Главная / Русский язык и литература / Мастер-класс " В каждом человеке сеть солнце, только дайте ему светить"

Мастер-класс " В каждом человеке сеть солнце, только дайте ему светить"

Урок литературы в 11 классе на тему «Палитра цвета в слове

Б.Л. Пастернака» (по роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»).


Цели урока: 1. Исследовать художественные особенности романа «Доктор Живаго»: язык, способы выражения позиции автора.

  1. Проследить через теорию цветовой символики звука, как выстраивает свой замысел Б.Л. Пастернак, и, исходя из этого, определить главные проблемы романа, смысл названия.

  2. Развивать навыки анализа, аналитического чтения произведения.

  3. Воспитывать принципы добра, веры в человека.

Задачи:

1. познакомить с теорией цветовой символики звука;

2. научить применять ее при анализе поэтических и прозаических текстов;

3. способствовать совершенствованию эстетического вкуса учащихся.


Оборудование урока:

    1. текст романа;

    2. таблица с расшифровкой цветов;

    3. презентация к уроку;

    4. медиапроектор, интерактивная доска.

Жизнь ведь тоже только миг, только растворение

нас самих во всех других, как бы им в даренье.

Б.Л. Пастернак

Ход урока

  1. Прием «яркого пятна»: исполнение или прослушивание песни на слова Б.Л. Пастернака «Гамлет».

  2. Вступительное слово учителя: Как емко и точно! Действительно, жизнь сложна, многогранна, каждому поколению выпадают свои потери и победы. Недаром народная мудрость гласит: «Жизнь прожить не поле перейти».

В чем смысл жизни, каково назначение каждого из нас, как сохранить в себе Человека в переломные моменты истории – эти вечные вопросы волновали и Б. Пастернака, и его героя Юрия Живаго. Не менее актуальны они и для нас.

Итак, тема нашего урока «Палитра цвета в слове Б. Пастернака» (по роману «Доктор Живаго»).(1слайд)

  1. Стадия «осмысления»: Учитель произносит слова о художнике и поэте: Леонардо да Винчи
    Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат.

Поэтому наша задача сегодня - увидеть поэтику цвета как средства раскрытия мироощущения доктора Живаго.(2 слайд).

Для этого мы поделились на группы:

Но прежде мне хотелось бы познакомить вас с очень интересной теорией «Звук и смысл»: в соответствии с ней каждый отдельный гласный звук обладает определенной цветовой символикой, а значит, несет соответствующее настроение.

А - густо-красный, звук радости, великолепия
Я - ярко-красный, выражает нежность и склонность
О - светло-желтый или белый, звук восторга
Е - зеленый, ласковый
Е - желто-зеленый, ласковый
Э - зеленоватый, «злой» звук
И - синий, Й - синеватый, ласковый
У - темно-синий, сине-зеленый, лиловый,
Ю - голубоватый, сиреневый ,светлое, мажорное начало
Ы - мрачный темно-коричневый или черный.(Все на слайде).

У вас на столах есть таблица соотношения звука и цвета. Я попрошу вас доработать её: добавьте к цвету оттенки настроения, попробовав пояснить свой выбор. Вспомните желтый цвет в изображении Петербурга у Достоевского, красный цвет «Дьяволиады» Булгакова, лиловый, синий цвета у Блока. (Дети называют настроения, мы совместно обобщаем).

Все эти оттенки настроения отражаются в романе «Доктор Живаго». А как, мы увидим, проанализировав его фрагменты. Итогом нашей работы станет проект «Цветовая палитра».

Итак, задача для групп: 1–я работает со стихотворением «Гамлет», 2 –я группа с отрывками из романа, 3-я расцвечивает черно-белые изображения этих же фрагментов романа. Совет группам: выпишите все гласные, посмотрите, какие преобладают, отметьте определяющий цветовой оттенок, попробуйте дать этому свое толкование. Соотнесите цветонастроение с общим настроением фрагмента.

Подведение итогов работ групп (вывешивается на доске в виде палитр):

1 группа озвучивает результаты и трактуем в соответствии с текстом

Какое настроение преобладает в первых строфах стихотворения? Почему? Какие слова несут в себе эту тревожность? Совпало ли цветовое настроение с состоянием души героя?

2 группа 1 фрагмент: определяют, к какому моменту биографии героя он относится, выделяют ключевые слова, определяют их настроение, затем накладывают цвет.

2 фрагмент то же самое.

  1. Стадия рефлексии:

Вы смотрели на строки из романа «Доктор Живаго» с позиций цвета. У нас с вами получился своя палитра ,свой вернисаж. О чем же он может поведать?

Итак, мы видим:

  1. разнообразие и пестроту цветовых оттенков;

  2. разнообразие пейзажных видов.

К какой мысли он приводит? Несомненно, о том, что жизнь пестра и многообразна, что в ней чередуются жар и холод, гармония и хаос. И в этот «многоцветный» мир с головой окунается герой – Юрий Живаго, а вместе с ним и мы.

Прочтите, ребята, 3 строфу стихотворения «Гамлет». «Я люблю твой замысел упрямый и играть согласен эту роль»,- утверждает доктор Живаго. Как эта строфа преломляется в имени героя? А о какой «роли» в этих строках идет речь?

Поддерживает его Б. Пастернак:

Со мною люди без имен,

Деревья, дети, домоседы.

Я ими всеми побежден,

И только в том моя победа.

А теперь, перед тем, как сделать обобщение и выводы, я попрошу вас заполнить «рефлексивную карту» (по группам). Один от группы зачитывает.

Учитель резюмирует: Действительно, слово Б. Л. Пастернака легко и вместе с тем многогранно. Оно таит в себе и цвет, и музыку, и глубинный философский смысл.

Через цветопись мы с вами вышли к более точному пониманию настроения романа, его основной идеи, раскрыли мироощущение героя. Наша задача решена.

Домашнее задание:

  1. завершить анализ стихотворения «Гамлет» с позиций цвета.

  2. прочитать 5 гл. 1ч. романа, обратить внимание на монолог Николая Николаевича Веденяпина, составить его цветовую таблицу.


Мастер-класс " В каждом человеке сеть солнце, только дайте ему светить"
  • Русский язык и литература
Описание:

Самоанализ урока литературы в 11 классе по теме

 «Палитра цвета в слове Б. Л. Пастернака»

( по роману «Доктор Живаго»)

Цели урока:  1.Исследовать художественные особенности романа «Доктор Живаго»: язык, способы выражения позиции автора.

2.     Проследить через теорию цветовой символики звука, как выстраивает свой замысел Б.Л. Пастернак, и, исходя из этого, определить главные проблемы романа, смысл названия.

3.Развивать навыки аналитического чтения произведения, навыки групповой работы, развитие монологической речи.

4. Воспитывать принципы добра, веры в человека.

Тип урока: изучение нового материала через метапредметное понятие «цвет».

 Вид урока: урок-диалог с элементами мастерской.

  Перед учащимися были поставлены задачи: знакомство с теорией цветовой символики звука;  применение ее при анализе поэтических и прозаических фрагментов изучаемого текста, выход через цветопись к проблематике романа, определению своеобразия писательской манеры автора.

  Выбор материала определялся соответствием тематическому планированию уроков литературы в 11 классе, а также оригинальным характером прозы Б.Л. Пастернака. 

 Работа на уроке была построена с учетом уже имеющихся у учащихся знаний средств выразительности, активизировались умения ориентироваться в тексте, находить в нем нужный материал, сравнивать, обобщать, делать выводы.

   Специфика урока состояла в том, что учащиеся проявили свои творческие способности как оформители, аналитики.

   Внимание учащихся активизировалось посредством живого слова учителя,  компьютерной презентации, необычной теорией «звук и цвет».

    Урок построен на коммуникативной основе. Использовались групповая и коллективная формы работы.

    Методические приемы: «яркое пятно», диалог, работа с текстом, «рефлексивная карта».

Яркое пятно позволяет привлечь внимание учащихся, служит своего рода индуктором их дальнейшей деятельности.

Рефлексивная карта – своеобразный способ диагностики результативности урока для учителя и учеников.  Особенно важна графа « я попробую», позволяющая спроектировать дальнейшую работу учащегося с полученной информацией.

  Технологии: 1. элементы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

2. метапредметность материала: анализ понятия «цвет».

2. работа с опорой на совместную учебно-познавательную деятельность;

 3. использование компьютерной презентации;

 4. творческое домашнее задание.

 Метод обучения – деятельностно – проблемный.

 На уроке формировались речемыслительные, аналитические и творческие навыки.

 

  Цели урока достигнуты, задачи реализованы.

Автор Халфиева Гузель Мингадовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 400
Номер материала 38560
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓