- 29.12.2020
- 182
- 1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
МАСТЕР-КЛАСС «ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» В ходе мастер-класса я познакомлю вас с приёмами формирования рефлексивных умений младших школьников и составим одноименный буклет. Прием «Аквариум» Несколько человек будут «золотыми рыбками». Им необходимо назвать те вопросы, на которые необходимо получить ответы в ходе нашего мастер-класса. Остальные участники тоже могут формулировать вопросы, но после «золотых рыбок». Примерные вопросы что такое рефлексия? обращение назад, соотнесение цели и результата зачем она нужна? Рефлексия - универсальный способ построения отношений человека к собственной жизнедеятельности. Ее функции: - проектировочная (совместное проектирование и моделирование совместной деятельности); - организаторская (выбор наиболее эффективных способов); - коммуникативная (как условие продуктивного общения); - смыслотворческая (осмысление своих действий); - мотивационная (определение направленности деятельности); - коррекционная (побуждение к изменению ) Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека: Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. из чего состоит? Критерии сформированности рефлексивных умений: 1Самоопре деление в рабочей ситуации, 2Умение удержи вать кол лективную задачу, 3Умение принимать ответст венность за проис ходящее в группе, 4Умение осуществ лять поша говую ор ганизацию деятельно сти, 5 Умение соотносить результаты с целью деятельно сти какие виды бывают? По времени: перспективная, ретроспективная и интроспективная (контроль и корректировка по ходу деятельности) По форме: групповая… Содержательная, деятельностная и личностно-эмоциональная как ее организовать? Слайд Цукерман Невозможно научить по принципу «делай как я» (фигуристка), только в деятельности. Способы формирования рефлексии 1.Создание условий для выхода в рефлексивную позицию 2.Ччастные дидактические приемы, направленные на активизацию рефлексивной позиции Схема рефлексивного акта: Остановка, фиксация, объективация, отстранение Этот прием помогает учителю определить степень владения учащимися темой или понятием и позволяет наметить план совместной деятельности. Срабатывает на 4 умение, а если вернуться к ним в конце темы, то еще и на 5 умение. Например, долг и обязанность. Справедливость Примерные вопросы: Что такое долг \ справедливость? Как узнать, что поступил по справедливость? Признаки справедливости. Что такое обязанность? Чем отличаются долг и обязанность? Для чего нужна справедливость? Трудно ли быть справедливым? Я позволю себе акцентировать ваше внимание на рефлексивных задачах. Считаю их ключевыми заданиями уроков этики. Для рефлексивных задач использую сюжеты притч, сказки, рассказов о детях. Что такое рефлексивная задача? На что направлена, ее результат. В ходе решения рефлексивной задачи учащиеся проживают 3 этапа они 3 слоя УД: этап разрыва, так называемого «просаливания» и этап определения позиции. Таким образом, решение рефлексивной задачи формирует 1,2,3,5 рефлексивное умение. А) Тема «Дружба» Прием «А наше мнение такое» Предлагается высказывание «Настоящий друг всегда даст списать домашнее задание». 1 пара «Докажите, что высказывание верное», а 2 пара «Докажите, что высказывание неверное». В ходе высказываний групп определяется противоречие. Какие выходы из ситуации могут быть? (пожаловаться учителю, родителям, давать списывать всегда, на первый раз дать списать, а потом нет, не давать списывать, говорить, что он должен сам делать уроки, объяснить, что я вчера гулять не пошел – делал уроки, а ты гулял-мог бы и сделать, делать вместе, научить). Здесь можно использовать прием «Театр», суть которого заключается в проигрывании разных концовок этой ситуации. «На какое литературное произведение похоже». Аналогии с литературными произведениями помогают найти правильный, наиболее правильный выход из ситуации, осмыслить свой выбор. Б) Можно пойти от обратного, использовать прием прогнозирования: предложить начало ситуации «Петя и Вася дружат с детского сада. Они живут в соседних домах, вместе гуляют, летом ездят в детский санаторий, оба увлекаются баскетболом, а в школе сидят за одной партой. Петя с трудом решает задачи по математике и всегда просит Васю дать списать домашнюю работу. Как вы думаете, как поступает Вася?» Его использую, когда после обсуждения ситуации, понятия дети решили, что это отрицательное качество. Еще один прием «Найди в плохом - хорошее». Что хорошего в том, что друг откажет. В) На этапе определения позиции возможно утверждение своей позиции, переход к другой или осознание, отказ и выбор новой позиции. Если этап разрыва задается учителем, этап «просаливания» протекает в совместном общении, обсуждении, то этап выбора самостоятелен и индивидуален. Чтобы этот этап состоялся, был осмыслен использую следующие рефлексивные приемы: «Метод последнего слова» - раздается 2 разноцветных стикера, детям нужно на одном написать одно слово – самое важное, что получил, понял, а на втором- то, что его не устраивает, надо изменить. «Твой новый компьютер»- монитор – увидел/узнал новое Клавиатура – чему научился Процессор – что понял Мышка – эмоции. «Острова» - на карте острова: удовольствия, радости, просветления, воодушевления, грусти, тревоги, непонимания, недоумения, Бермудский треугольник (можно до урока раздать стикеры с написанными номерами, чтобы после отследить, кто из учеников на каком эмоциональном уровне находится в ходе темы). Мини - сочинения «Я - в уроке, урок – во мне», «мои мысли об уроке», «мое мнение об обсуждаемой ситуации» «Письмо самому себе» - в конце урока учащиеся пишут письмо самому себе, где высказывают свое решение по поводу обсуждаемой ситуации - что бы сделал я, изменилось ли мое мнение после обсуждения ; затем письмо запечатывается, конверт подписывается и раздается ученикам в конце изучения темы. «Рефлексивный круг» или «Заверши фразу» по цепочке каждый отвечает на предложенные учителем вопросы. Ребенок может не отвечать на какой-либо вопрос или дополнить свой вопрос. «Цепочка пожеланий» Вам предлагаю прием «Уборка» К чемодану – то , что готов забрать с собой использовать в работе Корзина - то, что не нужно, мясорубка – то, что требует доработки, надо додумать, переосмыслить Хотелось бы закончить мастер-класс следующей притчей: …Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило: -Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке? -Ну, она пустая, - сказал кто-то. -Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, - А теперь что вы можете сказать об этой банке? -Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов. Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями: -А теперь? -Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства. - А вот теперь банка полна! - сказал он. - А теперь я буду объяснять вам, что сейчас произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. А отделить мелочи от главного поможет рефлексия.
6 661 048 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Гриценко Марина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.