Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМастер-класс по составлению эвристических задач

мастер-класс по составлению эвристических задач

Скачать материал

Мастер – класс «Создание и решение эвристических ситуационных задач на уроках»

Как я уже говорила, одним из главных критериев современного урока является создание на нем образовательной ситуации, интеллектуальной напряженности. Хорошим и проверенным мною способом является конструирование ситуационных эвристических задач. Такие задачи составляю я сама для учеников, ученики могут составлять их  друг для друга или группа для группы. В общем виде, ситуационную задачу можно определить как один из видов учебных материалов, в котором пред учеником ставится познавательная проблема и предлагается ее решить различными способами. «Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности» (О.Е. Лебедев). 

Модель ситуационной задачи может быть представлена следующим образом:
 название задания; личностно-значимый познавательный вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде; задания на работу с данной информацией.
Конструировать и использовать эвристические ситуационные задачи в обучении можно в любой возрастной категории ,учитывая возрастные особенности учащихся, и при изучении различных предметов.
 

Условиями конструирования и эффективного использования эвристических образовательных ситуаций будут:


  • знание учителем детского коллектива, его психологического климата, т.к. данная ситуация предполагает работу с конкретным ребёнком, на конкретную личность;

  • умение учителя настраивать ребят на эмоциональное восприятие предлагаемого образовательного материала;
     

  • готовность учителя к использованию данных ситуаций (т.к. результат, продукт, до конца неизвестен);

  • способность учителя самому научиться научить детей создавать своё, образовывая себя на основе своего внутреннего предназначения и избегая соблазнов повторять пути, пройденные другими.


Для разработки заданий в ситуативных задачах мне помогает конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые могут быть предложены учащимся на разных этапах освоения определенной информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки. Мы с вами сейчас попробуем составлять такие задачи , и вы увидите, насколько они универсальны, они могут применяться  в каждом предмете школьного курса, но особенно результативно я их использую на литературе


Ознакомление


Понимание


Применение


Анализ


Синтез


Оценка


1.Назовите основные части…


8.Объясните причины того, что…


15. Изобразите информацию о… графически


22.Раскройте особенности…


29.Предложите новый (иной) вариант…


36.Ранжируйте… и

обоснуйте…


2.Сгруппируйте вместе все…


9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…


16.Предложите способ, позволяющий…


23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…


30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…


37.Опреде-лите, какое из решений является оптимальным для…


3.Составьте 

список понятий,

касающихся…


10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…


17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…


24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…


31.Найдите

необычный способ, 

позволяющий…


38.Оцените значимость…

для...


4.Расположите в определённом

порядке…


11.Постройте прогноз развития…


18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…


25.Постройте классификацию… на основании…


32.Придумайте игру, которая…


39.Определите возможные критерии оценки…


5.Изложите в форме 

текста…


12.Прокомментируйте

положение о том, что…


19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…


26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…


33.Предложите новую (свою) 

классификацию…


40.Выскажите критические

суждения

о…


6.Вспомните и напишите…


13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…


20.Проведите презентацию…


27.Сравните точки зрения… и … на…


34.Напишите возможный (наиболее

вероятный) сценарий развития…


41.Оцените возможности…

для…


7. Прочитайте самостоятельно…


14. Приведите пример того, что (как, где)…


21. Рассчитайте на основании данных о…


28. Выявите принципы, лежащие в основе…


35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…


42. Проведите экспертизу состояния…




Пример конструирования задачи по работе с текстом


Вместе с фокус – группой составляем задачу по эпизоду из сказки «Буратино», сюжет которой известен каждому.

Задания

(произвольный выбор ячеек «Конструктора задач» - 7 – 14 – 15 – 23 – 34 – 39)


Предлагаю свой вариант задачи по этой сказке.

Выясняю, учителя каких дисциплин составили фокус – группу.

Далее раздаю листы с текстом и конструктором участникам фокус – группы и прошу создать ситуационную задачу по своему предмету. Такие же заготовки раздаются в зале и в жюри. Готовые задачи зачитываются фокус – группой и желающими из зала.

 

 

ВЫВОДЫ: Эвристическая задача может применяться в любом общеобразовательном предмете, она эффективна как модель проведения урока усвоения новых знаний, и не менее хороша для оценивания знаний.

Эффективность конструирования и использования эвристических образовательных ситуаций на уроке неоспорима:


  • они содействуют не только накоплению знаний по предмету для учащихся и повышению качества обучения, но и развитию их творческого потенциала и познавательной активности;

  • основанное на совместной деятельности учителя и ученика, решение эвристических задач способствует формированию у ребёнка заинтересованности в собственном приращении знаний к его уже имеющемуся опыту;

  • систематическая работа в эвристических ситуациях позволяет каждому учащемуся адаптироваться в учебной обстановке и создать условия для реализации своих способностей. Даже слабые учащиеся в состоянии решить ситуационную задачу и тем самым оказаться в ситуации успеха.


Эвристические ситуации создают основу для исследовательской работы учащегося, предполагающей поиск различных, неоднозначных, решений. Такая деятельность, безусловно, учит ребёнка умению существовать в обществе.
 

К тому же, работая в эвристических ситуациях, ученик учится слушать мнение другого человека, вести конструктивный диалог, полилог, что, безусловно, формирует принцип толерантного отношения учащегося как гражданина.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мастер-класс по составлению эвристических задач"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Хранитель музейных предметов

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Мастер-класс предназначен для учителей не только русского языка и литературы, но и других предметов.

В этом мастер-классе доступно рассказываю о том, как с помощью конструктора Илюшина( его легко найти в Интернете) научиться составлять ситуационные эвристические задачи для учеников и даже научить их составлять такие задачи самостоятельно.

Такие задачи учитель может использовать на уроках усвоения новых знаний и также для оценивания знаний учащихся по пройденной теме. Но особенно хороши они для работы над художественным текстом, для подготовки к ОГЭ, а именно к заданию 2, которое подразумевает знание и понимание текста.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 296 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. 6 класс VIII вид. ОВЗ.
  • Учебник: «Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода
  • 01.10.2020
  • 722
  • 41
«Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 591
    • DOCX 18.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рывкина Лариса Марковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рывкина Лариса Марковна
    Рывкина Лариса Марковна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 19429
    • Всего материалов: 25

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 768 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 634 человека

Мини-курс

Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов