муниципальное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного образования
детей Детский эколого-биологический центр города Ростова-на-Дону
КЕЙС
Дидактического и методического материала
к мастер-классу
«Многообразие техник рисования пером»
Автор-составитель:
Гоцина Марина Михайловна
педагог дополнительного образования
2011г.
Тема: Многообразие техник рисования пером.
Цель: Знакомство с опытом работы по использованию дидактических
средств художественно-эстетической направленности в формировании экологической
культуры и эстетического вкуса.
Задачи: Демонстрация активных форм организации занятий с
использованием практических работ в технике рисования пером. Повышение
профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта работы.
План проведения мастер класса.
1. Организационный момент. Вступительное слово об
активизации образовательного процесса дидактическими средствами
художественно-эстетической направленности. Постановка целей и задач
мастер-класса.
2. Основная часть. Беседа по организации и проведению
занятий с использованием дидактических средств, при изучении темы «Многообразие
техник рисования пером». Просмотр презентации.
- Последовательность выполнения рисунков в перовой
технике.
- Сочетание акварельной размывки и штриховки пером.
- Техника рисования точкой.
- Демонстрация работ педагога и обучающихся.
- Индивидуальная работа по созданию рисунка в технике
туши и пера.
3.Заключительная часть.
- Выставка творческих работ.
- Подведение итогов мастер-класса.
Содержание
беседы.
Рисование
пером является отличной школой воспитания руки и глаза. Перья бывают разных
размеров и из разных материалов. В старину рисовали птичьими перьями (гусиными,
лебедиными, вороньими, павлиньими и др.). Например, А.С.Пушкин делал наброски
на полях своих рукописей гусиным пером. Рисование птичьими перьями до сих пор
не утратило своего значения.
Гибкость и
эластичность таких перьев позволяют делать линии самой разной толщины, однако
этот инструмент очень быстро выходит из строя, а приготовление нового пера
довольно трудоемко и требует определенного мастерства. Конец пера срезают
наискось острым ножом и затем надрезают вдоль на несколько миллиметров.
Значительное распространение
для рисования тушью в прошлом и сейчас имеет деревянная палочка. Приготовление
ее очень просто: обыкновенная тонкая палочка на конце затачивается наподобие
пера так, как это надо самому художнику. Рисование деревянной палочкой тоже
требует эксперимента, чтобы можно было попробовать разнообразные возможности этого
инструмента. Дело в том, что высыхающий конец палочки обязательно будет
оставлять некоторое количество серых штрихов, напоминающих рисунок карандашом.
Издавна использовали
тростниковое перо, которое дает пластичную, гибкую линию разной толщины.
Приготовить тростниковое перо можно следующим образом: срезать созревший
тростник или камыш, выбрать наиболее прочные его части острым ножом, скальпелем
или бритвой сделать на конце косой срез. Затем срезать с обеих сторон бока,
придав вид обыкновенного пера, и сделать небольшой разрез. Затачивать
тростниковое перо можно, варьируя срезы и надрезы.
С 19 века широкое
распространение получили металлические перья разного размера и формы, которые
могут давать тончайшие паутинные и довольно сочные, толстые линии. Не всегда
перо свободно двигается по бумаге. Если оно имеет очень острый конец, а бумага
шероховатая, то штриховка будет затруднена. Работа двумя-тремя различными
перьями сразу позволяет варьировать характер штрихов, но и одним пером можно
достичь большого разнообразия в толщине линий, меняя нажим.
Работа пером требует
наблюдательности, внимания, уверенности и точности. Особенность работы пером
заключается в том, что исправления практически невозможны. В этом, как ни
странно, одна из привлекательных сторон данной техники. Рисунки пером в
сочетании с размывкой или подцветкой акварелью отличаются особой
выразительностью. Эта техника дает широкий простор для творческого поиска.
Очень важно, чтобы перо не
царапало бумагу. Меняя нажим, можно добиться разнообразной толщины линии.
Стальное перо дает четкую, тонкую линию, а гусиное или тростниковое - живую и
выразительную. Лучше рисовать пером на гладкой мелованной бумаге, где
допущенные иной раз ошибки можно исправить, пользуясь лезвием. Работы получатся
более выразительные, когда линия и штрих сочетаются с тоном бумаги (серым,
голубым, охристым, зеленоватым), создается впечатление живописной манеры рисунка.
Инструкционная карта выполнения рисунка в технике
рисования пером «Бабочка».
В данной работе применяется техника сочетания акварельной
живописи и рисования пером. Вам понадобятся: лист плотной бумаги А4 или А5,
карандаш, ластик, акварель, кисть белка№4, палитра, тушь черная жидкая, перо №1
или 2 (с острым носиком).
1. Выполнить карандашом рисунок крыльев
бабочки, при этом важно соблюдать симметрию. Отметить прожилки крыла
и особенности форм цветовых пятен (рис. 1).
2. В соответствии с замыслом расписать
акварелью крылья. Просушить работу (рис. 2).
3. Используя перо, обводим контуры и прожилки, штрихами наносим
тушь на темные участки крыльев (рис 3). Старайтесь наносить штрихи в одном
направлении (параллельно прожилкам крыла), не пересекая их. В местах затемнения
штрихи необходимо наносить в большем количестве, а если участок крыла светлый,
соответственно штрихов должно быть меньше. Для придания выразительности, края
крыльев можно сделать совсем черными (рис.4). Короткими вертикальными штрихами
проработать туловище, нарисовать усики (рис. 5).
Процесс создания работ в этой технике очень трудоемкий
и требует терпения, но результат вас порадует своей оригинальностью.
Рис 1. Рис.2
Рис.3. Рис.
4.
Рис. 5.
Инструкционная карта выполнения рисунка в технике
рисования пером «Старое дерево».
Эта работа выполняется тушью и пером. Тональное пятно
создается скоплением множества точек. Вам понадобятся: лист плотной бумаги А4,
тушь черная, перо №1-2, карандаш, ластик.
1. Выполнить карандашный рисунок
дерева. Что бы оно выглядело старым, ствол рисуем толстым, а ветки корявыми, с
причудливыми изгибами. Намечаем траву, цветы, деревья на дальнем плане (рис. 1).
2. Приступаем к рисованию тушью.
Светлые участки слегка покрываем точками, что-то вообще остается белым, темные
же участки, напротив, должны быть заполнены большим количеством точек – за
счет этого создается тональный контраст, придающий рисунку выразительность
(рис. 2).
3. Для передачи фактуры коры
дерева углубления делаем темнее, а выступающие части светлее рис. 3).
4. Контрастным тоном
прорабатываем траву и цветы на переднем плане. Деревья и кустарники на дальнем
плане выполняем светло-серым тоном (рис.4).
Процесс создания работ в этой технике очень трудоемкий
и требует терпения, но результат вас порадует своей оригинальностью.
Рис.1. Рис.2.
Рис.3. Рис.4.
Список использованной
литературы:
1.
Н.М. Сокольникова
«Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе», -
М.: «ACADEM A», 2003.
2.
М.Т. Ломоносова «Графика и
живопись»,- М.: АСТ «Астрель», 2006г.
3.
«Атлас бабочек», - М.:
Росмен, 2004г.
4.
«Художественная школа», -
М.: Эксмо, 2005г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.