Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение –
Средняя
общеобразовательная школа № 4 города Мценска
Методическая
разработка
мастер-класса
«Проектный метод
обучения
в
технологии современного урока
и
внеклассных занятий»
Учитель:
Н.И.Савина
2014 год
Мастер-класс
Тема: «Проектный метод
обучения в технологии современного урока и
внеклассных занятий»
Цели:
1.
ознакомить слушателей с
проектной методикой;
2.
определить своеобразие технологии
современного урока и внеклассных занятий на основе
использования проектного метода обучения;
3.
создать пространство для
открытого и всестороннего обсуждения проблемы внедрения метода проектов в
учебный процесс.
Задачи:
1.
определить знания слушателей по изучаемой проблеме;
2.
выявить противоречия;
3.
продемонстрировать опыт работы
по проектной методике;
4.
оказать реальную помощь
участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования
индивидуальной программы самообразования;
5.
мотивировать на принятие новой технологии;
6.
разработать авторскую модель
занятия в режиме демонстрируемой педагогической технологии.
Цели участников мастер-класса:
Узнать:
·
о перспективах использования
проектной методики;
·
о методике организации и
проведении мастер-классов.
Понять:
·
как реализовать проектный
метод в рамках различных дисциплин;
·
как эффективнее организовать
деятельность учащихся при использовании данного метода.
Научиться:
·
эффективно применять метод
проектов в своей работе;
·
формулировать проблемы;
·
интересно вести занятия, вовлекать
учеников в проектную деятельность;
·
планировать деятельность
учащихся и преподавателя при разработке образовательного проекта.
Проведение мастер-класса
1.
Презентация педагогического опыта
Педагогическую деятельность
осуществляю в 5-11 классах в соответствии с учебным планом образовательного
учреждения через уроки технологии и внеурочную деятельность. Динамика учебных
достижений обучающихся технологии с 2010 по 2013 год показала стабильно высокие
результаты качества знаний и уровня обученности.
Технологическое образование
своих учеников могу определить больше как деятельностно-творческое,
но меньше как предметно-знаниевое. Учащиеся с высокой мотивацией
к учебной деятельности, целеустремлённые, обладающие творческой инициативой
совершенно естественно переходят на интерактивное обучение, сами
выстраивают свою образовательную траекторию, а я только помогаю им в этом.
Применение проектной
методики в образовательной области «Технология» предполагает разработку учащимися
не менее 1 проекта в год, за исключением тех учеников, которые имеют низкую
мотивацию к учению. Для них возможен вариант выполнения творческих работ или
работ, выполненных по образу учителя без разработки пояснительной записки.
Наиболее сложные и
качественные проекты разрабатывают учащиеся 9,10,11 классов. Это вполне
оправдано, т.к. школьники овладевают необходимыми знаниями, умениями и
навыками, организацией практической деятельности по всей проектно -
технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге.
В своей работе использую индивидуальную
форму внеурочной деятельности. При
кабинете технологии ежедневно работает консультационный пункт. За
консультацией может обратиться любой ученик, родитель или коллега-педагог.
Консультирую по проектной методике или по выполнению какой-либо творческой
работы.
Все вышеизложенные факты
убеждают меня в том, что моя педагогическая деятельность обеспечивает свободную
творческую, эвристическую деятельность моих воспитанников и способствует
раскрытию моего собственного творческого потенциала.
Учитывая интересы
развития личности каждого ребёнка, считаю, необходимым условием обучения
использование педагогических технологий личностно ориентированной
направленности, таких как:
·
обучение в сотрудничестве;
·
метод проектов;
·
портфель ученика;
·
метод кейсов;
·
разноуровневое обучение;
·
индивидуальный и дифференцированный подход
к обучению;
·
новые информационные технологии.
Метод творческих проектов
- комплексная методическая система, синтезирующая различные методы
обучения, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения
решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной
деятельности, созданию некоего идеального образа и его воплощения в реальном
продукте. Это система взаимодействия, педагогического сотрудничества учителя и
ученика и учащихся между собой.
Данную методику использую в педагогической
практике с 1997 года (17 лет). Имею лицензированную авторскую программу,
разработанную на основе применения метода проектов.
В 2004 году за заслуги в области
образования я получила нагрудный знак «Почётный работник
общего образования Российской Федерации» Министерства образования России. В
2012 году присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
С
2004 года мои ученицы принимают участие во Всероссийских олимпиадах школьников
по технологии разного уровня. На протяжении 10 лет учащиеся нашей школы
являются участниками заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
по технологии. В 2007 году Фетисова Анастасия стала призером заключительного
этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, а в 2008 году –
победителем.
Моя тема самообразования: «
Современный урок технологии с учетом требований ФГОС». Считаю эту тему для себя
актуальной, так как работаю в режиме эксперимента по апробации новых учебников
технологии для 5-6 классов.
2.
Представление системы метода проектов
Методической основой организации
деятельности обучаемых на уроке является методика творческого проектирования.
Она соединяет в себе как инженерно-конструкторский (то есть преимущественно
рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический
(во многом эмоциональный, интуитивный).
Проектирование изделий с учётом их
функционирования включает в качестве обязательного элемента целеполагание, что
в свою очередь обеспечивает развитие приёмов мышления. Целеполагание
предопределяет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к
ней.
При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные
требования:
·
подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
·
интерес школьников к проблеме;
·
практическая направленность и значимость проекта;
·
творческая постановка задачи;
·
практическая осуществимость проекта.
Главная идея методики проектного обучения состоит в
следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность,
которая выбрана им свободно. Лозунг этой деятельности: «все из жизни, все для
жизни. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на
самого ученика как индивида и как члена проектной группы. (Фото лучших работ
учащихся с 2004 по 2014 год).
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как добиться успеха и как создать ситуацию
успеха для своих учеников. Я научу вас»
В чем секрет успеха?
«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и
самодеятельность: учащегося нужно
приучать не только к мышлению, но и к
хотению»
Н.А.Умов
Алгоритм
проектной деятельности
1
этап
Организационно-подготовительный
Поиск информации по теме проекта,
постановка цели, определение потребности и формулировка задачи
2
этап
Практический
Конструкторский,
технологический, продуктивный
3
этап
Заключительный
Анализ полученных
результатов, выводы, оформление проекта, защита
Практикум
Паспорт
проекта
- Название
проекта.
- Полное
наименование общеобразовательного учреждения
в
соответствии с Уставом
- Руководитель
проекта.
- Консультанты
проекта.
- Учебный
предмет.
- Учебные
дисциплины, близкие к теме проекта.
- Возраст
учащихся.
- Разработчик
проекта. Состав проектной группы.
- Тип
проекта.
- Заказчик
проекта.
- Цель
проекта.
- Задачи
проекта.
- Вопросы
проекта.
- Необходимое
оборудование.
- Аннотация
(актуальность, значимость, воспитательный аспект,
краткое
содержание)
- Предполагаемый
продукт.
- Этапы
работы над проектом.
- Предполагаемое
распределение ролей в проектной группе.
Основные
компоненты проекта
1.
Организационно-подготовительный этап.
·
Запуск проекта. Определение
потребностей и краткая формулировка задач. Определение темы и цели проекта.
·
Набор идей, дизайн-анализ, требования к
продукту проектирования, его описание, выбор материалов, оборудования,
инструментов, способов исполнения.
2. Практический этап.
·
Создание конструкции, моделирование.
·
Выполнение упражнений, организация
рабочего места, соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.
·
Технология изготовления продукта
проектирования.
·
Корректировка действий, самоконтроль,
самооценка.
3. Заключительный этап
·
Испытание проекта, мини-маркетинговые
исследования, анализ проделанной работы и результатов труда, оформление
пояснительной записки, защита проекта.
Оценка проектной
деятельности
1.Выполнение проекта:
-аргументированность выбора темы,
обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость
выполненной работы;
-объем и полнота разработок,
самостоятельность, материальное воплощение;
-аргументированность предлагаемых решений,
подходов;
-качество пояснительной записки:
оформление, соответствие стандартным требованиям, качество схем, рисунков.
2. Публичная защита:
-качество
доклада: композиция, полнота, убедительность;
-объем
и глубина знаний;
-культура
речи, манера поведения, использование наглядных средств;
-ответы на вопросы: полнота,
аргументированность, убедительность;
-деловые и волевые качества докладчика.
Заключение
Приступая
к внедрению метода проектов в образовательную практику, необходимо учесть
проблемные моменты, которые могут неизбежно возникнуть на пути. Данная методика
подчиняется определенному алгоритму. Алгоритм - это четкая
последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели. Следует
опасаться превращения проекта в реферат, когда есть теоретическая часть,
но отсутствует практическая составляющая проектной деятельности. И наоборот,
изготовлено изделие, но к нему нет теоретического описания. Тогда это изделие
считается творческой работой.
Проект - это особая философия образования. Философия цели и
деятельности. Философия результатов и достижений. Он ориентирован на достижение
целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое
количество универсальных учебных действий, и поэтому он
эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только
разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование.
Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную
роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в
будущих производственных отношениях.
Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь.
Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые
когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку
сегодня, на проблемах его реальной жизни.
Джордж Дьюи (1859 -
1952)
Американский педагог и философ
Приложение
2
Критерии
качества подготовки и проведения мастер-класса
1.
Презентативность. Выраженность
инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи,
популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
2.
Эксклюзивность. Ярко
выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота
и оригинальность решения инновационных идей.
3.
Прогрессивность.
Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей,
выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного
образования и методике обучения предмета; способность не только к
методическому, но и к научному обобщению опыта.
4.
Мотивированность. Наличие
приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую
деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
5.
Оптимальность. Достаточность
используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом
(промежуточным и конечным)
6.
Эффективность. Результативность,
полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это
дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей
деятельности.
7.
Технологичность. Четкий
алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов
актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открытия,
удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
8.
Артистичность.
Возвышенный стиль, педагогическая хоризма, способность к импровизации, степень
воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации
своего опыта.
9.
Общая культура.
Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации
своего опыта.
Ведомость
оценки качества проведения мастер-класса
№
п/п
|
Критерии
|
Оценки
|
1
|
1,5
|
2
|
2,5
|
3
|
1.
|
Презентативность
|
|
|
|
|
|
2.
|
Эксклюзивность
|
|
|
|
|
|
3.
|
Прогрессивность
|
|
|
|
|
|
4.
|
Мотивированность
|
|
|
|
|
|
5.
|
Оптимальность
|
|
|
|
|
|
6.
|
Эффективность
|
|
|
|
|
|
7.
|
Технологичность
|
|
|
|
|
|
8.
|
Артистичность
|
|
|
|
|
|
9.
|
Общая
культура
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
1 балл
– критерий выражен слабо;
2 балла
– критерий выражен четко;
3 балла
– критерий выражен ярко.
Возможно
оценивание в промежуточных баллах при затруднении выбора показателя:
1,5 балла
– если характеристика показателя приближается к 2 баллам,
2,5 балла
– если характеристика показателя приближается к 3 баллам.
Максимальный балл
– 27.
Минимальный балл –
9.
Качественным
является мастер-класс, оцененный в 20 и более баллов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.