Главная / Информатика / Мастер-класс "Проектирование урока с позиции ФГОС"

Мастер-класс "Проектирование урока с позиции ФГОС"

Название документа Конспект.docx

Пахомова Ирина Валентиновна, учитель информатики

КОГОБУ СОШ с УИОП г.Омутнинска


Проектирование урока с позиции ФГОС


« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи.


Слайд 1

- Как понимаете слова американского философа, педагога Джона Дьюи?

- Необходимо ли педагогам знать типы уроков?

- Отличаются ли типы уроков по традиционной системе и по стандартам нового поколения? Чем?

Слайд 2

Типы уроков:

  1. Урок открытия новых знаний

  2. Урок отработки умений и рефлексии

  3. Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)

  4. Урок развивающего контроля

Слайд 3

Посмотрите на сравнение типов уроков в традиционной формулировке и в соответствии с ФГОС. После выбора типа урока необходимо определить его цели.

Типология уроков деятельностной направленности предполагают постановку определенных целей: образовательная (дидактическая – решает задачи познания) и деятельностная (системно – деятельностный подход).

- Определите, какие цели соответствуют уроку построения системы знаний.

  1. Образовательная цель: Расширение понятийной базы (предметной и метапредметной).

  2. Образовательная цель: Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов.

  3. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно - контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.

  4. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

  5. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

  6. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

  7. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

  8. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.


Проверка.

1. Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

4. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

5. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Слайд 4

Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Слайд 5

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Слайд 6

Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

Уроки общеметодологической направленности призваны,

во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему,

во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.

Слайд 7

На данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Отдельные теперь уже предметные уроки должны быть посвящены формированию представлений о методах наук. Например, в курсе математики необходимы уроки, на которых формируются методы измерения, классификации конечных групп предметов по количественному признаку, расширения числовых множеств, математического моделирования, проб и ошибок и др.

Слайд 8

Структура урока общеметодологической направленности:

1. этап мотивации

2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи

4. этап включения изученного в систему знаний

5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке


Если схема ориентировочной основы действий строится учащимися вначале и анализируется в завершение изучения различных разделов курса, учащиеся воспринимают учебный материал не как разрозненные факты, а как целостную систему, все элементы которой связаны между собой. Не менее важно организовать и осознание детьми личностного смысла собственной учебной деятельности, понимание ее системы и структуры, методов и форм ее реализации. Только в этом случае они становятся ее подлинными субъектами, а не формальными исполнителями. Учитель выступает в роли организатора этого процесса.

Слайд 9

Формирование универсальных учебных действий на уроках различного типа.

Тип урока

Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

Урок открытия нового знания

Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные

Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности.

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Урок общеметодологической направленности

Познавательные: знаково-символические, логические действия

Регулятивные

Коммуникативные

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Урок развивающего контроля

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация.

Коммуникативные

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Урок рефлексии

Регулятивные: контроль, оценка.

Начальные формы познавательной рефлексии.

Самоопределение

Начальные формы личностной рефлексии.


Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов.

Слайд 10-11

Примеры:

Тема: Учиться… А что это значит?

Урок по данной теме начинает надпредметный курс «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся начальной школы. Он является ключевым в формировании регулятивных УУД, так как вся последующая учебная деятельность как на уроках по курсу «Мир деятельности» в 1 классе, так и на всех предметных уроках строится на основе знания учащимися и выполнения двух основных этапов (шагов) учебной деятельности. Данный урок рекомендуется проводить первым в начале учебного года.

Предложите свою тему урока общеметодологической направленности.

Спасибо за работу!




Название документа презентация.ppt

Проектирование урока с позиции ФГОС « Если мы будем учить сегодня так, как мы...
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию 1) Уроки открытия нового...
Новая формулировка	Старая формулировка Уроки "открытия нового знания"	Урок фо...
Уроки общеметодологической направленности: Деятельностная цель: формирование ...
Уроки общеметодологической направленности: Содержательная цель: построение об...
Уроки общеметодологической направленности: Целью уроков общеметодологической ...
Структура урока: Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок как...
Структура урока: 1. Этап мотивации. 2. Этап актуализации и фиксирования индив...
Формируемые УУД метапредметные результаты	личностные результаты Познавательны...
Темы уроков общеметодологической направленности 1. «Учиться… А что это значит...
«Учиться… А что это значит?» (1 класс) Page *
Пахомова Ирина Валентиновна, учитель информатики КОГОБУ СОШ с УИОП г.Омутнинс...
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Проектирование урока с позиции ФГОС « Если мы будем учить сегодня так, как мы уч
Описание слайда:

Проектирование урока с позиции ФГОС « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Page *

№ слайда 2 Уроки деятельностной направленности по целеполаганию 1) Уроки открытия нового зн
Описание слайда:

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию 1) Уроки открытия нового знания; 2) Уроки отработки умений и рефлексии; 3) Уроки общеметодологической направленности (урок построения системы знаний); 4) Уроки развивающего контроля. Page *

№ слайда 3 Новая формулировка	Старая формулировка Уроки "открытия нового знания"	Урок форми
Описание слайда:

Новая формулировка Старая формулировка Уроки "открытия нового знания" Урок формирования знаний Уроки рефлексии Урок совершенствования знаний Урок закрепления и совершенствования знаний Уроки методологической направленности Урок обобщения и систематизации знаний Уроки развивающего контроля Урок контроля знаний, умений, навыков Урок коррекции знаний, умений, навыков Page *

№ слайда 4 Уроки общеметодологической направленности: Деятельностная цель: формирование у у
Описание слайда:

Уроки общеметодологической направленности: Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Page *

№ слайда 5 Уроки общеметодологической направленности: Содержательная цель: построение обобщ
Описание слайда:

Уроки общеметодологической направленности: Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Page *

№ слайда 6 Уроки общеметодологической направленности: Целью уроков общеметодологической нап
Описание слайда:

Уроки общеметодологической направленности: Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему. Page *

№ слайда 7 Структура урока: Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого
Описание слайда:

Структура урока: Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода. Page *

№ слайда 8 Структура урока: 1. Этап мотивации. 2. Этап актуализации и фиксирования индивиду
Описание слайда:

Структура урока: 1. Этап мотивации. 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. 4. Этап включения изученного в систему знаний. 5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Page *

№ слайда 9 Формируемые УУД метапредметные результаты	личностные результаты Познавательные:
Описание слайда:

Формируемые УУД метапредметные результаты личностные результаты Познавательные: знаково-символические, логические действия; Регулятивные. Коммуникативные. Смыслообразование. Нравственно-этическое оценивание. Page *

№ слайда 10 Темы уроков общеметодологической направленности 1. «Учиться… А что это значит?»
Описание слайда:

Темы уроков общеметодологической направленности 1. «Учиться… А что это значит?» (1 класс) 2. 3. 4. 5. 6. 7. Page *

№ слайда 11 «Учиться… А что это значит?» (1 класс) Page *
Описание слайда:

«Учиться… А что это значит?» (1 класс) Page *

№ слайда 12 Пахомова Ирина Валентиновна, учитель информатики КОГОБУ СОШ с УИОП г.Омутнинска
Описание слайда:

Пахомова Ирина Валентиновна, учитель информатики КОГОБУ СОШ с УИОП г.Омутнинска Page *

Мастер-класс "Проектирование урока с позиции ФГОС"
  • Информатика
Описание:

В рамках данного мастер-класса рассматривается проектирование уроков с позиции ФГОС ОО. Особое внимание уделяется урокам общеметодологической направленности (урокам построения системы знаний).

Выполняется сравнение типов уроков в традиционной формулировке и в соответствии с ФГОС. После выбора типа урока необходимо определить его цели.

Типология уроков деятельностной направленности предполагают постановку определенных целей: образовательная  (дидактическая – решает задачи познания) и деятельностная (системно – деятельностный подход).

Уроки общеметодологической направленности призваны,

во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему,

 во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.

К конспекту прилагается презентация.

 

Автор Пахомова Ирина Валентиновна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 2093
Номер материала 3618
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓