Аканская
средняя школа
Предмет: география
Формирование
системно-творческого мышления на уроках географии
/мастер-класс/
Учитель Распаева Г.Е.
2013г
ФОРМИРОВАНИЕ
СИСТЕМНО-ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Цели и задачи, которые
формулируются при планировании работы по этой методике, охватывают все аспекты
учебного процесса, такие как: знания, понимание, навыки, отношение. Знания
– это факты, которые ученик должен суметь воспроизвести для демонстрации своей
компетентности по предмету; понимание – это способности учеников
объяснять, применять аспекты предмета и предсказывать развитие; навыки –
это весь учебный инструментарий познавательного процесса, который ученик может
применять в новых, изменяющихся условиях; отношение – это возможность
учеников изменяться под влиянием учебного опыта.
Учебные и
воспитательные цели обучения достигаются, прежде всего, в процессе
самостоятельной работы учащегося, эффективность которой, в свою очередь,
зависит от степени развития основных учебных навыков, а также интереса к
объекту.
Особое значение
имеет уровень развития умений и навыков самоуправления, целеполагания, анализа,
контроля и самоконтроля,
само оценивания
и самодисциплины.
К особенности
данной технологии можно отнести высокую познавательную активность обучающихся,
развитие интереса к междисциплинарным контактам объекта познания, возможность
самостоятельного творческого и системного мышления при решении поставленных
задач.
Указанная
технология способствует развитию целостных знаний и представлений, навыков
межкультурного осознания, формирует основы общения и развития личности.
Целостные
представления об окружающем мире означают глубокие меж предметные
и междисциплинарные связи, обеспечивают глобальные, многоаспектные взгляды на
проблемы и ситуации. Ученики при этом учатся выделять зависимость и
взаимозависимость различных областей изучения и это не происходит в ущерб
другим изучаемым предметам, имеющих свою специфику.
Межкультурное
осознание связано с развитием умений и навыков учащихся при изучении своей и
других национальных культур и способствует воспитанию толерантности и уважения,
гражданских чувств и ответственности.
Общение и развитие
ученика является фундаментом процесса учения и способствует размышлению и
самовыражению личности.
Автором методики
Т. Галиевым предложена организационно-методическая система, использующая
элементы В.Ф. Шаталова, проблемного и программного обучения и включающая:
блочное планирование и блочный контроль знаний, систематический само- и
взаимоконтроль; максимальное повышение самостоятельности в процессе получения
знаний; систематическое повторения материала и методов активного обучения.
Автор предлагает при изучении определенной темы на первом уроке составить
системно структурированные схемы, а на последующих уроках углублять знания по
теме, используя данную схему.
Предлагаемые
материалы по данной технологии показывают различные ее возможности при данной
реализации вышеназванных целей и аспектов учебного процесса. Опорной схемой
является структурно-логическая таблица, которая может использоваться самыми
различными способами. Составляя структурно-логические схемы, ученик многократно
сопоставляет материал учебника, других источников и развивает свои знания, при
этом формируя целостное представление об объектах познания и окружающем мире.
Системно структурированные
схемы – один из методов структурирования изучаемого материала
на основе системного подхода, реализующего системный, проблемный,
исследовательский, инновационный и деятельностный подходы в учебном процессе,
учебной познавательной деятельности учащихся. В структуру схемы включены:
основная теория или основное содержание изучаемого материала; системный анализ
и обобщение данных; исследование; практика; опыт; влияющие факторы и
последствия; проблемы и проблемные ситуации; графическая иллюстрация основной
теории или основного содержания изучаемого материала.
Использование
математики при систематизации знаний по теме «Погода и климат»
(интегрированный
урок в 6 классе)
Цель:
использование математических знаний и умений при обработке и описании
климатических показателей; развитие навыков системного, структурного анализа
при изучении параметров окружающей среды; формирование навыков грамотного
оформления работы, аккуратности, точности при расчетах и выполнении графиков.
Оборудование:
климатические карты мира и Казахстана, данные о погоде по городу Астана,
физические карты мира и Казахстана.
Ход урока
I.
Организационный
момент
(проверка готовности к уроку; сообщение цели занятия).
II.
Основная
часть урока.
Это интересно
Как ты уже знаешь, люди всегда наблюдали
за погодой и различными погодными явлениями. Один из самых древних
метеорологических приборов – флюгер, появился в Европе в IX веке.
Выглядел он как изображение петуха. По указанию Папы Римского этот флюгер
должен был увенчать купол каждого церковного храма. Первые письменные
упоминания о построении «розы ветров» относится к XII веку.
Многие народы вели календари природы по особым приметам. Например, на Руси,
если февраль был снежным, то июль бывал дождливым. Это мешало созреванию урожая
и его уборке. То есть, снежный февраль мог означать – не жди хорошего урожая.
Задание 1. По данным
метеорологической станции города Астана построить климатограмму и розу ветров
города. Осуществить системный анализ. Сформулировать выводы.
Данные погоды по г. Петропавловск
|
М
|
|
Е
|
|
С
|
|
Я
|
|
Ц
|
|
Ы
|
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX
|
X
|
XI
|
XII
|
средняя t месяцев
|
-17.4
|
-16.8
|
-10.8
|
+2.1
|
+12.4
|
+17.8
|
+20.2
|
+17.8
|
+11.3
|
+2.5
|
-7.6
|
-14.6
|
Осадки
|
34мм
|
23мм
|
32мм
|
26мм
|
33мм
|
45мм
|
54мм
|
48мм
|
29мм
|
32мм
|
27мм
|
33мм
|
Показатели ветров по г.Петропавловск (июнь
2004 г.)
Направление
ветра
|
С
|
С-В
|
В
|
Ю-В
|
Ю
|
Ю-З
|
З
|
С-З
|
Количество
дней с таким направлением
|
2
|
14
|
7
|
16
|
18
|
22
|
9
|
9
|
1.
Построить
систему координат (координатную плоскость), основу для климатограммы. Выбрать
вертикальный масштаб температур. Обозначить месяцы годы.
2.
Начертить
на ней график изменения среднемесячных температур. Отрицательные температуры
отметить синим цветом, положительные – красным.
3.
По
данным осадков за месяц построить столбиковую диаграмму.
4.
Используя
данные ветров, построить розу ветров нашей местности.
5.
Используя
систему координат, найти город на карте мира, определить его географические координаты.
Задание
2.
Осуществить системный анализ погоды в г.Петропавловск:
1.
Назвать
климатообразующие факторы, влияющие на климат города. Сформулировать тип
климата нашего города.
2.
Определить
минимальную, максимальную температуру за год, лето и зиму. Указать особенности
годового хода температуры воздуха.
3.
С
помощью графика и данных таблицы вычислить амплитуду и
среднегодовое значение температуры воздуха в городе.
4.
Определить
максимальную и минимальную величину осадков, их общую
величину за год, режим и виды осадков.
5.
Какую
информацию вы можете получить по розе ветров?
6.
Какие
особенности климата города, на ваш взгляд, создают неудобства для жизни и
деятельности горожан? Как вы думаете, имеются ли на Земле местности с
совершенно идеальным климатом?
7.
Какой
опыт приобрел человек, а также городские службы, обеспечивающие нормальную
жизнь, быт и безопасность горожан, в условиях данного климата?
8.
Какие
особенности климата можно назвать проблемными для человека? Какие меры
предпринимает государство для их разрешения?
9.
Назвать
темы исследования окружающей среды, которые на ваш взгляд, являются самыми
актуальными для нашего города и на которые вы посоветовали бы нашим ученым
обратить внимание.
III.
Этап
рефлексии.
Сформулировать выводы (выполняется устно):
1.
Какие
знания, навыки и умения вы получили при выполнении заданий на уроке?
2.
Как
вы считаете, насколько важна работа специалистов-метеорологов, изучающих погоду
и почему?
3.
Подумайте,
как может влиять неправильный прогноз погоды?
4.
Скажите,
какова роль математики в изучении и систематизации знаний, полученных на уроках
географии?
5.
Как
вы считаете, увеличивается ли роль и значение географии в условиях усиления
взаимодействия человека и окружающей среды? Помогают ли эти знания в
повседневной жизни вам и вашему окружению?
IV.
Итоги
урока.
Оценивание продуктивности работы учащихся на уроке.
Оцени себя сам
Предметы
|
Я- эксперт
– «отлично»!!!
|
У меня
«хороший» - уровень!!
|
Я- «начинающий» - у меня все
впереди!
|
География
|
|
|
|
Математика
|
|
|
|
Вначале свою работу оценивает ученик,
выбирая и отмечая соответствующие уровни. Затем, после проверки, свое мнение
отражает и отмечает учитель (красным цветом).
V.
Домашнее
задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.