Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМастер-класс по литературному чтению на тему "Стихи великих русских поэтов о весне"

Мастер-класс по литературному чтению на тему "Стихи великих русских поэтов о весне"

Скачать материал

 

Костанайская область

Узункольский район

К Г У «Троебратская средняя школа»

 

 

 

 

Методическая разработка урока

Литературное чтение 2 класс

Тема: Стихи великих русских поэтов

 А.Н. Плещеева и Ф.И. Тютчева о весне.

 

 

 

 

 

 

                                                   Подготовила: Гайдамака Ольга Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Стихи великих русских поэтов о весне. А.Н. Плещеев «Весна»;

Ф. И. Тютчев  «Весенние воды».

Цель:  Донести до сознания  детей  весеннее пробуждение  природы через поэзию, музыку, живопись; Задачи:       

Образовательные:   Показать изображение весны в произведениях русских поэтов;

                                    Учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова;

                                    Формировать навыки выразительного чтения.

Развивающие:   Работать над развитием речи, внимания, образного мышления;

                             Способствовать развитию творческих способностей, навыков критического  мышления.

Воспитательные:  Воспитывать любовь к искусству, поэзии, природе.

Оборудование:  1. Портреты поэтов А.Н. Плещеева, Ф.И. Тютчева.

                                      2.  Репродукции картин А.К. Саврасова «Грачи прилетели»,

                                           И.И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода»,

                                           К.Ф. Юона «Весна»,

                                           Н.И. Остроухова «Первая зелень».

                                      3. Видеоклип А. Вивальди «Времена года. Весна».

                                      4. Названия весенних месяцев.

                                      5. Рисунок Весны.

                                      6. Маршрутные листы для каждой группы.

                                      7. Музыкальное сопровождение.

Тип  урока:     Урок изучения нового материала

Вид урока:  смешанный

Технология:  Развивающего обучения и критического мышления.

Методы:  Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы:  Групповая, коллективная, индивидуальная.

Ход урока:

1. Организационный этап

 1. Орг.момент.          Звонко прозвенел звонок

                                Начинаем наш урок.

2. Психологический настрой.

3. Сообщение целей урока:    

- Сегодня нас ждет много интересного. Мы совершим увлекательное путешествие.                    А куда, догадайтесь сами:  «Сиренью пахнет, небо ясно

                                              Трава нежна и зелена

                                              И в сарафане ярко-красном

                                              Шагает по земле….(весна)»

 (открывается доска, где рисунок Весны, репродукции картин,

тема урока: «Весна – утро нового года!»

эпиграф:   «Улыбкой ясною природа

                   Сквозь сон встречает утро года».

                                               (А.С. Пушкин.)

- А как на казахском языке «весна»? (көктем)

- Мы совершим увлекательное путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать её песню, всматриваться в её краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей. А помогут нам в этом стихи великих русских поэтов А.Н. Плещеева и Ф.И. Тютчева, а также произведения художников и музыкантов.

 

 

II.  Побуждение (мозговая атака).

- Кто рад, что наступила Весна?

- Давайте все вместе произнесем слово «Весна».

(на доске появляются задания: 1. Опишите.

                                                     2. Сравните.

                                                     3. Ассоциируйте.

                                                     4. Анализируйте.  

- У каждой группы имеются маршрутные листы, которые помогут вам работать на уроке. Найдите в своих маршрутных листах вопрос, обозначенный символом (?). Прочитайте задание, подготовьте его.

(даю время, дети готовятся в группах, выбирают «спикера». Спикеры групп представляют свою группу, остальные дополняют, за что получают  фишки.)

-  Почему весна вызывает чувство радости, бодрости? (В природе всё просыпается, оживает)

- Сегодня постараемся разобраться, чего же  все-таки больше у весны: плюсов или минусов.

III.  Осмысление.

1. Вступительная беседа.

- Сколько месяцев длится весна?  Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май)

- Назовите первый месяц весны. (март – наурыз)  (вывешиваю на доску)

- Почему он так называется? (назван в честь бога Марса – покровителя полей в Древнем Риме)

- С какими праздниками связан этот месяц? (8 марта, Наурыз – Новый год по восточному календарю)

- Следующий месяц? (апрель- сәуір)  (вывешиваю на доску)

- Обильно тает снег, появляются первоцветы: подснежники, сон-трава, медуница,

мать-и-мачеха.

- Последний месяц весны? (май – мамыр)  (вывешиваю на доску)

- Есть закон природы: после зимы неизбежно наступает весна. Надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую и со светлой надеждой ожидают прихода весны. Наступает весна, но робки и неуверенны бывают её первые шаги: то и дело зима дает о себе знать, не желая расставаться с былым могуществом.

-Давайте послушаем разговор Зимы и Весны.

2. Инсценировка стихотворения «Разговор Зимы и Весны».

Автор:  Весна с Зимушкой повстречалася

             О здоровьице всё справлялася:

Весна: -     Ой, здорова будь, Зима снежная!

Зима: -       Бью челом тебе, Весна теплая!

                   Расскажи ты мне без утайки

                   Почему тебя привечают все,

                   Меня, Зимушку, проклинают все?

Весна:       Потому что ты – больно лютая

                  И холодная и голодная!

                  Я же – теплая и приветливая!

                  Все луга и леса орошаю я,

                 

 

                  Все луга  и леса оживляю я.

                  Побыла ты, Зима, в гостях у людей,

                  Не пора ли тебе уходить из гостей?

- И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали  обряд – заклинание весны, который праздновали 22 марта, в день весеннего равноденствия, по восточному календарю этот день соответствует Новому году в природе.                                              

- Как бы мы ни любили Зиму за её забавы, её время прошло. Власть Зимы свергнута.

Весна вступает в свои права.

3. Просмотр видеоклипа А. Вивальди «Времена года. Весна.»

- Сейчас мы на минутку перенесемся в природу, отправимся встречать весну.

Вспомним, что можно увидеть, услышать и почувствовать в разные периоды весны. Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить, что мог изобразить композитор Вивальди  с помощью  звуков.           (включаю видеоклип)

- Прозвучала музыка. Кто смог почувствовать весну?

- Какие чувства испытали, побывав в природе? (восторг, восхищение, очарование, радость).

- Что увидели с помощью музыки? (сонную бабочку, расправляющую крылья, порхающих птиц, заспанного медведя, весенний дождик и первый цветок)

- Что услышали? Почувствовали?

4. Чтение детьми стихов о весне.

- Побывав в природе, вспомнились ли вам  строки стихотворений о весне?

(дети читают стихи о весне)

- Действительно, замечательные слова.

5. Работа над стихотворением  А.Н. Плещеева «Весна»

- Многие поэты, писатели, композиторы, художники  посвятили свои великие творения описанию этого удивительного времени года.

Наверное не случайно поэт Алексей Николаевич Плещеев сказал:

                                                «Все лица весело глядят,

                                                «Весна»- читаешь в каждом взоре,

                                                И тот, как празднику ей рад,

                                                Чья жизнь, лишь тяжкий труд и горе».

- Много стихов поэт посвятил природе. В них он стремится помочь нам почувствовать красоту природы, вызвать в нас чувство восхищения ею.

- Откройте  учебники на с.228, приготовьтесь послушать одно из его стихотворений, которое называется «Весна». Постарайтесь мысленно представить картину, которую автор изобразил в нем.

А) Чтение учителем.

Б) Проверка восприятия стихотворения:

- Красивое стихотворение?

- Какому времени года посвящено стихотворение? (весне)

- Какими словами рисует поэт приход весны? (тает снег, ручьи бегут, солнце светит ярче и теплее)

- Понравилось стихотворение? Какое настроение оно вызывает? (радостное, веселое, восторженное, приподнятое, весеннее)

- Почему автор назвал его «Весна»? (говорится о приметах весны)

 

 

В) Чтение стихотворения детьми «про себя»

- Прочитайте стихотворение «про себя» и отметьте слова, которые не совсем понятны.

г) Словарная работа:      - Какие слова были не понятны?   (вывешиваю на доску)

                    Небесная лазурь – синий цвет чистого неба

                    Миновать – уйти, закончиться

                   Счастье – все складывается удачно, на душе радостно, спокойно.

                   Забота – тревога, беспокойство.

- Поставим перед собой задачу: проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения  «открылись» нам и мы бы более глубоко могли понять мысли и чувства поэта. Для этого выясним значение слов и выражений.

- Кто может объяснить смысл этих слов?

- Можно нарисовать какую-то картину?

Д) Словесное иллюстрирование

- Попробуйте описать картины, которые возникли в вашем воображении.

- Поэт из многих тысяч слов подобрал те, что ярче всего показали приход весны и ваше воображение сразу нарисовало картину, написанную поэтом.

Е)  Анализ стихотворения – исследовательская работа.

-Найдите в маршрутных листах задание 2. Прочитайте его.

1, 2 группы – найти слова, которые помогут увидеть краски весны.

                              Тает снег (серый)

                               Лес оденется листвою  (зеленый)

                               Чиста небесная лазурь  (голубой)

                               Ярче солнце стало  (желтый, оранжевый)

3, 4 группы – найти слова, которые помогут  услышать звуки вены.

                                Бегут ручьи  (звон, журчание ручья)

                                Засвищут соловьи  (свист соловья)

                                Сердце сильно так стучит  (стук сердца)             

- Докажите строчками из стихотворения.

- В какой период весны поэт писал стихотворение? (в начале весны, т.к. говорится о первых признаках весны)

- Посмотрите на картины. Какая из них подходит к стихотворению?

-  Какие здесь краски? (яркие)

- Для чего выполняли эту работу? ( Чтобы лучше почувствовать текст и прочитать его выразительно)

Ж) Подготовка к выразительному чтению.

- Подумайте, как надо читать стихотворение? (радостно, восторженно)

- Какую задачу поставим перед собой? (показать своим чтением красоту весенней природы, передать радостное настроение)

- Расставьте паузы, поставьте логические ударения.

- Где будем делать паузы- остановки? (в конце каждой строчки и там, где стоят знаки препинания).

- Какие слова будем выделять голосом? (глаголы – слова движения)

Потренируйтесь в выразительном чтении в группах, выберите лучшего чтеца.

З) Выразительное чтение стихотворения (по группам)

- Найдите  3 задание на маршрутных листах. Прочитайте его.

 

 

 

 - Думаю, теперь вы это сможете сделать.

- Представьте, что мы у раскрытого окна любуемся весенней природой, в окно повеяло весною. Прочитайте от лица человека, который восхищен красотой, свежестью весны, чтобы слушатели почувствовали приход весны.

6. Физминутка .             «Спал цветок  и вдруг проснулся

                                                Больше спать не захотел

                                                Шевельнулся, потянулся

                                                Взвился вверх и полетел.

                                                Солнце утром лишь проснется

                                                Бабочка кружит и вьётся»

7. Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды»

- Сейчас прочитаем еще одно стихотворение, автором которого является Ф. И. Тютчев. Основными темами его стихов была природа в разные времена года. Стихи Тютчева музыкальны и живописны. Многие поэты называли его стихи «картинками природы».

А) Чтение стихотворения учителем.

Б) Проверка восприятия?

- Понравилось стихотворение? – Чем-то похоже оно на предыдущее? (да – темой)

- О каком периоде весны говорится в нем? (середина весны)

- Рада природа весне?

В) Чтение стихотворения  по четверостишиям. Анализ.

 -  Прочитаем 1 четверостишие хором.

- Что описывает поэт в этих строчках? (еще белеет снег)

- Что значит: «воды уж весной шумят»? (от таяния снега зашумели ручьи)

- Какие действия совершают воды? (бегут, будят, блещут, гласят)

- Как понимаете слово «брег»? (берег)

- Какой эпитет  к слову «берег» помогает представить, что он еще не пробудился? (сонный)

- Что значит «гласят»? (говорят, кричат)

- Прочитайте 2 четверостишие самостоятельно.

- О чем «гласят» воды? (Весна идет!)

- Как думаете, с кем автор мог сравнить весну? (С девушкой- красавицей, которая тоже пробуждается от зимнего сна).

- Какие средства художественной выразительности использует автор? (олицетворение)

- Найдите слова, которые изображают весну как живое существо.(идет, выслала вперед)

Эти действия может совершать человек.  Поэт сумел подобрать такие слова, что показал весну как живое существо, изобразил её величавой. Тютчев – мастер поэтического слова!

- Как называет весенние воды? (гонцы весны)

- Прочитайте 3 четверостишие. (один ученик)

- Как поэт говорит о майских днях? Какие они? (тихие, теплые)

-Если в стихотворении Плещеева говорилось о первых признаках весны, то здесь описан следующий шаг весны: от апрельского бурного таяния снегов к майским тихим теплым дням. Мир природы Тютчева полон звуков, шума, голосов, и в этом его прелесть.

- Какое настроение передает нам поэт? (бурная радость сменяется тихой, светлой радостью)

- Какая из картин созвучна стихотворению?

Г) Выразительное чтение стихотворения.

 

 

- Прочитайте стихотворение, передавая  его настроение.

IV. Первичная проверка понимания изученного.

Следующее задание  потребует от вас самостоятельности суждений. В каждой группе задание свое. Найдите в маршрутных листах задание 4 . Прочитайте его.

(отвечают на задание вопроса)

   Работа с картинами художников.

- О весне можно рассказать не только музыкой, словами, но и …..(красками)

Художники заменили слова красками, только надо уметь понимать этот особый язык.

 Весна волновала сердца настоящих художников. Да весна и сама художник!

Перед вами картины великих  художников И.И. Левитана, К.Ф. Юона,  А.К.Саврасова,

Н.И. Остроухова.

- На картине Юона еще кругом лежит снег, но солнце светит по-весеннему ярко.

- Высокое, голубое небо, первые проталины мы видим на картине Левитана  («Март»).

Художнику посчастливилось запечатлеть неуловимое - подстеречь самые первые мгновения прихода весны.

- На этой картине Левитана вода вышла из берегов и затопила окрестности

(«Весна. Большая вода»),

- Первые вестники грачи вьют гнезда на высоких березах на картине Саврасова.

- Художник Остроухов в нежную зелень наряжает лес, готовит его к встрече с летом. Картина так и называется «Первая зелень».

- Какие краски преобладают на  картинах? (яркие)

– Почему? (художник хочет показать тепло солнечных дней и ясное голубое небо)

- Содержание какой картины соответствует сегодняшнему дню?

V. Этап закрепления новых знаний.

   Обобщение.

- Вернемся к эпиграфу урока. Прочитайте слова Пушкина.

- Как называет Пушкин весну? (утро года)

- Если весна – утро года, то как вы думаете, чем будет лето? (жарким днем).

- А осень? (вечером года)

- Зима? (ночью, природа замирает, спит)

- Подумайте, что общего между картинами художников и словами Пушкина?

(Весна –это утро года, когда все в природе начинает просыпаться, улыбаться, радоваться. Природа с радостью встречает весну, и мы эту радость чувствуем, когда смотрим на картину)

 Творческая работа. (музыкальное сопровождение)

- А сейчас самое сложное задание.

- Пришло время вам сказать своё слово о весне.

- Найдите последнее задание с мишенью «яблочко». Прочитайте его. Вспомните все, о чем говорилось сегодня на уроке  и выполните задание.

(звучит тихая музыка, дети пишут стихи, затем каждая группа читает лучшее стихотворение)

- Поаплодируйте друг другу.

VI. Рефлексия.

а) Итог урока:  - О каком времени года мы говорили на уроке? Я рада, что вы тоже показали свое отношение к этому времени года. Мы увидели насколько трудна работа поэта, художника, музыканта.

 

 

 

- К чему призывают нас эти произведения? (любить родную землю)

Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту природы.

б)  Рефлексия «Моё настроение».

- Предлагаю вам выбрать из всех цветов тот, который больше подходит к вашему настроению.

- Покажите мне своё весеннее настроение. (дети поднимают цветы)

- О чем вы думали, выбирая голубой цвет? Зелёный ? и т.д.

- Посмотрите, насколько разнообразна цветовая гамма весны, каким красивым и весёлым стал наш класс! Поэтому весна и волновала сердца великих художников, поэтов и музыкантов.

VII.   Д / задание. – Перечитать стихи,  выучить одно из стихотворений наизусть, нарисовать иллюстрацию к нему.

VIII.  Оценки. -  Спикеры оцените  работу в группах. Кто как поработал?

- Кто работал отлично? Хорошо? Удовлетворительно? (комментируют)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мастер-класс по литературному чтению на тему "Стихи великих русских поэтов о весне""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок относится к разделу «Весна – утро нового года».  
Тип урока:  Урок изучения нового материала.
Вид урока:  смешанный.
Технология: Развивающего обучения и критического мышления.
Цель урока: Донести до сознания детей весеннее пробуждение природы через поэзию, музыку, живопись.
Задачи: Образовательные: Показать изображение весны в произведениях русских поэтов; учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова; формировать навыки выразительного чтения.
Развивающие: Работать над развитием речи учащихся, внимания, образного мышления; способствовать развитию творческих способностей, навыков критического мышления.                             Воспитательные: Воспитывать любовь к искусству, поэзии, природе.                     

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 021 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 911
    • DOCX 1.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гайдамака Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гайдамака Ольга Николаевна
    Гайдамака Ольга Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5975
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 174 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 109 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 52 человека