Главная / История / мастер-класс урока:"Общественное движение в годы правления Николая 1"

мастер-класс урока:"Общественное движение в годы правления Николая 1"

Данные об авторе

Авторе: Смирнова Ольга Константиновна

Место работы, должность: МБОУ СОШ№4 п. Ключи, учитель истории и обществознания

Регион: Камчатский край

Характеристики ресурса

Уровни образования: основное общее образование: 8 класс

Предмет: история 

Тип ресурса: образовательная технология презентация, программное обеспечение RowerPoint2003

Краткое описание ресурса: 

Формат ресурса pptx, размер 229КБ

Ресурс предназначен для учителя при проведении урока по технологии проблемно-диалогического обучения ,для учеников( групповая и самостоятельная работа в 8 классе ),на уроке истории по теме: «Общественное движение в годы правления Николая I »



Мастер- класс: Технология проблемного диалога на уроке истории в 8 б классе: «Общественное движение в годы правления Николая I » Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить вам в действии метод применения технологии проблемного диалога.

На слайде высвечивается дата-14 декабря 1825г,вопрос к классу:

Что вы знаете о событии ,происшедшим в это время?- выступление декабристов(ученики). Верно.

Далее показываю портрет Николая I.Кто, это? Какие изменения произошли в России в самом начале правления этого царя? Ответ учащихся:-Реакция, репрессии, деятельность III жандармского отделения и т.д.

Мы продолжаем тему : «Общественное движение в России в разные периоды ее истории.» Как вы думаете, какие направления легли в основу общественного движения в 30-50еегоды XIX в? Правильно: консервативное, либеральное, революционное, значит тема нашего урока будет..(класс формулирует сам)-пример подводящего диалога.

Проблемный вопрос нашего мастер-класса есть в тексте параграфа. Откройте, пожалуйста, учебник стр.85,прочтите 1 абзац п.13 и сами определите проблемный вопрос: главными вопросами общественной мысли России второй четверти XIX века были: «Каково настоящее и будущее России? », «По какому пути в своем развитии должна идти Россия?».

«Как, по вашему мнению, должна была развиваться Россия после событий 14 декабря 1825года? »,так будет звучат проблемный вопрос. От того, как предлагали решить эти вопросы возникли три направления в русской общественной мысли ,мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос, применяя технологию проблемного диалога.

Теория проблемно-диалогической технологии с использованием презентации: Давайте подумаем, в чём цель проблемного обучения- решение проблемы. Знакомы ли вам термины «проблемный урок» и «традиционный урок»? Попробуйте сформулировать несколько преимуществ проблемного урока перед традиционным. (На традиционном уроке обучающиеся получают знания в готовом виде, а на проблемном ученики учатся мыслить, искать решение проблем). Перед современной школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученику быть не объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, а активным её субъектом, самостоятельно владеющим знаниями и решающим познавательные задачи. Не случайно именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: в чём отличие проблемного метода в метапредметном уроке и уроке развивающего обучения.( при развивающем обучении мы ведём ребёнка к выводу по заранее намеченному плану, а при метапредметном подходе дети сами ищут пути для решения проблемы и вывод делают самостоятельно) . Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект Существует три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог;

сообщение темы с мотивирующим приемом .Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: 1) создания проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждения к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Давайте рассмотрим эти действия, как подвести восьмиклассников к постановке проблемы на уроке методом проблемного диалога. Итак, проблемный вопрос поставлен. А вот далее проблемный вопрос перерастает в проблемную ситуацию. Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию – это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями. Прием 1: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты. Второй прием состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников. Третий приём считается самым сложным. Учитель сталкивает житейское представление учеников с научным фактом. В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. наиболее простой приём: ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Следующий прием предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. И самый сложный приём , когда учитель дает практическое задание, и доказывает школьникам , что задание все-таки не выполнено Вы разделены на 3 группы:1)консерваторы,2) либералы(западники и славянофилы),3)революционеры. Для каждой группы отмечен текст в учебнике и даны конкретные документальные материалы(стр.92-93), изучив их, попробуйте ответить на вопросы :что нового появилось в консервативном движении? В чем были различия во взглядах западников и славянофилов?, Что их объединяло ?Почему их называли , «друзья-враги»? На чьей стороне(западников или славянофилов)вы бы оказались ,живя в их время? Чем можно было объяснить активизацию революционных настроений в российском обществе ?,Что такое «утопический социализм»? В чем он проявлялся в России? ,после обсуждения

выступлений переходим к решению проблемы: «Как, по вашему мнению, должна была развиваться Россия после событий 14 декабря 1825года? ».

Звучат разные точки зрения. Какая сторона представлена более убедительно? Вывод после диалога: как вы считаете, смогли ли вы убедить друг друга?.

мы не можем прийти к единому мнению. Почему? Какой из этого следует вывод? В том и состоит суть метапредметного проблемного обучения, что в конце диалога мы не получаем готовых выводов. Главное – показать путь, то есть активизировать мышление учащихся и научить их самим находить ответы на вопросы. Поэтому и наш сегодняшний мастер-класс мы завершаем открытым вопросом, на который каждый из присутствующих будет искать свой ответ.

Тест, как вы уяснили эту методику?



Тест «Технология проблемно-диалогического обучения»


1. Проблемный урок отличается от традиционного:

    а) образовательной целью

    б) учебной деятельностью школьников

    в) конечными результатами

 

2. Проблемный урок обеспечивает:

    а) творческое усвоение знаний

    б) творческое формирование умений

    в) творческое формирование навыков

 

3. Технология проблемного урока включает:

    а) проблемные методы введения знаний

    б) задачи и упражнения на закрепление

    в) продуктивные задания на воспроизведение знаний

 

4. Поставить учебную проблему - значит:

    а) назвать тему урока

    б) задать классу вопрос

    в) помочь ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования
 

5. Постановка учебной проблемы обеспечивает:

    а) мотивацию к усвоению нового материала

    б) открытие знания

 

6. Поиск решения организуется методами:

    а) побуждающий к гипотезам диалог

    б) сообщение темы с мотивирующим приемом

    в) подводящий от или без проблемы диалог

    г) сообщение готового знания

 

7. Побуждающий диалог представляет собой:

    а) отдельные вопросы, стимулирующие мысль ученика

    б) систему посильных ученику заданий, ведущих к мысли

 



8. Побуждающий диалог характеризуется признаками:

    а) жесткий пошаговый ход

    б) переживание участниками чувства риска

    в) высокая вероятность неожиданных ответов учеников

 

9. Подводящий диалог развивает:

    а) творческие способности и эффективен для сильных детей

    б) логическое мышление и эффективен для слабых учащихся

 

10. Продуктивные задания на воспроизведение:

    а) позволяют пройти все звенья творчества

    б) обеспечивают выражение знания в разной форме

    в) углубляют понимание нового материала

 

11. К продуктивным заданиям относятся:

    а) формулирование учениками вопросов;

    б) задания "выучи", "перескажи"

    в) составление опорных сигналов учениками

 

12. Продуктивное задание на формулирование темы дается:

    а) на каждом проблемном уроке

    б) когда учебная проблема возникла как вопрос

    в) в случае подводящего без проблемы диалога

 

13. Подготовка проблемного урока:

    а) одинакова для любого содержания

    б) зависит от количества знаний

    в) зависит от типа знаний

 

14. Возможности проблемного введения ограничены для:

    а) фактов

    б) понятий

    в) правил

    г) закономерностей

 

15. Технологии проблемного обучения можно использовать:

    а) во всех образовательных моделях и системах

    б) на всех школьных ступенях и предметах

    в) каждому учителю

 

Проверь себя


1. Б, В

2. А

3. А, В

4. В

5. А

6. А, В

7. А

8. Б, В

9. Б

10. Б, В

11. А, В

12. Б, В

13. Б, В

14. А

15. А, Б, В

 

Интерпретация:

14 - 15 - Вы усвоили знания идеально.

11 - 13 - Почти безошибочно. Примите поздравления!

6 - 10 - Неплохо. Но к отдельным вопросам надо бы вернуться.

0 - 5  -  Огорчаться не стоит. Заново изучить проблему никогда не поздно.

 





Спасибо за работу! hello_html_m7eec8bf7.gifhello_html_m67cc7970.gifhello_html_2bb20a76.gifhello_html_5a137c95.gifhello_html_m1c0c2374.gifhello_html_455654c1.gifhello_html_m7e68d8f5.gif

мастер-класс урока:"Общественное движение в годы правления Николая 1"
  • История
Описание:

Ресурс предназначен для учителя при проведении урока по технологии проблемно-диалогического обучения ,для учеников( групповая  и самостоятельная работа в 8 классе ),на уроке истории  по теме: «Общественное движение в годы правления Николая I »Перед современной школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученику быть не объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, а активным её субъектом, самостоятельно владеющим знаниями и решающим познавательные задачи. Не случайно именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

 

Автор Смирнова Ольга Константиновна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1461
Номер материала 39651
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓