«Повышение
эффективности подготовки к ЕГЭ через создание учащимися пособий по предмету при
обобщении и систематизации материала»
Уважаемые коллеги,
я рада приветствовать вас на своем мастер-классе. Надеюсь, что каждый из вас
возьмет для себя что-нибудь полезное, и с вашей стороны жду сотрудничества.
Свое выступление
хочу начать с сказки, которая непосредственно связана с темой моего мастер
класса.
Мне снится
страшный сон:
Я погрузился в
непонятность, унисон,
Я по лесу
хожу-брожу,
Найти выход,
выйти всё спешу...
Но, вдруг, вижу
вот такую вот картину:
Забор, избушку,
лапы, паутину.
Избушка на курьих
ножках, вся скрипя,
Стоит и смотрит
на меня...
Я подошёл к
скрипучим воротам,
Хотел уж было
постучать, а там
За стенкой голос
:"Паспорт предъявите,-
Я отдал
документ,- Минуточку... Входите!"
Захожу, а там
охраны пост,
И тут, вдруг,
задаю вопрос:
-Простите, куда
же я попал? Я где?
-Вы, милый
человек, попали к бабушке ЕГЭ...
-Но как? К ЕГЭ?
Осталось ведь пол года!!!
-К ЕГЭ, к ЕГЭ,
мобилу на стол и всё - ни слова!
-Но, всё же,
как-то слишком рано!
-Сейчас же
пробник. А ты иди, не стой бараном!
И паспорт свой ты
не забудь!
Иди к ЕГЭ..!
Скорее в путь..!
И вот, стою я в
комнатушке,
На нервах, как
ниточка в чужой катушке.
Меня посадили за
дубовый стол,
Зажгли лучину,
дали гелевое перо...
Бланк давно
заждался на столе,
Я отвечаю на
вопросы в кромешной тишине...
-Министр финансов
конца XIX века?
-Кто же он..! А!
Витте! Я вспомнил человека!
-Название
трудоголиков движенье
При индустриализационном
положении?
-Гм... Кто эти
архаровцы?
Помоему
"стахановцы"...
-Когда началась
первая в России революция?
-И всё... у бабы
ЕГЭ на блюдце я...
Я уже варюсь,
пекусь и жарюсь...
И, наконец-то
просыпаюсь!!!
Урра!!! Я жив!!!
Я на коне!!!
И вдруг я вспоминаю: сегодня же ЕГЭ...
Что же такое ЕГЭ? Всем прекрасно известно, как
расшифровываются эти три буквы. Единый государственный экзамен - централизованно
проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах
и лицеях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным
экзаменом в вузы и ссузы.
Но последнее десятилетие слово ЕГЭ наводит страх не
только на учеников, но и на родителей и даже учителей.
Буквально перед отъездом попросила своих учеников
ответить на вопрос « как они относятся к ЕГЭ?»
Ответ
ученики дали в виде видеоролика.
(ролик)
Следовательно,
перед нами учителями-предметниками встает важная задача «как помочь выпускнику
набрать те заветные баллы, которые решат его судьбу»
Сегодня грех
жаловаться на нехватку метод литературы, КИМов, пособьи-репетиторв или тестовых
заданий, но подготовка по ним не дают тех нужных высоких баллов.
И я как учитель с
первых дней своей пед.деятельности столкнувшаяся с экспериментом введения ЕГЭ
имею свою систему по подготовке к единым экзаменам. И мне бы хотелось показать
один из приемов обобщения, закрепления и подготовки к ЕГЭ.
Тема моего мастер – класса «Повышение
эффективности подготовки к ЕГЭ через создание учащимися пособий по предмету при
обобщении и систематизации материала»
После изучения
определенной темы или раздела ученикам предлагается самим создать пособие по
подготовке к ЕГЭ. Ученики получают рабочие, информационные листы и заполняют
теоретическую и практическую часть пособия. В теоретической части учащиеся
опираясь на информационный лист составляют самостоятельно опорный конспект в
виде тезисов, таблицы, диаграммы, гистограммы или схемы. В практической части
учащиеся опять же опираясь на информационный лист самостоятельно составляют тестовые
задания части А,В,С.
После заполнения практической и теоретической части мы
объединяем их, что составит один из параграфов пособия.
Т.о Ученики
готовят сами себе справочный материал, обобщая и систематизируя, устанавливая
логические взаимосвязи, фиксируя и интерпретируя понятным для себя образом. При
этом, «навязывание» деятельности извне сводится к минимуму. Материал
усваивается без особого напряжения, а дети получают эстетическое и моральное
удовлетворение.
Предлагаю вам попробовать на практике.
1 группа имея на
руках информационный лист, заполняют теоретическую часть.
2 группа –
практическую часть
Когда работа завершена мы объединяем практическую и
теоретическую часть, что составит один из параграфов пособия.
. Итак, к
концу учебного года у каждого ученика есть собственное пособие для подготовки к
экзамену, которое он знает вдоль и поперёк.
При работе с пособием принципиально важны:
- опора на теоретический материал.
- основная доля отводится
практическому содержанию.
- единый алгоритм для работы учеников.
- упорядочивание практической
информации в виде таблиц, схем ,диаграмм и т.д
- блоковое изложение учебного
материала.
- открытость контрольных вопросов и
задач для учеников.
- коррекция знаний и исправление
ошибок учеников.
- использование вариантов ЕГЭ предыдущих
лет.
Что в итоге?
1. Высокая
степень самостоятельности и активности учащихся.
2. Усвоение
материала на конструктивном уровне с ориентацией учеников на уровень
творчества.
3. Перенос
акцента в обучении с преподавания на учение.
В рамках технологии проектного обучения работа по составлению
пособия с учениками помогает учителю учить всех учеников, преодолевая сложность
предмета, трудности обучения и учения и подвести их к успешной сдаче ЕГЭ по предмету,
развить их индивидуальные способности. Приведу данные из опыта работы:
Учебный год
|
Количество
экзаменуемых
|
Успеваемость
Качество ЗУН
|
2010-2011
|
79
|
96% 38%
|
2011-2012
|
22
|
100% 47%
|
2012-2013
|
21
|
100% 95%
|
В
конце своего мастер- класса хотелось бы вернуться к известной китайской
пословице, которая в полной мере раскрывает сущность проектной деятельности
Скажи
мне - я забуду
Покажи
мне – я могу запомнить
Позволь
мне сделать самому и это станет моим навсегда!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.