Главная / ИЗО, МХК / Мастер – класс Живопись «Этюды деревьев»

Мастер – класс Живопись «Этюды деревьев»




Мастер – класс






для IV летней

городской специализированной

профильной смены

для одаренных в изобразительном

искусстве детей

«На берегах Ангары»,

время проведения:

с 26 июня по 13 июля 2014 г.




Живопись «Этюды деревьев»








преподаватель МАОУ ДОД

ОДШИ № 3 г. Братска

Выдрина Т.А.


Дата: 30 июня 2014 г.


Тема: Этюды деревьев. Мастер – класс. Последовательность выполнения этюдов.


Цель: Ознакомить учащихся с основными методами и приемами последовательности выполнения этюдов.


Задачи:


  1. Ознакомить учащихся с материалами и их подготовкой к работе.

  2. Рассказать о приемах и методах работы с акварелью.

  3. Дать практические навыки.


Материалы: акварель, акварельная бумага А4.


Оборудование:

  1. Планшеты, круглые кисти (белка, куница, соболь, № 3, 7, 10), поролоновая губка.

  2. Иллюстрации.

  3. Работы учащихся разных лет из опыта работы школы МАОУ ДОД ОДШИ № 3г. Братска.



Вступление:

«В природе нет ничего гармоничнее, чем она сама...»


Многие из детей имеют за плечами некоторый опыт работы в пленэре – постараемся дать новые знания, углубить их.

Занятия с учащимися показывают, что те, кто много и с интересом работал летом, значительно выросли профессионально, развили вкус в выборе и исполнении мотива, улучшили техническую сторону. Такие ребята опережают одноклассников. Группа имеет неодинаковый уровень подготовки к пленэру и важна индивидуальная работа с каждым учащимся, с учетом их возможностей. Большую пользу принесут этюды ala prima, в них присутствует элемент импровизации, соблюдается методическая последовательность, но этапы работы происходят быстро. Именно на пятне и силуэте сосредотачивается внимание. Работая на природе, ребята приобретают опыт и будут довольно хорошо справляться с капризами акварели, научатся чувствовать влажность бумаги, которая нужна для выполнения поставленных целей и задач. Все постигается кропотливой работой, требовательностью к себе без поблажек и самолюбования.

Важно создание эмоционально положительной атмосферы на занятии. Начинается мастер-класс в показе умения найти объект, в выборе интересной композиции. Преподаватель раскладывает художественные принадлежности, комментируя, что ему пригодится в работе. Говорит о расположении формата, качестве бумаги. Работу желательно детям выполнять параллельно с преподавателем.


Материалы и принадлежности:


Акварель обладает богатыми выразительными средствами. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, уметь положить краску – от широкой смелой заливки до четкого завершающего мазка, нужно знать, как краски ведут себя на различных сортах бумаги. Особое внимание обратить на разнообразие мазков, их характер, величину направления, способ кладки, разнообразие технических приемов: по сырому, по сухому, лессировка. (Приложение № 1)

Акварель – живопись прозрачными красками, поэтому белила, как краска кроющая в акварели не употребляется. Роль белил исполняет белая бумага и работу нужно вести от светлого к темному, сначала набирая самые светлые тона. Краска на бумагу ложится тонким слоем, что через него просвечивает бумага. Для того чтобы получить более густой и сильный тон, необходимо взять больше краски на кисть.

При высыхании акварельные краски изменяют свой цвет: они становятся бледнее. Поэтому будьте смелее, лучше переборщить, чем лишить пейзаж воздушной перспективы. Чем удаленнее предмет, тем шире мазки, более размытая, холодная атмосферная или воздушная перспектива.

Бумага играет большую роль – нужно брать акварельную бумагу, она имеет оптическое значение. В углублениях бумаги краска имеет более плотный слой, чем на гладкой поверхности. Но на выпуклых местах акварельной бумаги краска более бледная, вследствие большого просвечивания, если смотреть на рисунок издалека, то все сливается в более красочный тон, чем на гладкой бумаге.

Достоинство кистей для акварели тоже очень важно. Необходимо иметь в распоряжении: три кисти разных размеров (лучше пользоваться круглыми и с не особенно длинным ворсом), поролоновую губку, чистую тряпочку для вытирания ненужных красок на палитре.


Приемы и методы работы:

В природе каждый предмет имеет цвет и форму. Но цвет предметов в разных условиях подвергается изменению. Натренированный глаз может различать около 150 оттенков цветового тона. Цвет сильное оружие в умелых руках, нужно учиться правильно пользоваться им. Цвет способен передавать настроение и вызывать у людей эмоциональную реакцию.

(Приложение № 2)

Цвет в природе гораздо утонченнее красок которые мы покупаем. Черного и белого в природе вы не увидите. Если внимательно посмотреть на лес, дерево, мы заметим множество различных оттенков зеленого, обнаружим, что каждый вид деревьев имеет свою окраску, а поначалу кажется, что все деревья зеленые. Если бы листья на всех деревьях и кустарниках имели один и тот же оттенок зеленого, мир выглядел бы скучно. Цвет деревьев может меняться в зависимости от условий погоды. Дети должны понять, как с помощью цвета можно передать различные состояния природы (Приложение № 3)

Главной целью художника, что бы он ни рисовал, является создание композиционного центра картины, той точки, к которой должен быть прикован взгляд зрителя, произвести впечатление. Очень полезно для этого взглянуть на изображаемый объект в двухмерном измерении с помощью простейшего видоискателя. Можно найти наиболее интересный вид и установить распределение света и тени на будущем этюде.

(Приложение № 4)

Если срисовывать или списывать каждую часть натуры, видя ее отдельно, без сравнения с соседней частью и без сравнения с целым, то при кажущейся точности отдельных частей общее будет непохожее. Поэтому надо научиться видеть натуру не частями, а одновременно, всю в целом, когда отдельные части изображения находятся в правильном взаимоотношении. Важно воспитать в себе умение не только смотреть, но и видеть, прежде всего, художественно. Это верно как для цвета, так и для формы. Соседствующие цвета натуры надо во время работы видеть, сравнивать. Главное – это увидеть в натуре и затем установить в своем этюде взаимоотношение частей изображаемого, будь то человек, пейзаж, дерево или натюрморт. Задача схватывания и установления отношений всегда является основной для деятельности художника. Не случайно преподаватели художественных дисциплин применяют термин «отношения» чаще всего.

Перед работой над этюдом провести тщательный аналитический разбор натуры. Качество усвоения материала зависит от строгой методической последовательности при работе акварелью, а так же следующих этапов выполнения этюдов. Подчеркнуть, на сколько естественное освещение ярче, чем искусственное, как все по-особенному выглядит на воздухе. Ясность и четкость задачи. Пытаясь организовать и скомпоновать сюжет этюда, очень полезно представить его как набор упрощенных форм: небо и горные холмы (если такие имеются) – это одна форма, далекие, поросшие лесом холмы – другая, передний план – третья. (Приложение №5)

Сначала рисуем цветом небо, дальние холмы приписываем по сырому, хорошо наполненной кистью. Затем склоны, спускающиеся к воде, затем лессировкой набрать тон воды, вода темнее неба, у берега вода гораздо темнее, чем у противоположного берега. Водить кисть горизонтально, изображая воду. Закончить этюд изображением дерева. (Приложение № 6)






Практические навыки


Всегда нужно конкретно представлять, что у нас должно получиться, только тогда можно начинать работу. Очень много постигается после каждого этюда, чувствуешь и понимаешь, что нужно учиться всю жизнь.

Рассмотрим этюд сосны. Продумать пространство, окружение. Закомпоновать дерево в листе, взяв отношение всего дерева – высота к ширине. Делаем набросок для живописи, не заштриховывая детали дерева. Когда делаем рисунок - думаем о цвете. У большинства сосновых сучьев есть маленькие изгибы рядом со стволом, а ветки поддерживают иголки снизу, как будто удерживая их на кончиках пальцев. Пишем цветом неба. Сравниваем: небо значительнее светлее ствола сосны. Приписываем ствол дерева, изучая отношения: у основания сосны холоднее, с ультрамарином, выше – золотистый ствол с фактурой, макушка сосны уходит в перспективу. Основные ветви имеют объем. Верхушки пучков иголок нужно рисовать хорошо наполненной «сухой кистью» вверх и в сторону от бумаги, чтобы подчеркнуть острые концы иголок. Мазки нужно выполнять быстро и решительно не прописывая слишком долго. (Приложение № 7)

Очень важен тональный разбор этюда. Живописный тон есть такое же обязательное и необходимое для живописца качество, как абсолютный слух для музыканта.

Проанализировать этюд, увидеть нюансы света и тени – не выдумывать, а работать с натурой. Нужно сравнивать отношение светлых, средних и темных пятен, отходить от этюда на расстояние, сравнивая свою работу с натурой. ( Приложение № 8)

Последовательность работы над этюдом с березой.


Тонкая, стройная береза всегда была символом красоты и застенчивости. Это красивое и полезное деревце, дающее вкусный сладкий сок, очень изящно и рисовать его одно удовольствие. Особенно береза великолепна летом, когда появляется пышная листва и березовые «сережки». Обязательно на природе сделайте несколько зарисовок простым карандашом, акварелью или акварельными карандашами, мелками и понаблюдайте, как ветер колышет ее тонкие ветви, как переливаются на солнышке блестящие резные листочки, прикоснитесь к теплому стволу. А теперь попробуем нарисовать березу акварелью.

Преподаватель начинает работу: смачивает акварельные краски (пока выполняется рисунок краски смягчаются – их легко брать), увлажняет бумагу, крепит к пластиковой основе, подробно рассказывая о своих действиях. Намечая композицию в листе, рассказывает о возможных других композициях. Высокая или низкая линия горизонта. Намечает композицию карандашом. Приступает к работе цветом. Живопись по предварительно смоченному листу ведется широко, большими цветными заливками. Цвет брать в полную силу. Живопись целесообразно начинать сверху, с неба, учитывая свойства акварели, течь сверху вниз. После того как набрана основная цветовая гамма этюда преподаватель рассказывает и показывает, как выделить главное.

Нижняя часть ствола березы кажется серебристой и светлой на фоне теплой травы, а верхняя часть ствола и ветви на фоне сияющего неба выглядят совсем темными. У основания березовая кора пишется почти вертикальными мазками. Почему так? У этого дерева по всей коре располагаются своеобразные вертикальные трещины, которые мы и пытаемся отразить таким образом. Цвета в смесях: умбра натуральная, зелень травяная, фиолетовый. Рисуем березовую кору дальше. В верхней части ствола березы она рисуется не вертикальными, а горизонтальными мазками, изменился ее характер. Это легко заметить при рассматривании любой березы. Ветки рисуются от ствола к кончикам тонкой кистью

Падающая тень от дерева на землю дает возможность точно показать его местоположение и удаленность от зрителя, «привязать» объект к месту и решить общее пространство картины. (Приложение № 9)

На этом этюде доминирует сила белого цвета ствола березы. Береза освещена: свет теплый, тени холодные, в тени на белом стволе голубоватый цвет воздушного слоя. Используются разные приемы. Задний план выполняется несколько яркими лессировками. На кроне дерева позволим некоторые подтеки, обозначающие объем ветвей. Яркость серебристого ствола подчеркивается постепенным усилением темных тонов вокруг него.

В этюде нельзя пропускать белые участки бумаги, они досадно светятся и портят этюд. Нужно знать прозрачность красок. Некоторые краски акварели более прозрачные и менее.

Далее учащиеся выполняют этюд на природе самостоятельно. Преподаватель в процессе работы указывает на ошибки.


Итог.


На занятии показали определенную последовательность в выполнении этюда.

Важен анализ результатов деятельности учащихся.


Заключение.


Пленэр продолжается, впереди теплые, колористические дни лета и осени. Пусть красота родной природы вдохновит вас на поиски интересных своеобразных мотивов.


Цель работы на пленэре:


Собрать интересный живописный материал для будущих композиций. (Приложение № 10)



Литература.

  1. Вулф Рейчел «Основы техники изображения природы акварелью», Минск, 2003

  2. Сергиевская Н.И. «Левитан», Москва, 2010

  3. Сокольникова Н.М. «Основы живописи», Обнинск, 1996

  4. Шитов Л.А. «Живопись», Москва, 1995

  5. «Юный художник» № 4 1984г.

  6. «Юный художник»№ 9 1984 г.

  7. «Юный художник»№ 8 1986 г.


Репродукции:

Выдрина Т.А. «Сосны», «Обрыв», «Тенистая тропинка»

Грицай А «Гроза приближается», «Май. Весеннее тепло»

Кибрик Е. «Сосна»

Крымов Н. «Полдень»

Левитан И.И. «Березовая роща»

Пономарева Л.И. «Сосна»

Сидоров В. «Ясный день»


(Использованы этюды учащихся МАОУ ДОД ОДШИ № 3 г. Братска)



Мастер – класс Живопись «Этюды деревьев»
  • ИЗО, МХК
Описание:


 

Цель:  Ознакомить учащихся с основными методами и приемами последовательности выполнения этюдов.

 

Задачи:

 

1.     Ознакомить учащихся с материалами и их подготовкой к работе.

2.     Рассказать о приемах и методах работы с акварелью.

3.     Дать практические навыки.

 

Материалы: акварель, акварельная бумага А4.

 

Оборудование:

1.     Планшеты, круглые кисти (белка, куница, соболь, № 3, 7, 10), поролоновая губка.

2.     Иллюстрации.

3.     Работы учащихся разных лет из опыта работы школы МАОУ ДОД ОДШИ № 3г. Братска.

 

 

Автор Выдрина Татьяна Алексеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 458
Номер материала 26132
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓