Главная / Иностранные языки / мастер-класс Межпредметная интеграция в урочной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку

мастер-класс Межпредметная интеграция в урочной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку

Нешкуренко Ирина Борисовна, почетный работник общего образования РФ, учитель немецкого и английского языка МБОУ «Расцветская СОШ»



Межпредметная интеграция в урочной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку

Структура мастер-класса:

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.

1.1. Обоснование выбора технологии, метода; представление диагностики экспериментального класса (группы)

В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач может быть использование межпредметных связей как в процессе урочной, так и во внеурочной деятельности по иностранному языку. Включение в процесс преподавания иностранного языка страноведческих материалов способствует расширению и углублению знаний учащихся о культуре страны изучаемого языка. Знакомство с материалами на родном и иностранных языках о стране изучаемого языка и о других странах увеличивает возможность ознакомления с реалиями этих стран, которой они практически лишены при изучении других предметов. Иностранный язык находится в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами и может служить средством для взаимного обогащения. Я считаю, что иностранный язык – один из наиболее универсальных предметов, способных обогатить образование, так как овладение языками - действенное средство развития детей (их памяти, внимания, воображения, мышления). Одним из способов организации обучения иностранному языку является интегрированный способ обучения, в котором делается попытка следовать естественным путем познания ребенком окружающего мира, исходя из того, что мир вокруг нас – это единое целое и наиболее эффективный вид обучения – это обучение интегративному целому. Ведь иностранный язык является средством выражения мысли об объективной действительности, свойство, закономерности которой являются предметом других дисциплин, следовательно, содержание учебных дисциплин может быть поводом для коммуникации на иностранном языке.

1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с экспериментальным классом (группы).

Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся, на мой взгляд, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, модульное обучение, мастерские и т.д. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда дополнительный резерв. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач. Эта работа ведется по следующим направлениям:

- развитие речи;

- организация проектно-исследовательской деятельности учащихся;

- подготовка к олимпиаде;

- творческая работа.

Эффективное стимулирование интеллектуального и творческого развития в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения.

Эффективность и результативность внеклассной работы по иностранному языку находится в прямой зависимости от занимательности и новизны содержания форм и методов работы:

1) организация внеклассной работы в форме кружка иностранного языка;

2) организация внеклассной работы по иностранному языку в форме клубов:

* клубы интернациональной дружбы (КИД);

* клубы знатоков страны изучаемого языка;

* клубы любителей литературы страны изучаемого языка;

* клубы веселых и находчивых (КВН);

3) периодические формы внеклассной работы по иностранному языку:

* утренники, вечера, концерты;

* соревнования (конкурсы, олимпиады, викторины);

* недели, декады и месячники иностранного языка;

* пресс-центры (стенная печать, радиопередачи).

1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера.

Результаты участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах и других творческих мероприятиях (последние 3 года)

Уровень

Мероприятия

Кол-во уч-ся

Занятое место

2009-2010 учебный год

Муниципальный

НПК по иностранному языку

1

1 место – немецкий язык

Межрайонный

НПК «Чирим тамырлары» по немецкому языку

1

3 место

Региональный

Катановские чтения «От поиска – к решению. От опыта- к мастерству» в ХГУ им.Н.Ф.Катанова

1

3 место

Федеральный

Молодежный чемпионат по английскому языку

11

3 место в регионе

Международный

«British Bulldog»

12

1 и 2 место в районе

2010-2011 учебный год


Муниципальный

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов учащихся «Ступени успеха»

2

1 место

2 место

Региональный

Конкурс исследовательских работ, посвящённых Дню памяти жертв политических репрессий

1

Благодарность Минтруда и социального развития РХ

Региональный

«Молодость Хакасии: образование, профессия, карьера»

5

1 место

Федеральный

Фестиваль творчества молодежи «Национальная весна» г.Красноярск

4

сертификат

Международный

«British Bulldog»

16

8 призовых мест в районе

2011-2012 учебный год

Региональный

НПК по краеведению

1

2 место

Региональный

Лингвострановедческий конкурс «Дом мира»

5

2 диплома победителей

Федеральный

Лингвострановедческий конкурс «Дом мира»

2

2 диплома лауреатов

Федеральный

VIII Всероссийская акция «Спорт –альтернатива пагубным привычкам»

3

Грамота за активное участие

Международный

«British Bulldog»

18

3 место по Хакасии


1.4. Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.

hello_html_m5bd26019.gifhello_html_354ca43d.gif


















Успеваемость учащихся по предмету с учетом годовых оценок

Эффективность системы внеклассной работы, использование воспитательного потенциала предмета

Дата

Мероприятия

Класс

Форма проведения

октябрь

(ежегодно)

Районная НПК

7-11

Викторины, конкурсы, КВНы, устные журналы

ноябрь (ежегодно)

Школьная предметная олимпиада

7-11

Выявлены победители по классам

декабрь (ежегодно)

Районная предметная олимпиада

7-11

Предметная олимпиада

Январь (ежегодно)

Рождественские чтения

2-7

Конференция

февраль

(ежегодно)

Неделя английского языка

2-11

Конкурсы, викторины, выпуск стенгазеты, проекты, оформление информационного стенда

март (ежегодно)

Школьная НПК

8-11

Конференция

Апрель (ежегодно)

Катановские чтения в ХГУ

9-11

НПК

Май (ежегодно)

Школьный фестиваль достижений «Наши звезды»»

9-11

КТД, награждение учащихся за достижения в учебе, творчестве


1.5. Определение проблем и перспектив в работе Мастера.

Одним из резервов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету. Опыт свидетельствует о том, что изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. Внеклассные занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию умений и навыков. Важно выбрать те из них, которые наиболее полно помогают в решении практических, общеобразовательных и воспитательных задач и вместе с тем экономичны во времени, способствуют созданию мотивированных ситуаций речевого образца, отвечают интересам детского коллектива, удачно сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса. Это и является проблемой: отбор технологий, форм работы с обучающимися.

Перспектива - включение планирования и проведения внеклассной работы по предмету в учебно-воспитательный процесс школы. В связи с этим все проводимые в рамках системы постоянно действующие и периодические формы работы должны координироваться администрацией учебного заведения и органически сочетаться с планами работы классных руководителей, деятельностью детских и молодежных организаций школы.

2-й шаг. Представление системы уроков.

2.1. Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии.

Презентация интерактивных форм работы в урочной и внеурочной деятельности (интегрированные уроки, интеллект - карты и проектная технология)

2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

Технология интеллект - карты

3-й шаг. Имитационная игра.

3.1. занятие со слушателями (с презентацией по этапам занятия)

Предлагаю вам, коллеги, технологию, которую можно использовать в урочной и внеурочной деятельности при обучении английскому языку. Но с начала разделимся на 3 группы: 2 группы представляющих учеников (5-7 человек) и группа экспертов (3 человека).

Коллеги-ученики, перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите первое, что придет на ум. И вы, уважаемые участники в зале, мысленно представьте образ, а потом сравним полученный результат.

Итак, слово “каникулы”. Изобразите то, что первое пришло на ум.

Посмотрим на результат. Поверните, пожалуйста, свои листы к залу. Участники в зале, поднимите руку те, кто представил себе подобный образ.

Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им

И наша задача, как учителей, сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление.

Сократ сказал: “I cannot teach anybody anything. I can only make them think”. Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет сегодня “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps".

Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.
Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый).

Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".

Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”. С основными правилами я вас сегодня познакомлю.

Правила создания интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Сегодня мы с вами попытаемся создать интеллект-карты по системе Тони Бьюзена. Я приглашаю своих помощников к доске (разделить учителей на 2 группы, в центре доски написать слово “holiday”, заранее цветными маркерами нарисовать ветви, отходящие от слова).

Пожалуйста, запишите все слова, возникающие у вас в мозгу, связанные со словом “holiday”, не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы.

Наши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом“holiday

Вы можете задать мне вопрос: “А как же использовать интеллект-карты на уроках?”. Я не ставила перед вами сейчас определенной цели. Но если бы вами было выполнено задание по определенной теме, то стало бы понятно, что перед вами лежит план – схема вашего рассказа. Например, составьте интеллект-карту по теме: “My summer holidays” или “British holidays ”. Но даже с теми интеллект – картами, которые создали вы можно работать.

Спасибо за прекрасные эссе.

Послушаем мнение экспертов.

4-й шаг. Моделирование.

4.1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (СМИ) в режиме технологии интеллект-карты

4.2. Обсуждение авторских моделей урока (занятия).

5-й шаг. Рефлексия.

5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.

мастер-класс Межпредметная интеграция в урочной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку
  • Иностранные языки
Описание:

    В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач может быть использование межпредметных связей как в процессе урочной, так и во внеурочной деятельности по иностранному языку. Включение в процесс преподавания иностранного языка  страноведческих материалов способствует расширению и углублению знаний учащихся о культуре страны изучаемого языка. Знакомство с материалами на родном и иностранных языках о стране изучаемого языка и о других странах увеличивает возможность ознакомления с реалиями этих стран, которой они практически лишены при изучении других предметов. Иностранный язык находится в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами и может служить средством для взаимного обогащения. Я считаю, что иностранный язык – один из наиболее универсальных предметов, способных обогатить образование, так как овладение языками -  действенное средство развития детей (их памяти, внимания, воображения, мышления). Одним из способов организации обучения  иностранному языку является интегрированный способ обучения, в котором делается попытка следовать естественным путем познания ребенком окружающего мира, исходя из того, что мир вокруг нас – это единое целое и наиболее эффективный вид обучения – это обучение интегративному целому. Ведь иностранный язык является средством выражения мысли об объективной действительности, свойство, закономерности которой являются предметом других дисциплин, следовательно, содержание учебных дисциплин может быть поводом для коммуникации на иностранном языке.

Автор Нешкуренко Ирина Борисовна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 1198
Номер материала 13341
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓