Главная / Русский язык и литература / Мастер-класс на семинаре для заместителей директоров школ "Приёмы работы на уроках русского языка при переходе на ФГОС".

Мастер-класс на семинаре для заместителей директоров школ "Приёмы работы на уроках русского языка при переходе на ФГОС".





Приемы работы на уроках русского языка при переходе на ФГОС в 5-6 классах. (Мастер-класс для семинара завучей)





РЫБКИНА Л.А.

Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 2 р.п. Мокроус Фёдоровского района.

















Декабрь 2014г.

I. ОРГМОМЕНТ. Эмоциональная рефлексия. Работа со смайликами.

-Кто пришёл на урок с

-хорошим настроением,

-грустный,

-равнодушный? (Дети показывают смайлики).

Психологически-эмоциональный настрой обучающихся на положительный конечный результат урока.

II.Формулирование темы урока обучающимися.

Подводим к теме урока так, чтобы ученики самостоятельно её сформулировали.

На своих уроках я пользуюсь следующими приёмами.

  1. Начинаем со словарной работы.

Записать в словари «трудных» слов: Слайд 1

Москва

Столица

Отечество

Вопрос классу: слова какой части речи вы записали ?

Ответ: существительные.

-Как вы это определили? (Отвечают на вопрос что ? в ед. ч. Им. пад., т.е. это морфологические признаки имени существительного).

-Вывод. Тема нашего урока «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

2)Предлагаю детям отгадать загадку «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам». Слайд

Какой частью речи является отгадка? ( Имя существительное).

-2-

Вывод. Называем тему урока.

3)Записываем предложение для синтаксического разбора:

Друзья мои пр…красен наш союз!

Вставить знаки препинания , букву, подчеркнуть члены предложения, указать какими частями речи они выражены, дать характеристику предложения.

(Предложение простое, осложнено обращением , поэтому ставим запятую, двусоставное, распространенное, повествовательное ,восклицательное).

В слове прекрасен пропущена какая буква? Е или И.

Буква Е в приставке. Но есть слова и с приставкой при-.

ВЫВОД. Сегодня тема нашего урока «Правописание приставок пре- и при-.

Сформулировали тему урока и переходим к целеполаганию.

III.Целеполагание.

Здесь различаем цели учителя и цели, которые ученики ставят для себя, чтобы изучить данную тему.

Но должно быть согласование деятельности учителя и ученика.

Цель- это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Цели должны быть Слайд V

-конкретные,

-понятные,

-осознанные,

-реальные.

-3-

Ученики должны сами ориентироваться в учебном материале.

Например, при изучении темы «Имя существительное» вызывает интерес эпиграф «Имя существительное- хлеб языка». Узнаем, что на 100 слов в языке приходится 40 существительных. При помощи назывных предложений в стихах можно нарисовать красивые картины природы (тип речи – описание).

Для того, чтобы цели учителя стали целями учащихся , необходимо использовать приёмы целеполагания, которые выбирает учитель.

Приемы целеполагания : Слайд VI

-Тема-вопрос

-Работа над понятием

-Ситуация яркого пятна

-Исключение

-Домысливание

-Проблемная ситуация

-Группирование (группировка)

Цель необходимо записать на доске.

А)Тема-вопрос. Слайд VII

Тема урока формулируется в форме вопроса.

«Как изменяются имена прилагательные?»

План действий.

1.Повторить знания об имени прилагательном.

2.Определить, с какими частями речи сочетается.

-4-

3.Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.

4.Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Б)Работа над понятием.

«Спряжение глаголов». От значения слова определяем цель урока.

Аналогично можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ, н-р, «Словосочетание» . «Причастие» и т.д.

В) Домысливание Слайд VIII

Предлагается тема урока и слова – «помощники»

Повторим

Изучим

Узнаем

Проверим

С помощью этих слов дети формулируют цели урока.

Приёмы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания- это коллективное действие, каждый ученик участник , активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать своё мнение , зная , что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

IV. Таблица самооценки. (Формирование регулятивных УУД). Слайд IX

-5-

V.Рефлексия. Слайд X

Можно дать следующие вопросы:

-Сегодня я узнала…

-Было интересно…

-Я выполняла…

-Я поняла…

-Теперь я могу…

-Я почувствовала…

-Я приобрела…

-Я научился…

-У меня получилось…

-Я могу…

-Меня удивило…

-Урок дал мне для жизни…

-Мне захотелось…

Вернуться к эмоциональной рефлексии начала урока.

На каждом уроке из этих вопросов выбираем наиболее подходящие к данной теме урока.

VI. Домашнее задание.

А) упражнение по выбору обучающихся ;

Б) разноуровневые (дифференцированные) задания.

















Мастер-класс на семинаре для заместителей директоров школ "Приёмы работы на уроках русского языка при переходе на ФГОС".
  • Русский язык и литература
Описание:

 Данная работа была подготовлена с целью обмена опытом по применению новых методов и приёмов в работе при переходе на ФГОС в среднем звене (5-6 классы).

  Показаны приемы подведения обучающихся к самостоятельной формулировке темы урока.

  Далее показано, что при целеполагании нужно разграничивать цели для учителя и обучающихся.

 Даны примеры некоторых приемов , таких как ситуация яркого пятна, проблеммная ситуация, тема-вопрос, переход от домашнего задания к новой теме и другие.

 Продемонстрирована начальная и итоговая рефлексия, даны вопросы для её проведения.

 Поэтапно показано применение новых приемов при работе в условиях ФГОС в среднем звене. 

Автор Рыбкина Лидия Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1036
Номер материала 46927
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓