МАСТЕР _ КЛАСС:
«Проектная деятельность как способ приобщения к чтению младших школьников.»
Проблема чтения в наше время является достаточно важной и мы готовы
потратить силы и время , чтобы в отношении наших учеников . говоря о чтении
можно было бы с полным правом прибавить определение « успешное», а это :
-основа успешности процесса обучения в школе
-средство самореализации и активного
взаимодействия с окружающим миром
-способ получения удовольствия в духовной
сфере
Научить читать детей, конечно же трудно. Но
ещё труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится процесс
овладения чтением. Им интересно видеть , как из букв возникают хорошо знакомые
слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения , когда учитель в
классе, а родители дома пытаются заставить читать и читать, чтобы росла
техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой.
Как же увлечь детей чтением? как донести до
них, что чтение бывает не только ради оценки в школе, но и для души, для
удовольствия. Я стала искать ответы на эти вопросы перечитывая педагогическую
литературу, на учительских сайтах, общаясь с коллегами .
Вашему вниманию я предлагаю несколько
проектов, ориентированных на разный возраст участников и разные виды
деятельности .Однако чтение является общей ценностью и главным атрибутом для
каждого проекта.
1 Проект «Хорошее время читать»
Каждому участнику полагается Портфель
читателя, в котором приведён список книг для увлекательного чтения и разные
виды творческих заданий с учётом логических и художественных способностей.
Элемент игры и соревнования позволяет поддерживать интерес участников на
протяжении всего периода реализации проекта(3-6 месяцев).Основу проекта
составляет мотивирующая модель поощрения. Реализация проекта позволяет создать условия
, при которых чтение становится предметом социального одобрения , проявляемого
в простой , конкретной и понятной для ученика форме(жетон для участия в
лотерее, новая ступенька на экране чтения «Лестница успеха»
Цель данного проекта : повышение престижности чтения среди младших школьников.
Задачи : -
формирование литературного вкуса
-освоение навыков рефлексивного чтения (
выполнение заданий по тексту произведений)
-создание привлекательного имиджа читающего
сверстника в глазах товарищей.
Место в образовательном процессе : при организации занятий внеклассного и дополнительного чтения или
как направление воспитательной работы в классе
Материальное оснащение : книги из рекомендованного списка, « Портфели читателя»,экран чтения
« Лестница успеха.»,призовой фонд ( ручки, блокноты и др.)
Сроки : от 3 до 6
месяцев.
Организация проекта
Детям предлагается « Портфель читателя» (
список из 10 книг и перечень различных заданий на выбор)Фиксированный учёт
успехов школьника может осуществляться разными способами :выдача жетонов,
оформление и постепенное заполнение экрана
«Лестница успеха» По завершении определённого
этапа проводятся выставка Портфелей и награждение лучших читателей.
Что делают дети ?
-читают книги
-в процессе и после чтения выполняют одно из
заданий на выбор , оформляя его в отчётном листе ( 1 задание на 1 книгу)
-отчётный лист предъявляют учителю,
библиотекарю получают возможность отметить свои достижения на экране «
Лестницы успеха.»
-оформляют Портфели
-участвуют в выставке портфелей.
-участвуют в игре «Крестики- нолики»
Что делают учителя ?
- распространяют информацию , проводят
разъяснительную работу среди детей и родителей
-участвуют в организации «старта»и «финала»
-проверяют выполнение заданий по книгам
-ведут учёт достижений : выдают жетоны,
наклейки , оформляют экран «Лестница успеха.»
- организуют выставку Портфелей
-выявляют и награждают лучших читателей
-проводят финальную игру»Читательские
крестики- нолики»
Основные достоинства проекта
- создание атмосферы внимания к книге и чтению
-чтение становится содержанием общения детей,
учителей, родителей
-привлечение малочитающих детей
-шанс выигрыша для каждого участника
2.Проект «Виртуальный вернисаж»
Конкурс рисунков и фотографий на тему чтения.
Проект не имеет возрастных ограничений и является способом творческой
самореализации школьников , педагогов, родителей , способных увидеть и
запечатлеть художественный образ чтения. Интересной и современной формой
дальнейшего развития может стать конкурс видеоклипов в поддержку чтения.
3. Проект книга на сцене.
Фестиваль школьных творческих коллективов ,
готовых представить воплощение темы чтения в различных сценических жанрах (
песня, танец, пантомима, музыкальные номера, инсценировки, литературные
композиции, художественное чтении)Фестиваль проводится раз в год, является
ярким, запоминающимся событием для зрителей и участников.
4.Проект «Крестики-нолики»
Кто не играл в детстве в «Крестики- нолики»!Можно
играть в команде или индивидуально. Правила игры просты: для того, чтобы
поставить свой знак на поле, необходимо правильно ответить на вопрос.
Одновременно играют две команды-«Крестики «и «Нолики».Игроки по очереди ставят
на свободные клетки поля 3*3 знаки.
Первый ход делает команда «Крестик » Команда,
выстроившая в ряд 3 свои фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали ,
выигрывает. Однако нет смысла прерывать игру , лучше доиграть до конца, тогда
можно посчитать очки и по количеству знаков на поле .
Детям нравится такая форма работы .Они играют
с удовольствием, азартно .Поскольку игра командная, каждый участник чувствует
свою ответственность и поддержку других игроков. Если команда не может ответить
на вопрос , ход переходит к команде- сопернице. Если же и она не справляется с
заданием , на клеточку поля ставится знак ?
Содержание игры
При разработке вопросов следует
ориентироваться на следующие правила:
1.вопросы должны быть достаточно коротким.
2.Вопросы должны иметь однозначный ответ
3.Должны быть предложены 4 версии ответа на
выбор.
4.При построении версии ответа целесообразно
соблюдать следующую логику(один ответ правильный, один ответ почти шуточный,
один ответ близкий к правильному, один ответ достаточно не логичный)
5.Не создавайте вопросов , которые относятся к
несущественным деталям( какого цвета хвост у лошади пятого всадника в третьем
ряду.)Все вопросы должны касаться существенных моментов произведения: сюжета,
конфликта, отношений, ключевых идей, метафор.
Данные проекты разработаны и реализованы в
рамках всероссийской образовательной программы»Успешное чтение»( электронный
ресурс wwwdnevnik/ru)
Там вы не только найдёте единомышленников ,
творческих педагогов. неравнодушных родителей , но сможете сами поделиться
своими успехами и сомнениями , задать вопросы или предложить решения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.