Мастер
– класс «Создание и решение эвристических ситуационных задач на уроках»
Как я уже говорила, одним из главных
критериев современного урока является создание на нем образовательной ситуации,
интеллектуальной напряженности. Хорошим и проверенным мною способом является
конструирование ситуационных эвристических задач. Такие задачи составляю я сама
для учеников, ученики могут составлять их друг для друга или группа для
группы. В общем виде, ситуационную задачу можно определить как один из видов
учебных материалов, в котором пред учеником ставится познавательная проблема и
предлагается ее решить различными способами. «Ситуационная задача представляет
собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного
вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и
желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа
деятельности» (О.Е. Лебедев).
Модель ситуационной задачи может быть
представлена следующим образом: название задания;
личностно-значимый познавательный вопрос; информация по данному вопросу,
представленная в разнообразном виде; задания на работу с данной информацией.
Конструировать и использовать эвристические
ситуационные задачи в обучении можно в любой возрастной категории ,учитывая
возрастные особенности учащихся, и при изучении различных предметов.
Условиями конструирования и эффективного
использования эвристических образовательных ситуаций будут:
знание учителем детского коллектива, его психологического климата, т.к.
данная ситуация предполагает работу с конкретным ребёнком, на конкретную
личность;
умение учителя настраивать ребят на эмоциональное восприятие предлагаемого
образовательного материала;
готовность учителя к использованию данных ситуаций (т.к. результат,
продукт, до конца неизвестен);
способность учителя самому научиться научить детей создавать своё,
образовывая себя на основе своего внутреннего предназначения и избегая
соблазнов повторять пути, пройденные другими.
Для разработки заданий в ситуативных задачах мне
помогает конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. Данный конструктор
представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые
могут быть предложены учащимся на разных этапах освоения определенной
информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки. Мы
с вами сейчас попробуем составлять такие задачи , и вы увидите, насколько они
универсальны, они могут применяться в каждом предмете школьного курса, но
особенно результативно я их использую на литературе
Ознакомление
|
Понимание
|
Применение
|
Анализ
|
Синтез
|
Оценка
|
1.Назовите основные части…
|
8.Объясните причины того, что…
|
15. Изобразите информацию о… графически
|
22.Раскройте особенности…
|
29.Предложите новый (иной) вариант…
|
36.Ранжируйте… и
обоснуйте…
|
2.Сгруппируйте вместе все…
|
9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…
|
16.Предложите способ, позволяющий…
|
23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…
|
30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…
|
37.Опреде-лите, какое из решений является оптимальным для…
|
3.Составьте
список понятий,
касающихся…
|
10.Покажите связи, которые, на
ваш взгляд, существуют между…
|
17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…
|
24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…
|
31.Найдите
необычный способ,
позволяющий…
|
38.Оцените значимость…
для...
|
4.Расположите в определённом
порядке…
|
11.Постройте прогноз развития…
|
18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…
|
25.Постройте классификацию… на основании…
|
32.Придумайте игру, которая…
|
39.Определите возможные критерии оценки…
|
5.Изложите в форме
текста…
|
12.Прокомментируйте
положение о том, что…
|
19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…
|
26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)
то, что…
|
33.Предложите новую (свою)
классификацию…
|
40.Выскажите критические
суждения
о…
|
6.Вспомните и напишите…
|
13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…
|
20.Проведите презентацию…
|
27.Сравните точки зрения… и … на…
|
34.Напишите возможный (наиболее
вероятный) сценарий развития…
|
41.Оцените возможности…
для…
|
7. Прочитайте самостоятельно…
|
14. Приведите пример того, что (как, где)…
|
21. Рассчитайте на основании данных о…
|
28. Выявите принципы, лежащие в основе…
|
35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…
|
42. Проведите экспертизу состояния…
|
Пример
конструирования задачи по работе с текстом
Вместе с фокус – группой составляем задачу по
эпизоду из сказки «Буратино», сюжет которой известен каждому.
Задания
(произвольный выбор ячеек «Конструктора задач» -
7 – 14 – 15 – 23 – 34 – 39)
Предлагаю свой вариант задачи по этой
сказке.
Выясняю, учителя каких дисциплин составили
фокус – группу.
Далее раздаю листы с текстом и
конструктором участникам фокус – группы и прошу создать ситуационную задачу по
своему предмету. Такие же заготовки раздаются в зале и в жюри. Готовые задачи
зачитываются фокус – группой и желающими из зала.
ВЫВОДЫ: Эвристическая задача может применяться в любом
общеобразовательном предмете, она эффективна как модель проведения урока
усвоения новых знаний, и не менее хороша для оценивания знаний.
Эффективность конструирования и использования
эвристических образовательных ситуаций на уроке неоспорима:
они содействуют не только накоплению знаний по предмету для учащихся и
повышению качества обучения, но и развитию их творческого потенциала и
познавательной активности;
основанное на совместной деятельности учителя и ученика, решение
эвристических задач способствует формированию у ребёнка заинтересованности
в собственном приращении знаний к его уже имеющемуся опыту;
систематическая работа в эвристических ситуациях позволяет каждому
учащемуся адаптироваться в учебной обстановке и создать условия для реализации
своих способностей. Даже слабые учащиеся в состоянии решить ситуационную
задачу и тем самым оказаться в ситуации успеха.
Эвристические ситуации создают основу для
исследовательской работы учащегося, предполагающей поиск различных,
неоднозначных, решений. Такая деятельность, безусловно, учит ребёнка умению
существовать в обществе.
К тому же, работая в эвристических ситуациях,
ученик учится слушать мнение другого человека, вести конструктивный диалог,
полилог, что, безусловно, формирует принцип толерантного отношения учащегося
как гражданина.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.