Главная / Русский язык и литература / Мастер-класс "Явление омонимии в русском языке"

Мастер-класс "Явление омонимии в русском языке"

Мастер-класс Учителя русского языка и литературы Овчинкиной Елены Алексеевны ...
Цели: 1. Раскрыть понятие омонимии и её разновидностей. 2. Сформировать умени...
Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, Норк...
Слова, совпадающие по звучанию и написанию, но не связанные общими значениями...
Выберите из предложенных пар омонимы, составьте с ними предложения. Проверьт...
Пути появления омонимов Путь первый. Скат (искон.) – наклонная поверхность, ...
Пути появления омонимов Путь второй. Например, некогда, где прежде различавши...
Пути появления омонимов Путь третий. Издать – напечатать, выпустить в свет. И...
Разновидности омонимии Омоформы –слова, совпадающие по звучанию и написанию в...
Разновидности омонимии пирогИ-пирОги порог - порок знать правила – богатая з...
Определим разновидность омонимии 1. Собирался приехать к Вам, да дорога дорог...
Определим разновидность омонимии 4. Снег сказал: - Когда я стаю, Станет речка...
Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по ...
УГОРЬ Сижу над речкой и ужу, И угорь вдруг     под стать ужу, Гляжу, плывёт, ...
Намеренное столкновение омонимов, омоформ, омофонов, омографов является неза...
Рефлексия Скажите, пожалуйста, чему мы с вами сегодня научились? Зачем нам э...
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Мастер-класс Учителя русского языка и литературы Овчинкиной Елены Алексеевны «Яв
Описание слайда:

Мастер-класс Учителя русского языка и литературы Овчинкиной Елены Алексеевны «Явление омонимии в русском языке»

№ слайда 2 Цели: 1. Раскрыть понятие омонимии и её разновидностей. 2. Сформировать умение р
Описание слайда:

Цели: 1. Раскрыть понятие омонимии и её разновидностей. 2. Сформировать умение различать омонимы, омоформы, омофоны, омографы. 3. Повысить интерес к русскому языку через знакомство с игрой слов. 4. Употреблять слова-омонимы для создания комического эффекта

№ слайда 3 Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, Норку в
Описание слайда:

Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, Норку в норке не нашла. Может, норка возле норки, Иль ушла к знакомой норке? Нет нигде. Пропал и след. Норка – здесь, А норки – нет! А.Шибаев Связаны ли между собой лексические значения слов норка и норка?

№ слайда 4 Слова, совпадающие по звучанию и написанию, но не связанные общими значениями, н
Описание слайда:

Слова, совпадающие по звучанию и написанию, но не связанные общими значениями, называются (от греч. homos – одинаковый, onyma – имя) омонимами. Долг – обязанность. Долг – взятое взаймы. Лук – огородное или дикорастущее растение. Лук – ручное оружие для метания стрел. Свет – электромагнитное излучение. Свет – вся земля, мир, вселенная.

№ слайда 5 Выберите из предложенных пар омонимы, составьте с ними предложения. Проверьте с
Описание слайда:

Выберите из предложенных пар омонимы, составьте с ними предложения. Проверьте себя по словарю.

№ слайда 6 Пути появления омонимов Путь первый. Скат (искон.) – наклонная поверхность, пол
Описание слайда:

Пути появления омонимов Путь первый. Скат (искон.) – наклонная поверхность, пологий спуск. Skat(a) (cканд.) – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом. Брак (искон.) –семейные отношения между мужчиной и женщиной. Brack (нем.) – негодный товар, лом. Клуб (искон.) – шарообразная дымчатая масса. Клуб дыма. Сlub (англ.) – общественная организация. Заимствования из других языков совпали по звучанию со словами русского языка.

№ слайда 7 Пути появления омонимов Путь второй. Например, некогда, где прежде различавшиеся
Описание слайда:

Пути появления омонимов Путь второй. Например, некогда, где прежде различавшиеся гласные ƀ и е совпали, и в результате нƀкогда –«когда-то» и некогда – «нет времени» стали омонимами. Подобные процессы произошли в словах «лук»- растение, «лук» - оружие, «мир»- вселенная, «мир» – согласие, отсутствие войны (мiръ и миръ). В результате фонетических и морфологических процессов языка.

№ слайда 8 Пути появления омонимов Путь третий. Издать – напечатать, выпустить в свет. Изда
Описание слайда:

Пути появления омонимов Путь третий. Издать – напечатать, выпустить в свет. Издать – произвести (о звуке, запахе). Острить – делать острым. Острить – говорить остроты. Палата – большое богатое здание, помещение. Палата – название представительных органов или их составных частей. Омонимы рождаются из разных значений одного слова (распад полисемии)

№ слайда 9 Разновидности омонимии Омоформы –слова, совпадающие по звучанию и написанию в ка
Описание слайда:

Разновидности омонимии Омоформы –слова, совпадающие по звучанию и написанию в какой-либо одной или нескольких грамматических формах (лечу(лечить)- лечу(лететь)). Омофоны (греч. рhone-голос, звук) – слова, разные по написанию, но одинаковые по произношению (изморозь – изморось, бачок – бочок). Омографы (греч.grapho-пишу)– слова, которые пишутся одинаково, но имеют ударение на разных слогах (стрЕлки - стрелкИ, расплачУсь – расплАчусь)

№ слайда 10 Разновидности омонимии пирогИ-пирОги порог - порок знать правила – богатая знат
Описание слайда:

Разновидности омонимии пирогИ-пирОги порог - порок знать правила – богатая знать вЕсти-вестИ вести - везти прозрачное стекло- молоко стекло стОит-стоИт старожил - сторожил ритмичный стих – ветер стих зАмок-замОк компания - кампания учитьустав – от дел устав мЕлок-мелОк гриб - грипп омографы омофоны омоформы

№ слайда 11 Определим разновидность омонимии 1. Собирался приехать к Вам, да дорога дорога.
Описание слайда:

Определим разновидность омонимии 1. Собирался приехать к Вам, да дорога дорога. (А.П.Чехов) омографы 2. Защитник вольности и прав В сем случае совсем не прав. (А.С.Пушкин) омоформы 3. Справа лес всё чаще, Конь несётся рысью, Услыхав, что в чаще Ветер фыркнул рысью. (Я.Козловский) Омоформы, омонимы

№ слайда 12 Определим разновидность омонимии 4. Снег сказал: - Когда я стаю, Станет речка го
Описание слайда:

Определим разновидность омонимии 4. Снег сказал: - Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей… (Я.Козловский) омоформы 5. «Всё перемелется, будет мукой!» Люди утешены этой наукой. Станет мукОю, что было тоской? Нет, лучше мУкой! (М.Цветаева) омографы 6. Лучшие из поколения, Цвести вам – не увядать! Вашего покорения бедам не увидать. (Е.Евтушенко) омофоны

№ слайда 13 Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по зна
Описание слайда:

Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов - каламбур. 1. Это работа кисти художника Б., а это – работа его ладони. (Н.Богословский) 2. Человека формирует не только среда, но и другие дни недели. (Л.Леонидов) 3. У преступников – как у деревьев: сначала посадки, потом побеги. (Н.Богословский) 4. Космические корабли надо запускать, космонавтику – ни в коем случае. (С.Лесков)

№ слайда 14 УГОРЬ Сижу над речкой и ужу, И угорь вдруг     под стать ужу, Гляжу, плывёт,   
Описание слайда:

УГОРЬ Сижу над речкой и ужу, И угорь вдруг     под стать ужу, Гляжу, плывёт,     змеясь к тому же, Ужа длиннее он уже И стал уже ужа не уже.  (я.Козловский) Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть черных кос… Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос. Вдруг лебедей метнулась пара… Не знаю, чья была вина… Закат замлел за дымкой пара, Алея, как поток вина. Мгновенья двигались и стали, Лишь ты паришь, свой свет струя… Меж тем в реке – из сизой стали Влачится за струей струя. В.Я.Брюсов

№ слайда 15 Намеренное столкновение омонимов, омоформ, омофонов, омографов является незамен
Описание слайда:

Намеренное столкновение омонимов, омоформ, омофонов, омографов является незаменимым средством остроумной игры слов. Лет до ста расти Нам без старости. Год от года расти Нашей бодрости. (В. В. Маяковский.) Область рифм – моя стихия, И легко пишу стихи я; Без раздумья, без отсрочки Я бегу к строке от строчки; Даже к финским скалам бурым Обращаюсь с каламбуром. (Д. Д. Минаев.)

№ слайда 16 Рефлексия Скажите, пожалуйста, чему мы с вами сегодня научились? Зачем нам это
Описание слайда:

Рефлексия Скажите, пожалуйста, чему мы с вами сегодня научились? Зачем нам это надо? Можем ли мы сами придумывать каламбуры? С каким настроением завершаем сегодняшнее занятие?

Мастер-класс "Явление омонимии в русском языке"
  • Русский язык и литература
Описание:

Мастер-класс по теме урока "Явление омонимии в русском языке" поможет учителю сэкономить время на подготовку в десятом классе. Презентация может быть взята за основу в дальнейшей работе учителя. Кроме теоретических сведений, представлены практические материалы.  На примерах можно научиться различать омонимы, омоформы, омофоны, омографы, находить подобные примеры в языке, в художественных произведениях. Урок разумно организовать по группам.Оживит тему работа с каламбуром. Возможно, эта разработка подтолкнет творческих учителей к дальнейшей работе в заданном направлении.

Автор Овчинкина Елена Алексеевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 557
Номер материала 9866
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓