Главная / Другое / Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка»  

Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка»  

Мастер-класс
«Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка»

 

Одним из эффективных средств всестороннего развития ребёнка является театрализованная деятельность. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.

Наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций является театрализованная игра. Она имеет коллективный характер, что создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражением и самореализации ребёнка.

Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть. Данная игра помогает мне учить детей осознавать телесные ощущения и формировать эмоции познавательных процессов.

1. Упражнение «Поглаживание».

- Я хочу рассказать историю, которая приключилась со мной. Мне было грустно и одиноко, и вдруг кто-то погладил меня по спине. Вот так! (Каждого поглаживаю по спине.) Я обернулась, но никого не увидела. Немного испугалась, но кто-то сказал: «Не бойся! Я хочу с тобой подружиться» - и погладил меня по руке. Вот так! (Каждого поглаживаю по руке.) Я повернула голову и увидела маленького гномика. Он очень внимательно посмотрел на меня и спросил: «Почему ты грустишь?» А я не знала что ответить, потому что не знала, какой он – добрый или злой? Как же это можно узнать? (Посмотреть на него; спросить; поиграть)

Я так и сделала. Оказалось, что он обычный сказочный гномик. И научил меня одной интересной игре. А я научу вас. (Раздаются воздушные шары.)

2. Разноцветная игра.

Вам надо «раскрасить» стихотворение с помощью воздушных шаров и изменить голос в соответствии с образом того, о ком или о чём говориться в нём. (Поднимают шары и говорят только те, у кого соответствующий цвет.)

У котика шубка рыженькая,

У котика мордочка усатенькая,

Котик молочко пьёт,

Котик ласково песенки поёт.

(Поднимая оранжевые шары, говорят: « Мур-р! Мур-р!» и так далее.)

Щеночек беленький в ответ,

Он грозно тявкает во след.

(Тяв-тяв!)

Весёлый синий паровоз,

Вагоны дружно он повёз.

(Чух-чух!)

Вышла курочка-хохлатка,

Рядом жёлтые цыплятки,

Не ходите далеко

Строго квохчет им…

(Ко-ко-ко!)

Рыжая Бурёнка не молчит,

А вслед нам жалобно мычит.

(Му-у-у!)

Выпучив глаза, сидит,

Не по-русски говорит.

В болоте любит жить одна

И грустно квакает.

(Ква-ква!)

И если праздник,

Детвора весело кричит…

(Ура!)  

- Все поднимаем вверх шары.

- Как вы думаете, злой или добрый гномик меня научил этой игре?

- А какое настроение осталось у вас после игры? Для ответа на этот вопрос выберите солнышко с эмоцией, которое соответствует вашему настроению.

Подводя итог, хочется выделить следующее, что эмоционально-социальное развитие детей должно осуществляться систематически с учётом психики детей и их возрастных особенностей.

Благодаря театрализованной деятельности были достигнуты такие результаты: дети стали более уверенными в себе, пропала скованность и неловкость, стала лучше мимико-жестовая речь и более устойчивая эмоциональная сфера. Сейчас я хочу предложить вашему вниманию посмотреть небольшой отрывок выступления моих детей.                                                

Цель. Учить отгадывать загадки. Учить детей свободно двигаться, отождествлять себя с персонажем. Учить угадывать по выразительному исполнению образов героев, животных, транспорт. Воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться. Развивать внимание, память, образное мышление. Активизировать в речи детей уменьшительно-ласкательные названия животных.

Материал. Картинки.

Ход занятия

Дети стоят полукругом. Воспитатель загадывает загадки:

Что за девица-краса!

Шубка очень хороша!

Хитрые глазки, пушистый хвост,

Ступает мягко, ласково поет.

(лиса)

Прыг-скок, прыг-скок,

Длинноушка – белый бок.

(заяц)



Живёт в норке, грызет корки.

Короткие ножки; боится кошки.

(мышка)

Кто осенью холодной

Ходит злой, голодный?

(волк)

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(медведь)  
Сердитый недотрога 
Живёт в глуши лесной. 
Иголок очень много, 
А нитки не одной.
(еж)

Ребята, как вы догадались, что эти загадки именно про этих животных (медведя, зайца, лису, ежа)? (Ответы детей.) Какие у зайца уши? Какие у лисы глаза? Как ходит медведь? Как фырчит ежик?

Дети имитируют характерные движения животных.

Воспитатель…………………………..

Воспитатель. А вы знаете, что изобразить можно не только животных, но и предметы, например, поезд, машину, дерево, дождик. Давайте поиграем с вами в игру «Покажи, а мы отгадаем». Для этого вы выберете любую картинку и попытаетесь не говорить, что на ней нарисовано, а показать этот предмет или животное. А мы с ребятами постараемся угадать, что же было изображено на картинке.

Дети по очереди берут картинку со стола и изображают характерные особенности предлагаемых предметов (самолет, поезд, волк, дождь, курица, мышка, лиса,

Воспитатель. А теперь постарайтесь изобразить этих же героев, но с разным настроением (веселый дождик, сердитый волк, печальная мышка, хитрая лиса, испуганная курочка).

Воспитатель. Ребята, сегодня вы все мне очень понравились. Вы отлично справились со всеми ролями, сумели изобразить и медведя, и самолет, и даже дерево. И думаю, что когда вы вырастете, вы сможете стать настоящими артистами играть на сцене настоящего театра.



















польского педагога Януша Корчака:

« … Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, весёлого смеха, первых бодрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей».



В каждом детском саду проходят праздники, для которых необходимы разные атрибуты. В этом нам тоже могут помочь втулки от линолеума. С помощью втулок мы изготовили деревья. За основу дерева (ствола) мы взяли втулку. Для кроны мы взяли картон от большой коробки, вырезали из неё крону. Шурупами прикрутили крону к втулке. По окончании работы оформим крону гофрированной бумагой для оформления букетов. Она более прочная, чем простая гофрированная бумага. Нарезаем полоски зелёного (белого) цвета шириной 8см. Складываем вдоль, края слегка растягиваем. Приклеиваем один край полоски, начиная с края от ствола дерева и продолжая по кругу приклеивать остальные полоски к центру. Вот такое замечательное дерево у нас получилось! А если крону у дерева украсить с двух сторон (зима – лето), то у вас на любое время года будет украшение вашего зала!



ваза



Мастер-класс
«О том, что сердцу дорого, душой повествовать...»

I. Вступление (мотивация).

II. Актуальность (призыв).

Цель: Привлечь внимание к скороговоркам, как основному средству формирования у детей четкого произношения звуков и слов родного 
языка. Развитие творческого восприятия ребенка.

 

Задачи:

 

Познакомить педагогов со скороговорками.

 

Развивать творческое воображение педагогов.

 

Способствовать развитию интереса к скороговоркам родного края.

Воспитывать нравственные качества, необходимые для формирования взаимоотношения в ходе речевой, игровой деятельности.

Этапы:

1 этап. Организационный.

Цель - вызвать интерес к теме выступления. 
2 этап. Практический,

Цель - познакомить со скороговорками. 

 

3 этап. Заключительный.

 

Добрый день, коллеги!

Сегодня я вас познакомлю с методикой обучения скороговорок нашего родного города.

 

Знание детских скороговорок расширяет представления о своем языке, истории города, его культуре и традициях. Это замечательное речевое 
упражнение, которое учит правильному и четкому произношению. Каждая скороговорка несет в себе определенный характер, построение,
 
окраску и даже темп. Скороговорки родного города - важная составляющая часть работы по формированию патриотической компетенции личности ребенка.

Призыв.

Кто хочет разговаривать, 
Тот должен выговаривать
 
Все правильно и внятно
 
Чтоб было всем понятно
 
Мы будем разговаривать,
 
Мы будем выговаривать
 
Так правильно и внятно,
 
Чтоб было всем понятно.

1. медленно и отчетливо проговариваю каждое слово и каждый звук до максимально четкого и быстрого произношения всей скороговорки.

(Тоненьким грубым шепотом)

Сшит колпак не по-колпаковски.

Сделан колпак не по-колоколовcки.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. 

Надо колпак переколоколоватъ, перевыколоколовать.

II. Небольшие скороговорки произносятся быстро на одном вздохе.

Семьпополомичирифитиривариховская

(Это фамилия из 33 букв. Надо произнести радостно! Грустно!)

Игра «Паровозик»

III. При заучивании скороговорок для усилия мыслительных процессов помогают жесты.

Пришел Прокоп - кипит укроп 

 

Ушел Прокоп - кипит укроп И при Прокопе - кипит укроп 

 

И без Прокопа - кипит укроп

 

IV. также для усилия мыслительных процессов помогает моторика рук.

 

На каждое слово или слог: 

 

а) сжимаем пальцы в кулаки 

 

б) стучим ладонью по столу 

 

в) хлопаем в ладоши

 

Лекарь ларинголог легко вылечивал ларингиты.

 

V. Наглядность тоже помогает выучить скороговорку. 

Король на корону копейки копил

А вместо короны корову купил

А этот король на корову копил

А вместо коровы корону купил

VI. Скороговорки можно использовать в игре:

Игра «Паровозик».

Каждому дано по одному слову из выбранной скороговорки. После этого вы должны последовательно называть каждый свое слово, как 
можно быстрее произнести всю скороговорку.

А теперь попытайтесь произнести всю скороговорку самостоятельно.

VII. Игра в «мяч» - играющие становятся в круг. Я в центре произношу начало скороговорки и бросаю мяч одному из игроков, который должен договорить конец.

Коллеги, еще раз хочется подчеркнуть, что региональный компонент в формировании нравственно-патриотической позиции очень важен. 
Ведь понимание большего всегда начинается
 с малого. В нашем случае с любви к городу, к людям, которые в нем живут и творят



Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка»  
  • Другое
Описание:

Мастер-класс

«Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка»

 

Одним из эффективных средств всестороннего развития ребёнка является театрализованная деятельность. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования фвыразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.

Наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций является театрализованная игра. Она имеет коллективный характер, что создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражением и самореализации ребёнка.

Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть. Данная игра помогает мне учить детей осознавать телесные ощущения и формировать эмоции познавательных процессов.

1. Упражнение «Поглаживание».

- Я хочу рассказать историю, которая приключилась со мной. Мне было грустно и одиноко, и вдруг кто-то погладил меня по спине. Вот так! (Каждого поглаживаю по спине.) Я обернулась, но никого не увидела. Немного испугалась, но кто-то сказал: «Не бойся! Я хочу с тобой подружиться» - и погладил меня по руке. Вот так! (Каждого поглаживаю по руке.) Я повернула голову и увидела маленького гномика. Он очень внимательно посмотрел на меня и спросил: «Почему ты грустишь?» А я не знала что ответить, потому что не знала, какой он – добрый или злой? Как же это можно узнать? (Посмотреть на него; спросить; поиграть)

Я так и сделала. Оказалось, что он обычный сказочный гномик. И научил меня одной интересной игре. А я научу вас. (Раздаются воздушные шары.)

2. Разноцветная игра.

Вам надо «раскрасить» стихотворение с помощью воздушных шаров и изменить голос в соответствии с образом того, о ком или о чём говориться в нём. (Поднимают шары и говорят только те, у кого соответствующий цвет.)

У котика шубка рыженькая,

У котика мордочка усатенькая,

Котик молочко пьёт,

Котик ласково песенки поёт.

(Поднимая оранжевые шары, говорят: « Мур-р! Мур-р!» и так далее.)

Щеночек беленький в ответ,

Он грозно тявкает во след.

(Тяв-тяв!)

Весёлый синий паровоз,

Вагоны дружно он повёз.

(Чух-чух!)

Вышла курочка-хохлатка,

Рядом жёлтые цыплятки,

Не ходите далеко

Строго квохчет им…

(Ко-ко-ко!)

Рыжая Бурёнка не молчит,

А вслед нам жалобно мычит.

(Му-у-у!)

Выпучив глаза, сидит,

Не по-русски говорит.

В болоте любит жить одна

И грустно квакает.

(Ква-ква!)

И если праздник,

Детвора весело кричит…

(Ура!)  

- Все поднимаем вверх шары.

- Как вы думаете, злой или добрый гномик меня научил этой игре?

- А какое настроение осталось у вас после игры? Для ответа на этот вопрос выберите солнышко с эмоцией, которое соответствует вашему настроению.

Подводя итог, хочется выделить следующее, что эмоционально-социальное развитие детей должно осуществляться систематически с учётом психики детей и их возрастных особенностей.

Благодаря театрализованной деятельности были достигнуты такие результаты: дети стали более уверенными в себе, пропала скованность и неловкость, стала лучше мимико-жестовая речь и более устойчивая эмоциональная сфера. Сейчас я хочу предложить вашему вниманию посмотреть небольшой отрывок выступления моих детей.                                                

      Цель. Учить отгадывать загадки. Учить детей свободно двигаться, отождествлять себя с персонажем. Учить угадывать по выразительному исполнению образов героев, животных, транспорт.  Воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться. Развивать внимание, память, образное мышление. Активизировать в речи детей уменьшительно-ласкательные названия животных. 

      Материал. Картинки.

Ход занятия

     Дети стоят полукругом. Воспитатель загадывает загадки:

     Что за девица-краса!  

     Шубка очень хороша!

     Хитрые глазки, пушистый хвост,

     Ступает мягко, ласково поет.

                                                              (лиса)

     Прыг-скок, прыг-скок,

     Длинноушка – белый бок.

                                                              (заяц)

 

     Живёт в норке, грызет корки.

     Короткие ножки; боится кошки.

                                                              (мышка)

     Кто осенью  холодной

     Ходит злой, голодный?

                                                              (волк)

     Хозяин лесной, просыпается весной,

     А зимой под вьюжный вой

     Спит в избушке снеговой.

                                                                (медведь)  

     Сердитый недотрога 

     Живёт в глуши лесной. 

     Иголок очень много, 

     А нитки не одной.

                                                                (еж)

     Ребята, как вы догадались, что эти загадки именно про этих животных (медведя, зайца, лису, ежа)? (Ответы детей.) Какие у зайца уши? Какие у лисы глаза? Как ходит медведь? Как фырчит ежик?

     Дети имитируют характерные движения животных.

     Воспитатель…………………………..

     Воспитатель. А вы знаете, что изобразить можно не только животных, но и предметы, например, поезд, машину, дерево, дождик. Давайте поиграем с вами в игру «Покажи, а мы отгадаем». Для этого вы выберете любую картинку и попытаетесь не говорить, что на ней нарисовано, а показать этот предмет или животное. А мы с ребятами постараемся угадать, что же было изображено на картинке.

     Дети по очереди берут картинку со стола и изображают характерные особенности предлагаемых предметов (самолет, поезд, волк, дождь, курица, мышка, лиса, 

     Воспитатель. А теперь постарайтесь изобразить этих же героев, но с разным настроением (веселый дождик, сердитый волк, печальная мышка, хитрая лиса, испуганная курочка).

     Воспитатель. Ребята, сегодня вы все мне очень понравились. Вы отлично справились со всеми ролями, сумели изобразить и медведя, и самолет, и даже дерево. И думаю, что когда вы вырастете, вы сможете стать настоящими артистами играть на сцене настоящего театра. 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

польского педагога Януша Корчака:

« … Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, весёлого смеха, первых бодрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей».

 

В каждом детском саду проходят праздники, для которых необходимы разные атрибуты. В этом нам тоже могут помочь втулки от линолеума. С помощью втулок мы изготовили деревья. За основу дерева (ствола) мы взяли втулку. Для кроны мы взяли картон от большой коробки, вырезали из неё крону. Шурупами прикрутили крону к втулке. По окончании работы оформим крону гофрированной бумагой для оформления букетов. Она более прочная, чем простая гофрированная бумага. Нарезаем полоски зелёного (белого) цвета шириной 8см. Складываем вдоль, края слегка растягиваем. Приклеиваем один край полоски, начиная с края от ствола дерева и продолжая по кругу приклеивать остальные полоски к центру. Вот такое замечательное дерево у нас получилось! А если крону у дерева украсить с двух сторон (зима – лето), то у вас на любое время года будет украшение вашего зала!

 

 

 

Мастер-класс

«О том, что сердцу дорого, душой повествовать...»

I. Вступление (мотивация).

II. Актуальность (призыв).

Цель: Привлечь внимание к скороговоркам, как основному средству формирования у детей четкого произношения звуков и слов родного 

языка. Развитие творческого восприятия ребенка.

 

Задачи:

 

Познакомить педагогов со скороговорками.

 

Развивать творческое воображение педагогов.

 

Способствовать развитию интереса к скороговоркам родного края.

Воспитывать нравственные качества, необходимые для формирования взаимоотношения в ходе речевой, игровой деятельности.

Этапы:

1 этап. Организационный.

Цель - вызвать интерес к теме выступления. 

2 этап. Практический,

Цель - познакомить со скороговорками. 

 

3 этап. Заключительный.

 

Добрый день, коллеги!

Сегодня я вас познакомлю с методикой обучения скороговорок нашего родного города.

 

Знание детских скороговорок расширяет представления о своем языке, истории города, его культуре и традициях. Это замечательное речевое 

упражнение, которое учит правильному и четкому произношению. Каждая скороговорка несет в себе определенный характер, построение, 

окраску и даже темп. Скороговорки родного города - важная составляющая часть работы по формированию патриотической компетенции личности ребенка.

Призыв.

Кто хочет разговаривать, 

Тот должен выговаривать 

Все правильно и внятно 

Чтоб было всем понятно 

Мы будем разговаривать, 

Мы будем выговаривать 

Так правильно и внятно, 

Чтоб было всем понятно.

1. медленно и отчетливо проговариваю каждое слово и каждый звук до максимально четкого и быстрого произношения всей скороговорки.

(Тоненьким грубым шепотом)

Сшит колпак не по-колпаковски.

Сделан колпак не по-колоколовcки.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. 

Надо колпак переколоколоватъ, перевыколоколовать.

II. Небольшие скороговорки произносятся быстро на одном вздохе.

Семьпополомичирифитиривариховская

(Это фамилия из 33 букв. Надо произнести радостно! Грустно!)

Игра «Паровозик»

III. При заучивании скороговорок для усилия мыслительных процессов помогают жесты.

Пришел Прокоп - кипит укроп 

 

Ушел Прокоп - кипит укроп И при Прокопе - кипит укроп 

 

И без Прокопа - кипит укроп

 

IV. также для усилия мыслительных процессов помогает моторика рук.

 

На каждое слово или слог: 

 

а) сжимаем пальцы в кулаки 

 

б) стучим ладонью по столу 

 

в) хлопаем в ладоши

 

Лекарь ларинголог легко вылечивал ларингиты.

 

V. Наглядность тоже помогает выучить скороговорку. 

Король на корону копейки копил

А вместо короны корову купил

А этот король на корову копил

А вместо коровы корону купил

VI. Скороговорки можно использовать в игре:

Игра «Паровозик».

Каждому дано по одному слову из выбранной скороговорки. После этого вы должны последовательно называть каждый свое слово, как 

можно быстрее произнести всю скороговорку.

А теперь попытайтесь произнести всю скороговорку самостоятельно.

VII. Игра в «мяч» - играющие становятся в круг. Я в центре произношу начало скороговорки и бросаю мяч одному из игроков, который должен договорить конец.

Коллеги, еще раз хочется подчеркнуть, что региональный компонент в формировании нравственно-патриотической позиции очень важен. 

Ведь понимание большего всегда начинается с малого. В нашем случае с любви к городу, к людям, которые в нем живут и творят

 

Автор Тлюняева Светлана Мугдиновна
Дата добавления 16.04.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 751
Номер материала 59749
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓