МБОУ «Масловопристанская средняя
общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Мастер- класс
учителя начальных классов Гриневой
Елены Андреевны
по теме « Исследовательская
деятельность младших школьников
на уроках русского языка с
использованием ЭОР»
I.Презентация
педагогического опыта. Моделирование педагогической технологии.
Актуализация знаний. Задание «
Раздели на группы».
Уважаемые коллеги! « Системно-
деятельностный подход в моей педагогической практике» - это та актуальная тема,
над которой мы с вами работаем. ( Слайд №1) Предлагаю вам
характеристики учебной деятельности. Ваша задача - найти тот принцип
организации учебного процесса, который ,по вашему мнению , соответствует
системно- деятельностному подходу в обучении.
Цель обучения : усвоение знаний,
отработка умений и навыков
|
Цель обучения: научить добывать
знания, формирование познавательной деятельности, развитие творческого
мышления
|
Учебный материал подаётся учителем
в готовом виде.
|
В основе организации учебного
процесса лежит принцип поисковой учебно- познавательной деятельности.
|
Учитель сообщает факты сам, сам
анализирует их, применяя наглядность, сам объясняет сущность новых
понятий, сам формулирует определение новых правил.
|
Учитель создаёт проблемные ситуации,
учит выдвигать гипотезы.
|
Учащиеся слушают и воспринимают
объяснения учителя, усваивают новые знания путём запоминания, а
новые действия- путём подражания действиям учителя.
|
Учащиеся выступают в роли «
исследователей»: сами добывают новые знания, самостоятельно делают
выводы и обобщения, формулируют ( с помощью учителя) определение
понятий, правила, самостоятельно применяют знания в новой ситуации.
|
Ученик пассивен
|
Ученики - активные участники
учебного процесса
|
Механическое запоминание учебного
материала путём выполнения многочисленных упражнений
|
Учитель выступает в роли
координатора процесса познания
|
Участники мастер- класса работают в
группах. Определяют различие двух видов обучения ( главное отличие :
целеполагание и принцип организации педагогического процесса). (Слайд №2)
В таблице представлены объяснительно- иллюстративное и проблемное
обучение.
А теперь , уважаемые коллеги, по
ключевым характеристикам попробуйте определить, о какой технологии идёт
речь? (Слайд №3) «Угадай-ка» Когда мы говорим об исследовательской
деятельности, мы подразумеваем исследовательскую (проблемно- поисковую )
технологию. Это и есть тема моего выступления « Исследовательская
деятельность младших школьников на уроках русского языка с
использованием ЭОР» (Слайд №4)
Проанализируем наши действия:
учитель организовал учебно- познавательную деятельность группы участников
мастер – класса, в результате коллективной работы вы на основе анализа
фактов сами сформулировали тему занятия . Результатом вашей работы
является моделирование - создание схемы- характеристики
исследовательской (проблемно- поисковой ) технологии обучения.(Слайд№5)
II.Представление системы
учебных занятий.
В задачу современной школы
входит не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести
наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения.
Необходимо научить детей понимать с какой целью они выполняют то или
иное задание и каких результатов сумели добиться. А это в свою очередь
способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать
знания, а не получать их в готовом виде., развивает мыслительные
навыки учащихся, необходимые не только в учёбе, но и в обычной жизни-
умение принимать решение, работать с информацией, анализировать различные
стороны явлений. (Слайд№6)
Психологами доказано ,
что знания , усвоенные без интереса , не окрашенные собственным
положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными, не
применяются на практике. Рассмотрим урок, когда учебный материал даётся
учителем в готовом виде. Исходя из опыта работы я могу с уверенностью сказать,
что на таком уроке ребёнок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта
работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Ученик
пассивен. Несомненно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и
усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Но можно пойти другим
путём: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении
увидеть закономерность, предложить детям выступить в роли «исследователей»
. На таких уроках дети- активные участники познавательного процесса:
занимаются напряжённой умственной деятельностью, решают проблемы и
выводят правила, побуждаются к творческим поискам , используют свой
опыт, сами проверяют и оценивают, чувствуют себя ответственными за учебные
достижения класса. При наличии такого подхода к организации учебной
деятельности можно с уверенностью сказать, что учитель использует в
своей работе исследовательскую (проблемно- поисковую ) технологию,
педагогом реализуется модель « Обучение через открытие», когда ученик
может сказать « Я сам под руководством учителя добываю и осваиваю
новые знания, сам исследую факты и делаю выводы».
Исследовательский поиск можно
осуществлять в преподавании любого предмета. Важно помнить , что
исследовательская деятельность – это специально организованный процесс.
Выделяют следующую последовательность этапов исследовательской работы
(Слайд № 7)
1.выявление проблемы
2.построение гипотезы
3.составление плана, направления
исследования
4.проведение наблюдения, анализа,
сравнения, обобщения
5.подведение итогов исследования,
формулировка вывода
III.Проведение имитационной
игры
В качестве примера предлагаю своим
коллегам фрагмент урока русского языка во 2 классе. На этом уроке для
объяснения нового материала использовалось мини - исследование.
Фрагмент урока русского языка во 2
классе по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в
корне »
Цель:
организовать деятельность учащихся по формированию умения видеть и
проверять безударные гласные в корне слова; способствовать развитию
приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения ,
обобщения.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся видеть орфограмму в слове, проверять безударные
гласные в корне слова, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, анализировать,
делать выводы, сравнивать.
Ход урока.
1Актуализация знаний. Отгадать
загадку.(Слайд № 8)
Я и туча, и туман,
И ручей , и океан!
И летаю , и бегу, и стеклянной быть
могу!
2. Постановка проблемы
Работаем над словом слово ВОДА..
выступим в роли «исследователей» .
-Произнесём слово. Поставим ударение. .(Слайд
№ 9)
Сравним произношение и написание
.Попробуем сформулировать проблему? Какое затруднение мы испытываем ?
В каком месте у нас при написании слова возникли сомнения? Почему
у нас не возникает трудностей при написании второго слога? Он ударный ,
здесь ошибки быть не может. Ударение наш помощник. Первый слог остался без
ударения , это слабая позиция для гласных., поэтому у нас возникают
сомнения какую гласную букву писать .Спор букв в (о/а )да. Место в
слове, где мы стоим перед выбором какой буквой обозначить гласный
звук называется орфограммой . Это правило. Попробуйте сформулировать
тему нашего исследования , над каким правилом будем сегодня работать.?
Какаю же цель мы ставим перед собой?
Научиться проверять слова с безударной гласной в корне слова
3.Составление плана действий
-прочитай слово,
-поставь ударение
-определи место орфограммы,
-подбери проверочные слова
-вставь правильную буквы
Итак, у нас возникла трудность при
написании слова в..да. Наши действия?( Нужно искать проверочное слово)
Где будем искать и как? К кому мы обращаемся за помощью в трудную
для нас минуту? Это наша семья. Для слов - это слова - родственники.
С какой целью мы отправляемся а гости к родственным словам. .(Слайд № 11)
Найти проверочное слово, в котором
гласный звук о будет чётко и ясно слышен.
ЭОР « Сказка
про воду» .(Слайд № 10)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6c9ef666-b66b-4095-9afc-3a38ccf66663/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BMA_039%5D.swf
4.
Поиск проверочного слова
5.
Формулировка вывода
6.
Подтверждение правила.(Слайд № 13)
Эор «стихотворение
правило»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d830a4b8-ec88-4e04-94b8-8c7eba6dc8fa/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BTE_041%5D.swf
IV.Рефлексия .(Слайд
№ 14)
Сегодня
на занятии
Мы участвовали в ……….
Я понял, что………
Мне захотелось……..
Я попробую…….
Выберите рисунок, который подходит
вашему настроению после урока?
-Почему нам радостно? Мы славно
поработали ,заслужили почёт и уважение.
Подводя итоги нашего занятия, хочу
обратить внимание на то, что всю свою деятельность учитель должен направить
на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности,
способной к самореализации в обществе. Для достижения этой цели
считаю важным создавать на занятиях условия для самовыражения учащихся,
использовать современные образовательные технологии, а именно
исследовательскую деятельность, для развития творческого и
интеллектуального потенциала учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.