Мастер-класс
по теме:
«Использование
подкастов
на
уроках русского языка в начальной школе»
СЛАЙД №1
I.
ВСТУПЛЕНИЕ
– 1-2 минуты.
«Компьютеризация»,
«информатизация образования», «компьютерные технологии обучения» – эти термины
сегодня, пожалуй, самые употребляемые в педагогическом сообществе.
Информатизация образования вступает на качественно новый уровень: решается
задача массового использования компьютерных технологий в образовании.
Сегодня, когда
информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания –
предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в
информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что
современное образование – это непрерывный процесс.
ОБРАЩЕНИЕ К УЧАСТНИКАМ:
- Уважаемые коллеги, позвольте предложить Вам назвать ассоциации –
слова-признаки, характеризующие понятие «Информационные технологии обучения»,
но букву, с которого начинается слово, буду давать Вам я.
(Записываю напротив буквы мелом на доске)
П – полные
О – общественно-значимые, образовательные
Д – дистанционные, достоверные
К – компьютерные, коммуникационные
А – активные
С – современные
Т – технологичные
И – инновационные, исчерпывающие, информационные
Н – непрерывные
Г – глобальные
ОБРАЩЕНИЕ К УЧАСТНИКАМ:
Сравните определение понятия на слайде с Вашими ассоциациями. На мой
взгляд, мы получили ничуть не хуже определение.
СЛАЙД №2
«Информационные технологии обучения — это совокупность
электронных средств компьютера, компьютерных сетей, компьютерных
телекоммуникаций, других средств связи и способов функционирования,
используемых для реализации образовательного процесса».
СЛАЙД №3
А между тем, у нас
получилось новое слово «ПОДКАСТИНГ».
Вот как раз это и
будет темой нашего мастер-класса.
СЛАЙД №4
II.
СВОБОДНЫЙ МИКРОФОН
– 1 минута
ОБРАЩЕНИЕ К УЧАСТНИКАМ:
- Коллеги, начать хочу с рубрики «Свободный
микрофон». Выскажитесь, кто желает: «Что Вы ожидаете от мастер-класса?»
…………………………….(свободные высказывания)
- Надеюсь, что сумею оправдать Ваши ожидания.
III.
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.
Понятие определения
подкастинга. – 1 минута
СЛАЙД №5
Термин «подкастинг»
впервые был упомянут Беном Хаммерсли в газете The Guardian в феврале 2004 года.
С другой стороны, существует мнение, что термин «подкастинг» был впервые использован
ведущим канала MTV Адамом Карри, также в 2004 году.
Технология
подкастинга имеет свою историю развития и, на сегодняшний день, является одной
из технологий, которую можно отнести к веб-сервисам. Сервисы Web 2.0: блоги,
википедия, социальные сети, твиттер и т.д. характеризуются тем, что создаются
не профессионалами, а простыми пользователями сети Интернет, что приводит к
лучшему использованию потенциала сети и большей социальной активности, общению
и сотрудничеству. Именно таким сервисом и является подкастинг.
Термин «подкастинг»
появился благодаря соединению двух слов «iPod» (англ. – mp3 плейер фирмы Apple)
и «broadcasting» (англ. – теле-, радиовещание). Тем не менее, для
воспроизведения подкастов iPod не является обязательным.
В сети Интернет
и раньше существовала возможность распространения аудиофайлов. Подкастинг
отличает от других способов передачи аудио и видео файлов возможностью
подписаться на обновления.
В Новом Оксфордском словаре американского
английского языка подкастинг определяется как цифровая запись радиопередачи или
другой подобной программы, доступная в Интернете для скачивания на персональный
аудиоплейер. В 2005 году редакция Нового Оксфордского словаря американского
английского языка выбрала «подкаст» словом года. Выбор был обоснован его быстро
растущей популярностью, а также возможностью для любого человека, имеющего цифровое
записывающее устройство и Интернет-соединение, самостоятельно создать и
опубликовать подкаст.
Необходимо отметить, что в области
образования содержанием контента подкастинга будут являться образовательные ресурсы,
представляющие собой по форме – электронные материалы.
Технология подкастинга
в обучении выступает как средство обучения.
2.
Самостоятельное
различение понятий – 1 минута.
С понятием
«подкастинг» тесно связаны такие понятия, как «подкаст-терминал», «подкастер»,
«подкаст».
ОБРАЩЕНИЕ К
УЧАСТНИКАМ:
- Давайте попробуем сформулировать
эти определения. Соедините стрелками понятие с его определением. (На
самом деле ничего соединять не нужно. Все правильно.)
(РАЗДАТКИ НА СТОЛЕ
«ЗАПУТАННЫЕ ТАБЛИЧКИ»).
Понятие
|
Определение понятия
|
Подкаст-терминал
|
Веб-сайт,
поддерживающий хостинг медиафайлов (в различных форматах – аудио-, видео-,
электронных печатных файлов и/или их комбинации) и автоматизирующий
публикацию подкастов, подписку на них и обновления контента,
распространяемого через сеть Интернет на электронных устройствах подписчиков.
|
Подкастер
|
Человек,
который занимается подкастингом на любительской или профессиональной основе.
|
Подкаст
|
Отдельный файл
или регулярно обновляемая серия файлов, которые постоянно публикуются по
одному адресу в Интернете.
|
Подкастинг
|
Процесс
создания и распространения аудио- и видео-передач(подкастов) во всемирной
сети Интернет
|
- Что заметили? На
самом деле все понятия расположены верно.
3.
Типы и виды
подкастов – 5 минут.
Авторы ряда публикаций обращают особое
внимание на то, что контент выполняется в различных форматах, в связи с этим
можно выделить типы и виды подкастов.
Рассмотрим подробнее
эту классификацию (переверните обратной стороной лист).
Выделяют следующие
типы подкастов, которые в свою очередь подразделяются на … виды.
ОБРАЩЕНИЕ К
УЧАСТНИКАМ:
СЛАЙД №6
А вот какие
определите сами, прочитав тексты, соотнесите вид с типом:
Типы и виды подкастов
Типы подкастов
|
Виды подкастов
|
Аудиоподкасты
|
Аудиоподкаст
Слайдкаст
Аудиочат
|
Видеоподкасты
|
Видеоподкаст
Скринкаст
Видеочат
|
Электронный документ
|
Текст
Графика
Текст и графика
|
ТЕКСТ У УЧАСТНИКОВ:
Аудиоподкаст представляет из себя аудиозапись. Эта запись
может содержать текст идеи, мыслей, лекций, новостей, презентаций, которые несут
в себе явный интерес и пользу для целевой аудитории. Запись может быть
оформлена в любом цифровом аудиоформате, например, формате mp3-файла, который
далее предоставляется для прослушивания подписчикам. Данный вид подкаста
отличается от других тем, что автор подкаста записывает звук, как правило,
самостоятельно и характеризуется монологическим изложением содержания.
Вид подкаста,
который объединяет возможности представления контента двух предыдущих видов
подкастов называется – текст и графика. Этот вид подкаста может
одновременно содержать информацию, выраженную как в текстовой, так и
графической форме.
Скринкаст является особым вариантом видеоподкаста.
Сущность скринкаста заключается в том, что с помощью специальной программы
записывается действия на экране компьютера вместе с аудио комментариями, а
затем, сохраняется в формате видеофайла. Созданный таким образом видеофайл
является подкастом. Такой вариант подкаста позволяет очень эффективно создавать
продукты различного назначения, например, обучающие курсы.
Аудиочат аналогичен по характеру аудиоподкасту, но характеризуется
диалогическим изложением материала.
Текстовый
подкаст представляет
собой текстовый электронный документ, в котором отражается содержание
определенного тематического контента. Этот текстовый электронный документ
распространяется, как и другие виды подкастов, по подписке пользователей и
содержательно отражает позицию автора по какой-либо теме, связанной
непосредственно с центральной проблемой подкастинга.
Видеоподкаст представляет из себя видеозапись выступления
автора на какую-то тему, связанную непосредственно с центральной проблемой
подкастинга. Необходимо отметить, что видеоподкаст должен обязательно быть
полезен соответствующей целевой аудитории.
Слайдкастинг представляет собой запись цифровом
аудиоформате сопровождаемую соответствующим фоторядом. Это, своего рода, запись
звука в файле, сопровождаемая сменяющими друг друга фотографиями, графиками или
иными статическими изображениями.
Видеочат, по сути, является аналогом видеоподкаста,
однако его отличием выступает диалогический характер представления информации.
Графический
подкаст является
аналогом тестового, но его отличие от предыдущего заключается в том, что
информация представлена в графической форме. Это могут быть фотографии,
иллюстрации, графики, диаграммы и другой аналогичный контент.
ОБРАЩЕНИЕ К
УЧАСТНИКАМ:
Сравните свои записи с классификацией на
слайде.
СЛАЙД №7-аннимация
4.
Применение
подкастинга.
Сформулировав основные понятия в области
подкастинга, охарактеризовав классификацию типов и видов подкастов, необходимо
рассмотреть накопленный на сегодня опыт применения подкастинга в области
обучения.
СЛАЙД №8
В России подкастинг
делает только первые шаги, а на Западе воспринимается как полноправный канал
передачи информации.
В настоящий момент
появились мультимедийные программы для начальной школы. Работать с такими
программами на уроках очень интересно.
СЛАЙД №9
В связи с созданием
электронных журналов, электронных школ, различных Интернет - порталов, где учителя
выкладывают домашнее задание, задание на каникулы, подкасты приходятся как раз
кстати. Учащимся намного интереснее выполнять домашнее задание, созданное в
виде мультфильмов, нежели обычных «скучных» упражнений.
СЛАЙД №10
С помощью компьютера
можно активировать все компоненты процесса обучения: целевой,
стимулирующее-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный,
контрольно-регулирующий, оценочно- результативный.
ОБРАЩЕНИЕ К
УЧАСТНИКАМ:
СЛАЙД №11(1)
Скажите, на каком
этапе процесса обучения нельзя использовать подкасты? (На всех можно)
СЛАЙД №11(2)
Конечно же, подкасты
могут использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении
(введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
Я
остановлюсь на применении подкастов на уроках русского языка.
Образовательные подкасты, посвященные изучению
русского языка, позволяют решить целый ряд методических задач, среди которых (обратите
внимание на слайд):
СЛАЙД №12
- формирование аудитивных навыков и умений
понимания речи на слух,
- формирование и совершенствование
слухопроизносительных навыков,
- расширение и обогащение лексического словаря,
- формирование и совершенствование
грамматических навыков,
- развитие умений говорения и письменной речи.
Аудирование выступает не только как
самостоятельный вид речевой деятельности, но и как средство обучения говорению,
письму, языковым навыкам. Например, с помощью аудиоподкастов возможно проводить
диктанты, где текст зачитывает не сам учитель, а файл, созданный на
определенном сайте (www.voki.com).
Также при работе с этим социальным сервисом у
учащихся развиваются следующие умения монологической речи: воспроизводить
содержание прослушанного текста с учетом различных коммуникативных задач,
высказывать и аргументировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, делать
выводы, давать оценку полученной информации.
Приведу пример, широко используемых подкастов
по русскому языку:
1.
Образовательный
портал // Подкасты по русскому языку. Режим доступа: http://www.rpod.ru/about.htm. переходим по ссылке Наука и образование
и попадаем на http://interneturok.ru/ru
СЛАЙДЫ №13-18
Давайте посмотрим,
что представляет собой обычный урок на сайте:
Это видеоурок, текст к видеоуроку, в
котором текст дается как в учебнике с домашним заданием, с полезными ссылками
на разные ресурсы. Тесты и тренажеры к уроку, интерактивные задания, которые
помогают проверить правильность понимания материала.
Кроме того, сайт поддерживает обратную
связь с пользователем при помощи службы ответов.
Интернет уроки можно
смотреть не только в режиме он-лайн, их можно смотреть и показывать, установив
на планшет-приложение, которое дает возможность смотреть уроки оф-лайн и быть в
курсе всех обновлений.
Чаще всего я
использую сайт Интернет-уроки при подготовке к своему уроку. Я просматриваю
видео накануне урока, что позволяет мне подобрать хороший материал. И строю
свой урок так, как будто я посетила открытый урок другого учителя. Кроме того,
часто такие уроки разрешают проблемы, например проведения опытов, виртуальных
экскурсий. И вообще, можно использовать сайт как конструктор уроков.
Еще одна возможность сайта: проведение
тренажеров и тестов. Как фронтально в классе при использовании одного
компьютера, так и индивидуально.
СЛАЙД №19
2. Начальная школа. Уроки
Кирилла и Мефодия // Образовательный портал. Режим доступа: http://nachalka.info/class.
Уроки Кирилла и Мефодия представляют собой наборы
тематически организованных интерактивных слайдов для наглядного изложения
учебных материалов, тренировки навыков и контроля успешности выполнения
заданий.
(Слайд — единица
урока. Слайды можно назвать кирпичиками, из которых строится здание урока. На
слайдах размещаются текстовые и/или информационные объекты: рисунки, анимации,
интерактивные элементы и др.)
Преимущество
слайдовой структуры представления учебного материала заключается в возможности
преподавателя отобрать из серии слайдов нужные для урока, без необходимости
показывать все интерактивы, входящие в серию.
Для управления процессом
обучения при работе с мультимедийными уроками на каждом слайде присутствуют
панель диагностики, персонажи, кнопки«проверка», «повторить», «работа с
кистью», «чудо тряпка», а также такие значки, как «ловушка»
Панель диагностики
расположена на каждом слайде урока справа и слева и имеет вертикально
расположенные кружки — смайлики.
СЛАЙД №20
Их количество равно
количеству заданий в уроке. От задания к заданию можно переходить, щелкая по
этим кружкам.
Смайлики
отличаются цветом:
— если задание
выполнено верно, смайлик с его номером станет зеленого цвета,
—если задание
выполнено неверно, смайлик с его номером станет красным цветом,
—если смайлик
голубого цвета, то задание с его номером еще не было пройдено,
—желтый смайлик
означает, что этот слайд содержит дополнительную информацию по изучаемой теме
(например, какое-либо правило), в нем нет заданий.
СЛАЙД №21
Персонажи
На слайдах уроков
присутствуют персонажи. Персонажи выполняют в упражнениях роль учителя и
помощника. Они дают ученикам задания и проверяют правильность их выполнения.
3.
Инфоурок
4.
Мультимедийная начальная
школа.
Рассмотрим
пример урока русского языка в 1 классе, на данном этапе - это урок письма, с
использованием подкастов.
Урок 1.
Тема: «Буква Ф»
Цель: познакомить с буквой Фф и звуками, ее
обозначающими.
Ход урока.
1.Орг.момент.
Сядьте дети, в имени или фамилии которых
слышится звуки
2.Актуализация
На доске картинка с изображением дупла,
прикрывающая филина.
Дупло. Под ним листок пришпилен:
«До ночи не будить», и подпись…(филин)
Учитель снимает записку и все видят филина.
Дальше идет беседа о птице, учитель сообщает
дополнительные сведения о филине.
На следующем этапе Учитель использует слайдкаст
во фронтальной работе (1 мин.) Обращая внимание учеников, на то, какие слова со
звуками [ф или ф'] встретяться во фрагменте.
Проводится обобщение по заданию.
3.Работа над темой.
А теперь, посмотрим какой же буквой обозначаются звуки [ф или ф'].
Эта буква родится у вас прямо в руках. Для этого вам нужно «выщипать»
уже известную вам букву «Р». (на сложенных листочках) Раскрыв сделанную букву «р»
, дети с радостью убеждаются, что она превратилась в неизвестную ранее букву Ф.
Буква потерялась
Давайте попробуем прочитать слова, в которых
потерялась наша новая буква: _лаг, шар_, _абрика, _лот.
На что похожа буква Ф.
Сначала фантазируют дети.
Затем предлагается рисунок со стихами.
Игра «камень-вата» по предметным
картинкам.
Далее учитель предлагает детям выполнить
работу с печатной буквой Ф.
Кто знает сказочных персонажей на букву Ф?
Просмотр отрывка видеоподкаста
«Фунтик».(1 мин)
Давайте подарим дядюшке Фокусу, который и
делал разные фокусы и самому Фунтику их буквы. Научимся правильно и красиво
писать эти буквы.
Просмотр выполнения написания письменной буквы
Ф.
Работа в Тетрадях по письму.
Это только фрагмент. Очевидно, что сложность
содержания и уровень самостоятельности при использовании подкастов на следующих
этапах обучения русскому языку будет возрастать. Для примера приведу фрагмент
обучающего слайдкаста по теме «Глагол» в 4 классе.
IV.
Имитационная
игра.
Уважаемые участники
семинара, позвольте предложить Вам самостоятельно подготовить фрагмент урока
русского языка с использованием подкаста.
Компьютерные
программы загружены на ноутбуках. Учебники помогут Вам сориентироваться в теме
и классе использования. Работа проводится в группах. Через 10 минут нужно
представить вид подкаста для использования и цель его применения.
V.
Рефлексия
Я благодарю Вас за
активное участие и помощь в проведении мастер-класса. Надеюсь, что часть Ваших
ожиданий я оправдала.
В заключении хочется
добавить, что мы должны осознавать, что роль компьютера в начальной школе значима. Во-первых, детям
младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели,
стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Престижная работа,
успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего
ребенка не является актуальными.
В связи с этим, для повышения мотивации
использует близкие цели научится складывать и вычитать, не огорчить маму,
читать быстрее соседа по парте. Трудность в том, что дети становятся все более
инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими.
Учитывая, что основным видом деятельности детей семи — девяти лет является
игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром
возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше
проблему.
Современные компьютерные системы обучения
ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: вставишь
правильно все буквы — продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом,
в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
И, последнее:
Покажите карандашами «-», если Вы ничего
нового не узнали, давно это используете.
«+», если узнал новое, хочу использовать
И ничего не показывайте, если считаете, что
все это сложно и ненужно.
Спасибо за внимание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.