Главная / Начальные классы / Мастер -класс по теме

Мастер -класс по теме

МБОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»

Мастер- класс

учителя начальных классов Гриневой Елены Андреевны

по теме « Исследовательская деятельность младших школьников

на уроках русского языка с использованием ЭОР»


I.Презентация педагогического опыта. Моделирование педагогической технологии.

Актуализация знаний. Задание « Раздели на группы».

Уважаемые коллеги! « Системно- деятельностный подход в моей педагогической практике» - это та актуальная тема, над которой мы с вами работаем. ( Слайд №1) Предлагаю вам характеристики учебной деятельности. Ваша задача - найти тот принцип организации учебного процесса, который ,по вашему мнению , соответствует системно- деятельностному подходу в обучении.


Цель обучения : усвоение знаний, отработка умений и навыков

Цель обучения: научить добывать знания, формирование познавательной деятельности, развитие творческого мышления

Учебный материал подаётся учителем в готовом виде.

В основе организации учебного процесса лежит принцип поисковой учебно- познавательной деятельности.


Учитель сообщает факты сам, сам анализирует их, применяя наглядность, сам объясняет сущность новых понятий, сам формулирует определение новых правил.

Учитель создаёт проблемные ситуации, учит выдвигать гипотезы.




Учащиеся слушают и воспринимают объяснения учителя, усваивают новые знания путём запоминания, а новые действия- путём подражания действиям учителя.

Учащиеся выступают в роли « исследователей»: сами добывают новые знания, самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют ( с помощью учителя) определение понятий, правила, самостоятельно применяют знания в новой ситуации.




Ученик пассивен

Ученики - активные участники учебного процесса

Механическое запоминание учебного материала путём выполнения многочисленных упражнений

Учитель выступает в роли координатора процесса познания




Участники мастер- класса работают в группах. Определяют различие двух видов обучения ( главное отличие : целеполагание и принцип организации педагогического процесса). (Слайд №2) В таблице представлены объяснительно- иллюстративное и проблемное обучение.

А теперь , уважаемые коллеги, по ключевым характеристикам попробуйте определить, о какой технологии идёт речь? (Слайд №3) «Угадай-ка» Когда мы говорим об исследовательской деятельности, мы подразумеваем исследовательскую (проблемно- поисковую ) технологию. Это и есть тема моего выступления « Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка с использованием ЭОР» (Слайд №4)

Проанализируем наши действия: учитель организовал учебно- познавательную деятельность группы участников мастер – класса, в результате коллективной работы вы на основе анализа фактов сами сформулировали тему занятия . Результатом вашей работы является моделирование - создание схемы- характеристики исследовательской (проблемно- поисковой ) технологии обучения.(Слайд№5)

II.Представление системы учебных занятий.

В задачу современной школы входит не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения. Необходимо научить детей понимать с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. А это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде., развивает мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учёбе, но и в обычной жизни- умение принимать решение, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. (Слайд№6)

Психологами доказано , что знания , усвоенные без интереса , не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными, не применяются на практике. Рассмотрим урок, когда учебный материал даётся учителем в готовом виде. Исходя из опыта работы я могу с уверенностью сказать, что на таком уроке ребёнок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Ученик пассивен. Несомненно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Но можно пойти другим путём: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность, предложить детям выступить в роли «исследователей» . На таких уроках дети- активные участники познавательного процесса: занимаются напряжённой умственной деятельностью, решают проблемы и выводят правила, побуждаются к творческим поискам , используют свой опыт, сами проверяют и оценивают, чувствуют себя ответственными за учебные достижения класса. При наличии такого подхода к организации учебной деятельности можно с уверенностью сказать, что учитель использует в своей работе исследовательскую (проблемно- поисковую ) технологию, педагогом реализуется модель « Обучение через открытие», когда ученик может сказать « Я сам под руководством учителя добываю и осваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы».

Исследовательский поиск можно осуществлять в преподавании любого предмета. Важно помнить , что исследовательская деятельность – это специально организованный процесс. Выделяют следующую последовательность этапов исследовательской работы (Слайд № 7)

1.выявление проблемы

2.построение гипотезы

3.составление плана, направления исследования

4.проведение наблюдения, анализа, сравнения, обобщения

5.подведение итогов исследования, формулировка вывода


III.Проведение имитационной игры

В качестве примера предлагаю своим коллегам фрагмент урока русского языка во 2 классе. На этом уроке для объяснения нового материала использовалось мини - исследование.

Фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне »


Цель: организовать деятельность учащихся по формированию умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; способствовать развитию приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения , обобщения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в корне слова, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока.

1Актуализация знаний. Отгадать загадку.(Слайд № 8)

Я и туча, и туман,

И ручей , и океан!

И летаю , и бегу, и стеклянной быть могу!

2. Постановка проблемы

Работаем над словом слово ВОДА.. выступим в роли «исследователей» .

-Произнесём слово. Поставим ударение. .(Слайд № 9)

Сравним произношение и написание .Попробуем сформулировать проблему? Какое затруднение мы испытываем ? В каком месте у нас при написании слова возникли сомнения? Почему у нас не возникает трудностей при написании второго слога? Он ударный , здесь ошибки быть не может. Ударение наш помощник. Первый слог остался без ударения , это слабая позиция для гласных., поэтому у нас возникают сомнения какую гласную букву писать .Спор букв в (о/а )да. Место в слове, где мы стоим перед выбором какой буквой обозначить гласный звук называется орфограммой . Это правило. Попробуйте сформулировать тему нашего исследования , над каким правилом будем сегодня работать.?

Какаю же цель мы ставим перед собой? Научиться проверять слова с безударной гласной в корне слова

3.Составление плана действий

-прочитай слово,

-поставь ударение

-определи место орфограммы,

-подбери проверочные слова

-вставь правильную буквы

Итак, у нас возникла трудность при написании слова в..да. Наши действия?( Нужно искать проверочное слово) Где будем искать и как? К кому мы обращаемся за помощью в трудную для нас минуту? Это наша семья. Для слов - это слова - родственники. С какой целью мы отправляемся а гости к родственным словам. .(Слайд № 11)

Найти проверочное слово, в котором гласный звук о будет чётко и ясно слышен.

ЭОР « Сказка про воду» .(Слайд № 10)


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6c9ef666-b66b-4095-9afc-3a38ccf66663/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BMA_039%5D.swf


4. Поиск проверочного слова

5. Формулировка вывода

6. Подтверждение правила.(Слайд № 13)

Эор «стихотворение правило»


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d830a4b8-ec88-4e04-94b8-8c7eba6dc8fa/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BTE_041%5D.swf


IV.Рефлексия .(Слайд № 14)

Сегодня на занятии

Мы участвовали в ……….

Я понял, что………

Мне захотелось……..

Я попробую…….

Выберите рисунок, который подходит вашему настроению после урока?

-Почему нам радостно? Мы славно поработали ,заслужили почёт и уважение.






img007 img008 img009





img010 img011





Подводя итоги нашего занятия, хочу обратить внимание на то, что всю свою деятельность учитель должен направить на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой цели считаю важным создавать на занятиях условия для самовыражения учащихся, использовать современные образовательные технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.





Мастер -класс по теме
  • Начальные классы
Описание:

   Представлена  разработка  мастер-класса  по  теме" Исследовательская   деятельность  младших  школьников   на  уроках русского  языкас  использованием ЭОР"

   Занятие  построено на  основе  использования элементов  современных  образовательных  технологий  .Участникам  мастер  -  класса  была  предложена  роль  " исследователей".В  результате  коллективной  работы  они  сами  сформулировали  тему занятия, смоделировали  схему  -  характеристику  проблемно-  поисковой  технологии  обучения

     При  проведении  имитационной  игры коллегам  был  предложен  фрагмент  урока  русского  языка . На  этом  уроке  для  объяснения  нового  материала  использовалось  мини -  исследование  с  использованием ЭОР.

Автор Гринева Елена Андреевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 318
Номер материала 47127
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓