Главная / Начальные классы / Мастер - класс "«Алгоритм написания исследовательской работы. Методы исследования » Занятие спецкурса «Я – исследователь» для 3 класса.

Мастер - класс "«Алгоритм написания исследовательской работы. Методы исследования » Занятие спецкурса «Я – исследователь» для 3 класса.


hello_html_m2a7690f7.gifЕсли хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!



Мастер-класс

«Алгоритм написания исследовательской работы. Методы исследования »

Занятие спецкурса «Я – исследователь» для 3 класса.

 Вступительное слово.

Мы встретились сегодня в этот час.

И я, коллеги, рада видеть вас

И приглашаю  на занятие спецкурса

Для этого у нас есть все ресурсы …




Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности, саморазвития, самореализации и самооценки личности учащегося. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, уделяется внимание проектно-исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская деятельность – это ещё один фактор повышения внутренней мотивации к предмету.

Цель программы: выявление   наиболее способных к творчеству учащихся  и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, исследовательских и коммуникативных способностей. Способствовать формированию собственной самооценки.

         Задачи программы:

Развитие познавательных потребностей и способностей  младших школьников.

Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.



В нашей школе работает школьное научное общество «Мыслитель». В начальной школе спецкурс «Я-исследователь» преподается со 2 класса, на  который отводится  1 час в неделю. 

Планирование программы дополнительного образования составлено на основе авторской программы  «Методика исследовательского обучения младших школьников»  Савенкова А.И.


Важным аспектом в нашей работе является участие в школьном научном обществе детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении.



Сегодня я хочу предложить вашему вниманию одно из занятий «Алгоритм написания исследовательской работы. Защита исследовательских работ»

На этом занятии подошла к концу вся подготовительная работа в исследованиях. У Павлова есть такая цитата « Наука складывается из фактов, как дом из кирпичей». Но как не каждую горку камней или кирпичей можно считать домом, так и не всякий набор фактов считается научным исследованием.

Поэтому издревле наукой называли только организованное знание.

Посмотрите на кирпичи. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на спецкурсе?

Верно, мы займемся сегодня строительством. Только строительство будет связано с исследовательской работой. Каждый из вас будет необычным строителем. Ведь строить мы будем необычный дом, а виртуальный.

Давайте вспомним, с чего мы начинали нашу работу по исследованию.


Какими могут быть темы? (фантастические, теоретические и экспериментальными)

Выбор темы можно назвать фундаментом нашего дома.


А какой кирпичик будет дальше?


Цель

А что значит определить цель исследования? (Определить цель, значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь)


Какой кладем следующий кирпичик?

Задачи.

Что делают задачи?

...Уточняют цель. Итак, старт твоей исследовательской работы дан.Вперед! К поставленным целям и задачам!

И следующий кирпичик? Гипотеза. Что такое гипотеза?

Дальше – кирпичик – источники информации.

А дальше? Методы

Надо воспользоваться такими методами, которые помогут проверить гипотезу. Сравнение, описание, эксперимент.



Как можно назвать научным словом чудеса? (опыт или эксперимент)


1.Опыт «Запах играет в прятки»

Капнуть в баночку несколько капель одеколона. Возьмите кукурузные палочки и положите их в банку. Закрыть плотно крышкой и оставить на несколько минут…………

Попробуйте выдвинуть несколько гипотез…



2.Опыт «Подводная лодка»

Не забываем об аккуратности с газированной водой.

Приготовить газированную воду, стакан, виноград.

Налить газированную воду в стакан.

Опустить виноградинку в стакан с газированной водой.

Наша виноградинка превращается в подводную лодку.

- А может, кто догадался, в чём секрет фокуса?

Выдвигаем гипотезы…

………. Что случится с виноградинкой?Почему?

Виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на нее поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Та будет продолжаться несколько раз, пока вода не выдохнется.

………….Где в природе мы наблюдаем подобное явление?

А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются и сдавливают пузырь. А надо подняться – мускулы расслабляются, пузырь увеличивается и рыба всплывает.

Наша гипотеза подтвердилась.

…………А где в жизни используется это явление?

Поэтому же принципу всплывает и погружается настоящая подводная лодка.


Проверим баночку с кукурузными палочками. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не чувствуете, так как его поглотило пористое вещество кукурузных палочек.

Наша гипотеза….


3.Опыт «Скоростная монетка»

Приготовьте воздушный шарик, нитку, монетку.

Просуньте монетку во внутрь шарика.

Надуйте шарик.

Перевяжите ниткой.

Выдвигаем гипотезу….


Совершите несколько вращательных движений рукой.

Есть природная сила, которая помогает монетке двигаться по кругу.


В каждом фокусе обязательно есть разгадка. Все фокусы основаны на определенных природных физических явлениях, которые вы будете изучать в школе.


Следующий кирпичик? План работы

Чтобы составить план работы надо определить методы и выстроить их по порядку. Т.е составить план.

Следующий – самостоятельная работа и…. консультации.


Итак, наш дом готов? Как вы думаете, почему его нельзя назвать домом?

Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов, и не подведет итоги. Итак, этот домик можно назвать моделью. Чего?

Алгоритм выполнения исследовательской работы.

«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает» БУАЛО















В таблице указано число подготовленных учебно-исследовательских работ. В скобках - число призовых мест.



год


уровень


2009/2010


2010/2011


2011/2012


2012/2013

Школьный


17 (7)

25 (10)

27 (13)

28 (13)

Муниципальный


7 (4)

7 (7)

13 (9)

13 (10)

Региональный


2 (1)

2(2)

1(1)

2

Всероссийский


-

1

1

-


Динамика результатов работы школьного НОУ «Мыслитель»









Количество исследовательских работ, выполненных членами НОУ



В НОУ «Мыслитель» шесть секций: «Первые шаги» (для учащихся начальных классов), «Естественнонаучная», «Гуманитарная», «Физико-математическая», «Лингвистическая», «Информационные технологии».


Школьное научноеобщество «Мыслитель», цель которого выявление и поддержка талантливых учащихся, склонных к занятиям исследовательской деятельностью;развитие их интеллектуальных и творческих способностей;поддержка научно-исследовательской работы в гимназии.






Справка

о результатах школьной конференции учебно-исследовательских работ «Хочу все знать!»

в 2012-2103 учебном году




Цель: оценка деятельности учителей и обучающихся по работе с исследовательскими проектами; подведение итогов проведения школьной конференции учебно-исследовательских работ «Хочу все знать!»

10 апреля 2013 года в гимназии состоялось пленарное заседание школьной конференции учебно-исследовательских работ «Хочу все знать!»


В течение недели были проведены заседания секций, на которых были выявлены победители и призёры среди учащихся, подготовивших исследовательские работы, творческие проекты. На секционных заседаниях приняли участие 28учащихся.



Работы, представленные на секционных заседаниях



Фамилия, имя участника

Название работы

Класс

Руководитель

Лингвистическая секция

Федосеева Анастасия

«Бремен»

6 «а»

Кузнецова Е.Ю.

Пузакова Ксения

«Берлин»

6 «а»

Кузнецова Е.Ю.

Атоулова Алина

«Речевой этикет как показатель культуры общения»

8 «а»

Гигитащвили Т.Ю.

Кочетов Иван

«Лексикон учащихся моей школы»

8 «а»

Гигитащвили Т.Ю.

Буздина Дарья

«Откуда растут крылья»


7 «а»

Аксенова Л.П.

Кукушкин Сергей

«Исторические места Лондона»

8 «а»

Киселева Т.Н.

Буздина Дарья

«Британский американский английский»

7 «а»

Смолина О.А.

Естественнонаучная секция

Мелехина Мария

«Потерянный и возвращенный мир. История одного ранения»

10 «а»

Калужская С.В.

Сорокин Виктор

«Роль и значение вулкана в жизни человека»

7 «а»

Володькина Р.А.

Конева Виктория

«Пауки»

6 «б»

Авдеева И.В.

Белоглазова Наталья

«Дельфины»

7 «а»

Авдеева И.В.

Физико-математическая

Колесников Семен

«Олимпиадное движение в математических задачах»

6 «а»

Фролова И.Г.

Колесников Александр

«Парадоксы»


11 «а»

Гераськина Е.Н.

Гуманитарная

Колесникова Вероника

«Загадка Джоконды»

8 «а»

Салохина В.П.

Назаров Алексей, Иванов Федор

«Проект школьного краеведческого музея»


Воротникова М.Т.

Белоглазова Наталья

"Влияние цвета на характер человека"

7 «а»

Салохина В.П.

Информационные технологии

Клишин Дмитрий

«Любимый город о Кимовск» (фильм)

10 класс

Алексеева С.В.

«Первые шаги» (начальная школа)

Бобриков Иван

«Саксофон»


2 «б»

Баркова М.М.

Ерофеев Никита

«Подземные воды»


2 «б»

Баркова М.М.

Желтов Владислав

«Шоколад»

2 «б»

Баркова М.М.

Мизина Анна

«Пластилиновый рай»


3 «а»

Гаршина Н.А.

Харченко Ангелина

«Великие святые: Илья Муромец»

3 «а»

Гаршина Н.А.

Куцова Анастасия

«Чипсы: хрустеть или не хрустеть?!»

3 «а»

Гаршина Н.А.

Борычева Виктория

«Иллюзия восприятия»

3 «б»

Слепова Е.В.

Демидова Анастасия, Иваненко Софья

«Топонимическое пространство города Кимовска»

3 «б»

Слепова Е.В.

Солнцева Валерия

«Солнечная печь»

4 «а»

Колесникова Н.В.

Иванова Полина

«Часы»



Колесникова Н.В.

Лапушкина Мария

«Получение кисломолочных продуктов в домашних условиях»


Колесникова Н.В.


Конкурс исследовательских работ показал, что работы в основном имели проектный характер с элементами исследовательской деятельности, а уровень представленных работ соответствует требованиям конкурса.

В результате проведении конференции учебно-исследовательских работ определились победители и призеры, среди которых:

Секция "Первые шаги" (начальные классы)

I место - Мизина Анна "Пластилиновый рай", учащаяся 3 "а" класса

II место - Ерофеев Никита "Подземные воды", учащийся 2 "б" класса

IIместо - Солнцева Валерия "Солнечная печь", учащаяся 4 "а" класса

III место - Демидова Анастасия, Иваненко Софья, учащиеся 3 "б" класса

Лингвистическая секция (русский язык, литература, МХК, иностранные языки)


I место - Атоулова Алина "Речевой этикет как показатель культуры человека", учащаяся

8 "а" класса

II место - Федосеева Анастасия "Бремен" , учащаяся 6 "а" класса

II место - Кукушкин Сергей "Исторический Лондон", учащийся 8 "а" класса

III место - Кочетов Иван, учащийся 8 "а" класса


Естественнонаучная секция (биология, география, химия, экология)

I место - Мелехина Мария "Потерянный и возвращенный мир. История одного ранения", учащаяся 10 класса

II место - Сорокин Виктор "Значение вулкана в жизни человека", учащийся 7 "а" класса

II место - Конева Виктория "Пауки", учащаяся 6 "а" класса


Физико-математическая секция (математика, физика, информатика)

I место - Колесников Семен, учащийся 6 "а" класса


Гуманитарная секция (история, обществознание, право, МХК, краеведение)

I место - Колесникова Вероника "Загадка Джоконды", учащаяся 8 "б" класса

II место - Назаров Алексей, Иванов Федор, учащиеся 5 "а" класса

III место - Белоглазова Наталья "Влияние цвета на характер человека", учащаяся 7 "а" класса

На закрытии конференции, которое прошло 10 февраля 2013 года были подведены итоги конференции и конкурса исследовательских работ, состоялось награждение победителей и призеров конкурса.

В ходе проведения закрытия конференции выступили представители экспертных комиссий конкурса Алексеева С.В., Зенкина И.И., Шестопалова Г.В., которые рассказали присутствующим о сильных и слабых сторонах представленных на конкурс работ, высказали требования к работам, которые будут представлены в следующем году, осветили проблемы наличия некоторого числа работ реферативного характера, которые в связи с этим не смогли претендовать на высокие баллы.

В заключении было предоставлено слово участникам конференции – учителям, которые являлись научными руководителями учащихся: учителю математики Фроловой И.Г., Колесников Н.В., учителю начальных классов и школьникам – победителям и призерам конкурса исследовательских работ. В своих выступлениях учителя выразили благодарность оргкомитету конференции за возможность на протяжении уже девяти лет участвовать в школьной конференцииучебно-исследовательских работ, за интересные презентации работ, представленные на пленарном заседании, которые позволяют оценить актуальность и значимость современных исследований в области различных наук, Школьники – победители и призеры конкурса исследовательских работ – по решению оргкомитета представили свои работы на городской конференции учебно-исследовательских работ «В науку первые шаги».



Работы, представленные на городскую конференцию учебно-исследовательских работ«В науку первые шаги»

п/п

Название работы

ФИО автора работы

ФИО руководителя работы

1.

«Подземные воды»

Ерофеев Никита

Баркова Марина Максимовна

2.

«Солнечная печь»

Солнцева Валерия

Колесникова Наталья Викторовна

3.

«Пластилиновый рай»

Мизина Анна

Гаршина Неля Абрамовна

4.

Топонимическое пространство города Кимовска


Демидова Анастасия

Слепова Екатерина Владимировна

5.

«Речевой этикет как показатель культуры общения»

Атоулова Алина

Гигиташвили Татьяна Юрьевна

6.

«Потерянный и возвращенный мир. История одного ранения»

Мелехина Мария Михайловна

Калужская Светлана Викторовна

7.

«Роль и значение вулкана в жизни человека»

Сорокин Виктор

Володькина Раиса Алексеевна

8.

«Пауки»

Конева Виктория Олеговна

Авдеева Ирина Владимировна

9.

«Загадка Джоконды»

Колесникова Вероника

Салохина Валентина Павловна

10.

«Проект школьного краеведческого музея»

Назаров Алексей Алексеевич Иванов Федор

Воротникова Марина Тихоновна

11.

«Олимпиадное движение в математических задачах»

Колесников Семен Витальевич

Фролова Ирина Геннадьевна

12.

«Парадоксы»

Колесников Александр

Гераськина Евгения Николаевна

13.

«Любимый город Кимовск»

Клишин Дмитрий

Алексеева Светлана Викторовна














































i









Мастер – класс на областном семинаре по теме: «Алгоритм написания исследовательской работы. Методы исследования»

i








Выполнила:

Баркова Марина Максимовна



2014 год,Кимовск


Мастер - класс "«Алгоритм написания исследовательской работы. Методы исследования » Занятие спецкурса «Я – исследователь» для 3 класса.
  • Начальные классы
Описание:

 

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности, саморазвития, самореализации и самооценки личности учащегося. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, уделяется внимание проектно-исследовательской деятельности

Автор Баркова Марина Максимовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1166
Номер материала 21534
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓