Главная / Начальные классы / Мастер-класс на тему: «Развитие творческих способностей школьников».

Мастер-класс на тему: «Развитие творческих способностей школьников».

МАСТЕР-КЛАСС

по теме: «Развитие творческих способностей школьников».


Цель: знакомство с методикой работы по развитию творческих способностей школьников, включение слушателей в активную самостоятельную работу по разработке приемов данной методики.


Уважаемые коллеги! Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. К сожалению, данные диагностирования родителей и учителей показывают, что 80 % родителей и 40 % учителей отождествляют творческие способности с умственными способностями детей. Что же понимается под термином творческие способности детей? Проанализировав различные определения с точки зрения психологии, философии, педагогики выяснилось, что – под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Мы и наши ученики живем в 21 веке. Огромный поток информации обрушивается каждый день на нас. С ней предстоит познакомиться, обдумать ее, усвоить, а вот процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и творческой деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их реальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся актуален, так как последние исследования показывают, что у наших учеников значительно больше возможностей усваивать новые понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

Однажды маленький мальчик отправился в школу. Он был еще совсем маленький, а школа была очень большая. На уроке учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». Мальчик очень любил рисовать. Он умел рисовать львов и тигров, кур и коров, корабли и самолеты. Он взял карандаши и приступил к работе. Но учительница подошла и сказала: «Подожди, еще не время. Теперь мы будем рисовать цветы.»

«Здорово», - ответилребенок и нарисовал желтые, оранжевые, синие цветы.

Но учительница объявила: «Я покажу, как надо рисовать. Вот так.»

Мальчик посмотрел на цветок, свои цветы ему нравились больше, но он этого не сказал перевернул листок и нарисовал красный цветок на зеленом стебельке. В следующий раз учительница сказала: «Сегодня мы будем заниматься лепкой.»«Хорошо», - подумал мальчик, он любил лепить. Но учительница предупредила: «Подожди, я покажу как надо.» И мальчик слепил, как надо. Однажды родители мальчика решили переехать, и ему пришлось поменять школу. В первый день новая учительница сказала:

-Сегодня мы будем рисовать.

-Ура, подумал маленький мальчик и стал ждать, когда учительница покажет, как надо.

Но педагог не сказала ничего. Она просто прогуливалась по классу.

Когда она подошла к ученику, спросила:

-Ты не хочешь рисовать?

-Хочу, а что нужно?

-Я не знаю, пока ты не нарисуешь.

-А как я буду рисовать?

-Как хочешь - сказала учительница - если бы все сделали одинаковые рисунки, как бы я узнала, кто нарисовал и чей этот рисунок

-Я не знаю – сказал мальчик. И он начал рисовать красный цветок на зеленом стебле.

Почему мальчик не стал рисовать? (ждал инструкции). А прямого указания не должно было быть, потому что ученики способны к самопознанию и самовыражению. А роль учителя становится направляющей.

Проблема развития творческих способностей учащихся волнует меня давно. Предлагаю систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму…»

(Китайская пословица)

Вот и мы с вами будем понимать, пробовать и запоминать!

Первый совет:

Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти разных предметов с одной стороны.

Второй совет:

Задания творческого характера должны даваться всему классу, но не следует указывать ребенку на его провал. При их выполнении оценивать следует только успех.

Первый этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения “обманных” заданий, чередования вопросов из разных областей знаний, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую. Использую загадки, задачи с ответами «да»-«нет», логические задачки, вопросы , требующие знаний различных предметов.

Цель: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона.


Как можно быстрее ответьте на вопросы:

  • Непременная спутница иголки?

  • Пространство над землёй, в котором много звёзд.

  • Что получится, если дуть на мыльную пену?

  • Лепестки, какого цветка отрывают любители погадать?

  • К 5 прибавить 7 получится 11?

  • Что выпускает из себя чайник, когда кипит?

  • Часть письменного стола, которую можно выдвинуть?

  • Её надел вместо шапки, человек рассеянный с улицы Бассейной.

  • Часть суши, со всех сторон окружённая водой?

  • Кто утверждал, что его не учили копать картошку?

  • Произведение 8 и 2 равно …

  • Переживать или пережевать?


  • Объясните лексическое значение слов, подберите однокоренные слова.

Переживать – испытывать в жизни что-то, сильные чувства. Жизнь, поживать, пожилой, жить, дожил.

Пережевать – растирать зубами и движениями языка во рту. Жевать, разжёвывать, жующий, пожевать, жвачка.


Хорошее слово вспомнили: ЖВАЧКА. Как правильно: ж(е, и, ы, у)вачка?

Что скажете? (Работа над скороговоркой: прочтение, заучивание, пальчиковая гимнастика, запись в тетрадь по памяти).

ЖУЁТ ЖВАЧКУ ЖВАЧНОЕ ЖИВОТНОЕ.

Кого мы называем жвачным животным?

Второй этап. Развитие психических механизмов.

Цель: формирование и усовершенствование памяти, внимания, воображения, наблюдательности.

  1. Найдите отличия между рисунками.


Рисунок 2


Вы знакомы с ними? Кто это? (Корова Мурка и телёнок Гаврюша из произведения Э.Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”)

  1. В словах которые я назову запоминайте первую букву. Если вы все сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение, например, к теме урока.

  • Глухой – ф, звонкий - …

  • Предпоследняя буква в слове «ветер».

  • Стоит за буквой Р.

  • Суффикс в слове «речной»

Ответ: весна.

  1. Числовой диктант.

В любом предмете, почти на каждом уроке есть понятия, которые можно выразить в виде числа. Проверяя степень усвоения, учитель действует следующим образом: называет понятия опосредованно, через число и предлагает совершить действие между полученными числами.

ПРИМЕР: к числу букв в слове «молоко» прибавьте номер склонения этого же существительного (6+2=8).

  • Число сторон в треугольнике умножьте на количество углов в квадрате. (3*4=12)


Третий этап.Решение частично-поисковых задач.

Цель:способствовать развитию детской фантазии, умению мыслить нестандартно, через индивидуальное восприятие мира.

  1. Волшебный конверт. Из конверта взять фразу и закончить её.

  • Я словно муравей, потому, что …

  • Я чувству, что я кусочек тающего льда, если…

  • Я превращаюсь в тигра, когда …

  • Я бываю роботом, когда …

  • Я весёлая песенка, когда …

  • Я лампочка, если…

  1. Реши задачу на логическое мышление.

В чём смысл этих пар слов? Если вы это поймёте, то назовёте недостающее слово.

Черное – белое = огонь – ….

Война – смерть = … – жизнь

Рысь – кошка = волк – …

Дети – игра = взрослые – ….

  1. Составьте ассоциативную цепочку со словом – корова. /Корова рыжая, как солнце; солнце круглое, как мяч; мяч яркий, как цветок; цветок нежный, как мама…/.

(Дети богаты на фантазию, собрали очень большую цепочку).

  1. Приём «Матрешка». Это нераспространённое предложение, которое надо одеть с помощью второстепенных членов предложения.

  • Дуб растёт.

  • Могучий дуб растёт.

  • Могучий дуб одиноко растёт.

  • Могучий дуб одиноко растёт в широком поле.

  1. «Какография». Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т.д.

Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.

На конверте: куда орёл

зелёная,5

кому мишкиной вале

-Почему запутался почтальон?

  1. «Четвертое лишнее».

Задание: в каждом ряду три слова по определенному основанию связаны между собой, а четвертое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

  • Корова, медведь, лиса, заяц.

  • Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.

  • Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность.


Четвертый этап.Решение творческих задач.

а). Развивающий канон. (“РК – это упражнение или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями”, по А.В. Попову.В этом задании учащимся необходимо проанализировать взаимосвязи между имеющимися элементами правой и левой половинок канона, выявить их, и по аналогии выстроить недостающую цепочку).

Рисунок 10

А теперь уважаемые коллеги составьте сами задания творческого характера.

РЕФЛЕКСИЯ.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба , очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло…Другой добро… Маленький индеец задумался…

Перед вами лежат листочки с разными качествами

Лень

Нерешительность

Любовь

Упорство

Верность

Целеустремленность

Жадность

Упрямство

Выберите те качества, которые вам чужды, не нужны. Прочитаем их.

Скомкаем и выбросим в мусорное ведро. Этот прием так и называется, мусорное ведро.














Мастер-класс на тему: «Развитие творческих способностей школьников».
  • Начальные классы
Описание:

 

Цель: знакомство с методикой работы по развитию творческих способностей школьников, включение слушателей в активную самостоятельную работу по разработке приемов данной методики.

 

Уважаемые коллеги! Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. К сожалению, данные диагностирования родителей и учителей показывают, что 80 % родителей и 40 % учителей отождествляют творческие способности с умственными способностями детей.

Автор Маркеева Светлана Александровна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1271
Номер материала 9152
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓