Главная / Начальные классы / Мастер-класс "ИКТ как средство формирования УУД у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"

Мастер-класс "ИКТ как средство формирования УУД у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"

Тема опыта: «ИКТ как средство формирования УУД у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»


В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ - компетентности, как средства формирования УУД. Основы ИКТ - компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Содержание различных учебных предметов начальной школы дает возможность использования ИКТ компетентности для формирования умения добывать знания, что приводит к формированию УУД. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач у обучающихся будут сформированы и развиты необходимые универсальные учебные действия и учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Использование учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ 

Компь­ютер стал частью развива­ющей среды, фактором обогащения интеллектуального развития школьников. Согласитесь коллеги, что эффективное использование компьютера на уроках может происходить только в рамках специально разработанных развивающих компьютерных программ и методик работы с ними.

Наша деятельность основывается на использовании программ закрытого типа (тренажёрные) и открытого типа (творческие).

При использовании программ закрытого типа, таких как «Развитие речи», «Учимся говорить правильно» от компании «Новый диск» идет отработка знаний алфавита, звуков речи; знаний об окружающем мире. А программы открытого типа позволяют детям максимально проявлять инициативу, творческую активность. Для выявления развивающего по­тенциала нами используется компьютерная программа творческого типа «Фан­тазёры», которая включает в себя пять программных блоков (творческих мастерских): «Сказки природы», «Цветочная фантазия», «Строитель-архитектор», «Художник», «Театр из бумаги».

Итак, нами составлена и описана методика занятий с использованием разработанной компьютерной про­граммы. В основу, которой положе­ны принципы, ориентированные на развитие ведущих мыслительных способностей ребёнка и условий их формирования:

1. Развитие образного мышления. Для этого детям мы предла­гаем задачи на выполнение твор­ческих проектов по составлению целого из частей.

2. Формирование моделирующих действий мышления: сравне­ние, обобщение, осуществление поис­ковой деятельности. Для этого перед детьми ставим задачи на конструирование, моделирование, со­здание проекта по образцу-модели.

3. Развитие творческого мышле­ния, например, создание коллажа на тему природы,

4. Организация совместной дея­тельности детей с педагогом и детей между собой.

Мы выполняем детям заготовки заданий, определяю ориентиры предстоящих действий (для занятия по теме «Домик для лесовичка» заранее делаю заготовку с изображением лесовичка, деревьев, земли и неба, в которой явно обозначается, где необ­ходимо сконструировать домик и кто в нём будет жить)

5. Ориентация на взаимосвязь с игровой деятельностью. Мы включаем элементы игры, сказки, стихи, которые содер­жат игровые эмоционально-значи­мые ситуации.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность:

класс

Деятельностные формы

организации учебного

процесса

Умение работать

с информацией

Виды познавательной деятельности

учащихся

2

Поисковая

Поиск и отбор информации

Работа со справочной литературой, с материалами энциклопедий

3

Поисково-исследовательская

Поиск и отбор информации из различных источников, осмысление, сравнение

Подготовка сообщений, создание творческих работ

4

Исследовательская

Анализ информации, полученных из разных источников

Подготовка памяток, алгоритмов, тестов, проектная деятельность

Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ. В процессе работы с такими программными средствами учащиеся не только отрабатывают основные пользовательские навыки и навыки самостоятельной работы, но и повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам. 
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время на уроке. 
Использование ИКТ компетентности учащихся дает возможность формирования УУД в рамках ФГОС, расширения уровня индивидуализации обучения, пробуждая у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развитию творческих способностей учащихся, а также является важнейшим условием повышения качества образования. 

Использование информационных технологий для формирования УУД у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения происходить на различных этапах и типах уроков.

Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила.

На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера («Репетитор по русскому языку»), с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Например, игра-тренажер «Определи склонение имени существительного», цель которой отработка навыков определения склонения имён существительных в т.ч. в косвенных падежах и во множественном числе. Задача игры - ученику нужно правильно определить склонение имени существительного. Для этого нужно прочитать слово и выбрать правильный ответ (кликнуть по табличке с номером склонения). Если ответ верный, то цвет надписи изменяется и раздаётся весёлая мелодия. Если ответ неверный, то надпись исчезает и раздаётся резкий звук.


hello_html_m689e17b7.png

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу в игровой или занимательной форме. Тренажёр – игра «Грибная поляна» применяется на уроках русского языка в 4 классе с целью отработки умений правильно писать падежные окончания имён существительных.

Инструкция:

  • Из двух предложенных ответов выбирай правильный.

  • Если ты ошибся, то ответ исчезнет.

  • Если ответил верно, то появится часть картинки и следующее задание.

  • В конце игры ты увидишь всю картинку целиком.

hello_html_m297f7e35.pnghello_html_m67bbe87a.gif

Первичное закрепление изученного материал. Ускорение благодаря использованию ИКТ темпа урока позволяет организовать первичное закрепление каждого учебного вопроса быстрым опросом. Вопросы для закрепления высвечиваются на экране, что снимает завесу их непредсказуемости для ученика, дает время подготовиться к ответу на

следующий вопрос.


hello_html_m5891c71c.gif

Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, развивают орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, различных занимательных заданий с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и т.д. воспитывают интерес к уроку, делают его более насыщенным и эффективным.


hello_html_m2a10f2fc.gif


Итоговое закрепление. Практика показала, что наибольший эффект для поддержания познавательного интереса дает итоговое закрепление в форме тестирования. Задания выводятся на экран или все сразу, или поочередно каждое через 30-40 секунд. После их выполнения на экране демонстрируются правильные ответы. Проверка проводится в форме самоконтроля, нечестность при этом встречается очень редко. Пример тестовых вопросов по теме «Фонетика»


hello_html_351dc405.gif


Пример Интерактивного приложения по литературному чтению по теме «Поэтическая тетрадь»

hello_html_1ad4fd8e.gif

hello_html_m4cc2c37e.gif

Обучение учащихся созданию презентаций. 

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса, презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов.

Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески переработанной учеником языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой теме, базирующийся на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий. 

Мы используем презентации на различных уроках. Особенно удобно их использовать на уроках литературного чтения при знакомстве с творчеством писателя и на уроках окружающего мира при изучении нового материала.

Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Второе преимущество — проигрывание аудиофайлов. Еще одним преимуществом презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков. То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота. 

Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект. 

Создание учащимися мультфильмов 

Создание мультфильма включает два основных этапа: съемка и монтаж. Для съемки понадобится фотоаппарат, штатив, хорошее освещение (лампа) и то, что вы собираетесь снимать, а так же фон для этого. Это может быть практически все, что угодно.Мультфильм из фотографий можно делать в любой монтажной программе (программе для работы с видео). Почти у всех на компьютере есть Windows Movie Maker. Импортируем отснятые изображения и перетаскиваем их вниз на шкалу времени, где отображается раскадровка. Затем в видеоэффектах находим эффект ускорение, и применяем его несколько раз для каждого кадра. Затем импортируем звук, например, музыку, также добавляем её на шкалу времени и обрезаем нужный фрагмент. Сохраняем созданный фильм на компьютере. 

Использование электронных физминуток.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. 
Цель электронных физминуток: сохранение зрения, снятие усталости с глаз. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Упражнения, предложенные в презентациях, сохраняют зрение, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. На своих уроках я использую готовые электронные физминутки, а также собственные физминутки, созданные в программе PowerPoint с музыкальным сопровождением

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО. 

hello_html_348bc49b.png

Для меня урок - это мастерская детской души: мастерская слова, мастерская мысли, умелых рук. При этом рождается сотворчество, как счастливейшее состояние духа, которое вызывает активность, увлеченность, способствует проявлению самых лучших человеческих качеств.

Имитационная игра

Уважаемые коллеги, сейчас у вас есть возможность на практике убедиться в эффективности применения ИКТ для формирования УУД у младших школьников в условиях внедрения государственных стандартов второго поколения.

Создаются группы для участников мастер-класса (программисты для создания интерактивных игр по литературному чтению, программисты для создания интерактивных игр по русскому языку)

Прошу программистов занять место у компьютера. Все материалы представлены в электронном виде на рабочем столе ноутбука. Отберите самое интересное и расположите в предложенном алгоритме.

Задача для группы №1: составить интерактивную игру по литературному чтению для учащихся 3-4 классов, цель которой в занимательной форме проверить знания учащихся по теме «Сказки зарубежных писателей».

Инструкция по применению


  • Игра начинается по кнопке hello_html_m473cebde.png на первом слайде.


  • Слайд 2: игровое поле. Играющий выбирает категорию и номер вопроса. Переход на слайд с вопросом происходит по кнопке с номером.


  • К вопросу даются три варианта ответа. За каждый правильный ответ с первой попытки игроку (или команде) присуждается 2 балла, со второй - 1 балл. Прямоугольник с правильным ответом окрашивается в розовый цвет и появляется картинка с ответом, прямоугольник с неправильным ответом пропадает, и тогда нужно выбрать из двух оставшихся.

  • Возврат на игровое поле осуществляется по кнопке hello_html_18ffef88.png в правом нижнем углу.


  • Сыгравший номер при возврате на игровое поле пропадает.


  • Список ресурсов находится на слайде 27. Перейти к нему в режиме показа можно по кнопке hello_html_54d6d50a.png на 1-ом слайде. Вернуться на 1-ый слайд по кнопке hello_html_7af479ce.gif.


слайда

Вопрос

Ответ

Сказки Х.К. Андерсена

Слайд 3


Какую из этих сказок написал Х. К. Андерсен?

«Огниво»

Слайд 4

За кого полевая мышь хотела отдать замуж Дюймовочку?


За крота

Слайд 5

Какие цветы помогли Герде вспомнить Кая?

Розы

Слайд 6


Что отдала Герда речке, чтобы спасти Кая?

Башмачки

Слайд 7


Какая птица отнесла Дюймовочку в тёплые края?

Ласточка

Слайд 8


Какой чудесный предмет вызванивал песенку: «Ах, мой милый Августин…»

Горшочек

Сказки А. Линдгрен

Слайд 9


Какая из этих сказок принадлежит перу А. Линдгрен?


«Расмус-бродяга»

Слайд 10


В какой стране живёт Карлсон?

В Швеции

Слайд 11

Как звали «домомучительницу» Малыша?


Фрекен Бок

Слайд 12


Какой подарок больше всего хотел получить Малыш на день рождения?


Собаку

Слайд 13


Как называлась вилла, на которой поселилась Пеппи Длинныйчулок?


«Курица»

Слайд 14


В какой посуде застряла голова Эмиля из Лённеберги?


В супнице

Сказки Ш. Перро

Слайд 15


Что уронила в пирог принцесса в сказке «Ослиная шкура»?


Колечко

Слайд 16


Во что превратилась карета Золушки в двенадцать часов?


В тыкву

Слайд 17


Чем принцесса уколола палец в сказке «Спящая красавица»?


Веретеном

Слайд 18

Какие подарки от маркиза Карабаса носил королю Кот в сапогах?


Куропаток и кроликов

Слайд 19

Сколько лет спала принцесса в сказке «Спящая красавица»?


100 лет

Слайд 20


В кого превращался Людоед в сказке «Кот в сапогах»?


Во льва

Сказки Дж. Родари

Слайд 21

Как переводится с итальянского имя«Чиполлино»?


Луковка

Слайд 22

Какую из этих сказок написал Джанни Родари?

«Путешествие Голубой Стрелы»

Слайд 23

Как звали героя, который каждый год покупал по кирпичу, чтобы построить собственный дом?


Кум Тыква

Слайд 24

Как звали отца Чиполлино?


Чиполлоне

Слайд 25

В какой сказочной стране побывал Джельсомино?


В Стране Лжецов

Слайд 26

Как называется сказка Джанни Родари?


«Торт с неба»


Задача для группы №2: составить интерактивный тренажер по русскому языку для учащихся 4 классов, цель которого - организации знакомства, закрепления или повторения основных орфограмм и правил по русскому языку в 4 классе.

ИНСТРУКЦИЯ

  • Интерактивный тренажёр предназначен для организации знакомства, закрепления или повторения основных орфограмм и правил по русскому языку в 4 классе, позволяет развить навык обнаружения орфограмм, прочнее запомнить их графический образ.

  • Тренажёр включает в себя теорию (кнопка «подсказка»), практику, коррекцию (кнопка «проверка»).

  • На слайде «Содержание» выберите любое задание. При нажатии на цветной прямоугольник с выбранной темой задания вы перейдёте на соответствующий слайд.

  • При выполнении задания можно воспользоваться кнопками с гиперссылками: «подсказка» - вывод правила, сведений по русскому языку; «проверка» - вывод верного ответа; «содержание» - возвращение на страницу содержания заданий.


Моделирование.

- Уважаемые коллеги, а теперь моделируем урок. У каждой группы имеется модель урока. Ваша задача - применить только что составленные интерактивные игры и тренажеры соответственно стадии и типу урока.

Участники, используя заготовки, вписывают применение ИКТ соответственно стадии и типу урока.

- Спасибо за ваш творческий труд!

5. Рефлексия

- Итак, подведем итоги.

- Кто убедился в эффективности применения ИКТ для формирования УУД младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в условиях внедрения государственных стандартов второго поколения, поднимите свои эмблемы.

- Аргументируйте свой вывод.

- Формированию каких универсальных учебных действий способствует применение данных ИКТ?

Вывод: - Я думаю, сейчас вы на практике убедились в том, что использования ИКТ способствует формированию следующих универсальных учебных действий: развитию коммуникативных способностей, культуры общения, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формированию умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладению навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания. Что и требовалось доказать! Спасибо за внимание!


Мастер-класс "ИКТ как средство формирования УУД у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"
  • Начальные классы
Описание:

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ - компетентности, как средства формирования УУД.

Основы ИКТ - компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта.

Автор Латорцева Инна Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1484
Номер материала 44951
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓