Главная / История / Мастер-класс: Использование сюжетно-ролевых игр в процессе приобщения учащихся к истокам русской народной культуры

Мастер-класс: Использование сюжетно-ролевых игр в процессе приобщения учащихся к истокам русской народной культуры

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.

Новый Оскол Белгородской области»






Мастер-класс



Использование сюжетно-ролевых игр в процессе приобщения учащихся к истокам русской народной культуры



hello_html_m4c1bcc9d.jpg



Выполнила:

Масловская С.А.,

учитель истории

МОУ «СОШ № 4»






г. Новый Оскол

2014

  1. Орг. Момент.(слайд 1)

1. Приветствие:

-Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь.

-С хорошего настроения начнём наше занятие.

Комментарий: такое начало занятия организует на плодотворную работу.

2. Представление себя:

- Меня зовут Масловская Светлана Александровна, учитель истории средней общеобразовательной школы № 4 г. Нового Оскола


  1. Сообщение темы и задач занятия.

Тема нашего занятия «Использование сюжетно-ролевых игр в процессе приобщения учащихся к истокам русской народной культуры». Моими задачами сегодня являются:

  • Познакомиться с опытом работы по использованию сюжетно-ролевых игр в ходе реализации принципов музейной педагогики;

  • Показать и вместе с вами смоделировать несколько приёмов, которые можно использовать при проведении уроков на базе школьного этнографического музея.


  1. Презентация опыта работы

  1. История опыта и его актуальность:

Сегодня молодые люди гонятся за материальными благами, порою забывая о духовных и нравственных ценностях. От нас учителей зависит, как мы воспитаем наших детей, какими у нас будут строители, врачи, учителя, политики, каково будет наше будущее, будущее всей нашей страны.

Считаю, чтобы воспитать творческую и воспитанную личность, необходимо знать историю и культуру своей страны.

Над проблемой своего опыта я работаю с 1995 года, тогда же в нашей школе стал создаваться этнографический музей «Русская изба» (слайд 2)

Был образован совет музея, который состоит из секций, а руководят ими сами учащиеся (слайд 3)

Я не сомневалась в значимости музея и его роли в воспитании учащихся, но необходимо было выяснить, насколько знания русской народной культуры востребованы учениками. Для этого было проведено анкетирование, оно показало, что у учащихся есть потребность в знаниях русской народной культуры (слайд 4-5)

Таким образом, возникла необходимость создания на базе музея кружка «Музейное дело», который работает с 1998 года (слайд 6)

На кружке мы изучаем следующие темы (слайд 7)

Цель кружка – не только духовно-нравственное воспитание школьников (слайд 8), но и подготовка к исследовательской деятельности (слайд 9)

Поэтому 5 лет в школе действует научное общество учащихся, руководителем которого я являюсь.

За годы своей работы я пришла к выводу, что активные формы работы с детьми более эффективны. Поэтому с 2002 года я стала систематически применять сюжетно-ролевые игры, как на занятиях кружка, научного общества, так и на уроках истории России с 6 по 11 класс.

  1. Теоретическая часть опыта.

По мнению психолога Даниила Борисовича Элькольнина

Сюжетно-ролевая игра – это особый вид деятельности, в котором дети

берут на себя определённые роли и в игровых условиях воспроизводят их.

Сюжет – это та сфера деятельности, которая отображается в игре.

Роль – это единица игры (слайд 10)

В нашем случае сюжетом являются исторические действия и факты. В

отличии от обычного урока музейные уроки с исполнением сюжетно-

ролевых игр позволяет у детей развить мотивационно потребностную

сферу и сформировать мотивы нравственно направленной личности.

Таким образом, ученики не просто получают багаж знаний о культуре

народа, но и сами становятся хранителями и распространителями

духовных ценностей (слайд 11)

  1. Результаты работы.

Показателями результативности приобщения учащихся к истокам русской народной культуры я определила:

  1. уровень знания русской народной культуры;

  2. уровень развития творческого мышления;

  3. результативность участия учащихся в исследовательской деятельности по вопросам народной культуры.

-Из таблицы видно, что количество учащихся, имеющих, высокий уровень знаний русской народной культуры увеличился на 53 % (с 15 % до 68 %) (слайд 12)

-Уровень развития творческого мышления учащихся, анализируя по тесту П. Торренса. Количество учащихся, имеющих верхнюю границу нормы беглости, гибкости, оригинальности и разработанности увеличилось.

-Результативность участия в различных конкурсах, смотрах и краеведческих олимпиадах возросла. За последние 5 лет 6 раз мои ученики становились победителями районных олимпиад и конкурсов, призёрами. Начиная с 2004 года, мои ученики дипломанты Всероссийских конкурсов «Куликово поле», «Человек в истории. Россия XX век» (слайд 13)


  1. Проведение имитационной игры.

С 2004 года я участвую в муниципальном эксперименте по теме

«Использование краеведческого материала как средство формирования

творческого потенциала личности учащегося»

Сегодня я покажу несколько приёмов, которые возможно использовать на

музейных уроках. Такие уроки – это уже сложившаяся традиция. В год в

каждом классе с 6 по11 в музее провожу от 7 до 10 уроков, а также

занятия кружка, научное общество и общешкольные мероприятия.

Первый приём – это «мудрые совы» (слайд 14)

Комментарий: этот прием, возможно, проводить как в группе, так и парно,

что мы сейчас и сделаем. Вы получили текст с заданиями, начинаете его

читать и анализировать 1 минуту, после 1 человек от пары отвечает на

вопросы.

-На уроке дети полученную информацию записывают в тетрадь;

-Данный приём можно использовать при изучении нового материала;

-Можно выполнять в классах с разным количеством человек, даже в

малокомплектных;

-В зависимости от возраста можно изменять и увеличивать количество

вопросов.

Второй приём – это «описание экспоната»

Комментарий: для выполнения данного задания дается специальная схема.

hello_html_m675a732.png

-Форма организации учебной деятельности учащихся может быть парная, индивидуальная, групповая;

-Наблюдаются межпредметные связи;

-Развивается творческое мышление;

-В системе уроков я рекомендовала бы использовать его на уроках закрепления или обобщения знаний, т.е когда учащиеся уже имеют достаточные знания по теме (слайд 15)

-Возраст учащихся 8-11 класс

Третий приём – это «Пантомима» (слайд 16)

Комментарий: на слайде вы видите фотографию, на которой изображены предметы быта. Вам необходимо не называя предмета вслух показать его пантомимой, а слушатели должны догадаться и ответить, что за предмет был изображен.

-По моим наблюдениям, наиболее эффективно использовать данный приём в 6-7 классах;

-В системе уроков как этап закрепления и применения знаний;

-Наблюдаются здоровье-сберегающий прием – динамичная пауза, снятие эмоциональной напряженности учащихся.

Четвертый прием – это «ролевая игра» (слайд 17)

Комментарий: Слово учителя: крестьянская семья всегда была многочисленной 8-10 человек. Каждый из них выполнял свою работу по дому, вечерами они собирались все вместе за одним столом, каждый при этом занимал своё место.

Задание: необходимо сесть за стол, как это делалось в старину.

-Возраст любой;

-Использовать на этапе изучения нового материала;

-Здоровье-сберегающий приём.

  1. Заключительный этап.

Все приемы, показанные мной по теме «Русская изба».

Свои комментарии к приёмам я оформила в форме таблицы, которая поможет вам в работе по использованию этих приёмов (слайд 18).

Рефлексия. На своих уроках я использую карты самоконтроля учащихся (слайд 19). А сейчас давайте устно ответим по карте самоконтроля мастер-класса на предложенные вопросы (слайд 20).


Карта самоконтроля участника мастер-класса


Тема

Я могу согласиться с…

Я хотел бы выразить мнение о…

Моя

активность

Предложения по применению приемов на своём предмете












Мастер-класс: Использование сюжетно-ролевых игр в процессе приобщения учащихся к истокам русской народной культуры
  • История
Описание:

Мастер-класс: «Использование сюжетно-ролевых игр в процессе приобщения учащихся к истокам русской народной культуры»

Данный мастер-класс можно провести среди МО учителей истории или на семинаре учителей истории.

Задачи мастер-класса:

·        Познакомиться с опытом работы по использованию сюжетно-ролевых игр в ходе реализации принципов музейной педагогики;

·  Показать и вместе с участниками смоделировать несколько приёмов, которые можно использовать при проведении уроков на базе школьного этнографического музея.

 

Автор Масловская Светлана Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1050
Номер материала 30108
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓