Главная / Начальные классы / МАСТЕР-КЛАСС «ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»


В ходе мастер-класса я познакомлю вас с приёмами формирования рефлексивных умений младших школьников и составим одноименный буклет.


  1. Прием «Аквариум»

Несколько человек будут «золотыми рыбками». Им необходимо назвать те вопросы, на которые необходимо получить ответы в ходе нашего мастер-класса. Остальные участники тоже могут формулировать вопросы, но после «золотых рыбок».

Примерные вопросы



что такое рефлексия?

обращение назад, соотнесение цели и результата

зачем она нужна?

Рефлексия - универсальный способ построения отношений человека к собственной жизнедеятельности. Ее функции:

- проектировочная (совместное проектирование и моделирование совместной деятельности);

- организаторская (выбор наиболее эффективных способов);

- коммуникативная (как условие продуктивного общения);

- смыслотворческая (осмысление своих действий);

- мотивационная (определение направленности деятельности);

- коррекционная (побуждение к изменению ) Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

из чего состоит?


Критерии сформированности рефлексивных умений:

1Самоопределение в рабочей ситуации,

2Умение удерживать коллективную задачу,

3Умение принимать ответственность за происходящее в группе,

4Умение осуществлять пошаговую организацию деятельности,

5 Умение соотносить результаты с целью деятельности

какие виды бывают?

По времени: перспективная, ретроспективная и интроспективная (контроль и корректировка по ходу деятельности)

По форме: групповая…

Содержательная, деятельностная и личностно-эмоциональная

как ее организовать?

Слайд Цукерман Невозможно научить по принципу «делай как я» (фигуристка), только в деятельности.

Способы формирования рефлексии

1.Создание условий для выхода в рефлексивную позицию

2.Ччастные дидактические приемы, направленные на активизацию рефлексивной позиции

Схема рефлексивного акта:

Остановка, фиксация, объективация, отстранение

Этот прием помогает учителю определить степень владения учащимися темой или понятием и позволяет наметить план совместной деятельности. Срабатывает на 4 умение, а если вернуться к ним в конце темы, то еще и на 5 умение. Например, долг и обязанность. Справедливость Примерные вопросы:

Что такое долг \ справедливость? Как узнать, что поступил по справедливость? Признаки справедливости. Что такое обязанность?

Чем отличаются долг и обязанность?

Для чего нужна справедливость? Трудно ли быть справедливым?


  1. Я позволю себе акцентировать ваше внимание на рефлексивных задачах. Считаю их ключевыми заданиями уроков этики. Для рефлексивных задач использую сюжеты притч, сказки, рассказов о детях. Что такое рефлексивная задача? На что направлена, ее результат. В ходе решения рефлексивной задачи учащиеся проживают 3 этапа они 3 слоя УД: этап разрыва, так называемого «просаливания» и этап определения позиции. Таким образом, решение рефлексивной задачи формирует 1,2,3,5 рефлексивное умение.

А) Тема «Дружба» Прием «А наше мнение такое» Предлагается высказывание «Настоящий друг всегда даст списать домашнее задание».

1 пара «Докажите, что высказывание верное», а 2 пара «Докажите, что высказывание неверное».

В ходе высказываний групп определяется противоречие.

Какие выходы из ситуации могут быть? (пожаловаться учителю, родителям, давать списывать всегда, на первый раз дать списать, а потом нет, не давать списывать, говорить, что он должен сам делать уроки, объяснить, что я вчера гулять не пошел – делал уроки, а ты гулял-мог бы и сделать, делать вместе, научить). Здесь можно использовать прием «Театр», суть которого заключается в проигрывании разных концовок этой ситуации.

«На какое литературное произведение похоже». Аналогии с литературными произведениями помогают найти правильный, наиболее правильный выход из ситуации, осмыслить свой выбор.

Б) Можно пойти от обратного, использовать прием прогнозирования: предложить начало ситуации «Петя и Вася дружат с детского сада. Они живут в соседних домах, вместе гуляют, летом ездят в детский санаторий, оба увлекаются баскетболом, а в школе сидят за одной партой. Петя с трудом решает задачи по математике и всегда просит Васю дать списать домашнюю работу. Как вы думаете, как поступает Вася?»

Его использую, когда после обсуждения ситуации, понятия дети решили, что это отрицательное качество. Еще один прием «Найди в плохом - хорошее». Что хорошего в том, что друг откажет.

В) На этапе определения позиции возможно утверждение своей позиции, переход к другой или осознание, отказ и выбор новой позиции. Если этап разрыва задается учителем, этап «просаливания» протекает в совместном общении, обсуждении, то этап выбора самостоятелен и индивидуален. Чтобы этот этап состоялся, был осмыслен использую следующие рефлексивные приемы:

«Метод последнего слова» - раздается 2 разноцветных стикера, детям нужно на одном написать одно слово – самое важное, что получил, понял, а на втором- то, что его не устраивает, надо изменить.

«Твой новый компьютер»- монитор – увидел/узнал новое

Клавиатура – чему научился

Процессор – что понял

Мышка – эмоции.

«Острова» - на карте острова: удовольствия, радости, просветления, воодушевления, грусти, тревоги, непонимания, недоумения, Бермудский треугольник (можно до урока раздать стикеры с написанными номерами, чтобы после отследить, кто из учеников на каком эмоциональном уровне находится в ходе темы).

Мини - сочинения «Я - в уроке, урок – во мне», «мои мысли об уроке», «мое мнение об обсуждаемой ситуации»

«Письмо самому себе» - в конце урока учащиеся пишут письмо самому себе, где высказывают свое решение по поводу обсуждаемой ситуации - что бы сделал я, изменилось ли мое мнение после обсуждения ; затем письмо запечатывается, конверт подписывается и раздается ученикам в конце изучения темы.

«Рефлексивный круг» или «Заверши фразу» по цепочке каждый отвечает на предложенные учителем вопросы. Ребенок может не отвечать на какой-либо вопрос или дополнить свой вопрос.

«Цепочка пожеланий»

Вам предлагаю прием «Уборка» К чемодану – то , что готов забрать с собой использовать в работе

Корзина - то, что не нужно, мясорубка – то, что требует доработки, надо додумать, переосмыслить


  1. Хотелось бы закончить мастер-класс следующей притчей:

Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:
-Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, она пустая, - сказал кто-то.
-Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, - А теперь что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов.
Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:
-А теперь?
-Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
- А вот теперь банка полна! - сказал он. - А теперь я буду объяснять вам, что сейчас произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. А отделить мелочи от главного поможет рефлексия.





3


МАСТЕР-КЛАСС «ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  • Начальные классы
Описание:

 

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

 

 

 

В ходе мастер-класса я познакомлю вас с приёмами формирования рефлексивных умений младших школьников и составим одноименный буклет.

 

 

 

  1. Прием «Аквариум»

 

Несколько человек будут «золотыми рыбками». Им необходимо назвать те вопросы, на которые необходимо получить ответы в ходе нашего мастер-класса. Остальные участники тоже могут формулировать вопросы, но после «золотых рыбок».

 

Примерные вопросы

 

 

что такое рефлексия?

обращение назад, соотнесение цели и результата

зачем она нужна?

Рефлексия - универсальный способ построения отношений человека к собственной жизнедеятельности.  Ее функции:

- проектировочная (совместное проектирование и моделирование совместной деятельности);

- организаторская (выбор наиболее эффективных способов);

- коммуникативная (как условие продуктивного общения);

- смыслотворческая (осмысление своих действий);

- мотивационная (определение направленности деятельности);

- коррекционная (побуждение к изменению ) Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

из чего состоит?

 

Критерии сформированности рефлексивных умений:

1Самоопре­деление в рабочей ситуации,

2Умение удержи­вать кол­лективную задачу,

3Умение принимать ответст­венность за проис­ходящее в группе,

4Умение осуществ­лять поша­говую ор­ганизацию деятельно­сти,

5 Умение соотносить результаты с целью деятельно­сти

какие виды бывают?

По времени: перспективная, ретроспективная и интроспективная (контроль и корректировка по ходу деятельности)

По форме: групповая…

Содержательная, деятельностная и личностно-эмоциональная

как ее организовать?

Слайд  Цукерман Невозможно научить по принципу «делай как я» (фигуристка), только в деятельности.

Способы формирования рефлексии

1.Создание условий для выхода в рефлексивную позицию

2.Ччастные дидактические приемы, направленные на активизацию рефлексивной позиции

Схема рефлексивного акта:

Остановка, фиксация, объективация, отстранение

 

 

 

Этот прием помогает учителю определить степень владения учащимися темой или понятием и позволяет наметить план совместной деятельности. Срабатывает на  4 умение, а если вернуться к ним в конце темы, то еще и на 5 умение.  Например, долг и обязанность. Справедливость Примерные вопросы:

 

 Что такое долг \ справедливость? Как узнать,  что поступил по справедливость? Признаки справедливости. Что такое обязанность?

 

Чем отличаются долг и обязанность?

 

Для чего нужна справедливость? Трудно  ли быть справедливым?

 

 

 

  1. Я позволю себе акцентировать ваше внимание на рефлексивных задачах. Считаю их ключевыми заданиями уроков этики. Для рефлексивных задач использую сюжеты  притч, сказки, рассказов о детях.  Что такое рефлексивная задача?  На что направлена, ее результат.  В ходе решения рефлексивной задачи учащиеся проживают 3 этапа они 3 слоя УД: этап разрыва, так называемого «просаливания» и этап определения позиции. Таким образом,  решение рефлексивной задачи формирует 1,2,3,5 рефлексивное умение.

 

А) Тема «Дружба» Прием «А наше мнение такое» Предлагается высказывание «Настоящий друг всегда  даст  списать домашнее задание».

 

1 пара  «Докажите, что высказывание верное», а  2 пара  «Докажите, что высказывание неверное».

 

В ходе высказываний групп определяется противоречие.

 

Какие выходы из ситуации могут быть? (пожаловаться учителю, родителям, давать списывать всегда, на первый раз дать списать, а потом нет, не давать списывать, говорить, что он должен сам делать уроки, объяснить, что я вчера гулять не пошел – делал уроки, а ты гулял-мог бы и сделать,  делать вместе, научить).  Здесь можно использовать прием «Театр», суть которого заключается в проигрывании  разных концовок этой ситуации. 

 

«На какое литературное произведение похоже». Аналогии с литературными произведениями помогают найти правильный, наиболее правильный выход из ситуации, осмыслить свой  выбор.

 

Б)  Можно пойти от обратного, использовать прием прогнозирования: предложить начало ситуации «Петя и Вася дружат с детского сада. Они живут в соседних домах,  вместе гуляют, летом  ездят в детский санаторий, оба увлекаются баскетболом, а в школе   сидят за одной партой. Петя с трудом решает задачи по математике и всегда просит Васю дать списать домашнюю работу. Как вы думаете, как поступает Вася?»

 

Его использую, когда после обсуждения ситуации, понятия дети решили, что это отрицательное качество. Еще один прием «Найди в плохом - хорошее». Что хорошего в том, что друг откажет.

 

В) На этапе определения позиции возможно утверждение своей позиции, переход к другой или осознание, отказ и  выбор новой позиции. Если этап разрыва задается учителем, этап «просаливания» протекает в совместном общении, обсуждении, то этап выбора самостоятелен и индивидуален. Чтобы этот этап состоялся, был осмыслен использую следующие рефлексивные приемы:

 

«Метод последнего слова» -  раздается 2 разноцветных стикера, детям нужно на одном написать одно слово – самое важное, что получил, понял, а на втором- то, что его не устраивает, надо изменить.

 

«Твой новый компьютер»- монитор – увидел/узнал новое

 

Клавиатура – чему научился

 

Процессор – что понял

 

Мышка – эмоции.

 

«Острова» - на карте острова: удовольствия, радости, просветления,  воодушевления, грусти, тревоги, непонимания, недоумения, Бермудский треугольник (можно до урока раздать стикеры с написанными номерами, чтобы после отследить, кто из учеников на каком эмоциональном уровне находится в ходе темы).

 

Мини - сочинения «Я  - в уроке, урок – во мне», «мои мысли об уроке», «мое мнение об обсуждаемой ситуации»

 

«Письмо самому себе» -  в конце урока учащиеся пишут письмо самому себе, где высказывают свое решение по поводу обсуждаемой ситуации -  что бы сделал я,  изменилось ли мое мнение после обсуждения ; затем письмо запечатывается,  конверт подписывается и раздается ученикам в конце изучения темы.

 

«Рефлексивный круг» или «Заверши фразу» по цепочке каждый отвечает на предложенные учителем вопросы. Ребенок может не отвечать на какой-либо вопрос или дополнить свой вопрос.

 

«Цепочка пожеланий»

 

Вам предлагаю прием «Уборка» К чемодану – то , что готов забрать с собой использовать в работе

 

Корзина -   то, что не нужно, мясорубка – то, что требует доработки, надо додумать, переосмыслить

 

 

 

  1. Хотелось бы закончить мастер-класс следующей притчей:  

    …Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:
    -Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
    -Ну, она пустая, - сказал кто-то.
    -Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, - А теперь что вы можете сказать об этой банке?
    -Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов.
    Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:
    -А теперь?
    -Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
    - А вот теперь банка полна! - сказал он. - А теперь я буду объяснять вам, что сейчас произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. А отделить мелочи от главного поможет рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

Автор Цысарь Светлана Степановна
Дата добавления 30.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Видеоуроки
Просмотров 792
Номер материала 6015
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓