Инфоурок Другое Другие методич. материалыМастер-класс "Формирование системно-творческого мышления на уроках географии"

Мастер-класс "Формирование системно-творческого мышления на уроках географии"

Скачать материал

Аканская средняя школа

 

 

Описание: Описание: j0335112        Предмет: география

          

Формирование системно-творческого мышления на уроках географии

/мастер-класс/                                            

 

 

 

                                                         Учитель Распаева Г.Е.

 

 

 

2013г

 

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНО-ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

 

Цели и задачи, которые формулируются при планировании работы по этой методике, охватывают все аспекты учебного процесса, такие как: знания, понимание, навыки, отношение. Знания – это факты, которые ученик должен суметь воспроизвести для демонстрации своей компетентности по предмету;  понимание – это способности учеников объяснять, применять аспекты предмета и предсказывать развитие; навыки – это весь учебный инструментарий познавательного процесса, который ученик может применять в новых, изменяющихся условиях; отношение – это возможность учеников изменяться под влиянием учебного опыта.

Учебные и воспитательные цели обучения достигаются, прежде всего, в процессе самостоятельной работы учащегося, эффективность которой, в свою очередь, зависит от степени развития основных учебных навыков, а также интереса к объекту.

Особое значение имеет уровень развития умений и навыков самоуправления, целеполагания, анализа, контроля и самоконтроля,

 само оценивания и самодисциплины.

К особенности данной технологии можно отнести высокую познавательную активность обучающихся, развитие интереса к междисциплинарным контактам объекта познания, возможность самостоятельного творческого и системного мышления при решении поставленных задач.

Указанная технология способствует развитию целостных знаний и представлений, навыков межкультурного осознания, формирует основы общения и развития личности.

Целостные представления об окружающем мире означают глубокие меж предметные и междисциплинарные  связи, обеспечивают глобальные, многоаспектные взгляды на проблемы и ситуации. Ученики при этом учатся выделять зависимость и взаимозависимость  различных областей изучения и это не происходит в ущерб другим изучаемым предметам, имеющих свою специфику.

Межкультурное осознание связано с развитием умений и навыков учащихся при изучении своей и других национальных культур и способствует воспитанию толерантности и уважения, гражданских чувств и ответственности.

Общение и развитие ученика является фундаментом процесса учения и способствует размышлению и самовыражению личности.

Автором методики Т. Галиевым предложена организационно-методическая система, использующая элементы В.Ф. Шаталова, проблемного и программного обучения и включающая: блочное планирование и блочный контроль знаний, систематический само- и взаимоконтроль; максимальное повышение самостоятельности в процессе получения знаний; систематическое повторения материала и методов активного обучения. Автор предлагает при изучении определенной темы на первом уроке составить системно структурированные схемы, а на последующих уроках углублять знания по теме, используя данную схему.

Предлагаемые материалы по данной технологии показывают различные ее возможности при данной реализации вышеназванных целей и аспектов учебного процесса. Опорной схемой является структурно-логическая таблица, которая может использоваться самыми различными способами. Составляя структурно-логические схемы, ученик многократно сопоставляет материал учебника, других источников и развивает свои знания, при этом формируя целостное представление об объектах познания и окружающем мире.

Системно структурированные схемы – один из методов структурирования изучаемого материала на основе системного подхода, реализующего системный, проблемный, исследовательский, инновационный и деятельностный подходы в учебном процессе, учебной познавательной  деятельности учащихся. В структуру схемы включены: основная теория или основное содержание изучаемого материала; системный анализ и обобщение данных; исследование; практика; опыт; влияющие факторы   и последствия; проблемы и проблемные ситуации; графическая иллюстрация основной теории или основного содержания изучаемого материала.

 

 

 

 

 

Использование математики при систематизации знаний по теме «Погода и климат»

(интегрированный урок в 6 классе)

Цель: использование математических знаний и умений при обработке и описании климатических показателей; развитие навыков системного, структурного анализа при изучении параметров окружающей среды; формирование навыков грамотного оформления работы, аккуратности, точности при расчетах и выполнении графиков.

Оборудование: климатические карты мира и Казахстана, данные о погоде по городу Астана, физические карты мира и Казахстана.

Ход урока

I.               Организационный момент (проверка готовности к уроку; сообщение цели занятия).

II.           Основная часть урока.

Это интересно

Как ты уже знаешь, люди всегда наблюдали за погодой и различными погодными явлениями. Один из самых древних метеорологических  приборов – флюгер, появился в Европе в IX веке. Выглядел он как изображение петуха. По указанию  Папы Римского этот флюгер должен был увенчать купол каждого церковного храма. Первые письменные упоминания о построении «розы ветров» относится к XII  веку. Многие народы вели календари природы по особым приметам. Например, на Руси, если февраль был снежным, то июль бывал дождливым. Это мешало созреванию урожая и его уборке. То есть, снежный февраль мог означать – не жди хорошего урожая.

Задание   1. По данным метеорологической станции города Астана построить климатограмму  и розу ветров города. Осуществить системный анализ. Сформулировать выводы.

 

 

Данные погоды по г. Петропавловск

 

М

 

Е

 

С

 

Я

 

Ц

 

Ы

 

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

средняя t  месяцев

-17.4

-16.8

-10.8

+2.1

+12.4

+17.8

+20.2

+17.8

+11.3

+2.5

-7.6

-14.6

Осадки

34мм

23мм

32мм

26мм

33мм

45мм

54мм

48мм

29мм

32мм

27мм

33мм

 

Показатели ветров по г.Петропавловск (июнь 2004 г.)

Направление ветра

С

С-В

В

Ю-В

Ю

Ю-З

З

С-З

Количество дней с таким направлением

2

14

7

16

18

22

9

9

1.             Построить систему координат (координатную плоскость), основу для климатограммы. Выбрать вертикальный масштаб температур. Обозначить месяцы годы.

2.             Начертить на ней график изменения среднемесячных температур. Отрицательные температуры отметить синим цветом, положительные – красным.

3.             По данным осадков за месяц построить столбиковую диаграмму.

4.             Используя данные ветров, построить розу ветров нашей местности.

5.             Используя систему координат,  найти город на карте мира, определить его географические координаты.

Задание 2. Осуществить системный анализ погоды в г.Петропавловск:

1.                 Назвать климатообразующие факторы, влияющие на климат города. Сформулировать тип климата нашего города.

2.                 Определить минимальную, максимальную температуру за год, лето и зиму. Указать особенности годового хода температуры воздуха.

3.                 С помощью графика и данных таблицы вычислить амплитуду и среднегодовое значение температуры воздуха в городе.

4.                 Определить максимальную и минимальную величину осадков, их общую величину за год, режим и виды осадков.

5.                 Какую информацию вы можете получить по розе ветров?

6.                 Какие особенности климата города, на ваш взгляд, создают неудобства для жизни и деятельности горожан? Как вы думаете, имеются ли на Земле местности с совершенно идеальным климатом?

7.                 Какой опыт приобрел человек, а также городские службы, обеспечивающие нормальную жизнь, быт и безопасность горожан, в условиях данного климата?

8.                 Какие особенности климата можно назвать проблемными для человека? Какие меры предпринимает государство для их разрешения?

9.                 Назвать темы исследования окружающей среды, которые на ваш взгляд, являются самыми актуальными для нашего города и на которые вы посоветовали бы нашим ученым обратить внимание.

III.         Этап рефлексии. Сформулировать выводы (выполняется устно):

1. Какие знания, навыки и умения вы получили при выполнении заданий на уроке?

2. Как вы считаете, насколько важна работа специалистов-метеорологов, изучающих погоду и почему?

3. Подумайте, как может влиять неправильный прогноз  погоды?

4. Скажите, какова роль математики в изучении и систематизации знаний, полученных на уроках географии?

5. Как вы считаете, увеличивается ли роль и значение географии в условиях усиления взаимодействия человека и окружающей среды? Помогают ли эти знания в повседневной жизни вам и вашему окружению?

IV.        Итоги урока. Оценивание продуктивности работы учащихся на уроке.

Оцени себя сам

Предметы

Я- эксперт – «отлично»!!!

У меня «хороший» - уровень!!

Я- «начинающий» - у меня  все впереди!

География

 

 

 

Математика

 

 

 

Вначале свою работу оценивает ученик, выбирая и отмечая соответствующие уровни. Затем, после проверки, свое мнение отражает и отмечает учитель (красным цветом).

V.           Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мастер-класс "Формирование системно-творческого мышления на уроках географии""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Агроном

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Мастер-класс "Формирование системно-творческого мышления на уроках географии"                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 567 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 331
    • DOCX 1.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Распаева Гулинара Есламовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Распаева Гулинара Есламовна
    Распаева Гулинара Есламовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9772
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 66 регионов

Мини-курс

Особенности патриотического воспитания

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Как школьному учителю зарабатывать онлайн?

Перейти к трансляции