Главная / ИЗО, МХК / Мастер-класс «Декоративная роспись тарелки»

Мастер-класс «Декоративная роспись тарелки»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детский эколого-биологический центр города Ростова-на-Дону







КЕЙС

Дидактического и методического материала

к мастер-классу

«Декоративная роспись тарелки»





Автор-составитель:

Гоцина Марина Михайловна

педагог дополнительного образования





2013г.

Цель: Знакомство с опытом работы по использованию дидактических средств художественно-эстетической направленности в формировании экологической культуры и эстетического вкуса.


Задачи: Демонстрация активных форм организации занятий с использованием практических работ в технике декоративной росписи керамической тарелки. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта работы.


План проведения мастер-класса.


  1. Организационный момент.

Вступительное слово об активации образовательного процесса дидактическими средствами художественно-эстетической направленности. Постановка целей и задач мастер-класса.

  1. Основная часть.

Беседа по организации и проведению занятий с использованием дидактических средств при изучении темы «Декоративная роспись тарелки».

2.1. Особенности работы акриловыми красками и их разновидности. Акрил по стеклу и керамике – выразительные возможности.

2.2. Пейзаж как основная тема декоративной росписи.

2.3. Последовательность росписи керамической тарелки.

2.4. Материалы, необходимые для работы.

2.5. Демонстрация работ педагога и учащихся.

3. Заключительная часть.

3.1. Выставка творческих работ.

3.2. Подведение итогов мастер-класса.




Содержание беседы.

В середине 20 в. в промышленности был изобретен новый вид связующего для красящего пигмента – нечто среднее между пластмассой и резиной. Так появились акриловые краски, которые сначала использовали только для бытовых целей, окраски стен, а в дальнейшем нашли им применение в живописи. Благодаря акриловым краскам, перед художниками открылись новые горизонты для творчества. Акрил – нечто среднее между гуашью и масляными красками. Он, как и гуашь, в процессе работы разбавляется водой, что является большим достоинством, и, как масло, высыхает необратимо, образуя прочную поверхность, устойчивую к внешним воздействиям.

Акриловые краски, возможно, наносить практически на любую поверхность без предварительной грунтовки: на холст, на бумагу, на картон, на стекло и т.д. Существуют несколько видов акрила: для росписи ткани, для живописи на холсте, для росписи стекла и керамики. О последних поговорим подробнее.

Акриловые краски для стекла и керамики имеют вязкую консистенцию, чем слегка напоминают лак для ногтей. Выполнять роспись нужно достаточно быстро и точно, стараясь не проводить кистью по одному и тому же месту несколько раз, т.к. краски достаточно быстро высыхают, становясь еще более вязкими. В процессе работы можно добавлять небольшое количество воды или пользоваться специальным растворителем для акриловых красок. Кисти необходимо постоянно промывать в воде, чтобы ни в коем случае не дать им засохнуть, иначе они будут испорчены. Чтобы придать декоративной росписи законченный вид, можно дополнить изображение контурами, которые выпускаются нескольких цветов, в том числе и металлик.

Предмет для росписи можно выбрать по вкусу: это может быть и ваза из прозрачного или белого стекла, и тарелка, и блюдо. Тематика росписей может быть любой, в зависимости от предпочтений автора. Сегодня остановимся на пейзажном жанре. Не одно поколение художников было впечатлено красотой и переменчивостью природы и посвятило свое творчество этой теме. Природа – неисчерпаемый источник вдохновения, пробуждающий воображение и желание творить.

Все времена года имеют свои характерные цвета в пейзаже. Палитра их многообразна. Весной больше небесно-голубого, природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого и охристого. Ну а для контраста – цвет молодой зелени и приглушенный коричневый.

Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый и оранжевый цвета. К каждому локальному цвету подбирается богатая гамма разнообразных сложных оттенков.

Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие цвет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контраста синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого; темные красно-коричневый, бордовый и фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои, а для неба – синий кобальт.

Зимний пейзаж содержит, как правило, максимум цветовых контрастов, небо часто становится темнее, чем поверхность земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда, контрасты черного и белого цветов. Композиции чаще всего ясные и лаконичные.






Материалы для работы.


  1. Краски акриловые по стеклу и керамике «Декола».

  2. Разбавитель «Декола».

  3. Контуры «Декола».

  4. Кисти синтетика плоские №8, 5, круглые №3,1.

  5. Емкость для воды.

  6. Карандаш.

  7. Тарелка керамическая белая.

  8. Палитра.

  9. Тряпка.

Инструкционная карта к выполнению росписи тарелки «Пейзаж».

  1. Выполнить карандашом композицию пейзажа на листе бумаги, соответствующем формату расписываемого предмета.

  2. Перенести этот рисунок на поверхность тарелки. Это выполняется также простым карандашом более высокой мягкости. Ошибки легко удалить тряпочкой (рис. 1).

  3. Роспись начинаем с больших поверхностей и дальнего плана. Подбираем цвет неба, добавляя в краску разбавитель, для сохранения прозрачности. Если использовать белила, то цвет неба будет мутным. Оставляем не закрашенными места, где планируем расположить крупные облака. Работаем широкой плоской кистью горизонтальными движениями, нанося краску длинными широкими мазками (рис.2).

  4. Подбираем цвет для дальнего плана. Как правило, используются более холодные голубоватые оттенки по сравнению с передним планом, без резкого тонального контраста. Для высветления красок опять же используем разбавитель. Работаем кистью среднего размера.

  5. Цвет воды в реке немного темнее, чем небо. Кисть можно использовать среднего размера, мазки наносить дробно и часто, по сравнению с росписью неба, с не большим на хлёстом друг на друга (рис 2).

  6. Расписываем траву на переднем плане. Цвета используем сочные, теплые, яркие, практически не используя разбавитель. Краски наносим вертикальными мазками снизу вверх достаточно густо и не прозрачно. Лучше всего подойдет кисть синтетика круглая № 3, она позволит делать верхушку кустов травы заостренной (рис 2).

  7. Приступаем к росписи стволов деревьев. Используем коричневый цвет, добавляя немного голубого и белил, чтобы вписать его в пространство. Кисть круглая №3,1 (рис.3).

  8. На заключительном этапе росписи прорисовываем цветочки и листву на деревьях легкими прикосновениями кисти, из-за чего создается впечатление, что рисуем кружочками (рис 4).

  9. При желании можно дополнить роспись отделкой контурами: обвести белым облака, серым и бронзой прорисовать ветки и травинки, золотом - цветочки.

  10. Роспись должна просохнуть в течение суток. Краски можно закрепить, подержав тарелку в разогретой духовке.


Этапы росписи:

Рис.1 C:\Users\Алексей\Desktop\Фото моих работ и эскизов\10112013724.jpg

рис.2 C:\Users\Алексей\Desktop\Фото моих работ и эскизов\10112013728.jpg

рис.3 C:\Users\Алексей\Desktop\Фото моих работ и эскизов\10112013729.jpg

рис.4 C:\Users\Алексей\Desktop\Фото моих работ и эскизов\10112013733.jpg


Список использованной литературы:

  1. Ю.М. Кирцер «Рисунок и живопись» - М.: Академия, 2001г.;

  2. Н. М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» - М.: Академия, 2003г.;

  3. «Живая природа Манычской долины». Ростов н/Д: ООО «Омега паблишер»,2010г.;

  4. «Самые красивые места мира». М: Мир энциклопедий Аванта+, 2010г.




Мастер-класс «Декоративная роспись тарелки»
  • ИЗО, МХК
Описание:

Кейс дидактического и методического материала к мастер-классу «Декоративная роспись тарелки» создан в целях знакомства с опытом работы по использованию дидактических средств художественно-эстетической направленности в формировании экологической культуры и эстетического вкуса и демонстрации активных форм организации занятий с использованием практических работ в технике декоративной росписи керамической тарелки.

Предмет для росписи можно выбрать по вкусу: это может быть и ваза из прозрачного или белого стекла, и тарелка, и блюдо. Тематика росписей может быть любой, в зависимости от предпочтений автора. Сегодня остановимся на пейзажном жанре.

Не одно поколение художников было впечатлено красотой и переменчивостью природы и посвятило свое творчество этой теме. Природа – неисчерпаемый источник вдохновения, пробуждающий воображение и желание творить.

 

 

Автор Гоцина Марина Михайловна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1086
Номер материала 20546
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓