Главная / Русский язык и литература / Мастер-класс по литературе "Психологический портрет на уроках литературы и в жизни"

Мастер-класс по литературе "Психологический портрет на уроках литературы и в жизни"

Название документа Документ Microsoft Office Word.docx

Лермонтов представляет нам портрет молодого офицера. Портрет полон загадок, противоречий, странностей.

Печорину в романе уделено главное внимание. Лермонтов вначале дает возможность узнать мнение других людей о Печорине, а потом уже то, что думает о себе этот молодой дворянин сам.

Обреченность развилась в Печорине еще в период жизни в столице. Следствием полного разочарования во всем была "нервическая слабость". Бесстрашный Печорин пугался стука ставен, хотя один охотился на кабана, панически боялся простуды. Эта противоречивость характеризует "болезнь" целого поколения. В Печорине как бы живут два человека, борются рассудочность и чувство, ум и сердце. Герой утверждает: "Я давно уж живу не сердцем, а головою". Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия".

Григорий Печорин живет без цели, без надежды, без любви. Все ему надоело, мир стал скучным, он презирает даже самого себя: "Авось, где-нибудь умру на дороге. Что ж, умереть так умереть. Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уже скучно

С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, который живет "из любопытства", с другой — в нем огромная жажда жизни, деятельности. В нем борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце. Печорин говорит: "Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия".

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, "есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит он далее, — подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?"

Во внешних противоречиях второй рассказчик, более наблюдательный, чем Максим Максимыч, видит отражение противоречий внутреннего склада характера: «стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными», «пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно-чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека». «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера». «Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость». «С первого взгляда на лицо его я не дал бы ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30... Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови его были черные, -признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади». «В его улыбке было что-то детское..., но глаза не смеялись, когда он смеялся». Эти описания позволяют отчасти проникнуть во внутренний мир Печорина. Рассказчик особое внимание уделяет глазам: «Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском..., то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный, взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый».

Нарушив хронологию событий, применив удачные композиционные средства, Лермонтов показал характер Печорина последовательно, воссоздал его душу, что было бы невозможно, если бы события излагались в историческом развитии, и именно такой подход позволил автору метко достичь своей цели – показать читателям образ современного Лермонтову человека, «героя его времени».





Название документа История лица.docx



История лица.

С древнейших времен люди стремились по внешним признакам судить о внутреннем состоянии человека. Любой уважающий себя жрец, шаман или лекарь в совершенстве владел наукой «чтения» лица, определяя по нему не только болезни, но и характер и будущее человека. 5000 лет назад греческий мыслитель Гермес Трисмегист высказал гениальную мысль: «Что внутри, то и снаружи». Наши великие предки были уверены, что тело не лжет, оно как зеркало отражает фактическое положение вещей.

Современные ученые согласны со своими предшественниками в том, что наружные покровы человека представляют собой гигантскую сигнальную систему, состоящую из множества информационных знаков, позволяющих судить если не о характере человека в целом, то уж точно о наличии у него тех или иных болезней.

Итак, физиогномика – это учение о внешних проявлениях и признаках наблюдаемых явлений в организме человека, в его физическом облике. Традиционно считается, что основателем этой науки является выдающийся ученый и философ Аристотель. Он полагал, что по общему выражению и некоторым чертам лица можно распознать сущность индивидуума, оценить уровень его интеллекта и одаренности. Однако, по данным некоторых историков, задолго до Аристотеля физиогномикой занимался Пифагор, и именно он является основоположником этой науки.

Современная психология невербального общения продвинулась во многом вперед, и в нее вошли такие составляющие как: микровыражения, жесты (язык жестов), движения глаз, положения тела, тембр и высота голоса.

Зная основные столпы невербального общения (языка жестов) можно с лёгкостью распознать истинные чувства, мысли и эмоции собеседника. Большой вклад в область определении лжи внес известный миру психолог Пол Экман, прототип героя сериала "Теория Лжи" или, как его еще называют, "Обмани меня". Кроме него в эту область науки внес свою лепту и Аллан Пиз. Его книга "Язык жестов».

Определяем характер человека по чертам лица.

Считается, что лицо человека отражает три мира. Лоб относятся к миру божественному. Мир физический представляют нос и глаза, а мир материальный – рот, челюсти и подбородок. Можно определить характер человека по чертам лица, ведь психология человека внутри, а черты лица и поведение снаружи.

Социальная черта лица – лоб.

В психологии принято считать, что нижняя часть лба представляет человеческое «я», а верхняя – общество. Если он гармоничен, то человек успешно находит свое место среди людей.

1. Лоб низкий с зигзагообразной границей волос – натура энергичная, жестокая.

2. Широкий и выпуклый в углах лоб – богатое воображение, разум.

3. По форме напоминает полумесяц – недалекая, консервативная натура.

4. Узкий, низкий, подавшийся назад – натура мелочная и хитрая, лживая, эгоистичная.

5Слишком выпуклый лоб – приземленная, недалекая натура.

6. Прямой лоб характеризует человека доброго, великодушного.

7. Середина лба, нос, подбородок представляют главные черты своего мира. При этом нос, глаза и уши находятся на службе у разума.

Страж черты лица – брови.

Брови – это застава между страной мозга и страной чувств. Прямые горизонтальные свидетельствуют о мужестве и мудрости. Однако такие черты требуют еще известной независимости и критичности в суждениях, что выражается в четкой форме края бровей со стороны висков.

Энергетическая черта лица – нос.

Нос. По нему судят об энергии человека и о том, куда он ее направляет. Дело не в размерах. Нос может быть большим, а человек – безынициативным. И наоборот, маленький нос с крепким и широким основанием говорит о внутренней силе, упорстве.

1. Большой, прямой нос – гордость, спокойствие, энергия, творчество.

2. Орлиный – честолюбие, властность.

3. Ястребиный, заостренный на конце – выносливость.

4. Продолжение лба – тщеславие.

5. Длинный – эгоизм, бесчестность.

6. Наклонен ко рту – чувственность, вспыльчивость.

7. Углубленный при основании, на конце тонкий и вздернутый, как у старухи Шапокляк, упрямство, зависть, любопытство, лицемерие.

8. Курносый – беспечность, легкомыслие, своенравие.

9. Толстый и мясистый нос указывает на любителя застолья, а при излишнем пристрастии к алкоголю выдает это качество еще и багровым цветом.

Красивая черта лица – глаза.

Самая красивая черта человеческого лица. Глаза отражают духовную сторону человека, недаром говорят, что это зеркало души. Физиономисты отдают предпочтение живым и прозрачным глазам, полагая, что черные и блестящие характеризуют коварных и корыстолюбивых.

1. Идеальной формой глаза считается античная – овальная, отражающая гармонию духа. Глубоко посаженные глаза обычно принадлежат нескорым в проявлении своей внутренней сущности, но глубоким натурам.

2. Близко расположенные друг к другу глаза означают, что у их хозяина размыта граница между добром и злом, в отличие от человека с широко посаженными глазами, для которого такой проблемы не существует. Но это говорит не о том, что последние сплошь и рядом служат добру, а лишь о том, что они хорошо знают, чему служат.

3. Глаза крупные, круглые, несколько выпуклые (о таких говорят «вытаращенные»), ресницы короткие, бровь высоко над глазом, волоски топорщатся. Раздражительный, вспыльчивый человек, но в минуты хорошего настроения весел и сентиментален.

4. Веки часто суживаются, что производит впечатление близорукости. Зрачок с острым взглядом, ресницы короткие, густые. Бровь приподнята к виску. Натура наблюдательная, неглупая, хитрая, с большой выдержкой и неограниченным эгоизмом.

5. Глаза узкие, верхнее веко полуопущено, бровь – правильной дугой, ресницы редкие. Это характеризует человека бесстрастного, но проницательного, неподкупного и справедливого до жестокости.

6. Сонные глаза как бы в опухших веках, густые и длинные брови – натура мягкая, довольно пассивная и ленивая.

7. Глаз широко открыт, бровь с изломом посередине, ресницы загнуты кверху – натура энергичная, самостоятельная, властная и правдивая до резкости.

8. Маленькие, накрытые тяжелыми веками глаза – натура мелочно-хитрая и практичная, доброта скорее расчетливая, чем искренняя.

Уши и щеки.

Щеки худощавые и впалые – признак душевной скудости. Однако в мясистых тоже мало хорошего, они выдают чрезмерную чувственность.

По форме ухо напоминает эмбрион человека. В древности отвисшую мочку рассматривали как показатель свободы человеческого духа. Чем сильнее она прилегает к телу, тем более он скован и зависим. Считается, что те, у кого мочки отсутствуют, завистливы и мстительны.

Верхняя часть уха показывает способность к адаптации и восприятию. Если она сильно прилегает к голове, то такой человек обычно тугодум, ему нелегко усвоить новое, но зато уж если что выучит, то надолго. Отстающие верхушки ушей – показатель быстрой реакции, хорошего восприятия.

Большая ушная раковина свидетельствует о «магнетической силе» или, как теперь говорят, экстрасенсорных способностях. Но «хорошая» мочка на правом (у мужчин) ухе, которая свидетельствует о духовности, умственных способностях, на левом может обернуться эгоизмом и тщеславием.

1. Большие уши с хорошо выраженными раковинами указывают на одаренность их обладателя, в том числе и на хорошие музыкальные способности.

2. Заостренные кверху – умеренность, разум.

3. Маленькие характерны для людей чувственных, мясистые – для угрюмых и жестоких.

4. Оттопыренные, большие – хитрость, глупость.

5. Прижатые – осторожность, хладнокровие, лицемерие.

Рот и губы – чувственные черты лица.

«Смотри на лоб человека – узнаешь, кем он станет; рассматривай рот – поймешь, кем он стал»,- гласит китайская пословица.

1. Правильно округленные, пухлые губы – доброта, сердечность, открытость, веселость.

2. Тонкие – хитрость, эгоизм, сарказм, жестокость.

3. Толстые – чувственность, склонность к низменным инстинктам.

4. «Детские» – доверчивость, откровенность.

Подбородок – черта внутреннего стержня.

Подбородок – символ выдержки, выносливости. Ему покровительствует Сатурн, представляя как бы внутренний фундамент человека, его способность к самоутверждению, основательность. Такие качества, как стойкость, выживаемость в экстремальных ситуациях, определяются по подбородку.

1. Длинный и широкий подбородок означает хладнокровие, рассудительность, а выпуклый и круглый – практичность. Остроконечный – свойствен натурам хитрым, скрытым. То и другое, по мнению Лафатера, есть следствие слабости, потому что недоверие к другим происходит из-за неуверенности в себе. Если же такой подбородок выдается вперед, то человек будет медленно и упорно идти к цели.

2. Ямка на подбородке и его раздвоенность – показатель упрямства, самомнения, скрытности.

3. Мягкий мясистый, а то и двухэтажный подбородок выдает людей чувственных, а, напротив, костлявый и сухой к лицу людям, иссушенным страстями честолюбия или жадности.

Подбородок считается гармоничным, если в профиль он находится на уровне нижней губы. У хорошего человека подбородок круглый, в меру выпуклый и выдает практичность, находящуюся под контролем разума.

4. Выдающийся вперед подбородок – энергия, сила воли, самостоятельность, благородство, но и упрямство, жестокость.

5. Срезанный подбородок – мягкая, нерешительная натура.

6. Мясистый – ум, чувственность, эгоизм.

7. Длинный и острый – проницательный ум, сарказм.

Название документа Роман Лермонтова Герой нашего времени.ppt

Психологический портрет в литературном произведении и в жизни. Человек есть т...
Портрет - описание внешности персонажа в литературном произведении.   Главная...
Личность – « лицо», « личина» В древнегреческом, а затем и в древнеримском те...
психологический портрет описание внешности характер темперамент интеллект чув...
Роман «Герой нашего времени» - психологический портрет героя Все, что Лермонт...
Роман «Герой нашего времени» - психологический портрет героя Роман – исследо...
Странности и противоречия. Тело стройное, крепкое – нервическая слабость. Чис...
психологический портрет Более 23 лет, светлый цвет волос, усы и брови черные,...
Даймонд. Даймонд (франц.) состоит из 7 строк. Этот прием называют зеркальной ...
Большой вклад в область определения лжи внес известный миру психолог Пол Экм...
Аллан Пиз.
Подобное привлекает подобное. Будь самим собой- спокойным, ясным, ярким. Спра...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Психологический портрет в литературном произведении и в жизни. Человек есть тайн
Описание слайда:

Психологический портрет в литературном произведении и в жизни. Человек есть тайна. Её надо разгадать и ежели её будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М. Достоевский.

№ слайда 2 Портрет - описание внешности персонажа в литературном произведении.   Главная це
Описание слайда:

Портрет - описание внешности персонажа в литературном произведении.   Главная цель — представить человека. Психологический портрет указывает на состояние души героя, акцентирует внимание читателя на тех деталях внешнего облика человека, которые несут информацию о мыслях, чувствах, переживаниях и настроениях. Главная цель – через внешность героя раскрыть его внутренний мир, определить характер, выразить собственное отношение к герою.  

№ слайда 3 Личность – « лицо», « личина» В древнегреческом, а затем и в древнеримском театр
Описание слайда:

Личность – « лицо», « личина» В древнегреческом, а затем и в древнеримском театрах актер выходил на сцену в маске, (так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра) наносились черты того или иного характера – комика или злодея. Раскраска маски указывала на нравственные и психологические качества человека. Именно они составляют основу человеческой личности.

№ слайда 4 психологический портрет описание внешности характер темперамент интеллект чувств
Описание слайда:

психологический портрет описание внешности характер темперамент интеллект чувства способности

№ слайда 5 Роман «Герой нашего времени» - психологический портрет героя Все, что Лермонтов
Описание слайда:

Роман «Герой нашего времени» - психологический портрет героя Все, что Лермонтов хотел прибавить к тому, что рассказал в «Герое нашего времени», высказано в портрете Печорина. А. М. Марченко «Столетия не сотрут». Иоганн Каспер Лафатер «Физиогномические фрагменты». Лицо человека, его облик рассматривал как анатомический атлас душевного устройства. Каждая черточка лица по данной теории соответствовала внутренней черте характера.

№ слайда 6 Роман «Герой нашего времени» - психологический портрет героя Роман – исследован
Описание слайда:

Роман «Герой нашего времени» - психологический портрет героя Роман – исследование внутреннего мира героя Печорин глазами Максима Максимыча Печорин глазами молодого офицера, автора Печорин сам О себе

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 Странности и противоречия. Тело стройное, крепкое – нервическая слабость. Чистое
Описание слайда:

Странности и противоречия. Тело стройное, крепкое – нервическая слабость. Чистое белье – пыльный сюртучок. Глаза не смеялись, когда он смеялся. Светлые волосы – черные усы. Возраст юноши – детское в улыбке. Обилие неопределенных слов-местоимений: что-то, какой-то… Социальное в портрете. Маленькая аристократическая ручка. Породистость. Чистое белье. Романтические черты. Волосы, вьющиеся от природы. Бледные пальцы. Бледный, благородный лоб. Романтическое одиночество сильной, мятежной личности. Авторское отношение к герою. Ироническое: он сидит, как Бальзакова кокетка 30лет. Чистое белье – признак порядочного человека.

№ слайда 9 психологический портрет Более 23 лет, светлый цвет волос, усы и брови черные, -
Описание слайда:

психологический портрет Более 23 лет, светлый цвет волос, усы и брови черные, - признак породы в человеке; «в его улыбке было что-то детское..., но глаза не смеялись, когда он смеялся»;« из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском..., то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный, взгляд его непродолжительный, но проницательный и тяжелый». Характер сложный, противоречивый, странный. Темперамент – холерик Интеллект высокий Чувства сильные, противоречивые Способности художественно – эстетические

№ слайда 10 Даймонд. Даймонд (франц.) состоит из 7 строк. Этот прием называют зеркальной пир
Описание слайда:

Даймонд. Даймонд (франц.) состоит из 7 строк. Этот прием называют зеркальной пирамидой. С английского языка переводится как«бриллиант». Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Третья строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке. Печорин Сложный, противоречивый Взвешивает, разбирает, подчиняет Печорин загадочный, Максим Максимыч близкий Живет, любит, верит Простой, понятный Максим Максимыч

№ слайда 11 Большой вклад в область определения лжи внес известный миру психолог Пол Экман,
Описание слайда:

Большой вклад в область определения лжи внес известный миру психолог Пол Экман, прототип героя сериала "Теория Лжи." ("Обмани меня".) Советую прочитать!

№ слайда 12 Аллан Пиз.
Описание слайда:

Аллан Пиз.

№ слайда 13 Подобное привлекает подобное. Будь самим собой- спокойным, ясным, ярким. Спрашив
Описание слайда:

Подобное привлекает подобное. Будь самим собой- спокойным, ясным, ярким. Спрашивай себя каждую минуту, то ли это, что ты действительно хочешь делать, и делай это, только когда услышишь ответ «да». Это отвадит от тебя тех, с которыми ты ничего о себе не узнаешь, и привлечёт других, у которых тебе стоит поучиться.

Название документа занятие.docx

Тема: Психологический портрет в художественной литературе и в жизни.

Цели:

  • создать атмосферу заинтересованности каждого учащегося при организации исследовательской деятельности с помощью творческого общения с литературой,

  • раскрыть роль портретного описания в идейно-композиционном замысле литературного произведения, как средства выражения авторской позиции;

  • показать возможности описания внешности героя для передачи внутреннего мира (движения души, восприятие жизни, отношение к окружающим);

  • развивать наблюдательность, способность давать оценку.

1. Сообщение темы и цели занятия.

В новом образовательном стандарте по литературе значительно усилена духовно-нравственная функция и определены цели изучения литературы: воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культур

Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка.

Сегодня мы будем говорить о роли психологического портрета в литературе и в жизни.

Ф.М. Достоевский, первый психолог мировой литературы, писал:

«Человек есть тайна. Её надо разгадать и ежели её будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».


2. Формирование мотивации и познавательной потребности.

Что такое портрет?(Фр. portrait)

( Описание внешности персонажа в литературном произведении.)

Какова роль портрета, его назначение?

(Главная цель — представить человека.)

Что такое психологизм?

(Психологизм - это углублённое изображение психических, душевных переживаний)

Что значит психологический портрет?

(Психологический портрет связывает внешность героя с особенностями его внутреннего мира. Портретное описание указывает на состояние души героя, акцентирует внимание читателя на тех деталях внешнего облика человека, которые несут информацию о мыслях, чувствах, переживаниях и настроениях.)

Каковы задачи создания психологического портрета?

(Через внешность героя автор стремиться раскрыть его внутренний мир, помогает определить его характер, выражает собственное отношение к герою.)

Изучать характер литературного героя, анализировать прочитанное. Для чего это нужно? (Познать и понять себя)

Себя познать непросто. Знание характеров литературных героев поможет вам строить отношение с другими людьми, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими.

Можно ли увидеть внутренние качества человека?

Правильно, нет. Но они проявляются в его поведении, в отношении к окружающим. В русском языке много слов, обозначающих различные внутренние качества человека. Например: работоспособный, трудолюбивый, ленивый, веселый.


Слово личность происходит от слов “лицо”, “личина”. В древнегреческом, а затем и в древнеримском театрах актер выходил на сцену в маске, (так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра) наносились черты того или иного характера – комика или злодея. Раскраска маски указывала на нравственные и психологические качества человека. Именно они составляют основу человеческой личности.

Психологический портрет личности включает следующие основные свойства:

темперамент, характер, способности, интеллект, чувства.


3. Демонстрация приемов эффективной работы учащихся.

Внешность человека — зеркало его души. Даже в замкнутом, скрытном человеке внимательный наблюдатель может различить тайное, за внешностью - «маской» рассмотреть истинное «лицо». Классический пример такого портрета — психологический портрет Печорина в повести «Максим Максимыч» («Герой нашего времени»).


М. Ю. Лермонтов знает, что “исправителем людских пороков” невозможно стать путём нравоучений, впрямую изрекая истины. Его герой ведёт дневник, в котором анализирует каждое своё слово, каждый свой поступок. Он учит начинать с себя.

Об этом же пишет поэт 20 века Б. Окуджава.

Осудите сначала себя самого,

Научитесь искусству такому,

А уж после судите врага своего

И соседа по шару земному.

Научитесь сначала себе самому

Не прощать ни единой промашки,

А уж после кричите врагу своему,

Что он враг и грехи его тяжки.

Не в другом, а в себе побеждайте врага,

А когда преуспеете в этом,

Не придётся уж больше валять дурака,

Вот и станете вы человеком.


«Все, что Лермонтов хотел прибавить к тому,

что рассказал в «Герое нашего времени»,

высказано в портрете Печорина».

А. М. Марченко «Столетия не сотрут».

В 19 веке особой популярностью среди современников Лермонтова пользовался трактат швейцарского писателя Иоганна Каспера Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором лицо человека, его облик рассматривался как анатомический атлас душевного устройства. Каждая черточка лица по данной теории соответствовала внутренней черте характера. Марченко пишет, что, создавая портрет Печорина, Лермонтов опирался на этот трактат.

В произведениях Лермонтова имя Лафатера упоминается очень часто.


Печорин – сложная противоречивая личность. “Во мне живёт два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его” - так сам герой говорит о себе. Я бы добавила – судит себя строго. А многие ли из нас так строги к себе?

Для Лермонтова важно уже в портрете героя отметить особенности характера. Портрет героя – ключ к пониманию характера, его внутреннего мира.

Групповая работа учащихся.

Странности и противоречия

Социальное в портрете

Романтические черты

Авторское отношение к герою

Тело стройное, крепкое – нервическая слабость.

Чистое белье – пыльный сюртучок.

Глаза не смеялись, когда он смеялся.

Светлые волосы – черные усы.

Возраст юноши – детское в улыбке.

Обилие неопределен-ных слов-местоиме-ний: что-то, какой-то…

Маленькая аристокра-тическая ручка.

Породистость.

Чистое белье.


Волосы, вьющиеся от природы.

Бледные пальцы.

Бледный, благородный лоб.

Вывод: романтическое одиночество сильной, мятежной личности.

Ироническое: он си-дит, как Бальзакова кокетка 30лет.

Чистое белье – признак порядочного человека..

Как понять эпитет детская улыбка?

(Может, этим эпитетом автор определяет отношение Печорина к другим людям? Интерес, желание обладать – поиграл и бросил?)


Каков же психологический портрет Печорина?

описание внешности: более 23 лет, светлый цвет его волос, усы и брови его были черные, - признак породы в человеке; «в его улыбке было что-то детское..., но глаза не смеялись, когда он смеялся»; « из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском..., то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный, взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый».

темперамент - холерик

способности – художественно – эстетические

интеллект - высокий

чувства – сильные, противоречивые

характер – сложный, противоречивый, странный.


Вывод.

Лермонтов представляет нам портрет молодого офицера. Портрет полон загадок, противоречий, странностей.

Печорину в романе уделено главное внимание. Лермонтов вначале дает возможность узнать мнение других людей о Печорине, а потом уже то, что думает о себе этот молодой дворянин сам.

Обреченность развилась в Печорине еще в период жизни в столице. Следствием полного разочарования во всем была "нервическая слабость". Бесстрашный Печорин пугался стука ставен, хотя один охотился на кабана, панически боялся простуды. Эта противоречивость характеризует "болезнь" целого поколения. В Печорине как бы живут два человека, борются рассудочность и чувство, ум и сердце. Герой утверждает: "Я давно уж живу не сердцем, а головою". Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия".

Григорий Печорин живет без цели, без надежды, без любви. Все ему надоело, мир стал скучным, он презирает даже самого себя: "Авось, где-нибудь умру на дороге. Что ж, умереть так умереть. Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уже скучно

С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, который живет "из любопытства", с другой — в нем огромная жажда жизни, деятельности. В нем борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце. Печорин говорит: "Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия".

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, "есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит он далее, — подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?"

Во внешних противоречиях второй рассказчик, более наблюдательный, чем Максим Максимыч, видит отражение противоречий внутреннего склада характера: «стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными», «пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно-чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека». «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера». «Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость». «С первого взгляда на лицо его я не дал бы ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30... Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови его были черные, -признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади». «В его улыбке было что-то детское..., но глаза не смеялись, когда он смеялся». Эти описания позволяют отчасти проникнуть во внутренний мир Печорина. Рассказчик особое внимание уделяет глазам: «Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском..., то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный, взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый».

Нарушив хронологию событий, применив удачные композиционные средства, Лермонтов показал характер Печорина последовательно, воссоздал его душу, что было бы невозможно, если бы события излагались в историческом развитии, и именно такой подход позволил автору метко достичь своей цели – показать читателям образ современного Лермонтову человека, «героя его времени».


4. Даймонд.

Даймонд пришел из Франции, состоит из 7 строк. Этот прием называют зеркальной пирамидой. С английского языка даймонд переводится как «бриллиант».

Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.

Третья строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.

Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.

Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.


Печорин

Сложный, противоречивый

Взвешивает, разбирает, подчиняет

Печорин загадочный, Максим Максимыч близкий

Живет, любит, верит

Простой, понятный

Максим Максимыч


5. Психологическое упражнение “Портрет друга”.

Составьте психологический портрет по схеме: описание внешности, темперамент, способности, интеллект, чувства, характер.


6. Заключение.

Мы уже сегодня говорили, что познать себя непросто. Изучая характеры литературных героев, мы научимся строить отношения с другими людьми.

Физиогномика – это учение о внешних проявлениях и признаках наблюдаемых явлений в организме человека, в его физическом облике. Традиционно считается, что основателем этой науки является выдающийся ученый и философ Аристотель. Он полагал, что по общему выражению и некоторым чертам лица можно распознать сущность индивидуума, оценить уровень его интеллекта и одаренности. Однако, по данным некоторых историков, задолго до Аристотеля физиогномикой занимался Пифагор, и именно он является основоположником этой науки.

Современная психология продвинулась во многом вперед, и в нее вошли такие составляющие, как: микровыражения, жесты (язык жестов), движения глаз, положения тела, тембр и высота голоса.

Зная основные столпы невербального общения (языка жестов) можно с лёгкостью распознать истинные чувства, мысли и эмоции собеседника.

Большой вклад в область определения лжи внес известный миру психолог Пол Экман, прототип героя сериала "Теория Лжи" или, как его еще называют, "Обмани меня". Кроме него в эту область науки внес свою лепту и Алан Пиз. Его книга "Язык жестов».


Не всегда мнение большинства является единственным верным. Более того, в так называемой стае (человеческом обществе ) живут чайки (люди), которым надоело подчиняться. Им нужен толчок, раскрывающий их личность. Таким толчком может послужить прочтение «Чайки по имени Джонатан Ливингстон». Книга способствуют к обретению жизненной силы, к выходу наружу своего собственного «я», которое, возможно, было спрятано глубоко внутри. Сегодня произведения Ричарда Баха часто используются в психологических тренингах по развитию креативности и свободы мышления. Они помогают хоть на время отойти от вечной борьбы  с обществом и быть довольным собой не зависимо от того, что Вам скажут. И если вы еще не прочитали эту книгу, то обязательно прочтите. Вам захочется летать.


Мастер-класс по литературе "Психологический портрет на уроках литературы и в жизни"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Психологический портрет в художественной литературе и в жизни.

Цели:

·         создать атмосферу заинтересованности каждого учащегося  при   организации исследовательской деятельности с помощью творческого общения с литературой,

·          раскрыть роль портретного описания в идейно-композиционном замысле литературного произведения, как средства выражения авторской позиции;

·         показать возможности описания внешности героя для передачи внутреннего мира   (движения души, восприятие жизни, отношение к окружающим);

развивать  наблюдательность, способность давать оценку.                                     

Внешность человека — зеркало его души. Даже в замкнутом, скрытном человеке внимательный наблюдатель может различить тайное, за внешностью - «маской» рассмотреть истинное «лицо». Классический пример такого портрета — психологический портрет Печорина в повести «Максим Максимыч» («Герой нашего времени»).

 Изучая характеры литературных героев, мы научимся строить отношения с другими людьми.

 

Автор Каштанкина Светлана Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 982
Номер материала 15875
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓