Главная / Русский язык и литература / Мастер - класс "Подготовка к ЕГЭ. Отработка части А"

Мастер - класс "Подготовка к ЕГЭ. Отработка части А"

Мhello_html_70cdd9f8.gifБОУ «Пилюгинская средняя общеобразовательная школа»











hello_html_m62484962.gif





«Подготовка к ЕГЭ. Отработка части А»

hello_html_5b7d6323.png














Подготовила: Ширшова Ольга

Александровна, учитель русского

языка и литературы,

1 квалификационная категория



Пилюгино, 2014

Тема: Подготовка к ЕГЭ. Отработка части А.

Цель. 1. Повторить и закрепить знания учащихся о паронимах, орфоэпических и лексических нормах. Отработать задания части А.

2. Развивать умение правильно определять значение паронимов, находить предложения с нарушением синтаксической нормы.

3. Воспитывать самостоятельностью

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация Power Point, карточки для орфоэпической разминки синего, красного и жёлтого цвета, карточки с предполагаемыми ответами, буква п,а,р,о,н,и,м, ы, наклеенные по классу.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

СЛАЙД №1

-Здравствуйте. Садитесь

- Запишем число, классная работа.

2. Постановка проблемы.

- Назовите 6 букву алфавита.(Е)

- Назовите 4 букву алфавита (Г)

- Назовите 31 букву алфавита (Э)

- Что я записала на доске?

- Как расшифровывается эта аббревиатура?

- Что нас с вами ожидает в конце учебного года?

- Значит, чем мы с вами сегодня будем заниматься? Как сформулируем тему нашего занятия?

- Из каких частей состоит ЕГЭ по русскому языку?

- Сегодня мы с вами будем повторять и закреплять материал из части А

- И традиционно первой будет орфоэпическая разминка


3. Практикум. СЛАЙД№2

1) Орфоэпическая разминка.

- Я предлагаю вам карточки со словами разных цветов, вам надо расставить ударение:

Синяя - все слова в карточке начинаются с согласного звука


БаловАть, диспансЕр, прирОст, тОрты, фенОмен, премировАть, звонИт, красИвее, некролОг, докраснА.


Красная - все слова в карточке начинаются с гласного звука


АпострОф, еретИк, Исподволь, Отрочество, углубИть, экспЕрт, асимметрИя, одолжИть, украИнский, убрАнство.


Жёлтая – слова расположены в хаотичном порядке.

АнАпест, бензопровОд, вложИть, фенОмен, ободрИть, пулОвер, Иконопись, пЕрвенец, добелА, пОднятый.

- Предлагаю вам выбрать карточку и выполнить разминку.

СЛАЙД №3

- А теперь проверьте. Проверяем, кто выполнял синюю карточку.

- Кто допустил ошибки? Какие?

- Давайте вместе прочитает слова.

СЛАЙД №4

- Теперь проверяем, кто выполнял красную карточку.

- Кто выполнил без ошибок.

- Прочитайте слова.

СЛАЙД №5

-Теперь проверяем, кто выполнял жёлтую карточку.

- Какое задание отражает знание орфоэпических норм?(А1)

- На что вы опирались, когда расставляли ударение?

- Что проверяет заданием А2 и А3?(лексические и морфологические нормы)

СЛАЙД №6

2) Лексико – орфографическая работа.

- Сейчас мы выполним «Лексико – орфографическую работу» и закрепим знания по этим заданиям.

- Записываем «Лексико – орфографическая работа»

- Я демонстрирую вам слайды, а вы записываете слова.

СЛАЙД-ДИКТАНТ. СЛАЙД № 7-12


hello_html_76d6c2e4.jpgРОСТОК


hello_html_m51d30d74.jpgКАПЮШОН


hello_html_29e518b7.jpgЧЕСНОК


hello_html_6c3e10da.jpgЖВАЧКА


hello_html_mf1a7e06.jpgПОПЛАВОК


hello_html_m236cf7ac.pngУРАВНЕНИЕ



Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.(Выводится на экран слайд «Проверь соседа по парте».) СЛАЙД № 13

- Какие орфограммы здесь проверяются?

- Что про них надо запомнить?

ФИЗМИНУТКА.

- А теперь пусть ваши глаза отдохнут и выполним разминку.

- Найдите буквы, разбросанные по классу, запишите их в тетрадь и составьте слово.

- Какое слово у вас получилось?

- ЭТО СЛОВО ПАРОНИМЫ.

- Что такое паронимы?

3) Работа с паронимами. СЛАЙД № 14

-Я зачитаю вам пары слов, а вы скажете, можно ли их назвать паронимами или нет: НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

ОБСУЖДЕНИЕ – ОСУЖДЕНИЕ

ОСВОИТЬ – УСВОИТЬ

- Устно объясните лексические значения паронимов.

Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание.

Надеть что-либо - Одеть кого-либо.

Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать

- Хорошо, спасибо. А теперь закрепим наши знания в действии и выполним небольшой тест

СЛАЙД № 15

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.


СЛАЙД № 16

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

СЛАЙД №17

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

- А теперь проверим. Какие ошибки допустили?

СЛАЙД №18

Проверка. Код ответов: 1, 4, 2

- Какое задание повторили, выполнив этот тест?(А2)

СЛАЙД №19.

4) .Тест (А3-А15, А30)

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.

- А сейчас на минуту представьте, что вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Для своего ответа воспользуйтесь примерной схемой.


КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)


  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).- речевая ошибка

  2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (повтор слов).- на конкретных примерах покажите своеобразие чеховского пейзажа

  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении).- чтобы быть грамотным и с большим запасом слов, надо много читать.

  1. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (неправильное употребление Д.О.).- синтаксические нормы, построения предложения с деепричастным оборотом.



  1. Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных).- нельзя соединять в одной конструкции простую и сложную степень сравнения –Родители хотели устроить праздник более пышный


ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.

Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.


4. Подведение итогов урока


- Хорошо. Спасибо. Выполняя орфоэпическую разминку, лексико – орфографическую работу, работая с паронимами и занимаясь редактированием текстов, что мы с вами повторили? СЛАЙД № 20

- Для чего мы это делали?



СЛАЙД № 21

- Посмотрите на слайд. Здесь изображен средний балл ЕГЭ по русскому языку по нашей школе. Я взяла статистику за последние два года. Обратите внимание, что средний балл, пусть незначительно, но повышается. Какую цель мы поставим перед собой и какое число будет стоять на этом месте?

Рефлексия

- И заканчивая наше занятие, проведем тест «Незаконченное предложение»

СЛАЙД № 22

  • После занятия я захотел(а) ….

  • Мне хочется отметить отличную(хорошую) работу …

  • Я хочу пожелать всем своим одноклассникам ……, а сидящим в классе ……

- Спасибо за урок! Отличной сдачи экзамена!!!



Мастер - класс "Подготовка к ЕГЭ. Отработка части А"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема:Подготовка к ЕГЭ. Отработка части А.

Цель. 1. Повторить и закрепить знания учащихся о паронимах, орфоэпических  и лексических нормах. Отработать задания части А.

          2. Развивать умение правильно определять значение паронимов, находить предложения с нарушением синтаксической нормы.

          3. Воспитывать самостоятельностью

Оборудование:ПК,проектор, экран, презентация PowerPoint, карточки для орфоэпической разминки синего, красного и жёлтого цвета, карточки с предполагаемыми ответами, буква п,а,р,о,н,и,м, ы, наклеенные по классу.

 

ХОД УРОКА

 

1.     Организационный момент.

СЛАЙД №1

-Здравствуйте.  Садитесь

- Запишем число, классная работа.

2. Постановка проблемы.

- Назовите 6  букву алфавита.(Е)

- Назовите 4  букву алфавита (Г)

-  Назовите  31  букву алфавита (Э)

- Что я записала на доске?

- Как расшифровывается эта аббревиатура?

- Что нас с вами ожидает в конце учебного года?

- Значит, чем мы с вами сегодня будем заниматься? Как сформулируем тему нашего занятия?

- Из каких  частей состоит ЕГЭ по русскому языку?

- Сегодня мы с вами будем повторять и закреплять материал из части А

- И традиционно первой будет орфоэпическая разминка

 

3. Практикум. СЛАЙД№2

1) Орфоэпическая разминка.

- Я предлагаю вам карточки со словами  разных   цветов, вам надо расставить ударение:

Синяя -  все слова в карточке начинаются с согласного звука

 

БаловАть, диспансЕр, прирОст, тОрты, фенОмен, премировАть, звонИт, красИвее, некролОг, докраснА.

 

Красная  - все слова в карточке начинаются с гласного звука

 

АпострОф, еретИк, Исподволь, Отрочество, углубИть, экспЕрт, асимметрИя, одолжИть, украИнский, убрАнство.

 

Жёлтая  – слова расположены в хаотичном порядке.

АнАпест, бензопровОд, вложИть, фенОмен, ободрИть, пулОвер, Иконопись, пЕрвенец, добелА, пОднятый.

- Предлагаю вам выбрать карточку и выполнить разминку.

СЛАЙД №3

- А теперь проверьте. Проверяем, кто выполнял синюю карточку.

- Кто допустил ошибки? Какие?

- Давайте вместе прочитает слова.

СЛАЙД №4

- Теперь проверяем, кто выполнял красную карточку.

- Кто выполнил без ошибок.

- Прочитайте слова.

СЛАЙД №5

-Теперь проверяем, кто выполнял жёлтую  карточку.

- Какое задание отражает знание орфоэпических норм?(А1)

- На что вы опирались, когда расставляли ударение?

- Что проверяет заданием А2 и А3?(лексические и морфологические нормы)

СЛАЙД №6

2) Лексико – орфографическая работа.

- Сейчас  мы выполним «Лексико – орфографическую  работу» и закрепим знания по этим заданиям.

- Записываем «Лексико – орфографическая работа»

- Я демонстрирую вам слайды, а вы записываете слова.

СЛАЙД-ДИКТАНТ. СЛАЙД № 7-12

 

РОСТОК

 

КАПЮШОН

 

ЧЕСНОК

 

ЖВАЧКА

 

ПОПЛАВОК

 

УРАВНЕНИЕ

 

 

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.(Выводится на экран слайд «Проверь соседа по парте».) СЛАЙД № 13

- Какие орфограммы здесь проверяются?

- Что про них надо запомнить?

ФИЗМИНУТКА.

- А теперь пусть ваши глаза отдохнут и выполним разминку.

- Найдите буквы,  разбросанные по классу, запишите их в тетрадь и составьте слово.

- Какое слово у вас получилось?

- ЭТО СЛОВО ПАРОНИМЫ.

- Что такое паронимы?

3) Работа с паронимами. СЛАЙД № 14

-Я зачитаю вам пары слов, а вы скажете, можно ли их назвать паронимами или нет: НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

ОБСУЖДЕНИЕ – ОСУЖДЕНИЕ

ОСВОИТЬ – УСВОИТЬ

- Устно объясните  лексические значения паронимов.

Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание.

Надеть что-либо - Одеть кого-либо.

Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать

- Хорошо, спасибо.  А теперь закрепим наши  знания в действии и выполним небольшой тест

СЛАЙД № 15

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

 

СЛАЙД № 16

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

 1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

СЛАЙД №17

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

 4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

- А теперь проверим. Какие ошибки допустили?

СЛАЙД №18

Проверка. Код ответов: 1, 4, 2

- Какое задание повторили, выполнив этот тест?(А2)

СЛАЙД №19.

4) .Тест   (А3-А15, А30)

РЕДАКТИРОВАНИЕ  ТЕКСТОВ.

- А сейчас на минуту представьте, что вы  учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете.  Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Для своего ответа воспользуйтесь примерной схемой.

 

КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)

 

1.     Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).- речевая ошибка

2.     На примере конкретных примеров  покажите своеобразие чеховского пейзажа  (повтор  слов).- на конкретных примерах покажите своеобразие чеховского пейзажа

3.     Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении).- чтобы быть грамотным и с большим запасом слов, надо много читать.

4.     Провожая меня, лицо его выражало сожаление.  (неправильное употребление  Д.О.).- синтаксические нормы, построения предложения с деепричастным оборотом.

 

 

5.     Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных).- нельзя соединять в одной конструкции простую и сложную степень сравнения –Родители хотели устроить праздник более пышный

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.

Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/.  В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.

 

4. Подведение итогов урока

 

- Хорошо. Спасибо. Выполняя орфоэпическую разминку, лексико – орфографическую работу, работая с паронимами  и занимаясь редактированием текстов, что мы с вами повторили? СЛАЙД № 20

- Для чего мы это делали?

 

СЛАЙД № 21

- Посмотрите на слайд. Здесь изображен средний балл ЕГЭ по русскому языку по нашей школе. Я взяла статистику за последние два года. Обратите внимание, что средний балл, пусть незначительно, но повышается. Какую цель мы поставим перед собой и какое число будет стоять на этом месте?

Рефлексия

- И заканчивая наше занятие, проведем тест «Незаконченное предложение»

СЛАЙД № 22

         После занятия я захотел(а) ….

         Мне хочется отметить отличную(хорошую) работу …

         Я хочу пожелать всем своим одноклассникам ……, а сидящим в классе ……

- Спасибо за урок! Отличной сдачи экзамена!!!

 

Автор Ширшова Ольга Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 558
Номер материала 37030
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓