Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМастер - класс по роману М. Булгакова

Мастер - класс по роману М. Булгакова

Скачать материал

Гордая женщина.

Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

Цели:

1.     дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего романа;

2.     развивать аналитическое и художественное восприятие образа, учить сопоставлять общее и частное, в эпизоде видеть все произведение;

3.     формировать эстетическое восприятие художественного текста; показать духовные основы, которыми руководствуется писатель и, по его мнению, любой нравственный человек.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

 

Леонид Андреев, русский писатель, знаменитость Серебряного века, однажды подметил: « Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно идти».

Действительно, в жизни часто бывает именно так: чтобы чего – то добиться, приходится всегда помнить свою исходную позицию: вспомним хотя бы А.А. Фета или роман Чингиза Айтматова « И дольше века длится день». Так произошло и с булгаковской героиней Маргаритой.

Итак, тема нашего занятия будет обращена к образу главной героини романа « Мастер и Маргарита».

 

- Нагая наездница верхом на щетке, взвизгнув от восторга, вылетела в окно. В каждой частице тела вскипала радость. Исчезли желтые тени у висков: кожа щек налилась розовым цветом, лоб стал бел и чист.

Кто это?

 

(Маргарита)

 

В конце урока мы должны выяснить, какую роль играет героиня в романе, и каково ее влияние на создание образа романа.

 

II. Введение в тему.

 

Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги.

 

 

- Так кто же такая Маргарита?

(Сообщение учащегося)

 

Из текста романа известны только её имя и отчество — Маргарита Николаевна. Красивая москвичка. Очень сильная и мужественная женщина. По роду занятий домохозяйка, проживает в центре Москвы, замужем за неким известным и богатым военным инженером, которого вовсе не любит, детей у них нет. Состоятельна, обитает в богатой квартире с прислугой. На момент основных событий романа ей 30 лет. В ходе сюжета романа влюбляется в писателя, которого называет мастером, исполняет роль королевы и хозяйки бала сатаны и в конце покидает мир в образе ведьмы и уходит вместе с мастером в место его последнего приюта.

Маргарита - играет в романе очень важную роль. Это красивая Москвичка, возлюбленная Мастера. С помощью Маргариты Булгаков показал нам идеальный образ жены гения. Когда встретила Мастера была замужем, но мужа не любила и была полностью несчастлива. Тогда поняла что нашла свою судьбу. Она способна на глубокую любовь, бросает своего мужа, когда понимает что нужна Мастеру, что он пропадает без неё.
Именно Маргарита назвала героя мастером, прочитав его роман. Герои были счастливы вместе пока Мастер не опубликовал отрывок своего романа. Критики отравили им жизнь. Когда оставляет Мастера одного, он сжигает роман и сбегает в психатрическую лечебницу. Долгое время Маргарита корит себя за то, что оставила любимого одного в самую трудную для него минуту. Она плачет и сильно страдает, пока не встречает Азазелло. Он ей говорит, что знает где находится Мастер. За это сведения она соглашается быть коралевой на великом балу у Сатаны. Маргарита становится ведьмой. Обнажённая принимает гостей Воланда на балу, После бала у Сатаны героиня в первую очередь просит за страдающую Фриду, забывая о собственном желании вернуть Мастера.Продав свою душу, она получает Мастера. В конце романа она и Мастер заслуживают покоя. Маргарита это сильна и идущая своим собственным путём женщина. Это женский идеал для Булгакова.
Она готова продать свою душу дяволу и это делает. Маргарита остается идеалом вечной, непреходящей любви, у неё сила чувства. В конце она покидает мир и в образе ведьмы и уходит вместе с Мастером в место его покоя.
Многе считают что прототипом образа Маргариты послужила жена писателя Елена Сергеевна Булгакова.

 

III. Анализ эпизода.

 

- В какой главе мы впервые знакомимся с Маргаритой?

( в 13)

 

(Видеоролик «Встреча Мастера и Маргариты»).

 

- Какие слова подбирает автор для описания возникшего между Мастером и Маргаритой чувства?

( Да, любовь поразила нас мгновенно. Я это знал в тот же день, уже через час…)

- О чем это говорит?

 

- Дает ли автор портретное описание героини?

 

(нет)

 

- Как вы думаете, почему?

 

IV. Маргарита и потусторонняя сила.Анализ эпизода « Великий бал у Сатаны».

 

- Потусторонний мир во 2-ой части романа показан как бы глазами Маргариты. Какую роль она играет на бале?

 

(Маргарита — королева бала, она невеста дьявола).

 

 

- Почему именно Маргарита подошла на роль хозяйки бала?

 

- Что вы можете сказать о прототипах этого образа?

 

(Сообщение учащегося)

 

Прототипов у Маргариты много. Это и французские королевы, носившие имя Маргариты: Маргарита Наваррская и Маргарита Валуа. И Маргарита из драмы Гёте "Фауст". Фауст и Маргарита воссоединяются на небесах. Но главный прототип Маргариты - третья жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская.

 С Еленой Сергеевной Булгаков познакомился в 1929 году у одних знакомых. Знакомство с Булгаковым наполнило жизнь Елены Сергеевны атмосферой игры, веселья, радости. Они начали тайно встречаться. Но вскоре Шиловский узнал об их романе. У него с Булгаковым состоялся серьёзный разговор, и Булгаков с Еленой Сергеевной расстались на время. Потом они случайно встретились на улице, и любовь вспыхнула вновь. Михаил Афанасьевич писал об этом в романе: "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца, и поразила нас сразу обоих!"

- Как вела себя Маргарита в окружении нечистой силы?

 

(Видеоролик «Великий бал у Сатаны»)

- Так что же дал Воланд Маргарите?

 

(Любовь).

 

V. Основные темы романа.

 

тема любви в более широком философском смысле звучит с начала 23-ей главы.

 

«Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравится... я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице... Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение! Нужно полюбить его, полюбить, королева! Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала. И еще: не пропустите никого! Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют...»

 

- Кроме темы Любви, с образом Маргариты связана и другая основная тема романа. Сформулируйте ее после предложенных исходных данных.

 

Воланд ← Маргарита

            ↘↙

       Мастер

 

- Воланд устраивает великий бал, и ему нужна хозяйка бала. Находится Маргарита, которая ради спасения Мастера готова продать душу Дьяволу. Она становится его невестой, но любит Мастера.

 

- Какое чувство она испытывает перед Мастером?

 

(Чувство вины).

 

- Что она совершает в нравственном смысле?

 

(Измену).

 

- Это преступление, за которое неизбежно что?

 

(Расплата).

 

- Какую основную тему можно сформулировать?

 

(Тема вины и расплаты, преступления и наказания).

 

 

- Сколько времени прошло после ухода Маргариты? Где Мастер был все это время?

 

(С половины октября до половины января Мастер находился под арестом).

 

- Чем жила Маргарита?

 

(Мастером и его романом)

 

- Подведем итоги. Какие основные темы раскрывает Булгаков через образ гордой женщины Маргариты?

 

 

VI. Выводы.

 

- Так кто ж ты такая, Маргарита? Чем ты отличаешься от других персонажей?

 

(Учащаяся зачитывает отрывок из романа)

 

«Невидима и свободна! Невидима и свободна! Ах, как это чудесно! Это мое тело обжигает ветер, и это мое сердце, сладко захолонув, тяжелым камнем падает вниз. Стремительно ушел вниз город, исчезли грязные, кривые улочки, красные покосившиеся фонари, заплатанные дома. Внизу лишь огни, вокруг — небо, огромное, черное, просторное. Свежий воздух до боли распирает легкие — ах, как хорошо! Я свободна! Мелочные ссоры в тесных кухонках, душное бессилье напрасных разговоров, бессонные ночи — наедине с подушкой, мокрой от слез... Это все осталось внизу! Я другая! В две мерцающие полосы слились внизу огни городов, завертелись и исчезли; в ушах свистит ветер, и желтый, мягкий лунный свет заливает мое тело — вот я вся. Слившаяся с этим небом, с этим ветром, живущая в полете. Я вырвалась, вырвалась, черт возьми! Почему нельзя поминать нечистого к вечеру? Как глупо. Со мной, прожившей безразличие и тоску, что можно сделать? Он приснился мне сегодня, и сон был вещий, за это я ручаюсь. Я верила, что-то произойдет непременно, потому что не может быть, чтобы что-то тянулось вечно. И оно случилось, вот оно! Я вся в сегодня, нага и свободна, и если уж любить, то до самозабвенья, если мстить — то без удержу. Мне позволено все — кто посмеет запретить? Я — королева. Сегодня я разорвала колдовской круг своей жизни, сегодня я плачу все долги. Я другая — не знаю, святая или грешница, но только не частично, а сразу, целиком и вся. О, милый, милый Азазелло, я лечу! Этот иностранец — я теперь знаю наверно — совсем не опасен. Я согласна на все — вот так, сразу — головой в омут, ведьмой в ад... Ради него, Мастера. Прощай все — сад, деньги, готический особняк — как смешно! Я знаю, что приду к нему сегодня, где бы он ни был! Все — сегодня, или ничего — никогда».

Составление синквейна.

(1 существительное - женщина

2 прилагательных - красивая, одинокая

3 глагола- ищет, находит, борется

 Фраза короткая- Согласна на все

Синоним к первому существительному- святая).

 

VIII. Слово учителя.

 

Маргарита была и остается воплощением женственности, самопожертвования, ответственности, подвига, верности, любви, чувственности, преданности. Ей посвящаются стихотворения и картины. О ней поют песни. Она остается вечным образом не только в русской культуре, но и в мировой. Искренне любящая и страдающая женщина тоже ассоциируется с Маргаритой.

 

«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений» - Гораций.

X. Домашнее задание.

 

Эссе «Кто она, Маргарита Мастера?»

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мастер - класс по роману М. Булгакова"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Нутрициолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Мастер - класс по роману М.Булгакова " Мастер и Маргарита".Гордая женщина.

Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

Цели:

1.    дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего романа;

2.    развивать аналитическое и художественное восприятие образа, учить сопоставлять общее и частное, в эпизоде видеть все произведение;

3.    формировать эстетическое восприятие художественного текста; показать духовные основы, которыми руководствуется писатель и, по его мнению, любой нравственный человек.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

 

Леонид Андреев, русский писатель, знаменитость Серебряного века, однажды подметил: « Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно идти».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 081 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 320
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 667
    • DOCX 22.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Железняк Елена Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Железняк Елена Евгеньевна
    Железняк Елена Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15786
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 213 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 49 регионов

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общественные движения и организации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 42 регионов