Главная / Технология / Мастер-класс по проектной методике

Мастер-класс по проектной методике

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа № 4 города Мценска













Методическая разработка

мастер-класса



«Проектный  метод обучения 

 в технологии  современного урока

и внеклассных занятий»



Учитель: Н.И.Савина















2014 год

Мастер-класс

Тема: «Проектный  метод обучения  в технологии  современного урока и внеклассных занятий»


Цели: 

  1. ознакомить слушателей с проектной методикой;

  2. определить  своеобразие   технологии современного урока и внеклассных  занятий  на основе использования проектного метода обучения;

  3. создать пространство для открытого и всестороннего обсуждения проблемы внедрения метода проектов в учебный процесс.


Задачи: 

  1. определить знания  слушателей  по  изучаемой  проблеме;  

  2. выявить противоречия;

  3. продемонстрировать опыт работы по проектной методике;

  4. оказать реальную помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования;

  5. мотивировать  на  принятие  новой технологии;

  6. разработать авторскую модель занятия в режиме демонстрируемой педагогической технологии.


Цели участников мастер-класса:


Узнать:

  • о перспективах использования проектной методики;

  • о методике организации и проведении мастер-классов.

Понять:

  • как реализовать проектный метод в рамках различных дисциплин;

  • как эффективнее организовать деятельность учащихся при использовании данного метода.

Научиться:

  • эффективно применять метод проектов в своей работе;

  • формулировать проблемы;

  • интересно вести занятия, вовлекать учеников в проектную деятельность;

  • планировать деятельность учащихся и преподавателя при разработке образовательного проекта.





Проведение мастер-класса


1. Презентация педагогического опыта

Педагогическую деятельность осуществляю в 5-11 классах в соответствии с учебным планом образовательного учреждения через уроки технологии и внеурочную деятельность. Динамика учебных достижений обучающихся технологии с 2010 по 2013 год показала стабильно высокие результаты качества знаний и уровня обученности.

Технологическое образование своих учеников могу определить больше как деятельностно-творческое, но меньше как предметно-знаниевое. Учащиеся с высокой мотивацией к учебной деятельности, целеустремлённые, обладающие творческой инициативой совершенно естественно переходят на интерактивное обучение, сами выстраивают свою образовательную траекторию, а я только помогаю им в этом.

Применение проектной методики в образовательной области «Технология» предполагает разработку учащимися не менее 1 проекта в год, за исключением тех учеников, которые имеют низкую мотивацию к учению. Для них возможен вариант выполнения творческих работ или работ, выполненных по образу учителя без разработки пояснительной записки.

Наиболее сложные и качественные проекты разрабатывают учащиеся 9,10,11 классов. Это вполне оправдано, т.к. школьники овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками, организацией практической деятельности по всей проектно - технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге.

В своей работе использую индивидуальную форму внеурочной деятельности. При кабинете технологии ежедневно работает консультационный пункт. За консультацией может обратиться любой ученик, родитель или коллега-педагог. Консультирую по проектной методике или по выполнению какой-либо творческой работы.

Все вышеизложенные факты убеждают меня в том, что моя педагогическая деятельность обеспечивает свободную творческую, эвристическую деятельность моих воспитанников и способствует раскрытию моего собственного творческого потенциала.

Учитывая интересы развития личности каждого ребёнка, считаю, необходимым условием обучения использование педагогических технологий личностно ориентированной направленности, таких как:

  • обучение в сотрудничестве;

  • метод проектов;

  • портфель ученика;

  • метод кейсов;

  • разноуровневое обучение;

  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;

  • новые информационные технологии.

Метод творческих проектов - комплексная методическая система, синтезирующая различные методы обучения, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, созданию некоего идеального образа и его воплощения в реальном продукте. Это система взаимодействия, педагогического сотрудничества учителя и ученика и учащихся между собой.

Данную методику использую в педагогической практике с 1997 года (17 лет). Имею лицензированную авторскую программу, разработанную на основе применения метода проектов.

В 2004 году за заслуги в области образования я получила нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации» Министерства образования России. В 2012 году присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

С 2004 года мои ученицы принимают участие во Всероссийских олимпиадах школьников по технологии разного уровня. На протяжении 10 лет учащиеся нашей школы являются участниками заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии. В 2007 году Фетисова Анастасия стала призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, а в 2008 году – победителем.

Моя тема самообразования: « Современный урок технологии с учетом требований ФГОС». Считаю эту тему для себя актуальной, так как работаю в режиме эксперимента по апробации новых учебников технологии для 5-6 классов.


2. Представление системы метода проектов

Методической основой организации деятельности обучаемых на уроке является методика творческого проектирования. Она соединяет в себе как инженерно-конструкторский (то есть преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный).

Проектирование изделий с учётом их функционирования включает в качестве обязательного элемента целеполагание, что в свою очередь обеспечивает развитие приёмов мышления. Целеполагание предопределяет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к ней.

При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

  • интерес школьников к проблеме;

  • практическая направленность и значимость проекта;

  • творческая постановка задачи;

  • практическая осуществимость проекта.

Главная идея методики проектного обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Лозунг этой деятельности: «все из жизни, все для жизни. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. (Фото лучших работ учащихся с 2004 по 2014 год).

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как добиться успеха и как создать ситуацию успеха для своих учеников. Я научу вас»

В чем секрет успеха?

http://sobiratelzvezd.ru/wp-content/uploads/2011/12/x_99f1241e.jpg

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению» Н.А.Умов


Алгоритм проектной деятельности

1 этап

Организационно-подготовительный

Поиск информации по теме проекта, постановка цели, определение потребности и формулировка задачи

2 этап

Практический

Конструкторский, технологический, продуктивный

3 этап

Заключительный

Анализ полученных результатов, выводы, оформление проекта, защита

Практикум

Паспорт проекта

  • Название проекта.

  • Полное наименование общеобразовательного учреждения

в соответствии с Уставом

  • Руководитель проекта.

  • Консультанты проекта.

  • Учебный предмет.

  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

  • Возраст учащихся.

  • Разработчик проекта. Состав проектной группы.

  • Тип проекта.

  • Заказчик проекта.

  • Цель проекта.

  • Задачи проекта.

  • Вопросы проекта.

  • Необходимое оборудование.

  • Аннотация (актуальность, значимость, воспитательный аспект,

краткое содержание)

  • Предполагаемый продукт.

  • Этапы работы над проектом.

  • Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.


Основные компоненты проекта


1. Организационно-подготовительный этап.

  • Запуск проекта. Определение потребностей и краткая формулировка задач. Определение темы и цели проекта.

  • Набор идей, дизайн-анализ, требования к продукту проектирования, его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, способов исполнения.


2. Практический этап.


  • Создание конструкции, моделирование.

  • Выполнение упражнений, организация рабочего места, соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.

  • Технология изготовления продукта проектирования.

  • Корректировка действий, самоконтроль, самооценка.


3. Заключительный этап

  • Испытание проекта, мини-маркетинговые исследования, анализ проделанной работы и результатов труда, оформление пояснительной записки, защита проекта.


Оценка проектной деятельности


1.Выполнение проекта:

-аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;

-объем и полнота разработок, самостоятельность, материальное воплощение;

-аргументированность предлагаемых решений, подходов;

-качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество схем, рисунков.


2. Публичная защита:

-качество доклада: композиция, полнота, убедительность;

-объем и глубина знаний;

-культура речи, манера поведения, использование наглядных средств;

-ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность;

-деловые и волевые качества докладчика.



Заключение

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику, необходимо учесть проблемные моменты, которые могут неизбежно возникнуть на пути. Данная методика подчиняется определенному алгоритму. Алгоритм - это четкая последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели. Следует опасаться превращения проекта в реферат, когда есть теоретическая часть, но отсутствует практическая составляющая проектной деятельности. И наоборот, изготовлено изделие, но к нему нет теоретического описания. Тогда это изделие считается творческой работой.

Проект - это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество универсальных учебных действий, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Джордж Дьюи (1859 - 1952)

Американский педагог и философ

Приложение 2

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

  1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

  2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

  3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

  4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

  5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)

  6. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

  7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

  8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая хоризма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

  9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.












Ведомость оценки качества проведения мастер-класса


п/п

Критерии

Оценки

1

1,5

2

2,5

3

1.

Презентативность






2.

Эксклюзивность






3.

Прогрессивность






4.

Мотивированность






5.

Оптимальность






6.

Эффективность






7.

Технологичность






8.

Артистичность






9.

Общая культура







Итого:



1 балл – критерий выражен слабо;

2 балла – критерий выражен четко;

3 балла – критерий выражен ярко.

Возможно оценивание в промежуточных баллах при затруднении выбора показателя:

1,5 балла – если характеристика показателя приближается к 2 баллам,

2,5 балла – если характеристика показателя приближается к 3 баллам.

Максимальный балл – 27.

Минимальный балл – 9.

Качественным является мастер-класс, оцененный в 20 и более баллов.





















Мастер-класс по проектной методике
  • Технология
Описание:

Мастер-класс

Тема: «Проектный  метод обучения  в технологии  современного урока и внеклассных занятий»  

Цели: 

1.     ознакомить слушателей с проектной методикой;

2.     определить  своеобразие   технологии современного урока и внеклассных  занятий  на основе использования проектного метода обучения;

 

3.     создать пространство для открытого и всестороннего обсуждения проблемы внедрения метода проектов в учебный процесс.

Автор Савина Нина Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1850
Номер материала 35664
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓