Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыМастер-класс "Технология горячего батика "Панно ромашка"

Мастер-класс "Технология горячего батика "Панно ромашка"

Скачать материал

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей  Детский эколого-биологический центр города Ростова-на-Дону

 

 

 

 

 

 

КЕЙС

Дидактического и методического материала

к мастер-классу

«Технология горячего батика»

 

 

 

 

                                                                                           Автор-составитель:                                                                                                                                       

                                                                               Гоцина Марина Михайловна    

                                                             педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

2014г.

 

 

Тема: Технология горячего батика.

Цель: Знакомство с особенностями техники и технологии горячего батика и с их применением в образовательном процессе.

Задачи: Знакомство с техникой и технологией горячего батика, выполняемого анилиновыми красителями. Повышение профессионального мастерства педагогов  в процессе освоения опыта работы.

 

План проведения мастер-класса.

1.       Организационный период. Вступительное слово о многообразии техник росписи ткани. История появления и развития батика.

2.       Основная часть. Знакомство с техникой и технологией горячего батика. Последовательность выполнения росписи. Простой способ росписи в одно перекрытие, роспись «от пятна», эффект «кракле». Демонстрация  творческих работ в различных техниках батика. Индивидуальная работа по росписи панно «Ромашки».

3.       Заключительная часть. Подведение итогов мастер-класса. Сравнение получившихся эффектов на ткани.

 

                                      Содержание беседы

История батика

Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в течение которых она все усложнялась и совершенствовалась. Это очень древнее художественное ремесло. В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.
Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, «чантингом», а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги. 

Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э.

Среди других находок, относящихся к глубокой старине, – японские ширмы периода Нара (646 - 794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. н. э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н. э. его вполне могли производить и в Индии). Но  то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710 – 794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру – вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути.

Есть свидетельство, что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о. Ява и в Персию.
Во времена китайских династий Суй (581 – 618) и Тан (618 – 907) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Об этом свидетельствуют и ширмы, относящиеся к периоду Нара (646 –794).  В Японии в VIII веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно. 
В былые времена японцы много времени проводили сидя со скрещенными ногами, поэтому им нужна одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.

Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски – например, с узелковой техникой, позволяющей создать очень сложные узоры. 

В начале XIX века Миязаки Юзен (по другим источникам Миядзани Юдзен) создал собственный стиль, используя и трафареты, и крашение с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах четко выделенных участков.
Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Йоджакарта, Соло, Чиребон, Пекалонган, Тегал, Таксималая, Индрамаю, Гарут, Лезам и Семаранг – такие звучные «имена» носят крупные центры производства батика на острове.

Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.

На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами). На Центральной Яве используют более темные краски, чем не северном берегу острова, где ткани расписывают в основном с целью продажи. 

Северную Яву часто посещали арабские и китайские купцы, прибывающие из-за моря. Традиционные мотивы здесь несколько изменились в угоду вкусам потенциальных покупателей. Кроме того, в ярких красках – розовой, желтой и синей, которыми искусно изображены птицы и цветы, четко прослеживается влияние Китая. 
Ислам запрещает изображать людей и животных, поэтому, когда он распространился на о.Ява, изображения на ткани стали более стилизованными, а среди красок начал преобладать священный для мусульман зеленый цвет. В то же время голландские купцы предпочитали европейские мотивы – их привлекали букеты, бабочки и птицы. Интерес к батику в Европе подхлестнула и книга по его истории, написанная генерал-губернатором о. Ява Томасом  Раффлсом.

В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология. Чтобы обучать рабочих, голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. Возвращаясь на Яву, эти специалисты, в свою очередь, налаживали производство батика на родине. В то время воск наносился с помощью печатных штампов, что значительно удешевило и позволяло получать очень сложные узоры. Для тканей с раппортным узором штампы подгоняли друг другу.

После резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика, он превратился в прикладное искусство. Замысловатые и стилизованные изделия в технике батика сильно повлияли на стиль модерн.

 

 

Техника горячего батика.

Горячий батик — одна из разновидностей батика. Узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ. Окрасив ткань и сняв воск, мы получим белый или разноцветный рисунок на цветном фоне.

Холодный и горячий батик основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну.

В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки ткани для предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм, в особенности цветочных.

 

Резервирующие составы для горячего батика:

Рецепт №1

Парафин 660 г

Вазелин технический 340 г

Рецепт №2

Парафин 500 г

Вазелин технический 250 г

Воск пчелиный 250 г

Рецепт №3

Петролатум 210 г

Парафин 790 г

В горячем батике различают следующие основные способы работы:

1. Простой батик (в одно перекрытие).

2. Сложный батик (в два и более перекрытий).

3. Работу от пятна.

4. Эффект кракле.

 

 

 

 

Простой батик.

 

Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент.

Ножи и каталки предварительно обтягивают тонким трикотажем, надежно закрепляют на них. Перед работой они (так же как и воронки) опускаются на несколько минут в разогревающийся резервирующий состав (до полного прогревания металла). Как только инструмент остынет, его снова нужно таким же образом разогреть, иначе резервирующий состав может застыть еще на инструменте и не будет пропитывать ткань.

Когда резервирующий состав, нанесенный на ткань, застынет, она равномерно перекрывается краской при помощи ватного или губчатого тампона поверх нанесенного рисунка (в отличие от росписи холодным батиком, где каждая форма орнамента заливается отдельно). После удаления резервирующего состава на ткани образуется светлый узор на более темном фоне.

Роспись горячим батиком в одно перекрытие можно сочетать с вливанием краски одного или нескольких цветов в отдельные ограниченные резервом элементы орнамента. Такая заливка производится до перекрытия всей плоскости ткани фоновой краской; после высыхания залитых краской участков их покрывают резервирующим составом и только потом производят перекрытие фона и каймы. В данном случае одноцветный рисунок, который обычно получается при способе росписи простым батиком, дополняется другими цветами.

 

 

Сложный батик.

 

Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному. Перед каждым новым перекрытием краской необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и заботиться о том, чтобы весь узор в соответствии с шаблоном был переведен на ткань.

 

Роспись от пятна.

 

Роспись от пятна — самая сложная и интересная работа по оформлению ткани. Этим способом обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани здесь на полотно в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цветов.

По каждому из этих пятен идет соответствующая эскизу первоначальная прорисовка орнамента резервирующим составом, далее эти же пятна или соседние с ними участки фона перекрывают другим цветом, и снова идет дальнейшая дорисовка орнамента. Эту процедуру можно повторять не более трех раз.

Перед последним перекрытием окончательно прорисовывают орнамент и в заключение все полотно перекрывают каким-либо темным цветом. Как правило, такого рода рисунки всегда имеют темный фон, так как необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка.

Происходит как бы работа сложным батиком на отдельных участках декорируемой ткани. Это дает возможность при небольшом количестве перекрытий добиться тончайших переходов цветов и их оттенков. При росписи необходимо следить, чтобы каждый слой краски, накладываемой на ткань, полностью просыхал, а резервирующий состав застывал.

После того как работа полностью закончена, ткань снимают с рамы, растягивают по диагонали, с тем чтобы резервирующий состав растрескался и осыпался с ткани. Для дополнительного удаления резерва ткань можно помять и сильно встряхнуть.

После этого нужно на стол уложить два-три слоя газет, сверху положить лист оберточной бумаги, затем разрисованную ткань, поверх нее снова положить оберточную бумагу, газеты и прогладить горячим утюгом. Под утюгом резервирующий состав расплавится и впитается в бумагу. Проглаживание следует повторить два-три раза, каждый раз меняя бумагу. Окончательное удаление жировых пятен, оставшихся после проглаживания, производится путем промывки в бензине (можно протереть изделие, вновь натянутое на раму, ватным тампоном, смоченным бензином).

 

Эффект кракле.

 

Кроме описанных выше способов оформления ткани с применением горячего резервирующего состава, существует очень эффектный прием отделки законченного рисунка. Это так называемый эффект кракле.

После того как нанесен основной рисунок (но не более чем в два перекрытия), ткань, натянутая на раму, при помощи широкой кисти—флейтца—сплошь покрывается разогретым резервирующим составом. Когда он застынет, ткань снимают с рамы, осторожно сминают и встряхивают, чтобы на слое резерва появились частые трещины, затем ткань снова натягивают на раму и губчатым или ватным тампоном перекрывают более темной краской.

Краска, проникая в трещины, оставляет на ткани тонкую темную сетку, сквозь которую просвечивает ранее нанесенный рисунок. Снятие резервирующего состава производится ранее описанным способом.

 

 

 

Технологическая карта выполнения росписи в технике горячего батика «Ромашковый букет».

Роспись ткани в технике горячего батика в несколько перекрытий в сочетании с работой «от пятна».

Материалы и принадлежности:

·        Любая светлая х\б ткань,

·        красители «Хобби батик», 

·        кисти беличьи № 3-5,

·        палитра, 

·        емкость для воды,

·        подрамник,

·        никелированные кнопки,

·        парафиновая свеча,

·        вазелин,

·        небольшая стеклянная банка,

·        кастрюля,

·        кисть щетина №3-5,

·        утюг, пачка газет.

 Последовательность работы:

1. Натягиваем ткань на подрамник с помощью никелированных кнопок.

2. Продумываем  эскиз композиции букета и прорисовываем его на бумаге соответствующего формата. 

******В горячем батике лучше не переносить карандашом рисунок на ткань: так линии в конечном итоге будут выглядеть живее и динамичнее, а карандашная линия не будет мешать.

3. Ломаем  свечу на небольшие кусочки и поместите в банку. Добавляем вазелин в пропорции 5\1. Поместив банку в кастрюлю с кипящей водой, топим парафин.

4. Щетинной кистью наносим  расплавленный парафин на те места рисунка, которые должны остаться белыми.

******В этом состоит суть горячего батика – воском резервируются те места ткани, на которые по замыслу не должен попасть краситель.

В нашей работе это будут лепестки ромашек. Их нужно рисовать так, чтобы лепестки не сливались друг с другом, т.е. избегать излишнего затекания воска.  Также можно немного «похулиганить» и добавить немного белых брызг в букет. Рис.1.

5. Покрываем  фон раствором красителей желтого и оранжевого оттенка.  ******Красители не используют в неразведенном виде, т.к. они очень яркие, и поэтому их разбавляют  водой до нужного оттенка цвета.

Серединки цветков прокрасьте светло-желтым оттенком, а боковые участки букета - оранжевым. Дайте ткани просохнуть. Рис.1.

6. Теперь снова применяем растопленный воск: покрываем им серединки ромашек, делаем набрызг воском на боковые участки букета, формируя красивую контурную линию. 

******Этот этап может дать впоследствии не совсем предсказуемый результат, но тем интереснее и живее будет выглядеть работа. Рис.2.

7. Снова прокрашиваем ткань, теперь уже красителем чуть более темного зеленовато-голубого оттенка. Рис.3 и 4. Даем работе просохнуть.

8. Рисуем растопленным воском листья и стебли нашим ромашкам. Стараемся работать плавными тонкими линиями.  Рис.5.

9. Заключительный этап прокрашивания ткани: используем темный синевато-зеленый цвет, чтобы выделить более светлые участки панно – цветы и листья. Просушиваем ткань. Рис. 6.

10. Покрываем всю ткань расплавленным воском.

11. Снимаем ткань с подрамника и отглаживаем ее через газеты, так, чтобы весь воск в них впитался. Рис. 7.

******Остатки воска с ткани можно удалить, протерев ее лоскутом, смоченным в бензине.

Теперь работу можно оформить в рамку подходящего цвета.

Список использованной литературы:

1.     Материалы википедии: ru.wikipedia.org/wiki/Горячий_батик.

2.     Материалы с сайта: festival.1september.ru/articles/591112/.Батик. Практическое руководство по росписи ткани. Фатерина Н.В.

3.     Кожохина С.К. Батик. Все о картинах на ткани./Ярославль: Академия холдинг, 20006 г.

4.     Синеглазова М.О. Батик./ Москва: МСП, 2004 г.

5.     Стоку Сузи. Батик. Практическое руководство./ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005 г.

 

                       

Рис. 1                                         Рис. 2

                    

Рис. 3                                       Рис. 4

                      

                                Рис. 5                                        Рис. 6

Рис. 7

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мастер-класс "Технология горячего батика "Панно ромашка""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Кейс дидактического и методического материала к мастер-классу "Технология горячего батика" предназначен для знакомства педагогов с особенностями техники и технологией горячего батика и их применением в образовательном процессе, с целью повышениея профессионального мастерства педагогов  в процессе освоения опыта работы.

Горячий батик — одна из разновидностей батика. Узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ. Окрасив ткань и сняв воск, мы получим белый или разноцветный рисунок на цветном фоне.

Материал автором адаптирован для обучения детей среднего школьного возраста.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 158 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по ИЗО (7 класс) по теме "Цвет-элемент композиционного творчества"
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Цвет - элемент композиционного творчества
  • 06.10.2020
  • 710
  • 29
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2014 584
    • DOCX 548.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гоцина Марина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гоцина Марина Михайловна
    Гоцина Марина Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 10
    • Всего просмотров: 63485
    • Всего материалов: 47

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 121 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 485 человек

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 941 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 769 человек

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Педагог по изобразительной деятельности

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 188 человек

Мини-курс

Методы маркетинговых исследований в интернете

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 48 человек

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе