к предмету, во-вторых развивает словесно-речевой аппарат, в-третьих повышается качество и успеваемость.

В разработке даны примеры некоторых приёмов, которые применялись на уроках не только физики, но и других предметов естественно-математического направление. Материал разделён таким образом, что даны примеры применения диалога на всех этапах урока, начиная с создания положительного психологического настроя, до рефлексии. Причём рефлексия имеет немаловажное значение, она показывает, оценивает урок, даёт почву для размышления. 

Применяя многие методы диалогового общения действительно дали положительные результаты на уроках: в особенности общение ученик-ученик или ученик-учитель.

Автор Федица Андрей Васильевич
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Другое
Просмотров 783
Номер материала 3661
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓