Главная / Начальные классы / Мастер-класс. "Формирование УУД с использованием технологии ТКРМ"

Мастер-класс. "Формирование УУД с использованием технологии ТКРМ"

Формирования универсальных учебных действий

через использование технологии развития критического мышления.


Цель сегодняшнего мастер-класса: научить применять активные методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах.

Одним из важных компонентов развития учащихся считается формирование критического мышления и создание условий для свободного развития каждой личности.

Что надо понимать под ТКМ. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это умение добывать знания, анализировать, оценивать, обосновывать, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание в любой ситуации. Основное назначение деятельности ТКМ - поиск способов решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний, а также поиск новых знаний и умений.

Я хочу поделиться своим опытом использования некоторых приемов развития критического мышления на уроках чтения и окружающего мира. При работе с текстом я использую следующие приемы:

- синквейн;

- инсерт ;

-таблицы;

- кластер;

- работа с вопросами;

- тренинги;

- «ЗХУ»

Маркировочная таблица «ЗХУ» один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

С чего мы и начнем свою групповую деятельность У вас на столах программа

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛа








Для формирования критического мышления необходимо знать структуру данной технологии и разработать специальные методические приемы. Структура данной технологии такова.


Стадия вызова. Пробудить интерес к предмету

Задачи: Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Вызвать познавательный интерес к изучаемому предмету.

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Стадия реализации смысла. Усвоение и осмысление материала во время работы над ним.

Задачи: Помочь активному восприятию изучаемого материала.

  • Помочь соотнесению старых и новых знаний.

Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.

Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.


1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Прием составления маркировочной таблицы «ЗХУ»

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗХУ). Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

     Сегодня примером использования критического мышления нам послужит окружающий мир в 3 классе, по теме « Почва»

Технологическая карта урока 

1. Стадия вызова

2. Стадия осмысления.

3. Стадия рефлексии.

Верите ли вы, что…

Мотивация.

 

Заполнение таблицы.

(Знаю-Хочу узнать-Узнал)

Написание

*Синквейна

 Стадия вызова. Верите ли вы, что…»

Поиграем в игру "Верите ли вы, что…" У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления.

Вопросы:

- … ветер может разрушить горы?

- … опавшие осенью листья вредят почве?

- … 1см почвы образуется за 300 лет?

- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?

- … растения участвуют в образовании почвы?

- … почва и камень родственники?

- … почва - наша кормилица?

2. Стадия осмысления. Заполнение таблицы.

Учащимся предлагается составить в тетради таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛа







Цель её – развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их с известной им информацией.

В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре).

В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные вопросы и идеи.

Затем учащиеся читают  текст «Почва» (я заранее распечатываю в нужном количестве экземпляров), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.

У этой формы работы есть ещё один резерв – это вторая и третья части

таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы.

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что мы узнали, и что нам осталось узнать

Почва - это земля,

-растительная земля;

-вещество;

-суша, а не вода;

-место обитания, дом животных

Что такое почва?

Из чего состоит почва?

Для чего нужна почва?

Какие бывают почвы?

 Что произойдет, если почвы не станет?

 

 

 

  Выделим основные правила работы с приёмом ЗХУ:

  • Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу. Запишите эти сведения в первой графе таблицы;

  • Перечислите источники информации;

  • Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категорию информации;

  • Поставьте вопросы к изучаемой теме до её изучения;

  • Познакомьтесь с текстом.

  • Ответьте на вопросы, которые сами поставили,  запишите свои ответы в третью графу таблицы;

  • Посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории;

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Что такое почва.

В почве находится глина.

Какие бывают почвы?

Какая почва особенно богата перегноем.

*Как надо охранять почвы?

Почему надо охранять почвы?

Как повысить плодородие почвы?


От чего зависит цвет почвы?

В чем ценность почвы?


Какая почва особенно богата перегноем.

Какие почвы имеются в нашей местности.






Синквейн.

2.      Стадия рефлексии. Синквейн.

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии.

 Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой  выразительности.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.



Звуки

Гласные и согласные.

Льются, звенят, гремят.

Используются в устной речи.

Количественное, порядковое

Изменяется, называет, считает.

Без них не обойтись.

Имена.

Фонетика


  Использование таких заданий позволяет детям  чётко  формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы.


Инсерт (чтение с пометками).


Каждому ученику раздается текст. Учащиеся

1)Самостоятельно читают;

2) Индивидуально работают над статьей и делают на полях пометки.

V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ - новая для меня информация;

- -думал иначе;

? - непонятно, есть вопросы.


Рассмотрим один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.


«Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий такова:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «центром » идеи, темы.

  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы .

  3. Новые появившиеся слова соединяются линиями с ключевым понятием.

В итоге получается графическое изображение наших размышлений или информационное поле по данной теме.

.Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе

Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира, истории позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.

- Почему надо охранять почвы?

- Как повысить плодородие почвы?

Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

- Какая почва особенно богата перегноем?

-От чего зависит цвет почвы?

-В чем ценность почвы?

Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

-Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Что тогда произойдет?

Критическое мышление – это здоровое сомнение в чём-то. Передо мной стоит задача – работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти главное. Мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.

Обучение критическому мышлению – это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют, по мнению авторов технологии, определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление:.

Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.

hello_html_m70f81236.png

Мастер-класс. "Формирование УУД с использованием технологии ТКРМ"
  • Начальные классы
Описание:

 

Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. 

          Работая многие годы в школе мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? На слайде  мы видим процентное соотношение уровня  запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания.  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

     Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

 

Автор Тазиева Гульсара Шавкатовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1064
Номер материала 41166
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓