Главная / Начальные классы / Мастер - класс. Тема: «Использование метода проектного обучения при формировании интереса у детей младшего школьного возраста к семейным традициям»

Мастер - класс. Тема: «Использование метода проектного обучения при формировании интереса у детей младшего школьного возраста к семейным традициям»

Мастер - класс.

Тема: «Использование метода проектного обучения при формировании интереса у детей младшего школьного возраста к семейным традициям»

Цель занятия:

Рассмотреть методы и приёмы организации проектной

деятельности на уроках окружающего мира.

План занятия.

  1. Приветственное слово.

  2. Введение в проблему.

  3. Теоретическая часть (этапы работы над проектом).

  4. Реализация учебного проекта.

  5. Практическая работа мастер-класса.

  6. Итог занятия.

  7. Рефлексия.

Слайд 1.

  • Вступительное слово

-Здравствуйте, я учитель начальных классов Баумбах Ирина Сергеевна.

Тема нашего мастер-класса «Использование метода проектного обучения при формировании интереса у детей младшего школьного возраста к семейным традициям».







  • Введение в проблему

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий ведущую роль должны играть творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему.

Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит, 50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам.

Слайд 1.1. Поэтому в качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки:

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках,
Послушать, понюхать и,
Может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!”

-Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в обществе и адаптации в нём.

Слайд 2. Портрет выпускника начальной школы (стандарты 2)

Для формирования этих качеств личности существует много инновационных технологий..

Слайд 3.

Но мне хотелось бы подробнее остановиться на методе проектного обучения.

Учебный проект отличается от групповой работы с представлением наглядных результатов тем, что демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и предъявление способа решения проблемы проекта.



Слайд 4.

Основная цель: перейти от человека – исполнителя к человеку-творцу, человеку-исследователю.

Слайд 5.

  • Проект – это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся.

  • Проект – это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного

  • Проект – это пять «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.

В процессе проектной деятельности у младших школьников развиваются следующие умения и навыки :

-Исследовательские умения

-Презентационные умения

-Информационные умения

-Менеджерские умения

-Коммуникативные умения

-Оценочные умения

-Рефлексивные умения

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость, намеренно снижая критичность учителя при повышенном эмоционально позитивном отношении к творческим удачам детей.

С первого класса я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. В первом классе на уроках включаю задания, где надо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. Подобные задания могут иметь место на уроках обучения грамоте, математике, окружающего мира.

Во втором классе учащиеся учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.

В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал по теме, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности.

  • Этапы работы над проектом

Слайд 6. Рассмотрим этапы работы над проектом с точки зрения деятельности учителя и учеников:

Слайд 7-8.

  • 1 этап

    • Учитель: Формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи

    • Ученики: Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

  • 2 этап

    • Учитель: Предлагает организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность

    • Знакомит с различными формами презентации результатов

    • Ученики: Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

  • 3 этап

    • Учитель: Консультирует, ненавязчиво контролирует, репетирует презентацию результатов

    • Ученики: Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов

  • 4 этап

    • Учитель: Обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат

    • Ученики: Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

  • 5 этап

    • Представление готового продукта.

    • Рефлексия выполненной работы.

    • Реализация учебного проекта

-Чтобы деятельность была удачной, тема проекта должна быть личностно значима для ребёнка. То есть в основе каждого проекта лежит личностно значимая для ребёнка проблема. От мотивации мы и отталкиваемся, инициируя деятельность ученика.

Слайд 9 . Представление участников проекта

Слайд 10. Тема учебного проекта «История моей семьи»

Слайд 11. Проблема: Низкий уровень знаний о своих корнях и традициях.

  • Работа над проектом началась после проведения урока по окружающему миру по темам: "Кто такие мы". «Мы – разные по возрасту и внешнему миру». (Раздел Мы часть окружающего мира).

  • На данном занятии обучающиеся познакомились с понятиями "семья", "род"; узнали, что у каждой семьи есть свои особенности, традиции, что существует специальная наука - генеалогия, которая изучает происхождение семьи.

  • Домашним заданием детей было приготовить сообщение о своей семье. В ходе проверки домашней работы выяснилось, что очень мало ребят знают историю происхождения своей семьи, своих предков. Дети не могут назвать полные имена прабабушек и прадедушек, не знают о традициях, которые существуют в их семьях.

-Я разделила учащихся на микрогруппы с помощью цветовой гаммы (дети выбирали карточку с желаемым цветом). Каждый цвет означал направление работы над проектом. Таким образом, образовались 3 группы детей, каждая из которых начала работать по своему плану.

Слайд12

  • Хочу всё знать

    • Кто такие предки ?

    • Что такое «поколение»?

    • Что такое герб и как его составить?

  • Ищем забытых предков

    • Какая наука изучает родственные связи?

    • Что такое «генеалогическое древо» и как его составить?

  • Хранительницы семейных традиций

    • Что такое семейные традиции?

    • Какая она- хранительница домашнего очага?

Слайд13

  • Поиск информации

  • Подумать самостоятельно. Можно задать себе вопросы:

-Что я знаю об этом?

-Какие суждения могу высказать по этому поводу?

-Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?

  • Спросить родителей

  • Провести беседу с родителями для написания сочинения (группа «Мама – хранительница домашнего очага»)

  • Взять интервью у специалиста ( работника музея)

  • Изучение литературы в библиотеках

  • Поиск информации в сети Интернет

  • Слайд 14.

-Многие родители не имели возможности участвовать в каких-либо делах своих детей. Я дала им возможность сблизиться, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Родители вместе с детьми делали фотографии, помогали подбирать информацию, помогали ребенку готовить защиту своей работы.

Формы представления проектов

  • Моя родословная

  • Газета с использованием сочинений и рисунков о маме

  • Газета «Моя семья – моё богатство»

  • Герб моей семьи

Слайд 26 .

Самооценка работы над проектом

Слайд 27.

В ходе исследования, обучающимися был сделан вывод о том, что без знания истории своей семьи, правил общения и взаимоотношений в семье невозможно сохранить свой род, построить счастливую дружную семью.

Слайд 28.

Рефлексия своей работы над проектом

Поиск родственных связей, составление родословной, изучение жизни, быта, семейных традиций показывает связь поколений, формирует нравственные устои в семье, ценностное отношение к малой Родине, Отечеству. Всё это способствует воспитанию патриотов своей Родины.

    Вывод: Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;  

  • развитию творческих способностей и активности учащихся;  

  • формированию проектного мировоззрения и мышления,

  • обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;  

  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.  







































  • Практическая работа мастер-класса.

-Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить вам самим поучаствовать в проектной работе.

-Но сначала давайте познакомимся. А поможет нам в этом вот эта ваза с конфетами. Берите конфетку и называйте свое имя и качество характера, которое начинается на первую букву вашего имени.

-Начнём с меня - Ирина –искренняя..( Я прохожу и всем подаю вазочку)

-Спасибо!

-А сейчас проведём маленькое исследование с вашими именами. Для этого нам нужно разделиться на 2 группы. В первой группе будут работать коллеги, которые взяли синюю конфету. Во вторую группу проходят коллеги с красной конфетой. (Просмотр документального фильма «Влияние имени на судьбу человека»).

Слайд 29.

Давайте выясним « Влияет ли имя на характер человека?

Первая группа: будет проводить своё исследование с женским именем, которое встречается чаще всего, используя печатные материалы и свой жизненный опыт..

Вторая группа: проведёт своё исследование с женским именем, которое, по их мнению, встречается реже всего, используя электронные материалы.

План вашей работы:

-поставить цель и наметить задачи по решению проблемы

-Выдвинуть гипотезу и, используя предложенные вам материалы, подтвердить или опровергнуть свои гипотезы.

-Сделайте вывод по представленной проблеме..

-Так как мы не можем провести полного исследования с использованием всех необходимых методов, сделайте вывод, исходя из полученной информации и своего жизненного опыта.

-На всю работу -5 минут. Выберите человека, который будет следить за временем. Приступайте к работе.

(Включить музыку)

-Уважаемые коллеги, продолжаем работать.

-Итак, пожалуйста, первая группа представьте результат своей работы.

Презентация работы второй группы.

  • Итог занятия

Вывод: Наше исследование – это лишь маленькая частичка большого проекта… Чтобы оно было полным нам необходимо наблюдать, опрашивать людей и носителей данного имени, изучить литературу о знаменитых людях и сравнивать черты, характерные для конкретного имени.

Но даже такие маленькие исследования позволяют заинтересовать детей и формируют потребность в новых открытиях.

  • Рефлексия

Слайд 30.

-Закончить нашу работу я хотела бы, используя метод «Незаконченные предложения »

  • «Я буду использовать в своей работе проектный метод, потому что…»

  • « Использование метода проектов позволило мне…»

  • «Для меня было новым…»

- Украсим дерево листьями и цветами (листья – не буду применять этот метод; цветы – понравилось, буду использовать в своей работе)







Мастер - класс. Тема: «Использование метода проектного обучения при формировании интереса у детей младшего школьного возраста к семейным традициям»
  • Начальные классы
Описание:

Мастер - класс.

Тема: «Использование метода проектного обучения при формировании интереса у детей младшего школьного возраста к семейным традициям»

Цель занятия:

               Рассмотреть методы и приёмы организации проектной

               деятельности на уроках окружающего мира.         

План занятия.

1.     Приветственное слово.

2.     Введение в проблему.

3.     Теоретическая часть (этапы работы над проектом).

4.     Реализация учебного проекта.

5.     Практическая работа мастер-класса.

6.     Итог занятия.

 

7.     Рефлексия.

Автор Каранова Айгуль Зайнулловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 537
Номер материала 33933
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓