Главная / Физика / Мастер – класс: «Удивительное рядом» (6 класс)

Мастер – класс: «Удивительное рядом» (6 класс)


hello_html_3d1d077a.gifhello_html_m17193bd3.gifhello_html_3d1d077a.gifhello_html_2a6f6544.gifhello_html_m38b329c9.gifhello_html_m6663b0f5.gifhello_html_m20ad4c03.gifhello_html_522372c1.gifhello_html_m63e27022.gifhello_html_550e4122.gifhello_html_5c246fb9.gifhello_html_15c4e381.gifhello_html_m6269e4b9.gifhello_html_m63e27022.gifhello_html_m5ca0116b.gifhello_html_7c1e5f63.gifhello_html_4edda62a.gifhello_html_m6269e4b9.gifhello_html_4edda62a.gifhello_html_2a6f6544.gifhello_html_4edda62a.gifhello_html_m20ad4c03.gifhello_html_37e138d4.gifhello_html_2a6f6544.gifМастер – класс: «Удивительное рядом» – 6 класс

Цель: показать развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся через создание проблемных ситуаций на занятии научного общества.

Задачи:

  • Помочь учащимся видеть тайны окружающих явлений, объяснять их, используя при этом методы физической науки.

  • Развивать умение наблюдать, видеть проблему, добывать знания, понимать, соотносить свою точку зрения с мнением других.

  • Дать возможность на практике понять физические законы, изучаемые в школе.


Ход занятия

Попробуйте подобрать слово, которым можно назвать все, что окружает каждого из нас – смена дня и ночи, выпадение осадков, течение воды в реках, движение животных и полет птиц, шелест листьев на деревьях, творения рук человеческих?

(Ответы: Окружающий мир, природа, материя).

Принимаю все ответы. Природа многолика, на первый взгляд понятна и привычна. В ней происходит огромное число превращений, которые в физике называются явлениями. Физика изучает мир, в котором мы живем, физические законы открывают перед нами правила, по которым живет природа, тайны устройств машин и механизмов.

Сегодня вы ученики 6 класса, которым только в будущем предстоит познакомиться с удивительным миром физики.

Предлагаю вам совершить путешествие на космическом корабле к планете «Физика», где свои наблюдения вы будете записывать в бортовые журналы. Для этого нам необходимо сформировать два экипажа.

Итак, внимание, экипажам приготовится, начинаем взлет!

Видеоролик – взлетающая ракета

Первая наша экспедиция лежит на остров «Давление».

Мы живем с вами на дне глубокого океана. Не удивляйтесь, мы действительно живет на дне воздушного океана, название которому – атмосфера. Вот как писал об атмосфере французский астроном XIX столетия Камилл Фламмарион:

Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и подножия; а мы живем на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнутые...

Земная поверхность и тела находящиеся на ней испытывают давление всей толщи воздуха, или как обычно говорят, испытывают атмосферное давление.

Воздух давит на нас с огромной силой, на среднего по размерам человека действует сила давления воздуха около 150 000 Н.

- Почему мы не ощущаем этого давления?

Мы справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма.

Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления. Это и поднятие воды за поршнем шприца, вода в перевернутом стакане, это и извлечение монеты из воды, не замочив рук.

А я хотела бы предложить вам эксперимент опустить шарик, наполненный водой, в банку, не прикладывая к нему рук.

У кого есть предложения?

Даю подсказку: давление теплого воздуха меньше давления холодного.

Ответы: опустить зажженную бумагу в банку, налить в банку кипяток.

В природе существуют другие примеры, которые нам подтвердят наличие атмосферного давления.

Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.

А теперь выполните задание в бортовом журнале – заполнив пропуски слов в физическом диктанте.

Диктант в бортовом журнале

В банку опускаем ….. …..

Воздух в банке .....

Его плотность ….

На горловину банки кладем …..

Давление воздуха в банке ….. и становится ….. атмосферного.

Шарик засасывает внутрь.

Проверка диктанта

В банку опускаем горящую бумагу. Воздух в банке нагревается. Его плотность уменьшается. На горловину банки кладем шарик с водой. Давление воздуха в банке уменьшается, его давление уменьшается и становится меньше атмосферного. Шарик засасывает внутрь.

Теперь нам предстоит путешествие в океан «Плотности».

Красивое явление – айсберг, плавающий в океане. Однако знаете ли вы, что нашему взору предстает лишь 1/10 часть всего айсберга, а 9/10 скрыто водой? Но, если же в воде будет плавать бревно, то оно будет погружено примерно до половины. Почему же вода скрывает от нас только половину бревна, а айсберг – почти целиком? Этот вопрос мы обоснуем позднее.

Все окружающие нас предметы и вещества состоят из крохотных частичек – молекул, как дом состоит из кирпичей. И те вещества, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу, обладают большей плотностью, вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.

Пузырьки воздуха всегда всплывают на поверхность воды, потому что плотность воздуха ниже плотности воды, шарик наполненный газом - гелием стремится улететь вверх, потому что плотность гелия ниже плотности воздуха.

А теперь давайте проведем эксперимент. Возьмем несколько разных веществ: воду, подсолнечное масло, спирт. А так же поваренную соль и краски. Попробуем в бокале получить три несмешиваемых слоя жидкостей. Для красоты эксперимента подкрасим воду и спирт разными красками.



Воспользуйтесь инструкцией, записанной в бортовом журнале.

Для опыта понадобится: вода, поваренная соль, спирт, подсолнечное мало, краска.


  • Налить содержимое стакана с названием «Вода» в бокал.

  • Вылить в бокал содержимое стакана с названием «Масло»

поверх соленой воды.

  • Вылить аккуратно, через воронку, содержимое из стакана с названием «Спирт» в бокал так, что бы содержимое оказалось поверх подсолнечного масла.

Почему жидкости распределились именно таким образом? На этот вопрос вам поможет дать ответ таблица плотностей (в бортовом журнале)

ПЛОТНОСТИ НЕКОТОРЫХ ВЕЩЕСТВ

Вода пресная

1000 кг/м3

Лед

900 кг/м3

Вода соленая

1030 кг/м3

Сосна

500 кг/м3

Спирт

800 кг/м3

Береза

650 кг/м3

Масло

подсолнечное

930 кг/м3





Ответ: Соленая вода самая плотная. Далее идет масло, а потом спирт .

Добавим в каждый бокал таблетку аспирина. После добавления таблетки аспирина, она падает на дно бокала, где слой соленой воды, и начинает выпускать пузыри. Эти пузыри увлекают за собой красную жидкость и проходя через слой масла, образуют нечто похожее на лава-лампу. 

А сейчас вы попробуете дать ответ на вопрос, который я задала вам ранее. Почему же вода скрывает от нас только половину бревна, а айсберг – почти целиком?

Ответ: Плотность льда составляет 900 кг/м3, а плотность древесины – около 500 кг/м3. Так как плотность льда и плотность древесины меньше плотности воды, то айсберг и бревно плавают в воде. Однако плотность льда больше плотности древесины, поэтому айсберг более погружен в воду, чем вода.



Следующая наша остановка на материке «Электричество»

Скажите, можно ли использовать в качестве батарейки фрукты и овощи? Например, картофель?

Большинство фруктов содержит в своем составе слабые растворы кислот. Именно поэтому их можно легко превратить в простейший гальванический элемент.

Для начала проведем эксперимент с огурцом. Для этого возьмем два огурца: один свежий, второй – соленый, медную пластину (это будет наш положительный полюс) и цинковую пластину (это будет отрицательный полюс). В самодельном гальваническом элементе цинковая пластина действует как отрицательный электрод, а медная проволочка – как положительный. Электролитом (жидкость проводящая ток) является сок фруктов и овощей.

Сделаем замер напряжения с помощь вольтметра, специального прибора для определения напряжения. Цена деления прибора – 0,5 В. Получим, что напряжение в свежем огурце составляет – 0,6В, а в соленом – 1В.

Значит, проводимость электрического тока зависит от кислотности и однородности овощей.

Попробуйте сделать замеры напряжения в различных овощах и фруктах, а именно: в картофеле, яблоке и лимоне. Результат занесите в бортовой журнал

В результате измерений оказалось, что лимон дает самое высокое напряжение.

В мире известны случаи применения источников питания, полученных из овощей и фруктов. Недавно израильские ученые в качестве источника энергии предложили использовать вареный картофель, так как мощность устройства в этом случае по сравнению с сырым картофелем увеличится в 10 раз. В Индии создали батарейку на пасте из фруктов и овощей. В Австралии в 2003 году запущена электросиловая установка на ореховой скорлупе.

Какой можно сделать вывод из полученной информации?

  • используя фрукты и овощи можно создать батарейку, однако не любой фрукт или овощ для этого подходит;

  • полученный источник тока можно использовать для приборов с низким потреблением энергии;

Сегодня, на нашем занятии, вы услышали много новых слов, которые называют физическими терминами. Предлагаю вам найти их в лабиринте:

Л А Б И Р И Н Т «НОВЫЕ СЛОВА»

В лабиринте записано 4 слова, которые встречались в теме. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.


Ф

Э

Л

Е

С

Т

И

З

Т

К

Е

В

Ь

И

Р

И

Ч

О

Т

К

А

И

Н

Е

С

Т

О

Е

В

Л

О

Н

Л

П

А

Д

(Физика, давление, плотность, электричество)

(слайд) Ключ к лабиринту

Ф

Э

Л

Е

С

Т

И

З

Т

К

Е

В

Ь

И

Р

И

Ч

О

Т

К

А

И

Н

Е

С

Т

О

Е

В

Л

О

Н

Л

П

А

Д



Итак, мы возвращаемся из нашего путешествия. Температура за бортом – теплая атмосфера нашего класса. На память о путешествии я хочу подарить вам памятки о том, как можно применить знания по физике в жизни.

Спасибо за внимание!



5


Мастер – класс: «Удивительное рядом» (6 класс)
  • Физика
Описание:

    Главная задача сегодняшнего дня в образовании - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию.

      Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. При экспериментировании познание происходит в процессе самостоятельной творческой практической деятельности школьников.

    Способность удивляться – великий дар природы, который помогает не только учиться, но и жить.

Автор Майорова Татьяна Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 395
Номер материала 27471
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓