Главная / Биология / Мастер-класс по генетике "Решение генетических задач"

Мастер-класс по генетике "Решение генетических задач"


МОУ Радищевская средняя общеобразовательная школа №2

Методическая разработка мастер – класса по теме Генетика.

учителя биологии высшей квалификационной категории

МОУ Радищевская СОШ №2

Фатьяновой Евгении Петровны


Тема урока: Решение генетических задач.

Цель урока: Изучение закономерностей наследования групп крови человека.

Задачи урока:

Образовательная: Формирование знаний о закономерностях наследования групп крови.

Развивающая: Развитие умений по решению биологических задач прикладного характера ( практико- ориентированная социализация).

Воспитательная: Формирование позитивного отношения друг к другу.


Оборудование: Мультимедиопроектор, экран, динамическая таблица «Наследование групп крови», презентация, карточки с заданиями.


Структура урока.

  1. Приветствие.

  2. Мотивационный этап.

  3. Основной момент.

Объяснение учителя ( алгоритм решения генетических задач с помощью динамической таблицы)

Самостоятельная работа по карточкам.

  1. Рефлексия.


Методы обучения: Словесный, наглядный.

Формы работы: Индивидуальная. Коллективная.



Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер-класса.

Протягивая Вам свои ладони, я приглашаю Вас к совместной работе, если Вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет- держите закрытыми.

Спасибо за поддержку! Итак, начинаем.

У каждого из нас есть свои родители. Это самые близкие и родные люди. Но родство определяется не только цветом глаз, волос, формой губ или ушей т.е. внешними признаками, но и внутренними, за которые в организме отвечают участки молекул ДНК и называются генами.

Посмотрите пожалуйста на экран и скажите как это называется на языке биологии.

Совокупность всех признаков организма называется - Фенотип. 1 слайд

Совокупность всех генов организма называется--- Генотип.


Забыв об этом, в одной из семей после рождения ребенка возникла серьезная проблема. Родители не могут понять, почему группа крови ребенка не совпадает с их группами, зная при этом, что группы крови передаются по наследству и не меняются в течение всей жизни.



Давайте разберемся в этом вопросе.

Учитель: Возьмите карточку №1

Прочтите информацию и попробуйте разобраться в данном материале. 2 слайд.


Известно, что у людей бывает 4 группы крови. Они обозначаются римскими цифрами I, II, III, IY.

Группа крови человека- это наследственный признак, который зависит от действия 3-х аллельных ( парных генов) которые обозначаются символами---А, В, О. Они могут, комбинируясь по 2 давать 6 генотипов, которые читаются как –-АА, ВВ, ОО, АВ, АО, ВО.

Ген А определяет II группу крови и дает такие комбинации генов --АА, АО.

Ген В определят III группу крови и дает комбинации генов ----- ВВ, ВО.

Сочетание генов А и В определяет IY группу крови, комбинация генов---АВ.

Отсутствие гена О, определяет I группу крови, комбинация генов ----ОО.


Так у людей с I группой крови отсутствует ген—О, поэтому комбинация генов---ОО

у людей с II группой в крови присутствует ген –А комбинации генов—АА, АО

у людей с III группой в крови присутствует ген-В комбинация генов- ВВ, ВО

у людей с IY группой крови присутствуют оба гена- А, В и комбинация генов---АВ

.

Предположим у мамы 1 группа крови , а у папы 3 гр. крови.

Какие группы крови могут иметь дети данной пары?

Вы работаете на карточке №1

По условию задачи родители имеют I и III группы крови

Это и будет в данном случае фенотипом.

Далее находим их генотипы, т,е какие сочетания генов характерны для I и III групп крови ( см. карточку №1)

А затем мы определяем генотипы детей, путем попарного сочетания генов обоих родителей между собой.

Родители

Фенотип I Ш

Генотип ОО ВВ

Генотип детей----ВО,ВО,ВО.ВО. т.е 3 гр. крови. Слайд на проверку.


А есть ли другая комбинация генов у этих родителей?

Да есть. Давайте решим и эту задачу.

Фенотип I Ш

Генотип ОО ВО

Генотип детей----ВО ,ВО, ОО, ОО.

Что мы получили?

Появление какой группы крови стало возможным? -------I группы. Слайд на проверку.

Значит, дети данной пары родителей могут иметь I и III группу крови. Проблем нет. Слайд №3 ( Решение задачи.)




А теперь попробуйте себя в роли юных генетиков и решите задачу самостоятельно.

Возьмите карточку №2

У матери I группа крови, а у отца – IY группа крови. Какие группы крови возможны у их детей?

Фенотип I IY

Генотип ОО АВ

Генотип детей АО, ВО, АО,ВО- такой генотип определяет появление детей с II и III группой крови.- причем 50% на 50%


Слайд №;4 (Решение задачи)


Генетики продолжают работу. Я раздаю вам карточки под №3

Выполните это задание.

Предлагаю узнать какие группы крови будут у детей, если их родители имеют 2 и3 группы.

Возьмите карточки №3 по вариантам

а) Родители имеют II и III группы крови, генотип которых АА и ВВ.

б) родители имеют II и III группы, генотип которых АО и ВО

в) родители имеют II и III группы, генотип которых АО и ВВ,

г) родители имеют II и III группы, генотип которых АА и ВО.

Фенотип II III

Генотип АА ВВ АО ВО АО ВВ АА ВО

Генотип детей АВ- 4 гр АВ, АО,ВО, ОО-4,2,3,1 гр. АВ,АВ,ВО,ВО,-4,3 АВ,АО,АО,АВ

Какие группы крови имеют дети , если генотип а) б) в) г) 4 и 2 гр.

Какие группы крови появились?

Появились IY и I группы крови.

А теперь вернемся к проблеме в той семье.

И ответим на вопрос?

Всегда ли группы крови детей совпадают с группами крови их родителей?

От чего это зависит?

Нет. Не всегда. Это зависит от комбинации генов.

Так стоит паниковать по этому поводу?

Конечно же нет!

Я желаю, чтобы у Вас никогда не возникали подобные ситуации.

Я искренне благодарю Вас за нашу совместную работу и надеюсь, что Вы сможете разрешить подобного рода проблему.


Успехов Вам и творчества!

Мастер-класс по генетике "Решение генетических задач"
  • Биология
Описание:

Методическая разработка    мастер – класса   по теме Генетика.

учителя биологии высшей квалификационной категории

МОУ Радищевская СОШ №2

Фатьяновой Евгении Петровны

 

Тема урока:   Решение генетических задач.

Цель урока:   Изучение закономерностей наследования групп крови человека.

Задачи урока:

 Образовательная:  Формирование знаний о закономерностях наследования групп крови.

 Развивающая:  Развитие умений по решению биологических задач прикладного характера ( практико- ориентированная социализация).

 

 Воспитательная:  Формирование позитивного отношения друг к другу.

Автор Фатьянова Евгения Петровна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 822
Номер материала 10100
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓