Главная / Начальные классы / Мастер - класс "Фонетическая работа в период предшкольного о общего образования"

Мастер - класс "Фонетическая работа в период предшкольного о общего образования"

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию, наработки нашей работы по преемственности детский сад-школа, а остановиться мы хотим на теме

« Фонетическая работа в предшкольный период и начального общего образования» Сдайд №1

Вот уже который год (с 1998) в нашей школе действует комплекс «Детский сад – школа - семья», объединённый общими целями, содержанием образования, единым педагогическим процессом и охватывающий развитие детей с 6 лет.

Главной целью работы комплекса является обеспечение преемственности и непрерывности в содержании и организации учебно - воспитательного процесса, использование программ духовно-нравственного обучения, спортивно – оздоровительного развития ребёнка, эстетического становления.

Для реализации данных задач учителя начальных классов совместно со старшим воспитателем базового детского сада модернизировали программу подготовки дошкольников к школе на базе ДОУ.

Слайд №2 Программа «АБВГДейка» (Подготовка детей к школе), разработана учителями школы на основе программы «Предшкольная пора» ( под редакцией Н.Ф. Виноградовой «Вентана- Граф», 2005). Почему была выбрана именно эта программа?

Нам посчастливилось лично побеседовать с Натальей Фёдоровной Виноградовой, когда мы были в Москве на 10 Марафоне учебных предметов.

И когда мы посетовали, что программа дошкольного образования не устраивает нас, то Наталья Фёдоровна посоветовала ознакомиться с программой предшкольной подготовки, взять её за основу и переработать.

Более 12 лет учителя нашей школы работают по учебной линии под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук  Н.Ф.Виноградовой « Начальная школа XXI века» и сейчас при переходе начальной школы на Стандарты второго поколения, конечно, возник вопрос о выборе программы для предшкольной подготовки.

Слайд №3 Одним из основных направлений программы АБВГДейка» является:

- развитие речи (развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи, обогащение и активизация словарного запаса детей 6-7 лет

- обеспечение возможности единого старта первоклассников;

- развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование его

готовности к систематическому обучению.

Слайд №4 Занятия по программе « Подготовка детей к школе» носят интегрированный характер, с учетом целостности восприятия дошкольником окружающего мира.

Слайд №5 Одно из значений слова фонетика — звуковой строй языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу

Начинаю я свои занятия с детьми и детском саду и в школе, всегда с речевой разминки: Это могут быть чистоговорки –ра-ра-ра-у лесы в лесу но-ра

ри-ри-ри- у комнате убе-ри

скороговрки У ёлки иголки колки (можно с применением логического ударения)

дыхательная разминка ( задуй свечу, футбол, комарик,сдуй шар,Как на горке на пригорке жили 33 Егорки Раз Егорка два Егорка, три Егорка ….)

Слайд №6 В своей работе очень часто применяем элементы из учебно-методического пособие для логопедов и воспитателей

Александровой Т.В. « Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» ( есть в электронном виде на сайтах)

При этом мы должны помнить, что дети усваивают сложнейшее действие - они учатся управлять своей артикуляцией!

Очень детям нравятся сказки о буквах, таким образом, через сказку они легче запоминают звуки и буквы

Например: Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

- А_А_ А_А_ А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

- ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:


Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания


1. О каком звуке эта сказка?


2. Что любил делать звук А? (Петь.)


3. Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)


4. Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)


5. Как умел петь звук А? (Тихо, громко.).


6. Спой тихо, спой громко.


7. Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную.)


8. Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)


9. На каком инструменте играл звук А? (На барабане.)


10. Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А А а а а, А А а а а.)


11. Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные.)


12. Спой колыбельную звука А.


13. За что всем нравился звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса.)

Слайд № 7 В разделе обучения Грамоте в 1 классе есть такая игра «Живые звуки», такую же игру провожу и я на занятиях в детском саду, смысл этого занятия в том, что дети превращаются в звуки, берут фишки нужного цвета, а все остальные называют слова. Дети меняются местами и сами решают какую схему будут составлять. На данной фотографии вы видите ту самую проблему, которую сейчас ставит учитель на каждом уроке! Схема – слова, все состоят из 3 звуков, но лишним оказалось одно слово. Доказать почему!

Слайд №8

Многообразие игр на занятиях в детском саду носят всегда образовательный характер, следующая игра «Составь слова» , разделить слова на две группы – какие? Проблема? Да! Многозначные и однозначные, съедобные и несъедобные….

Слайд №9

По программе Н.Ф.Виноградовой у каждого звука свой «домик», дети очень любят составлять схемы слов, работать в паре приучаем уже с детского сада, право выбора необходимого «домика», решить кто главный в этой ситуации.

Дети впервые начинают относиться к словам, которые они произносят, не как к средству общения, а как к материалу для анализа.

Слайд №10, 11

Говоря языком, Стандартов второго поколения главная цель учителя на всех этапах занятий с детьми предметной области «Филология» в данном случае – формирование позитивного отношения к русскому языку и родному языку, стремление к грамотному использованию, чтобы русский язык стал для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Все вышеизложенные приёмы позволяют нам, учителям, перекинуть «мостик» из детского сада в школу, пройдя по которому дети с радостью будут учиться.


Мастер - класс "Фонетическая работа в период предшкольного о общего образования"
  • Начальные классы
Описание:

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию, наработки нашей работы по преемственности детский сад-школа, а   остановиться мы хотим на теме

 « Фонетическая работа в предшкольный период и начального общего образования» Сдайд №1

Вот уже который год (с 1998) в нашей школе действует комплекс «Детский сад – школа - семья», объединённый общими целями, содержанием образования, единым педагогическим процессом и охватывающий развитие детей с 6 лет.

Главной целью  работы комплекса является  обеспечение преемственности и непрерывности в содержании и организации учебно - воспитательного процесса, использование программ духовно-нравственного обучения, спортивно – оздоровительного развития ребёнка, эстетического становления.

Для реализации данных задач учителя начальных классов совместно со старшим воспитателем базового детского сада модернизировали  программу подготовки дошкольников к школе на базе ДОУ.

Слайд №2  Программа «АБВГДейка» (Подготовка детей к школе), разработана учителями школы на основе программы  «Предшкольная пора» ( под редакцией Н.Ф. Виноградовой  «Вентана- Граф», 2005). Почему была выбрана именно эта программа?

  Нам посчастливилось лично побеседовать с Натальей Фёдоровной Виноградовой, когда мы были в Москве на 10 Марафоне учебных предметов.

И когда мы посетовали, что программа дошкольного образования не устраивает нас, то Наталья Фёдоровна посоветовала ознакомиться с программой предшкольной подготовки, взять её за основу и переработать.

  Более 12 лет учителя нашей школы работают по учебной линии под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук  Н.Ф.Виноградовой « Начальная школа XXI  века» и сейчас при  переходе начальной школы на Стандарты второго поколения, конечно, возник вопрос о выборе программы для предшкольной подготовки.

Слайд №3 Одним из основных направлений программы АБВГДейка» является:

- развитие речи (развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи, обогащение и активизация словарного запаса детей 6-7 лет

 -  обеспечение возможности единого старта первоклассников;

 - развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование его

  готовности к систематическому обучению.

   Слайд №4  Занятия по программе « Подготовка детей к школе» носят интегрированный характер, с учетом целостности восприятия дошкольником окружающего мира.

Слайд №5  Одно из значений слова фонетика — звуковой строй языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу

Начинаю я свои занятия с детьми и детском саду и в школе, всегда с речевой разминки: Это могут быть чистоговорки –ра-ра-ра-у лесы в лесу но-ра

                                                                         ри-ри-ри- у комнате убе-ри

                                              скороговрки      У ёлки иголки колки (можно с применением логического ударения)

                                           дыхательная разминка ( задуй свечу, футбол, комарик,сдуй шар,Как на горке на пригорке жили 33 Егорки Раз Егорка два Егорка, три Егорка ….)

Слайд №6  В своей работе очень часто применяем элементы из учебно-методического пособие для логопедов и воспитателей

Александровой  Т.В. « Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» ( есть в электронном виде на сайтах)

При этом мы должны помнить, что дети усваивают сложнейшее действие  - они учатся управлять своей артикуляцией!

Очень детям нравятся сказки о буквах, таким образом, через сказку они легче запоминают звуки и буквы

Например:        Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

- А_А_ А_А_ А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

- ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

 

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

 

1.        О каком звуке эта сказка?

 

2.        Что любил делать звук А? (Петь.)

 

3.        Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)

 

4.        Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)

 

5.        Как умел петь звук А? (Тихо, громко.).

 

6.        Спой тихо, спой громко.

 

7.        Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную.)

 

8.        Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)

 

9.        На каком инструменте играл звук А? (На барабане.)

 

10.    Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А А а а а, А А а а а.)

 

11.    Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные.)

 

12.    Спой колыбельную звука А.

 

13.    За что всем нравился звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса.)

Слайд № 7 В разделе обучения Грамоте в 1 классе есть такая игра «Живые звуки», такую же игру провожу и я на занятиях в детском саду, смысл этого занятия в том, что дети превращаются в звуки, берут фишки нужного цвета, а все остальные называют слова. Дети меняются местами и сами решают какую схему будут составлять. На данной фотографии вы видите ту самую проблему, которую сейчас ставит учитель на каждом уроке! Схема – слова, все состоят из 3 звуков, но лишним оказалось одно слово. Доказать почему!

 Слайд №8

Многообразие игр на занятиях в детском саду носят всегда образовательный характер, следующая игра «Составь слова» , разделить слова на две группы – какие? Проблема? Да! Многозначные и однозначные, съедобные и несъедобные….

Слайд №9

По программе Н.Ф.Виноградовой у каждого звука свой «домик», дети очень любят составлять схемы слов, работать в паре приучаем уже с детского сада, право выбора необходимого «домика», решить кто главный в этой ситуации.

Дети впервые начинают относиться к словам, которые они произносят, не как к средству общения, а как к материалу для анализа.

Слайд №10, 11

Говоря языком, Стандартов второго поколения главная цель учителя на всех этапах занятий с детьми предметной области «Филология» в данном случае – формирование позитивного отношения к русскому языку и родному языку, стремление к  грамотному использованию, чтобы русский язык стал для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

  Все вышеизложенные приёмы позволяют нам, учителям, перекинуть «мостик» из детского сада в школу, пройдя по которому дети с радостью будут учиться.

 

 

Автор Шереметова Ольга Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 298
Номер материала 33834
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓