Главная / Биология / Мастер-класс учителя биологии на тему

Мастер-класс учителя биологии на тему


МБОУ «Вешенская СОШ»











Мастер-класс

«Инстинкт свободы»









Автор: Безбородова Н.В.

учитель биологии














2014г

hello_html_1ea698de.gif

биологическому процессу. Изучая такую непростую тему как «Высшая нервная деятельность» я использую различные литературные источники. И сейчас предлагаю поработать с материалом статьи районной газеты «Тихий Дон». Статья называется Волки- инстинкт свободы. Ее содержание поможет нам раскрыть суть врожденных и приобретенных форм поведения животных и человека. Я прошу желающих поработать в 2 творческих группах, и прочитав выдержки из статьи, проиллюстрировать конкретными примерами изучаемые в разделе термины. Для работы нам потребуется толковый словарь и информационные листы с заданием для каждой группы. Вам необходимо подобрать из текста, примеры следующих форм поведения: безусловный рефлекс, условный рефлекс, запечатление, инстинкт. Во время работы групп поясняю:

(Преподавание и освоение биологии детским восприятием невозможно без вербализации знаний, без использования литературных и фольклорных источников, выполняющих роль иллюстративного материала, без использования «жизненных» примеров, краеведческого материала. Особый интерес у детей возникает, когда они узнают, что многие чудеса природы происходят не за много тысяч километров, а совсем рядом.)

Группы приводят свои примеры.

Как вы думаете, для человека инстинкты утратили свое значение? Есть ли у человека инстинкт свободы?

Вилен Гарбузов – профессор, психоневролог, автор множества научных работ, считает, что роль инстинктов в личностной ориентации человека, его ценностях и  потребностях   явно недооценивается. Можно выделить семь основных инстинктов: самосохранения; продолжения рода; альтруистический; исследования; доминирования; свободы; сохранения достоинства.   И это семь профилей личности, семь врождённых судьбоносных ориентаций. В норме у человека может доминировать один или несколько из семи инстинктов, остальные же выражены слабее, но все они влияют на  формирование личности человека. Какими чертами обладает человек с доминантным инстинктом свободы?


Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения свободы растет вместе с ними, для людей этого типа характерны склонность к протесту, бунтарству, отрицание будничности, стремление к независимости, склонность к реформаторству, революционным преобразованиям, нетерпимость к любым формам ограничений, убежденные холостяки-люди этой категории.

Предлагаю вам небольшой экспресс-тест. (На слайде)

Вы полагаете, что из всех прав человека важнейшее — свобода слова, передвижения, вероисповедания.

Вы отлично понимаете людей, готовых покинуть обжитое место и уехать на новые земли, если там начинается новое в интересное дело.



Начало формы

Если бы вам предложили на выбор карьеру, богатство, безопасность или свободу, Вы бы без колебаний выбрали свободу.

Вы не терпите ограничений в своей деятельности, в своей жизни, в своей свободе.

При любых обстоятельствах и перед лицом любой угрозы следует действовать в согласии с кредо «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях»

Конец формы

Если вы согласны с большинством утверждений, значит у вас хорошо развит инстинкт свободы.


Свобода является высшей общечеловеческой ценностью, без которой невозможно достижение материального благополучия и богатства духовной жизни. При этом потребности в свободе основаны на инстинктах и подсознании.

(фрагмент песни группы ДДТ «Свобода»)











Словарь

Безусловные рефлексы — наследственно передаваемые (врожденные) реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания постоянства внутренней среды организма. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к неизменным условиям среды. Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные, половые.

Условные рефлексы-это рефлексы, которые приобретаются в течении жизни и возникают на базе безусловных при определенных условиях.


Запечатление - специфическая форма научения у животных, при которой фиксируются отличительные признаки объектов, некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей, братьев и сестер, хозяина.



Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение), совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения. Инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта.


























Задание: из выделенного текста выберите примеры проявления безусловного рефлекса, инстинкта, условного рефлекса и запечатления.




Волки-инстинкт свободы.


Пословицу «Как волка не корми, он все равно в лес смотрит» народ придумал давно. С незапамятных времен человек пытался приручить этого умного и сильного зверя. Зачастую брали волчат в логове, полагая, что несмышленыши привыкнут к человеку. И что же? Поначалу волчата ничем не отличались от дворовых щенков, так же были игривы и безобидны, легко поддавались дрессировке. Но проходило время, они подрастали, и в их поведении начинали проявляться жестокие волчьи повадки. Известно много случаев, когда волчата жили у людей по году, другому. Но в конце концов, повзрослев, волки уходили от человека. Их не могли удержать в неволе ни толстые кованые цепи с крепчайшими ошейниками, ни теплая конура и даже сытная еда. Всегда побеждал непреодолимый, выработанный веками, впитанными с материнским молоком инстинкт свободы.

Мне доподлинно известно несколько случаев в нашем районе, когда из волчат люди пытались вырастить сторожевых псов. Но тщетно.

Расскажу об одном случае. Глубокой осенью журналистская дорога привела меня в один из хуторов. Там я встретил лесника Трофима, который поведал мне свою историю:

-Подобрал я ранней весной в балке волчонка, щенок был худой, просто заморыш. Принес домой и стал выпаивать через бутылку с соской. От коровьего молока тот, как говорится, рос не по дням, а по часам и вскоре стал крепко стоять на ногах.

Возвращаясь домой, лесничий открывал дверь, а на встречу ему, радостно скуля бежал волчонок. Трофим снимал шапку из собачьей шкуры и бросал в волчонка. Тот немедленно хватал ее зубами, рычал и остервенело трепал.

Так прошло около года, и маленький волчонок превратился в крупную молодую волчицу. Она жила во дворе и отлично понимала, кто свой, а кто чужой.

Зимой, после Крещения волчица пропала. В это время всегда волчьи свадьбы начинаются. Ночью было все тихо. Правда, в полночь волчица немного подвывала. А утром лесник нашел на снегу цепь и разорванный ошейник. Пригляделся Трофим, а там следы зубов.

-Это ее ухажер, видать, постарался, клыками перехватил и увел в лес. Утром у подворья много волчьих следов было, видать целая стая в гости приходила.

И лесник указал на темный гребень леса. Там непролазная чащоба. Чем не приют для волков, любящих свободу и идущих на все, чтобы в конце концов заполучить ее?


Мастер-класс учителя биологии на тему
  • Биология
Описание:

 Мастер-класс показывает прием создания метапредметной проблемной ситуации на уроках биологии.Важное значение имеет мотивация деятельности, в том числе и мыслительной. Эта познавательная потребность - «двигатель» в обучении. Психологи отмечают, что начальным моментом мышления, источником творческого искания является проблемная ситуация,  спровоцированное  учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним  задачи ему недостаточно имеющихся знаний и умений, иногда для решения необходимы знания по другим предметам, использование опыта самого ребенка.

 

            

Автор Безбородова Наталья Васильевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1619
Номер материала 48916
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓