Мастер
– класс: «Удивительное рядом» – 6 класс
Цель:
показать развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся через
создание проблемных ситуаций на занятии научного общества.
Задачи:
- Помочь учащимся видеть тайны
окружающих явлений, объяснять их, используя при этом методы физической
науки.
·
Развивать умение наблюдать, видеть проблему,
добывать знания, понимать, соотносить свою точку зрения с мнением других.
- Дать возможность на практике понять
физические законы, изучаемые в школе.
Ход
занятия
Попробуйте
подобрать слово, которым можно назвать все, что окружает каждого из нас – смена дня
и ночи,
выпадение
осадков, течение воды в реках, движение животных и полет птиц, шелест
листьев на деревьях, творения рук человеческих?
(Ответы: Окружающий мир, природа,
материя).
Принимаю все ответы. Природа многолика,
на первый взгляд понятна и привычна. В ней происходит огромное число
превращений, которые в физике называются явлениями. Физика
изучает мир, в котором мы живем, физические законы открывают перед нами
правила, по которым живет природа, тайны устройств машин и механизмов.
Сегодня
вы ученики 6 класса, которым только в будущем предстоит познакомиться с
удивительным миром физики.
Предлагаю
вам совершить путешествие на космическом корабле к планете «Физика», где свои
наблюдения вы будете записывать в бортовые журналы. Для этого нам необходимо сформировать
два экипажа.
Итак,
внимание, экипажам приготовится, начинаем взлет!
Видеоролик
– взлетающая ракета
Первая наша экспедиция лежит на остров
«Давление».
Мы живем с вами на дне глубокого океана. Не удивляйтесь, мы действительно живет
на дне воздушного океана, название которому – атмосфера. Вот как писал об
атмосфере французский астроном XIX столетия Камилл Фламмарион:
Земля
плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и подножия;
а мы живем на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им
проникнутые...
Земная
поверхность и тела находящиеся на ней испытывают давление всей толщи воздуха,
или как обычно говорят, испытывают атмосферное давление.
Воздух
давит на нас с огромной силой, на среднего по размерам человека действует сила
давления воздуха около 150 000 Н.
-
Почему мы не ощущаем этого давления?
Мы
справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление
уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма.
Существованием
атмосферного давления могут быть объяснены многие явления. Это и поднятие воды
за поршнем шприца, вода в перевернутом стакане, это и извлечение монеты из
воды, не замочив рук.
А
я хотела бы предложить вам эксперимент опустить шарик, наполненный водой, в
банку, не прикладывая к нему рук.
У
кого есть предложения?
Даю
подсказку: давление теплого воздуха меньше давления холодного.
Ответы:
опустить зажженную бумагу в банку, налить в банку кипяток.
В
природе существуют другие примеры, которые нам подтвердят наличие атмосферного
давления.
Мухи и
древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным
присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление удерживает
присоску на стекле.
А
теперь выполните задание в бортовом журнале – заполнив пропуски слов в
физическом диктанте.
Диктант в бортовом журнале
В банку опускаем
….. …..
Воздух в банке
.....
Его плотность ….
На горловину банки
кладем …..
Давление воздуха в
банке ….. и становится ….. атмосферного.
Шарик засасывает
внутрь.
Проверка диктанта
В банку опускаем горящую бумагу. Воздух в банке нагревается. Его
плотность уменьшается. На горловину банки кладем шарик с водой. Давление воздуха
в банке уменьшается, его давление уменьшается и становится меньше атмосферного.
Шарик засасывает внутрь.
Теперь нам предстоит путешествие в океан
«Плотности».
Красивое
явление – айсберг, плавающий в океане. Однако знаете ли вы, что нашему взору
предстает лишь 1/10 часть всего айсберга, а 9/10 скрыто водой? Но, если же в
воде будет плавать бревно, то оно будет погружено примерно до половины. Почему
же вода скрывает от нас только половину бревна, а айсберг – почти целиком? Этот
вопрос мы обоснуем позднее.
Все
окружающие нас предметы и вещества состоят из крохотных частичек – молекул, как
дом состоит из кирпичей. И те вещества, в которых молекулы располагаются очень
близко друг к другу, обладают большей плотностью, вещества с меньшей
плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.
Пузырьки
воздуха всегда всплывают на поверхность воды, потому что плотность воздуха ниже
плотности воды, шарик наполненный газом - гелием стремится
улететь вверх, потому что плотность гелия ниже плотности воздуха.
А
теперь давайте проведем эксперимент. Возьмем несколько разных веществ: воду,
подсолнечное масло, спирт. А так же поваренную соль и краски. Попробуем в бокале получить три несмешиваемых слоя
жидкостей. Для красоты эксперимента подкрасим воду и спирт разными красками.
Воспользуйтесь
инструкцией, записанной в бортовом журнале.
Для опыта
понадобится: вода, поваренная соль,
спирт, подсолнечное мало, краска.
•
Налить содержимое стакана с
названием «Вода» в бокал.
•
Вылить в бокал содержимое
стакана с названием «Масло»
поверх соленой воды.
•
Вылить аккуратно, через
воронку, содержимое из стакана с названием «Спирт» в бокал так, что бы
содержимое оказалось поверх подсолнечного масла.
Почему жидкости распределились именно таким образом? На этот
вопрос вам поможет дать ответ таблица плотностей (в бортовом журнале)
ПЛОТНОСТИ
НЕКОТОРЫХ ВЕЩЕСТВ
|
Вода
пресная
|
1000
кг/м3
|
Лед
|
900 кг/м3
|
Вода
соленая
|
1030
кг/м3
|
Сосна
|
500 кг/м3
|
Спирт
|
800 кг/м3
|
Береза
|
650 кг/м3
|
Масло
подсолнечное
|
930 кг/м3
|
|
|
Ответ: Соленая вода самая плотная. Далее идет масло, а потом спирт .
Добавим в каждый бокал таблетку аспирина. После
добавления таблетки аспирина, она падает на дно бокала, где слой соленой воды,
и начинает выпускать пузыри. Эти пузыри увлекают за собой красную жидкость и
проходя через слой масла, образуют нечто похожее на лава-лампу.
А сейчас вы попробуете дать ответ на вопрос,
который я задала вам ранее. Почему же вода скрывает от нас только половину
бревна, а айсберг – почти целиком?
Ответ:
Плотность льда составляет 900 кг/м3, а плотность древесины – около 500 кг/м3.
Так как плотность льда и плотность древесины меньше плотности воды, то айсберг
и бревно плавают в воде. Однако плотность льда больше плотности древесины, поэтому
айсберг более погружен в воду, чем вода.
Следующая
наша остановка на материке «Электричество»
Скажите,
можно ли использовать в качестве батарейки фрукты и овощи? Например, картофель?
Большинство
фруктов содержит в своем составе слабые растворы кислот. Именно поэтому их
можно легко превратить в простейший гальванический элемент.
Для
начала проведем эксперимент с огурцом. Для этого возьмем два огурца: один
свежий, второй – соленый, медную пластину (это будет наш положительный полюс) и
цинковую пластину (это будет отрицательный полюс). В самодельном
гальваническом элементе цинковая пластина действует как отрицательный электрод,
а медная проволочка – как положительный. Электролитом (жидкость проводящая ток)
является сок фруктов и овощей.
Сделаем
замер напряжения с помощь вольтметра, специального прибора для определения
напряжения. Цена деления прибора – 0,5 В. Получим, что напряжение в свежем
огурце составляет – 0,6В, а в соленом – 1В.
Значит, проводимость электрического
тока зависит от кислотности и
однородности овощей.
Попробуйте сделать замеры напряжения
в различных овощах и фруктах, а именно: в картофеле, яблоке и лимоне. Результат
занесите в бортовой журнал
В результате измерений оказалось, что
лимон дает самое высокое напряжение.
В мире известны случаи применения источников питания, полученных из
овощей и фруктов. Недавно израильские ученые в качестве источника энергии предложили
использовать вареный картофель, так как мощность устройства в этом случае по
сравнению с сырым картофелем увеличится в 10 раз. В Индии создали батарейку на
пасте из фруктов и овощей. В Австралии в 2003 году запущена электросиловая
установка на ореховой скорлупе.
Какой
можно сделать вывод из полученной информации?
- используя фрукты и овощи можно
создать батарейку, однако не любой фрукт или овощ для этого подходит;
- полученный источник тока можно
использовать для приборов с низким потреблением энергии;
Сегодня, на нашем занятии, вы услышали
много новых слов, которые называют физическими терминами. Предлагаю вам найти
их в
лабиринте:
Л
А Б И Р И Н Т «НОВЫЕ СЛОВА»
В лабиринте записано 4
слова, которые встречались в теме. Читать можно в любом направлении, кроме
диагоналей.
Ф
|
Э
|
Л
|
Е
|
С
|
Т
|
И
|
З
|
Т
|
К
|
Е
|
В
|
Ь
|
И
|
Р
|
И
|
Ч
|
О
|
Т
|
К
|
А
|
И
|
Н
|
Е
|
С
|
Т
|
О
|
Е
|
В
|
Л
|
О
|
Н
|
Л
|
П
|
А
|
Д
|
(Физика, давление,
плотность, электричество)
(слайд) Ключ к лабиринту
Ф
|
Э
|
Л
|
Е
|
С
|
Т
|
И
|
З
|
Т
|
К
|
Е
|
В
|
Ь
|
И
|
Р
|
И
|
Ч
|
О
|
Т
|
К
|
А
|
И
|
Н
|
Е
|
С
|
Т
|
О
|
Е
|
В
|
Л
|
О
|
Н
|
Л
|
П
|
А
|
Д
|
Итак, мы возвращаемся
из нашего путешествия. Температура за бортом – теплая атмосфера нашего класса.
На память о путешествии я хочу подарить вам памятки о том, как можно применить
знания по физике в жизни.
Спасибо за
внимание!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.