Главная / Русский язык и литература / мастер-класс по подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

мастер-класс по подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Мастер-класс

Система подготовки обучающихся к ЕГЭ

Направления:

  1. Повторение материала по разделам языкознания

  2. Обучение написанию сжатого изложения

  3. Обучение написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему

Все это взаимосвязано через обучение связной речи

Особенности моей работы над подготовкой ребят сегодня попытаюсь кратко осветить.

По первому направлению работа ведется следующим образом:

Обоснование: часть АВ ГИА.

  • Повторение основной теоретической информации

  • Тренинги по закреплению в урочной, факультативной, домашней подготовке.



Особенность №1

Форма: индивидуальное сопровождение процесса подготовки (тетрадь домашней подготовки).



Обоснование: ребята сами регулируют уровень своих знаний. Во-первых, это дисциплинирует, дает необходимую мотивацию к сосредоточенности. Во-вторых, выявляет пробелы в индивидуальном порядке, не через контроль учителя. В- третьих, мотивирует на скорость и качество подготовки. В-четвёртых, психологическая составляющая- уверенность в себе, чёткость действий, понимание конкретных задач, а значит, конкретность их достижения.

По второму направлению сформированы этапы работы:

  1. Анализ текста через смысловое чтение:

- выделение ключевых слов, СС

- определение тематики микротем

- формулирование темы

  1. Тренинги

- по обучению приёмам сжатия текста

- по формированию собственной системы знаков для записи слов (элементы стенографии)

  1. Анализ аудиотекста:

- первое прослушивание: запись ключевых слов и фраз

-простраивание логической цепочки по вопросам (восстановление основной информации)

- второе прослушивание: определение микротем, использование приемов сжатия текста

-запись чернового варианта изложения

-работа над содержанием (оформление синтаксической, грамматической структуры текста, орфографическая работа).



Интересно добавить, что вначале я обучала, теперь же сопровождение-моя основная деятельность. Ребята сами работают с текстом, я выполняю то же самое вместе с ними, только на доске. И когда у них возникает неувязка, они смотрят на мой вариант и не просто исправляют, а комментируют. Бывает, что и направляют меня, показывая пробелы в записи ключевой информации. Понятно, что я делаю это намеренно, но они-то об этом не догадываются. Их цель: достичь моего уровня, моя (внутренняя) - научить быть лучше.



Я покажу вам на практике, как ведется работа по третьему направлению.

Здесь тоже есть свои тонкости.

Итак, первый этап.

  1. Работа с тезисом (раздать тезисы)

- разделение фразы на смысловые части

- выделение ключевых слов в каждой части фразы

- осмысление содержания фрагмента фразы, запись мыслей, ассоциаций

-разбор записей: выделение аргументов, примеров через ориентирование на продолжение смыслового отрезка: «Да, я тоже так считаю, потому что…… и Например,….. .

Это самый сложный для ученика этап. Нужно научиться проговаривать то, что неясными образами, обрывками мыслей хаотично проносится в голове. Я учу ребят тому, чтобы они в этом момент сконцентрировались именно на фиксации всего, что подумалось, прошепталось. Именно здесь и может крыться зерно истины.

Убеждаю, что жалеть время на этом этапе не стоит. Чем лучше они его отработают, тем легче будет писать дальше. Тем более, что на следующем этапе я даю им возможность почувствовать, что самое главное они уже сделали-поняли, в чем заключается смыл тезиса.

2) Работа с шаблоном сочинения-рассуждения

- запись образца

-тренинги по запоминанию образца, изменению шаблона

Примеры заданий:

- дописать шаблон по памяти

-дописать часть текста в шаблон

-закончить предложение

-изменить внутреннее содержание каждого абзаца, не касаясь структуры (вставить синонимичные слова, фразы, предложения).

Таким образом, подготовка к экзаменам превращается в сложную, но понимаемую ребятами деятельность, где элементы простейшего «натаскивания» сопровождаются обучению и развитию как логике мышления, так и речевому оформлению мысли. Я всегда утверждаю, что русский язык- предмет, основанный на логике. Благодарю за внимание.

Учитель русского языка и литературы Байден Снежана Олеговна.

666654 Иркутская область Усть-Илимский район. п.Тубинский, МОУ «Тубинская СОШ».

мастер-класс по подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная разработка представляет систему работы в целом по подготовке обучающихся 9 класса к итоговой аттестации. Перечислены и аргументированно обоснованы все этапы подготовки с учётом требований к ОГЭ: повторение разделов языкознания, обучение умению работать с аудиотекстом через запись ключевых слов, "простраивание" логической цепочки с помощью  наводящих вопросов; обучение умению писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему через последовательность действий, где собственно сочинение становится уже лишь частью добросовтестно проделанной мыслительной деятельности. немаловажную роль здесь играет работа над смысловым чтением, что, кстати, является связующим элементом взаимодействия с другими предметами.

Автор Байден Снежана Олеговна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 547
Номер материала 9280
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы