Главная / Русский язык и литература / мастер-класс проектная деятельность в рамках фгос

мастер-класс проектная деятельность в рамках фгос

Название документа Проектная деятельность.docx

Т. Я. Чёрная

Проектная деятельность в рамках ФГОС - мода времени или необходимый ресурс? Мастер-класс.

МАОУ СОШ №2 станица Павловская Краснодарский край

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Проектная деятельность очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу, она обеспечивает учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни. Отсюда – главное в работе учителя – научить детей самостоятельно добывать знания. При использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.

Для начала необходимо выяснить, что такое проект. Проектирование — это деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего социальную и/или личностную значимость. Иными словами, проект — это то, что вы делаете САМИ, а результат (продукт) может быть ПОЛЕЗЕН другим и/или вам самому в последующем. Смысл проектной деятельности заключается не только и не столько в создании продукта. Очень важно научиться планировать и организовывать собственную деятельность, доводить свой замысел до конечного результата.

Какой проект выбрать?

Итак, необходимо подумать, с какими учебными предметами будет связан ваш проект. Может быть, вы захотите выполнить проект междисциплинарный, то есть включающий несколько предметных областей. Можно выбрать и социальный проект, который почти не будет напрямую затрагивать школьные предметы. Выбор типа проекта зависит от того, что будет представлять собой конечный продукт. Это первый самостоятельный шаг, который определит, насколько интересной будет для вас работа над проектом. Выбирая тип проекта, подумайте о том, какое занятие вы предпочитаете другим: материальный проект (создание модели, костюма, прибора, таблицы, настольной игры и т. д.); информационный (газета, веб-страница, справочник); исследовательский (экспериментальное исследование по предметным циклам); ролевой ( можете взять на себя роль учителя на уроке, адвоката в суде или режиссёра в театре); художественныйартина, песня или рассказ и др.); социальный (организация и проведение благотворительной ярмарки или аукциона с целью сбора средств для детского дома и т.п.)

С какими предметными областями будет связан ваш проект?

Теперь, когда вы определились с типом проекта, подумайте, знания из какой области в основном понадобятся вам при выполнении проекта. Особенность проекта заключается в том, что вам могут понадобиться знания из разных областей.

Проект можно выполнять самостоятельно, а можно группой.  Работать в групповом проекте, конечно, интереснее, но и значительно сложнее, потому что надо, чтобы интересы всех участников группы совпадали; на этапах постановки цели, разработки программы и планирования необходимо договориться со всеми участниками проекта (нужно, чтобы все согласились с формулировками цели, задач, программы и плана-графика); надо чётко договориться о том, кто, что будет делать при выполнении проекта на этапе его реализации, то есть создания продукта; надо быть уверенным, что никто из участников не подведёт, так как успех всей группы зависит от работы ВСЕХ её участников. Если вы решите делать проект с кем-то вместе, то этого человека нужно будет добавить в «портрет участников проекта».

При формулировании цели подумайте о полезности своего продукта, о том кто и в каких ситуациях сможет им воспользоваться. Чтобы понять, кому и чем может быть полезен ваш продукт, вы можете посоветоваться с друзьями, обсудить какие проблемы есть у вас и/или ваших одноклассников и друзей, как вы могли бы помочь себе и/или им в решении проблемы. Если вы начнёте с выявления проблемы, то вам будет легче дать название проекту и поставить цель. Иногда на формулирование цели уходит несколько дней.

Работа над проектом всегда требует поиска необходимой информации, обращения к различным её источникам. Новая информация может изменить взгляд на проблему, над которой вы работаете, помочь скорректировать этапы работы и оценить материальные, технические и временные ресурсы, которые вам понадобятся для выполнения намеченной работы. Основными источниками информации для вас могут быть печатные издания (книги, различные документы); люди — эксперты в той области, с которой связана ваша работа; интернет.

После того как цель проекта сформулирована, подумайте над задачами. Задачи проекта — это конкретные действия, которые вы должны совершить, чтобы достичь поставленной цели. Некоторые из задач вы, скорее всего, уже готовы сформулировать сразу. Другие станут понятны, когда вы глубже поймёте проблему, которой посвящён ваш проект, выведете гипотезу. Гипотеза ― недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии доказывают, превращая её в установленный факт, или опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. При формулировке гипотезы обычно используются следующие словесные конструкции: если…, то…; при условии, что…; предположим…; допустим…; возможно….

Защита проекта — промежуточный отчет о вашем проекте. Во время защиты проекта вы сможете услышать отзывы о плане вашей работы, возможные советы по её улучшению. Если вы поделитесь своими сомнениями и трудностями, которые у вас уже возникли, вам подскажут способы их преодоления. Бывает так, что во время защиты появляется новая идея о том, как эффективнее выполнить запланированную вами работу.

Практическая часть мастер-класса.

Карта проекта в рамках одного урока литературы. 5 класс.

Цель проекта: сформировать у учащихся УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация); познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций); регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность); коммуникативные ( речевая деятельность, навыки сотрудничества).

1.Успех любого урока - интрига! Так почему же Лисица съела Колобка? В сказке Колобок символизирует Колобье Тело (тело интеллекта) человека – золотой сияющий шар вокруг головы, которые все видели в церквях на иконах. Правда в том, что Колобье Тело (Коло Бога) есть у всех Человеков. Встреча Колобка с разными животными означала испытания, которые проходил русский народ.

2.Анализ сказки «Колобок». Вспомним начало сказки…..и т.д.

3.Создание карты проекта

hello_html_7298e9ac.png

4.Работа творческих групп в соответствии с индивидуальными особенностями (рационалы,эмоционалы , интуиты ,деятельностные)

Например: hello_html_m274cb1c8.png











5.Подведение итогов работы над проектом

hello_html_a97ae73.png

6.Вариативное домашнее задание 7.Рефлексия


hello_html_m7224bf7e.pnghello_html_m1b173016.png

8.И только в конце урока ученики формулируют название проекта!!! «Русская народная сказка глазами современного читателя»

hello_html_m2f4b95a.png

















Название документа мастер-класс..ppt

Цель урока : формировать у учащихся УУД -личностные (самоопределение, смыслоо...
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий: 1. Научите ребенка в...
Рационалы Эмоционалы Интуиты Деятельностные Творческие группы в соответствии ...
Действуйте в соответствии с принципами современного урока Я общаюсь- значит, ...
итоги проект
Литературоведы и историки Сюжет сказки. Все мы знаем русскую народную сказку ...
Журналисты В ветхой старенькой избушке, на окраине села, Жил старик. Еще стар...
Критики У колобка есть внешние дефекты. Он в некотором смысле мутант. Сказка ...
Астрономы Колобки миловидны, смешливы и непосредственны. Они обычно имеют вес...
Итоги Колобок - популярный персонаж известной сказки, которая не утратила сво...
Рефлексия   Я понял, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня...
Домашнее задание Составить свою сказку про Колобка на современный лад. Анимац...
Исследовательский-проект Русская народная сказка «Колобок» глазами современно...
Использованные ресурсы: http://lenagold.ru (кнопки, бумага) http://www.futaj...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Цель урока : формировать у учащихся УУД -личностные (самоопределение, смыслообра
Описание слайда:

Цель урока : формировать у учащихся УУД -личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация); -познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций): -регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность) -коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества  

№ слайда 3 Рекомендации по развитию универсальных учебных действий: 1. Научите ребенка выск
Описание слайда:

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий: 1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. 2. Не бойтесь «нестандартных уроков и нестандартных ответов», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала. 3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала. 4. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы. 5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять. 6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

№ слайда 4 Рационалы Эмоционалы Интуиты Деятельностные Творческие группы в соответствии с т
Описание слайда:

Рационалы Эмоционалы Интуиты Деятельностные Творческие группы в соответствии с типом учащихся

№ слайда 5 Действуйте в соответствии с принципами современного урока Я общаюсь- значит, я у
Описание слайда:

Действуйте в соответствии с принципами современного урока Я общаюсь- значит, я учусь. Я действую- значит, я изменяюсь. Я исследую- значит, я познаю мир. Я любознательный- значит, я задаю вопросы

№ слайда 6 итоги проект
Описание слайда:

итоги проект

№ слайда 7 Литературоведы и историки Сюжет сказки. Все мы знаем русскую народную сказку про
Описание слайда:

Литературоведы и историки Сюжет сказки. Все мы знаем русскую народную сказку про Колобка, которого испекли дед с бабой, а тот от них взял да и убежал. На пути его встречались животные, такие как Заяц, Волк и Медведь, желающие полакомиться кругленьким и аппетитным хлебушком. Но тому постоянно удавалось уйти, напевая песенку: «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл - и от тебя уйду». Но повстречалась на пути Колобка - Лиса, которая смогла обмануть его и съесть. 1.Слово колобок. уменьшит.-ласкат. производное от колоб «круглый хлебец», диал. колбяк «обрубок бревна», того же корня, что колоть «резать, долбить», колода. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004 2.Сусе́к м. "закром, ларь в амбаре для зерна", ряз., сиб. (Даль) 3. Короб Общеслав. Короб буквально — «плетеная посуда» (из коры, лыка, дуба, бересты). Ср. лукошко. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004 4.По славянскому календарю c 392г. по 2012г. человечество жило в Эпоху Лисы под покровительством Богини Марены (Мары), которая сопровождается расцветом лжи и обмана.

№ слайда 8 Журналисты В ветхой старенькой избушке, на окраине села, Жил старик. Еще старушк
Описание слайда:

Журналисты В ветхой старенькой избушке, на окраине села, Жил старик. Еще старушка. Пара дружная была. -Баба, дед, расскажите о традициях вашей семьи. -Каким был колобок в детстве? -Колобок, кто является автором вашей песенки? -Заяц, вы встретились на пути колобка первым, почему вам не удалось его съесть? -Уважаемая лиса, вы глуховаты на ухо, не пробовали посетить центры современной медицины, может и колобок был бы жив? -Уважаемый автор, вы создали бессмертную сказку для многих поколений, как вам это удалось?

№ слайда 9 Критики У колобка есть внешние дефекты. Он в некотором смысле мутант. Сказка про
Описание слайда:

Критики У колобка есть внешние дефекты. Он в некотором смысле мутант. Сказка про первый искусственный интеллект в корпусе круглой булки, которая по недосмотру Бабки скатилась с подоконника. Потом эта булка каталась по лесу и дразнила всех встречных, пока не нарвалась на глуховатую Лису. Чтобы лучше слышать о чем говорит Колобок, Лиса предложила сесть ей на язычок. В этом случае приоткрытый рот играл роль резонатора. Услышав, что Колобок и над ней издевается, Лиза в негодовании сжала зубы. То есть получается, что Колобок = блудный сын? — Удивительно, что все настолько растягивают или упрощают мораль сказки про Колобка. Она же очевидна, точно так же как очевидно для Репки: "Коллективные усилия могут решить проблему" и "Даже самый слабый член коллектива очень важен". А для колобка это: «От судьбы не уйдешь». Колобка ведь и дед с бабкой могли съесть, если бы он не свалил. Не умоляя героический подвиг героя, стоит заметить, что Колобок - генномодифицированный продукт разработки отечественных специалистов (бабки), созданный для одного смертельного задания - продемонстрировать мощь русского оружия супостатам (Заяц, Волк и Лиса), после чего попасть в самое нутро потенциального противника и самоликвидироваться, ликвидировав врага.

№ слайда 10 Астрономы Колобки миловидны, смешливы и непосредственны. Они обычно имеют весьма
Описание слайда:

Астрономы Колобки миловидны, смешливы и непосредственны. Они обычно имеют весьма округлые формы. По щекам их гуляет легкий румянец, а тело пышет здоровьем. Веселый нрав Колобков сочетается с их чрезвычайной общительностью. Колобки свободно «катятся» по жизни, не обременяя себя обязательствами и серьезными отношениями. Их существенный недостаток — поверхностность. От проблем Колобок всегда устраняется. Девиз Колобка: «Ничего не брать в голову!». Поэтому знакомым не следует ждать от него помощи в серьезном деле — он просто уйдет от вас, как ушел «...от бабушки, от дедушки». Колобки от рождения склонны к различным авантюрам. Они никогда ничего не планируют и не продумывают наперед, поэтому их жизнь превращается в череду приятных и неприятных сюрпризов. Они с легкостью выпутываются из неприятных ситуаций. Но даже для самых удачливых Колобков существует реальная опасность попасться, наконец, в лисьи лапы.

№ слайда 11 Итоги Колобок - популярный персонаж известной сказки, которая не утратила своего
Описание слайда:

Итоги Колобок - популярный персонаж известной сказки, которая не утратила своего значения в наше время.

№ слайда 12 Рефлексия   Я понял, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня по
Описание слайда:

Рефлексия   Я понял, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня получилось… На следующем уроке мы…

№ слайда 13 Домашнее задание Составить свою сказку про Колобка на современный лад. Анимацион
Описание слайда:

Домашнее задание Составить свою сказку про Колобка на современный лад. Анимационная сказка «Колобок».Своя версия. Инсценирование сказки. Нарисуйте иллюстрацию к сказке.

№ слайда 14 Исследовательский-проект Русская народная сказка «Колобок» глазами современного
Описание слайда:

Исследовательский-проект Русская народная сказка «Колобок» глазами современного читателя

№ слайда 15 Использованные ресурсы: http://lenagold.ru (кнопки, бумага) http://www.futajik.
Описание слайда:

Использованные ресурсы: http://lenagold.ru (кнопки, бумага) http://www.futajik.ru (фон первого слайда)

мастер-класс проектная деятельность в рамках фгос
  • Русский язык и литература
Описание:

Мастер-класс " Проектная деятельность в рамках урока литературы в соответствии с  фгос"

          

 

 

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Проектная деятельность очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу, она обеспечивает учащимся возможность  самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни. Отсюда – главное в работе учителя – научить детей самостоятельно добывать знания. При использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.

Цель проекта: сформировать у учащихся УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация); познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций); регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность); коммуникативные ( речевая деятельность, навыки сотрудничества).

 

Автор Чёрная татьяна Яковлевна
Дата добавления 30.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 3607
Номер материала 58893
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓