Мастер – класс «Выполнение новогодней
открытки в технике квиллинг»
Группа:
204. 304
Специальность: 050146 Преподавание
в начальных классах Цель: трансляция
опыта по использованию техники
квиллинга Задачи
мастер-класса: познакомить участников мастер-класса с квиллингом –
бумажной филигранью; создать условия для проектирования и изготовления
оригинального продукта каждым участником мастер-класса; обеспечить возможность
для творческого самовыражения участникам мастер-класса: воспитывать у участников мастер-класса качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов
труда, умение слушать, коммуникабельность, активность, умение работать в
коллективе. Форма
работы: индивидуальная и групповая деятельность
участников мастер-класса. Техника: бумажная филигрань -
квиллинг.
Время работы: 1 час. 30 минут
Структура
мастер-класса:
1.
Организационный момент
2.
Самоопределение
участников в деятельности
3.
Актуализация
знаний
4.
Целеполагание
5.
Теоретические
аспекты проблем из истории квиллинга
6.
Проектирование.
Совместная работа участников мастер-класса
7.
Презентация
продуктов творческой деятельности
8.
Рефлексия
Оборудование:
электронная презентация: «Удивительное путешествие в мир
квиллинга»; материалы для мастер-класса; новогодние открытки в технике
квиллинга.
Ход
мастер-класса
1. Организационный
момент
Эмоциональный настрой. Посмотрите
вокруг, друг на друга, гостей, улыбнитесь и с таким хорошим настроением мы
начнём мастер-класс.
На
экране текст
эпиграфа.
Говорю эпиграф: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я
запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». Так
гласит китайская мудрость.
2.
Самоопределение
в деятельности участников мастер-класса
Показываю образцы
работ, выполненных в традиционных традициях и в технике квиллинг.
Какие бы предметы,
аксессуары вы бы выбрали для себя? (Для себя, мы выбрали бы работы в
технике квиллинг. Данные предметы, аксессуары необычные)
Вам, наверное
надоело видеть вокруг шаблонные предметы, аксессуары, сумки, рамочки,
открытки и каждому хочется создать что-то новое, своими
руками.
3.
Актуализация
знаний
Что вы
знаете о технике Квиллинг?
Квиллинг – искусство бумагокручения, один из видов декоративно –
прикладного искусства. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки, шила
или простой зубочистки скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в
самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные
композиции.
Что умеете
делать в технике квиллинг?
(Умеем делать
базовые формы квиллинга, создавали таблицы с базовыми формами)
Вы научились
выполнять на уроках базовые элементы для квиллинга, сворачиваем, прищипываем -
используя свою фантазию. Сами придумывали новые элементы квиллинга,
создали таблицы с базовыми формами, разработали форму открытки, подготовили фон
для новогодней открытки.
А, что ещё
не умеете и желаете научиться?
Создание
новогодних открыток в технике квиллинг.
4. Целеполагание
Вот то, чему вы
хотите научиться, и будет целью вашей деятельности в рамках мастер-класса.
Цель: «Выполнение
новогодней открытки в технике квиллинг»
5.
Теоретические аспекты проблем из истории квиллинга
Показ
электронной презентации: «Удивительное путешествие в мир
квиллинга» Квиллинг – искусство бумагокручения, один из
видов декоративно – прикладного искусства. Узкие и длинные полоски бумаги с
помощью иголки, шила или простой зубочистки скручиваются в спирали, которые
затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно составить
плоскостные или объемные композиции.
Квиллинг – на английском языке это рукоделие называется
«quilling» — от слова «quill» и переводится как «птичье перо». Именно
птичье перо сыграло большую роль в развитии квиллинга и создании шедевров из
бумаги: чтобы получить тонкую спираль для композиции, длинные полоски бумаги
накручивались как раз на него. Как
и когда возник квиллинг? Версия – Восток. История
квиллинга довольно необычна. Это искусство переходило от запада к востоку и
обратно, обогащаясь национальными особенностями разных культур. Вполне
возможно и то, что появление квиллинга относится к разным культурам. Хотя
происхождение квиллинга нигде не зарегистрировано, некоторые считают, что
этот вид искусства появился сразу после изобретения бумаги в Китае в 105 году
нашей эры. Другие источники полагают, что этот вид искусства существовал в
древнем Египте. Очевидно одно – у квиллинга богатая история. Считается,
что в 300-ых и 400-ых годах серебряными и золотыми полосками украшали колонны и
вазы, а также используя эту технику, создавали прекрасные ювелирные украшения.
К 1200-ым годам этот вид искусства был очень популярен. В Корее
бумагокручения приобрело характерные, присущие искусству Востока
качества. Каждая работа восточного мастера может требовать огромного времени на
изготовление, отличаться величайшей тщательностью, тонкостью и состоять из
сотен мельчайших деталей, объединенных в одну совершенную композицию. В
Корее квиллинг входит даже в школьную программу, а так же считаться видом
национального искусства. Как и когда
возник квиллинг? Версия – Запад.
В
Европе искусство бумагокручения возникло в эпоху ренессанса, в конце XIV —
начале XVI века. Создавать миниатюрные украшения из позолоченной бумаги,
которую частенько вырезали из позолоченных полей книг, научились монахини
в католических итальянских и французских монастырях. Вполне возможно!
Ведь таинственный и неспешный мир средневековых монастырей вполне располагал к
несуетной работе во Славу Божию. Монахини украшали при помощи квиллинга
книжные обложки и предметы религиозного культа. При близком рассмотрении эти
миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены
из тонких золотых полосок.
К
сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от
средневековых шедевров. Однако в Англии, в музее Виктории и Альберта в Лондоне
хранятся многие творения принцессы Елизаветы, которая всерьёз увлекалась
искусством квиллинга.
В
XVIII веке филигранное кружево из бумаги стало популярно в Европе, в те времена
девушки обучались рукоделию в специальных школах, это было одно из немногих
занятий позволительное женщинам из высших слоев общества. Почему – именно из
«высших»? – Вполне понятно, что качественная разноцветная бумага была когда-то
весьма дорогостоящим материалом, свободно использовать которую мог только
привилегированный класс.
В XIX
веке это уже было любимым дамским развлечением. Украшения из квиллинга
применялись повсеместно: на шкафах и стойках, кошельках, дамских
принадлежностях, картинах и рамах, корзинах, гербах и винных бочках. Квиллинг
очень активно применялся и в украшении мебели, некоторая мебель изготавливалась
со специальными углублениями в лицевых панелях под бумажное кружево. Так же
квиллинг использовался в сочетании с вышивкой, живописью и другими видами
искусства. Но большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого
столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
Техника
квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького
инструмента, называемого «катушка», бумажных полосок шириной несколько миллиметров.
Нам поступил заказ
– на изготовление новогодних открыток в технике квиллинг для детей центра
«Надежда»
Включаю видео из центра «Надежда» Что мы можем сделать для
детей?
У Вас есть
варианты?
(Мы можем сделать своими руками подарки, сувениры,
открытки.) Я
с вами согласна. Мне понравился вариант
открыток.
Давайте выполним новогодние открытки, ведь дети пригласили нас на Новогодний
праздник, а он уже приближается.
Скажите, что нужно для создания новогодних, необычных
открыток? (бумажные
полоски разных цветов шириной 5-7 мм, картон, цветная фото - бумага (формат
А4), картон, клей, блёстки, кисточки, ножницы, линейки, зубочистки) Назовите технику
безопасности при работе с ножницами, при работе с
клеем? (озвучивают технику безопасности работы с ножницами, клеем)
Правильно
и это вы должны учитывать при выполнении
открыток. Как
говорится перед большим перевалом – небольшой отдых, а у нас перед большой,
творческой работой -
физкультминутка.
Показ упражнений студентом (физкультминутка) А сейчас я
приглашаю Вас в удивительное путешествие в мир квиллинга. Бумажная
филигрань - создаёт большие возможности для творчества. Это простой вид
рукоделия, не требующий больших затрат и доступный
каждому.
Желаете создать новогодние открытки в технике квиллинг, как это сделала
я? (Да, желаем создать новогодние
открытки в технике квиллинг)
Приступаем к
деятельности.
Показ приёмов работы Основная
техника выполнения
квиллинга.
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга
свивается в плотную спираль. Мастера восточной школы предпочитают выполнять
закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой
иглы и пробки. Мы в своей работе используем зубочистки. Сформировав сердцевину
спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для
квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев
почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать
усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в
диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего
бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется
необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея.
Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего
существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остаётся тем же:
сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию. Вы сами можете придумать
новые элементы квиллинга.
Все секреты и приёмы для получения самых
разнообразных форм, используемых в квиллинге, от фантазийных до строго геометрических,
почти всегда начинаются с простых круговых форм. Вот этот плотный кружочек
скрученный из полоски бумаги называется ролом, а уже из ролов делаются основные
формы элементов квиллинга. Вот некоторые из них,
которые чаще всего встречаются при работе в этой технике.
На
столах таблицы.
Показ основных форм квиллинга:
·
тугой ролл - скрутите ленту и
приклейте кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы лента не раскрутилась;
·
свободная спираль - скрутите
ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дайте ей
раскрутиться;
·
капля - сделайте свободную
спираль и сожмите её с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли;
·
изогнутая капля - сделайте
каплю и загните её уголок;
·
глаз - сделайте свободную
спираль и сожмите противоположные стороны, придав ей форму глаза:
·
лист - сделайте свободную
спираль и сожмите её в виде глаза и загните уголки в разные стороны;
·
ромб -
сделайте глаз и сожмите оба уголка, чтобы
придать заготовке форму ромба;
·
треугольник - сделайте
свободную спираль и сожмите её в трёх местах, чтобы получился треугольник.
6.
Проектирование. Совместная работа участников мастер-класса
С
помощью этих приёмов Вы сможете создать необыкновенные новогодние открытки - до
самых изысканных проектов. Сделаете интересным досуг своих детей, научите их
мыслить, говорить и работать руками. А сейчас мы с Вами попробуем
спроектировать новогодние открытки, используя основные формы квиллинга. Сначала
Вам необходимо будет подготовить ролы, придать им нужную форму, и сделать
необходимое количество деталей. Затем Вам нужно будет составить эскиз на бумаге
и приклеить детали на картон или фото - бумагу с помощью клея ПВА, используя
для клея кисточки. Удачи Вам,
вдохновения, полета
фантазии.
Раздаю списки детей центра «Надежда» (студенты берут полоску с фамилией и
именем
детей)
Показ на экране физкультминутки для глаз. (Привлекаю внимание на выполнение физкультминутки для
глаз)
6. Презентация продуктов творческой деятельности. Показ и анализ
своей деятельности у
доски.
7. Рефлексия. Что нового узнали? Чему научились на мастер-классе? (заполнение
карт самодиагностики участниками мастер-класса) звучит новогодняя музыка
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.