Главная / Школьному психологу / Мастер-класс "Давайте жить дружно"

Мастер-класс "Давайте жить дружно"







Психологический мастер-класс

на тему

«Давайте жить дружно!»









Составил: педагог-психолог

Брынских Ксения Григорьевна

МОУ СОШ № 43






2014 год

Цель: знакомство друг с другом; принятие правил поведения в группе, развитие навыков правильного знакомства; создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений, взаимодействие в группе.

Материалы: ватман или доска, магнитофон, аудиозаписи.

1. НАЧАЛО ЗАНЯТИЯ

Ведущий рассказывает кратко о себе, о целях занятия.

Информационный блок

Ведущий. Сегодня мы проведем с вами занятие, которое не совсем похожи на обычное. Наше занятие — это урок общения. Их цель: в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.

Кто-то не уверен в себе и своих силах, робок и застенчив. А другой, наоборот, излишне активен и энергичен. Некоторые дети переживают из-за того, что у них нет друзей: они нерешительны, не умеют знакомиться, дружить. Есть девочки и мальчики, которые быстро знакомятся, общительны, но близкого и хорошего друга, которому можно доверить тайны, нет. У кого-то трудный характер: он нередко огорчает родителей, конфликтует дома, в школе, на улице. Такой человек страдает от необдуманных поступков, но справиться с этим не может.

Надеюсь, что наша встреча будет для вас полезна и интересна. Почему? Потому что каждый человек стремится быть умным, справедливым, сильным. Естественным является желание иметь много друзей, быть уважаемым и любимым; понимать, ценить себя и других. Мы начинаем учиться быть уверенными в своих силах, решительными, жизнерадостными и добрыми. Я буду рада, если вы увидите пути улучшения своего характера и положения среди друзей, если поймете, как можно воспитать важные для самостоятельной жизни качества личности.

Основа всего того, что будет происходить в группе, — доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу. Круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. Это возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, позволяет ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. В этом пространстве нет ничего и никого, кроме нас самих и того, что мы приносим сюда в себе. Это и есть самое главное. Наше общение будет помогать пониманию себя и других. Мы будем узнавать себя через те чувства, которые вызываем друг у друга, через те отношения, которые будут здесь складываться.

(Далее ведущий предлагает познакомиться поближе.)

2.РАЗМИНКА

Упражнение: «Прилагательное на первую букву имени».

Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.

Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Марина. Я мудрая»

Как люди обычно приветствуют друг друга? Какие движения они при этом делают? Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев. Остановимся на варианте рукопожатия. Почему люди жмут друг другу руку? Просто такая традиция, а значит, все могло бы быть иначе. Например, некоторые африканские племена при встрече трутся носами. Сейчас мы попробуем поприветствовать друг друга новыми, необычными способами

Упражнение «Веселое приветствие». Ведущий включает любую танцевальную музыку, и дети начинают ходить по комнате (можно прыгать, танцевать). После слов ведущего «раз, два, три, друга найди!» каждый ребенок должен найти себе пару и встать рядом.

Ведущий командует: «Поздоровайтесь ушами, мизинцами, пятками, коленками...» Так в процессе игры дети узнают о существовании различных форм приветствий.

Каждый раз во время музыкальной паузы ребенок должен встать рядом с новым игроком.

Игру можно закончить тогда, когда каждый поздоровается со всеми присутствующими.

Анализ: какие приветствия были наиболее интересны?

3. РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Для того чтобы всем было комфортно работать в группе, необходимо принять правила.


Правила работы в группе

Нужно

Нельзя

Смотреть на того, к кому ты обращаешься.
• Выражать свое мнение, начинать речь словом «я»: я считаю, я чувствую, 
я думаю.
• Внимательно слушать, когда говорят другие.
• Уважать чужое мнение.
• Говорить искренне.
• Шутить и улыбаться.
• Говорить по одному.
• Начинать и заканчивать занятия вовремя.

Угрожать, драться, обзываться, передразнивать и гримасничать.
• Начинать свою речь словами «ты, вы, он, она, они, мы».
• Сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы).
• Шуметь, когда кто-то говорит.
• Врать.
• Ставить другим оценки, давать определения и критиковать.
• Перебивать.
• Опаздывать

Сформулированные правила оформляются на листе ватмана и вывешиваются на стену.

ладонями, щелчки пальцами, потирание ладоней.

Упражнение «Интервью». Ведущий. Я хочу предложить сыграть в игру, которая протекает следующим образом: вы получаете 10 минут на то, чтобы побольше узнать обо мне, то есть взять интервью. Каждый из вас может задать мне какой-нибудь вопрос. Например: «Вы замужем?».

Перечень вопросов:

  • Есть ли у вас дети?

  • Как вы обходитесь со своими детьми?

  • Получали вы когда-нибудь двойки?

  • Проваливались ли вы когда-нибудь на экзамене?

  • Чем вы гордитесь?

  • Вы боитесь чего-нибудь? И т.д.

Игра помогает улучшить контакт с детьми, создает в группе атмосферу открытости и честности. Игра дает соответствующий эффект особенно в том случае, когда дети ведут себя неуверенно или беспокойно. После того как педагог ответил на вопросы детей, он задает вопросы группе:

  • Есть ли в вашей семье, кроме вас, другие дети?

  • Вы старший или младший ребенок в семье?

  • У кого из вас самое необычное увлечение?

  • Есть ли в классе лидер? И т.д.

Беседа «Что я знаю о себе?»

Ведущий. Что, кроме нашей внешности, делает нас непохожими на других?

В форме групповой дискуссии обсуждаются различные сферы проявления «Я». Чем дети отличаются друг от друга? Что между ними общего?

Участникам дается представление о структурных компонентах личности:

  • «Я — физическое» (мое тело, возраст, пол, особенности внешности);

  • «Я — интеллектуальное» (мой ум, представления, интересы);

  • «Я — эмоциональное» (мои чувства, переживания);

  • «Я — социальное» (каждый человек играет одновременно много социальных ролей: в школе — ученик, дома — сын, дочь, внук, внучка; кроме того — коллекционер, спортсмен, участник театральной студии).

Необходимо показать важность знаний о самом себе и позитивного самовосприятия.

Игра «Кто я?»

Участникам дается задание написать 10 определений, отвечающих на вопрос «Кто я?» и являющихся их характеристикой.

Каждый ответ должен начинаться так: «Я – ...»

Затем ребята должны посчитать, каких слов в характеристике больше: положительных или отрицательных. По желанию можно зачитать определения, обсудить их.

Анализ. Каково соотношение позитивных и негативных представлений о себе? Какие определения вы поставили на первое место? Почему так значимы для вас именно эти проявления?

Игра «Бездомный заяц»

Ведущий. Все люди разные, но иногда мы чем-то похожи. Давайте выясним чем мы с Вами похожи друг на друга.

Участники рассаживаются на стулья, поставленные в круг. Один стул убирается. В центре круга остается водящий. По своему желанию он выбирает какой-либо признак, имеющийся у некоторого числа участников, и просит их поменяться местами. Например: «Поменяйтесь местами все те, у кого светлые волосы, кто любит собак, увлекается танцами». Обладающие данным признаком встают и меняются местами друг с другом. Задача ведущего — занять освободившееся место. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим и придумывает новый признак.

Упражнение «Рисунок Я».

Цель: расширить представление о себе, самопознание.

Ведущий: Я – бываю разным, а давайте попробуем изобразить себя на листе бумаги.

Процедура: Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом с друг другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время. Например, 10 минут, по истечении, которого всё же не следует жёстко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке.

Инструкция участникам: «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».

Когда рисунки выполнены, ведущий их собирает и перетасовывает в случайном порядке. Ведущий предлагает каждому участнику по очереди выбрать из стопки рисунок и демонстрируя его группе, просит участника поделиться впечатлениями, что за человек мог его нарисовать. Чей-то комментарий ограничивается одним словом, кто-то делится более подробными догадками. Это не самое важное. Главное – способствовать тому, что бы высказались все, включая и авторов рисунков. Автору предлагается высказаться, что называется, для маскировки.

Вопросы:

  • Поделись впечатлениями, какой человек мог нарисовать данный рисунок.

  • Какими качествами обладает этот человек?

  • Это уверенный в себе человек или наоборот?

  • Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы переживали?

  • Всё ли высказанное об этом рисунке совпадает с Вашими качествами?

Упражнение «Дополнительное рисование».

Ведущий. А сейчас давайте попробуем все вместе нарисовать картину.

Цель: выявить склонность к неуверенности.

Процедура: Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых субъектом при дополнении чужого рисунка, дефиците места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

Вопросы:

  • Дополнили ли вы рисунок?

  • Если нет то почему?

  • Это именно то что вы хотели бы добавить?

  • Если нет то почему?

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

Упражнение «Клубочек»

Ведущий. Наше занятие подходит к концу.

Дети по очереди обращаются друг к другу со словами: «Я рад, что ты, Оля, рядом со мной». Первый играющий наматывает на палец или на руку конец нити от клубка и отдает клубок тому, к кому обращается. Участник, который получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца, обращается к соседу и отдает ему клубок. Когда все будут соединены одной нитью, поднимают руки вверх, затем опускают их на колени. Очень важно все делать одновременно, чтобы не разрушить общий круг. Затем нить обрезается и каждого на руке остается ниточка, которая будет напоминать детям о тренинге.

Рефлексия. 

  • Как ты себя сейчас чувствуешь?

  • Какие впечатления?

  • Что узнал нового?


Мастер-класс "Давайте жить дружно"
  • Школьному психологу
Описание:

«Без истинной дружбы жизнь – ничто» (Цицерон)

И действительно, кто из нас хотел бы прожить жизнь, не имея друзей и не будучи другом кому-либо? Однако дружить и быть хорошим другом – это искусство, и оно не всем даётся автоматически. Этому нужно учиться. Давайте будем делать это вместе!

Цель занятия: знакомство друг с другом; принятие правил поведения в группе, развитие навыков правильного знакомства; создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений, взаимодействие в группе.

Автор Брынских Ксения Григорьевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 500
Номер материала 7845
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓