Главная / Директору-завучу / Мастер-класс по теме "Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор "эффективности развития речи у детей"

Мастер-класс по теме "Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор "эффективности развития речи у детей"

hello_html_m10f3598a.gif Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор эффективности развития речи у детей.



Форма проведения: мастер-класс.



Цель: активировать знания педагогов по проблеме «Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор эффективности развития речи у детей»



Задачи мастер-класса:

  • передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

  • совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;

  • повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;

  • формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.



Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, доска

Участники: воспитатели ДО



Инструкция по проведению:

мастер-класс состоит из 2 этапов:

  1. Побуждения

  • Мозговой штурм

  • Составление кластера

  1. Осмысление

  • Работа в группах

  • Презентация

  • Рефлексия





Тему сегодняшнего мастер-класс вы узнаете, если внимательно послушаете слова Экзюпери,тындаймыз: «НА ЗЕМЛЕ ЕСТЬ САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ , ДОСТУПНАЯ ЛЮБОМУ ЧЕЛОВЕКУ- ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

- Как вы думаете, чему будет посвящена наша встреча?

- Общению

-Дурыс. Мой мастер-класс состоит из 2 этапов:

1этап -«Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор эффективности развития речи у детей»

2-этап-«Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста».



Гипотеза-Влияет ли речь воспитателя на эффективность развития речи у детей?



Сегодня мы попытаемся смоделировать ответ: влияет ли речь воспитателя на развитие речи детей и каким образом?

Назовите основное орудие педагогического воздействия.

-Это речь.

-Уважаемые коллеги! Давайте составим кластер -Речь-

все слова –ассоциации с эти определением

-Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка



- Какая дожна быть речь воспитателя ?

- Четкой, хромкой, понятной.

-Действительно,не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

-Речь педагога, служит единственным образцом литературной речи

-Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

-Уважаемые коллеги! Обратите внимание на то, что можно отнести к компонентам профессиональной речи педагога :

  • Качество языкового оформления речи;

  • Ценностно-личностные установки педагога;

  • Коммуникативная компетентность;

  • Четкий отбор информации для создания высказывания;

  • Ориентация на процесс непосредственной коммуникации.



- Для того чтобы ознакомиться с требованиями к речи педагога на практике, я предлагаю вам отправится в полет к другим галактикам, и для этого необходимо приобрести билеты , пожалуйста, возьмите на столах по одному ….занимайте места согласно билетов.

- Все готовы? Наш полет будет проходить на высоте примерно 40 тысяч километров, скорость космического корабля равна скорости света.

- Наша первая звезда, к которой мы отправляемся, называется: «ТЕОПРАК». Это звезда теории и практики.

-Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют соответствие речи языковым нормам, то есть речь педагога должна быть какой?

- Правильной.

-Ведь не секрет, что речь педагогов бывает не всегда правильной. (Чаще всего слова – паразиты: конечно, как бы; неправильное словообразование: если б, ударение.)

-Поэтому ему следует помнить о том, что речь – это не только показатель ума, но и мощное средство воздействия на чужие умы.

-А сейчас я предлагаю вам выполнить задания.

На слайде это задание

Пассажирам на корабле Луна - указать примеры с ошибками в образовании формы слова, а так же примеры, в котором нормы формообразования не нарушены.

На корабле солнце надо расставить ударения.



Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1. 1.Цветок быстро увянул

2.Наилучшее средство

3.Сдобные крендели

4.К трёмстам шестидесяти восьми страницам

2. 1.Трое ребят

2.Жалел о пятьсот рублях

3.Самый великий поэт

4.Килограмм помидоров

Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

3. 1.Пачка макаронов

2.В двухтысячном седьмом году

3.Наисложнейший

4.Много сплетней

4. 1.Ихние компьютеры

2.Более угрюмее

3.Пятисот пятьдесят пятая страница

4.Пачка макарон

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

5. 1.Пять килограммов помидоров

2.Старый дуб засох

3.Он более моложе

4.Вкусные торты

6. 1.Положите книги на стол

2.Рукопись состояла из триста шестисот страниц

4. Последние договор



Расставьте ударения в следующих словах.

банты

торта

досуг

давнишний

избаловать

пломбировать

красивее

корысть

кулинария

медикамент

столяр

намерение

языковая система

кухонный

бензопровод

средства

дозировать

новорожденный

досуг

щавель

созвонишься

свекла

премировать

о гербе



А что же такое декламация?

-Декламация или выразительное чтение  - искусство произнесения стихов или прозы.\

- назовите важнейший элемент техники речи?

-голос

Голос –. Для педагога он является основным средством труда.

-Каким должен быть голос воспитателя?

_ ответы .

Мы предлагаем вам следующее задание, взять задание -одну из басен, которую они должны продекламировать.  («Волк и ягненок»; «Стрекоза и муравей».)

А сейчас надо немного отдохнуть у нас - музыкальная пауза.

При помощи которой мы проверим, хорошо ли вы знаете песни и умеете ли их исполнять? .

Петь надо хором, красиво и узнаваемо. В игре участвуют все представители команды.

Готовы:

«От улыбки»

Жарайсындар.

Продолжим, среди требований к речи педагога ДОУ выделяют так же и

Точность речи

-Что значит

-соответствие мыслям говорящего.

- Речь должна быть доступной пониманию сушащего. Значит какой?

- Ясной

-Т.е,говори так, чтобы тебя нельзя было не понять".

Простота речи,

-А что значит простота речи?

-то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, "красивостей слога".

-В речи педагога должны использоваться разнообразные  языковые средства, то есть одно из требований к речи воспитателя - Богатство речи.

-Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

-Наш корабль приближается к звезде «МЕТАФОРА».

-Задание – к каждому дереву надо будет подобрать: качественные прилагательные, например, стройная, могучий, развесистый, а так же наделить их человеческими качествами и характеристиками, например, гостеприимный, радушный.

-Речь педагога должна быть логичной

-т.е.какой?

-должны соблюдаться смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

-Логичность речи предполагает в первую очередь наличие в высказывании трех смыслообразующих компонентов (начало, основная часть и конец высказывания). Не менее важное значение имеет умение говорящего правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания. Педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо в совершенстве владеть различными способами внутритекстовой связи, чтобы научить этому своих подопечных.

-Вот мы и прилетели на звезду «Логика»

-Задание, которое вы должны выполнить -  это собрать текстовые фрагменты в правильной последовательности. Собрав, вы прочтете поучительную сказочную историю.

-Назовите главную цель речевой коммуникации

обмен информацией различного рода.

-Общение и обмен информацией между людьми осуществляются только с помощью языка?

С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих пор. Одним из таких дополнительных средств общения, появившимся в глубокой древности, является письмо на глиняных дощечках, узелковая письменность, зарубки и т.д. А у коренного населения разных континентов использовался язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т. п. «Язык цветов», распространенный на Востоке, также является средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами (например, роза – символ любви, астра – печали, незабудка – памяти и т. д.). Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т. п. – все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения – язык.

«Уметь говорить – искусство, уметь слушать - культура». А умеют ли наши педагоги слушать, а самое главное слышать, сейчас узнаем вместе. Игра «Испорченный телефон».

-На какие средства передачи информации от человека к человеку разделяются

-на вербальные (т. е. словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов, невербальная – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (позы, жеста, мимики, взглядов).

-Педагогу  очень  важно  правильно  владеть  своим  телом  и  передавать  с  помощью мимики, жестов –информацию.

-Психологи  установили,  что  в  процессе  общения  от  60  до  80% информации о собеседнике мы черпаем за счет невербальных средств общения — жестов, мимики,  телодвижений,  интонации,  выбора  дистанции  между  партнерами.

-При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и больше 60% идет по прочим невербальным каналам (взгляд, жесты, мимика и т. д.).

-С этими утверждениями можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте, и вы сразу ощутите "деревянную" сухость голоса, скованность мыслей. "Руки - глаза тела", - утверждал Е.Б. Вахтангов. А К.С. Станиславский подчеркивал: "Руки высказывают мысль". Ильин называет руку педагога "главным техническим средством".

-Последняя наша звездная остановка звезда «МИМ» (греч.), которая обозначает короткие импровизационные сценки  в античном народном театре – театре без слов.

Следующее задание – за 1 минуту показать с помощью мимики и жестов слова, которые будут появляться на экране ноутбука, а команда должна их быстро отгадать.



Мы прилетели на созвездие ОБЩЕНИЕ.Наш полет завершился и итогм нашей работы стала памятка для воспитателя «Речь воспитателя детского сада»











Памятка



1.Речь – это психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка

2.Какие средства должен использовать педагог для того чтобы речь была правильной, выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей?

-Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка.

3.качества речи

Правильная, выразительная,яркая, логичная.



-Скажите пожалуйста, какие средства должен использовать педагог для того чтобы речь была правильной, выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей?

-Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка.

- Особенности внутреннего мира воспитателя,

- культура, душевное богатство

- убежденность в правоте своих слов

- техническое мастерство педагога

- поставленный голос

- отработанный жест

- умение интонировать

-манера общения и поведения

-

-Ведь постоянное совершенствование качество своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.



Динамичная пауза.



Переходим ко 2 этапу нашего мастер-класса. Я сегодня хочу продемонстрировать, как, каким образом надо конструировать занятие по развитию речевых коммуникаций дошкольников.

- Скажите пожалуйста, а что же такое коммуникация?- кластер. Все ассоциации с этим словом.

- Речевая коммуникация, это культурное речевое действие, способ межсубъектного взаимодействия и основное средство общения с помощью доступного, понимаемого языка.

-В каких видах деятельности используются речевые коммуникации в ДОУ?



На занятиях

досуг

Ознакомление с окружающим миром

Режимные моменты(утр.прием, приемы пищи )

Развитие речи

прогулка

Художественная литература

Свободная деятельность(игры, инд работа.)

Фэмп


Физкультура


Обучение грамоте






-Можно сделать вывод, что речевые коммуникации используются во всех видах деятельности.

-Предлагаю Вам памятку анализа с точки зрения развития речевых коммуникаций дошкольника, с помощью которой проанализируйте конспекты , а спикер затем призентует ваши работы.



Памятка анализа занятия с точки зренеия равзития речевых коммуникаций дошкольника.

  • Созданеи на занятии культуросообразной среды, несущей в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения.



  • Использование метода игровых упражнений метод импровизации; метод ассоциативного образа; метод драматизации; метод моделирования.



  • Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность  и  проблемность,  постановка дальней цели.



  • Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.



  • Присутствие инициативы в речевой деятельности;

    • - поддержание и подкрепление инициативы, при наличии значимого «подкрепления» (яркой наглядности, игровой мотивации и т.д.)

    • - присутствие «умственного удивления» (любопытства, интереса и т.д.)




    • Принцип интегративности,  характеризующийся связью:
      - театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);
      - детского и взрослого искусств;
      - театральной игры и совместной созидательной деятельности  педагога и ребенка.

  • Использование речевых игры и упражнений
    - дыхательные и артикуляционные;
    - дикционные и интонационные;
    - творческие (со словом).





-Уважаемые коллеги! Наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Именно поэтому я представила вам мастер класс состоящих из 2 –х этапов



-Мы сваими выдвигали гипотизу зависит ли речь ребенка о речи воспиателя.

Спасибо большое за работу. У вас на столах карточка, лестница успеха, пожалуйста поставьте себя на одну из ступенек. Спасибо за сотрудничество.













Мастер-класс по теме "Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор "эффективности развития речи у детей"
  • Директору-завучу
Описание:

Задачи мастер-класса:   

·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

·         совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

·         рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;

·         повышение уровня профессиональной компетентности    участников мастер-класса;

формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса

 

Автор Базыгунова Евгения Васильевна
Дата добавления 16.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 2410
Номер материала 7261
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓