Мастер
- класс
Урок
окружающего мира в 3 классе
РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ
УМК «Начальная школа XXI века»
Цель:
организовать деятельность детей по ознакомлению с понятиями фауна,
одноклеточные и многоклеточные животные, позвоночные и беспозвоночные животные.
Развить умение учащихся
классифицировать объекты природы по разным признакам.
Воспитывать бережное отношение к
окружающему миру, как к нечто уникальному и ценному.
Формировать УУД.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, тексты
для работы в группах,
гуашь,
эскизы
Ход урока.
I. Организационный момент.
Дорогие, коллеги, я рада вас
приветствовать. Улыбнемся и подарим друг другу улыбки.
И сразу разделимся на группы. Для
этого раздам вам карточки с фрагментами картинки. Вы собираете картинку. Кому
выпала карточка с буквой Л, тот и является лидером группы.
Перед вами памятки поведения в
группе.
Памятка поведения в группе:
не покидать группу;
говорить тихо и спокойно;
соблюдать очередность;
сознательно пользоваться позами и жестами;
использовать взгляд;
обращаться по имени;
вести себя неконфликтно (не задираться).
II. Актуализация знаний.
1.Сейчас поиграем в игру «Да» или «Нет». На вопрос отвечаем
быстро - да или нет.
1.Зимой сутки короче, чем летом?
2.Все ли животные важны для природы?
3.Пиявки живут в водоемах?
4.Тритоны относятся к рыбам?
5.У насекомых 6 ног?
6.У паукообразных 6 ног?
7.Каракурт – это насекомое?
8.Крабы и креветки - это ракообразные?
9.Клещи – это насекомые?
10. Я хорошо знаю мир животных?
- Если вам интересен мир животных, как вы можете его изучать?
(изучать на уроке окружающего мира, спрашивать у взрослых,
прочитать в книге,
найти информацию в интернете, смотреть телепередачи о
животных)
2.Найдите «лишнее» слово:
Слон, моллюск, гибискус, страус, черви, краб, лиса.
Назовите одним словом остальные слова. Животные.
Это флора или фауна?
Как вы думаете, над какой темой будем работать? Уточните тему
урока.
Итак, тема урока: «Разнообразие животных».
3. Разделите всех представителей животного мира
на 2 группы – по отношению к человеку (дикие и домашние),
на 3 группы - по месту обитания – (в воде, в воздухе, на
земле),
на отряды – звери, птицы, рыбы, насекомые и т.д.
Что мы знаем о животных? ( они – часть природы, рождаются,
питаются, растут, умирают, передвигаются, размножаются, дышат, участвуют в цепи
питания и т.д.)
III . Открытие нового знания.
Стремясь разобраться в бесконечном разнообразии животных, учёные
разделили их на группы. А какие? Это мы сейчас и узнаем.
-
Попробуйте
заполнить схему. Чтобы выполнить это задание нужно узнать информацию.
Где можем её найти, если её нет в учебнике. (Энциклопедии, интернет,
Википедия.)
·
Работа
в группах. Я эту информацию взяла в Википедии. Чтобы узнать что-то
новое по теме урока, вам надо прочитать тексты в группах и подготовить
сообщение о том, какие животные населяют нашу планету. Ответить на вопросы
письменно на листочках. Каждая группа узнает что-то новое и
расскажет товарищам. Задания на ноутбуках.
1
Группа. (С фотографиями)
Одноклеточные. Самые древние
представители животных на нашей планете – одноклеточные. Несмотря на
то, что одноклеточные животные состоят из одной клетки, они живут вполне
самостоятельно: дышат, питаются, передвигаются, размножаются, то есть в
их организмах происходят те же процессы, что и во всех живых телах.
Одноклеточные
встречаются в любом водоёме, во влажной почве, в воздухе, в пустыне. Это самые
маленькие животные на планете. Увидеть большинство одноклеточных можно при помощи
микроскопа. Амеба – это одноклеточное животное. Ее тело состоит
из одной клетки. Она похожа на маленький бесцветный студенистый комочек,
постоянно меняющий свою форму. Инфузория - одноклеточный хищник, по
форме напоминающий туфельку. Передвигается при помощи ресничек.
Сведения
1. Самые
древние животные____________________________________________
2. Их
называют одноклеточными _______________________________________
3.
Одноклеточные
умеют ________________________________________________
4. Амёба-___________________________
________________________________
5.
Инфузория
-__________________________________________________________
6. Живут одноклеточные______________________________________________
1
Группа.
В
многоклеточном организме - много клеток. Каждая клетка имеет
определенную «профессию». Например, одна отвечает за питание (от заглатывания
пищи до ее переваривания и всасывания необходимых организму веществ), другая –
за движение (а это не только перемещение животного в пространстве, но и
действия, необходимые для захвата пищи). Бурый медведь, кит, орёл, заяц,
воробей, губки – это многоклеточные животные. Само название говорит о
том, что тело таких животных состоит из множества клеток. В многоклеточном
организме клетки различны по своему строению и играют разную роль. Все клетки
связаны друг с другом, составляют единый организм.
Сведения
1. Многоклеточными
называют животных________________________________
2. Клетки
работают по разному_____________________________________________
3. Примеры
многоклеточных животных – это _____________________
2
Группа.
Среди многоклеточных животных есть беспозвоночные. У них нет внутреннего
скелета. К беспозвоночным животным относятся пауки,
насекомые, ракообразные, моллюски.
Насекомые – самая многочисленная
группа беспозвоночных животных. Они очень разные по внешнему виду,
имеют много приспособлений к жизни.
Рыбы,
птицы, звери, змеи (многоклеточные) относятся к позвоночным. У них есть
внутренний скелет. Его основу составляет позвоночник. К нему подвижно
прикреплены другие кости. Внутренний скелет позвоночных один на всю жизнь. Он
состоит из живых клеток и растет вместе с телом.
Сведения
1.Беспозвоночными
называют животных _________________________________
2.К
беспозвоночным относятся___________________________________________
3. Позвоночными
называют __________________________________________
4. К
позвоночным относятся____________________________________________
III. Первичное
закрепление.
- Представители каждой группы выступают у
доски и рассказывают о своём задании. Выступление сопровождается демонстрацией
слайдов.
1 группа - 5 слайд
2 группа – 6 слайд
3 группа - 7 слайд
IV. Самостоятельная
работа. (Дополнение
слайда 8)
1. Заполни схему:
2. Тест.
1.Выбери неправильный ответ:
а) животные – часть природы;
б) в природе все взаимосвязано;
в) жизнь животных не связана с другими организмами и
растениями.
2.Дополни цепь питания:
Комар- - цапля.
3.Выбери неправильный ответ:
а) фауна – это мир животных;
б) фауна –это часть природы;
в) фауна - это растительный мир Земли.
4.Укажи «лишнее» слово:
Амёба, моллюск, инфузория.
3. Игра «Расскажи про меня»
Выходят по одному члену группы с табличкой. 1 группа- инфузория
(люблю теплые водоемы со стоячей водой),
2 группа- щука (могу прожить 100 лет и
более ),
3 группа – осьминог (обладаю хорошей памятью,
различаю геометрические фигуры, подаюсь дрессировке).
IV. Включение
нового знания в систему знаний.
Вывод:
1. Что же мы
узнали по теме урока?
2.
Кто
такие одноклеточные и многоклеточные животные?
3. Какие
животные называются позвоночными и беспозвоночными?
Разнообразие животных восхищает и поражает: сегодня
известно почти 2 млн. их видов. И каждый год открывают сотни и тысячи новых.
Можно сказать, что все места на
земном шаре обитаемы. От глубин океана, где очень холодно, до жерла вулкана,
где очень жарко.
Что
интересно:
первыми на
планете Земля появились одноклеточные, а потом многоклеточные. Причём
многоклеточные возникли из одноклеточных.
При
неблагоприятных условиях одноклеточные замирают, покрывшись плотной
оболочкой. И так может продолжаться долгое время. При благоприятных условиях
за день может появиться до 500 потомков.
Миллионы
лет одноклеточные жили в мировом океане, умирали и их останки опускали на дно
океана. Там они спрессовывались в меловые и известняковые залежи. Потом
очертания океана изменились и человеку оказались доступными эти залежи.
Египетские
пирамиды построены из известняка, состоящего из раковин простейших.
Обыкновенный
мел тоже состоит из раковин простейших.
Самое
большое животное – голубой кит.
Самое
маленькое животное – амёба.
V. Рефлексия.
1. Игра «Будь внимателен».
Распредели этих животных на 2 группы.
Назовите одним словом. (по щелчку
скрываются беспозвоночные животные).
2. Выбери себе рисунок и раскрась его
ватными палочками относительно своего настроения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.