Главная / Начальные классы / Мастер - класс по русскому языку на тему "Синонимы"

Мастер - класс по русскому языку на тему "Синонимы"

Тема урока: Понятие о синонимах.

Цель урока: Создать условия для знакомства учащихся с понятием «синонимы».

Задачи урока:

Обучающие: познакомить учащихся с синонимами – словами, близкими по значению; показать, что синонимы обогащают наш язык, помогают более точно и красиво обозначать оттенки; сформировать умение подбирать синонимы к словам, использовать их в устной и письменной речи;

Развивающие: развивать речевую и мыслительную деятельность; формировать ключевые компетентности – коммуникативную и учебно-познавательную.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию тайн русского языка; способствовать воспитанию навыков сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля; формированию навыков ЗОЖ.

Метапредметные:

Регулятивные: развивать умение планировать свою деятельность на уроке; умение адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке;

Познавательные: развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения, расширение лингвистического кругозора:

Коммуникативные: учить выражать свои мысли, учить работать в сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Ключевая идея: В результате организованной беседы уч-ся формулируют тему и цели урока. Диалог помогает уч-ся развить свое собственное мышление.

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: учебник Русский язык. – 2 класс; листы самооценивания и взаимооценивания ,

мультимедийное оборудование, электронная презентация, цветные «билетики»,блоки интеллект-карты, кроссворд , таблица ЗХУ, толковые словари русского языка.



Этапы урока.

Задача.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование модулей программы


1. Орг.момент.

(Эмоционально положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Мотивационный компонент урока, мобилизация внимания на плодотворную работу.)



















2.Каллиграфи-ческая минутка Мотивация.

Цель этапа – тренировка навыка письма; формирование самоанализа и самоконтроля.
















3.Словарная работа, Цель - закрепить ЗУН по нахождению изученных орфограмм в словах, определе-ние места орфограммы в слове, выбор нужного способа проверки


4. Актуализация знаний учащихся. 

Постановка проблемы.


5. Работа по теме урока. Цель: повысить уровень осмысления материала.

















































































6. Физминутка для глаз. 



7. Включение нового понятия в систему знаний.

Цель: наблюдение за синонимами





























































8. Физминутка.



9. Закрепление изученного

10.Самостоятель-ная работа- тест

























11. Проверка.



Кроссворд





































12.Подведение итогов урока

















13. Домашнее задание: 



14. Рефлексия.

Цель - формирование умений рефлексировать пройденный материал.


-Добрый день, друзья. Начинаем урок русского языка.

Я приглашаю вас в «Круг радости» – (тренинг), образуя внутренний и внешний круг.

- Какое время года на дворе? Давайте вместе порадуемся наступившей весне. Ребята, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям.

«Солнышко в ладони я возьму.

К своему сердечку я прижму

Станет всё вокруг теплей,

Добрее и светлей».

-Внутренний круг повернется к внешнему. Образуя пары, возьмитесь за руки, посмотрите в глаза соседу, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

- Мы начинаем урок русского языка и продолжаем работу над разделом “Лексика”. Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.

Я предлагаю  вам отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия вам понадобятся билетики. Они лежат у вас на столах. В конце урока эти цветные билетики помогут определить, как вы работали на уроке. У вас также имеются листы оценивания. В них вам следует отражать свои успехи на каждом этапе урока. Для этого каждая группа должна выбрать себе спикера, который будет координировать работу в группе.

- Открыли тетради, вспомним правила посадки при письме.

- Прошу вас оформить запись начала урока.

- С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

- Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.

- А что значит исследовать?  (это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).

- Чтобы увидеть результаты нашей работы, в течение урока мы будем составлять карту исследования.



(на доске запись: «та бя  ре»)

- Уважаемые исследователи, для разминки я вам предлагаю загадку! Посмотрите на доску, что вы видите? (Слоги)

- Исследуйте слоги, записанные на доске:

-Чем они похожи? (состоят из 2 букв:  согл. и глас.)

-Чем они отличаются? («та» имеет тв.согл.зв., остальные слоги мяг. согл зв.

 («та» - глух.,согл. зв.,  остальные – звон.согл.зв.)

(«ре» - звон.,непар.согл., остальные - согл.пар)

- Как вы думаете, для чего эти слоги записаны на доске? 

(Для тренировки правильного буквосоединения)

- Как вы думаете, зачем нужно писать красиво и пользоваться правилами красивого письма?

(показатель культуры человека; уважительное отношение к человеку, которому адресовано письмо; приятно читать)

- Перед работой разогреем пальчики:

                                             Пальчиковая разминка

                                              Раз, два, три, четыре, пять,
                                             Вышли пальчики  погулять.

                                              Будет все у нас в прядке,

                                              Если делаешь зарядку.

- Написали красиво по образцу. Обменялись тетрадями и простым карандашом подчеркните самое красивое написание у соседа. Оцените друг друга, отразите результат работы в листе оценивания

(даю критерии оценивания)

- Уважаемые исследователи русского языка! Глядя на данные слоги, составьте  слово. (Ребята)

- Верно. Давайте проанализируем его: сколько слогов? Почему?

Какой ударный? Какие опасные места встретились? 

- Попробуйте подобрать проверочное слово.

- Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук И в этом слове обозначается буквой Е.

- Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание. (Ребята)


- Составьте в группе предложение с данным словом.


- Заполним таблицу «Знаю», «Хочу знать», «Узнал».

- Что вы уже знаете по теме «Лексика»? (лексическое значение слова, прямое и переносное значение, однозначные и многозначные слова)

- Первый этап нашего исследования.

Назовите лексическое значение слова «ребята».

- Кто такие ребята? (мальчики, девочки в раннем возрасте).

- Как назвать их по-другому? (дети)

- Чем эти слова похожи? (они близкие по значению)

- Кто сможет сформулировать тему урока? Сегодня мы и поговорим с вами о тех словах в русском языке, которые очень дружны между собой, т. е слова- приятели, а называют их …..(слайд 1) (синонимы) – Тема урока «Слова-синонимы». Они же являются главным предметом нашего исследования.

-У меня лежат элементы карты исследования,  я нахожу 1-ый элемент и прикрепляю его на доску, мы будем путешествовать в мире синонимов.

- Ребята, чему мы должны научиться на уроке? - Заполним таблицу «Знаю», «Хочу знать», «Узнал». (Узнаем, что такое синонимы. Будем учиться их сравнивать, подбирать к словам. Будем учиться использовать их в речи.)

- Этих целей мы должны к концу урока достичь.

- Уважаемы юные исследователи! Начинаем наше исследование слов - синонимов. В этом нам поможет словарь  (показ)

 - Поработаем в группах, соблюдая правила работы в коллективе:

Уважайте  мнение друг друга.

Говорите по очереди.

Не согласен – предлагай.

- Не забывайте, что участие каждого в работе группы будет оценено. (Спикеры оценивают работу каждого, согласно критериям)

1 группа: в толковом словаре ищет значение слова «синонимы»

2 группа: исследует стр. 137 учебника и узнает, что такое синонимы. 3группа: А вам такое задание – весенним свежим ветерком перепутались слова в предложении. Ваша задача: построить правильное предложение, найдите в нем слова – приятели и рассказать о них. Приятелей много, а друга нет.

- Кто справился, поднимите всей командой вверх соединенные руки.

- Проверим, как вы справились с заданием.

(выступление по одному человеку от каждой группы)

- Сделаем вывод, что же называется синонимами?  (слайд 2- 3) - Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.

Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный». (Прошу выйти и прикрепить эти элементы к нашей карте).

- Поставьте вопрос к словам – синонимам. Что заметили?

Второе: синонимы отвечают на один и тот же вопрос. (Прошу выйти и прикрепить этот элемент к нашей карте).

- Закрыли глаза, тихонько открываем их. Повернулись и посмотрели в глаза друг другу. Глаза - зеркало души. Берегите своё зрение, ребята!


- А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. 

(слайд 4) Перед вами сочинение первоклассников. (Чтение учителем текста)

Ребята занимаются спортом. Смелые ребята соревнуются в беге и езде на велосипеде. Многие ребята играют в баскетбол.

- О чем пишут первоклассники? - А вы занимаетесь спортом? - Назовите любимый вид спорта? - Для чего нужно заниматься спортом? - Да, для всех главное – здоровье! Занятия спортом укрепляют здоровье, делают вас ловкими, сильными и выносливыми. – Все ли вам нравится в тексте? В тексте сочинения допущена речевая ошибка. Подумайте, какая?

Обсудите его в группах, выскажите свое мнение.

- Кто готов, поднимите соединенные руки вверх.

 (Слово «ребята» повторяется много раз)

-Можно ли это слово заменить другими словами-синонимами?

- Замените: запишите новые слова на месте пропусков, чтобы получились красивые предложения.

- Прочитайте ваши варианты (спикеры групп читают)

-Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы?

(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать повторов слов.)

- Прошу выйти и прикрепить этот элемент к нашей карте.

 К какой части речи вы подбирали синонимы в этом тексте?

(К имени сущ.)

 – Вот интересно, можно ли подобрать синонимы к имени прилагательному и к глаголу? (Слайд 5)

- Что делают ребята?    - Подберите синоним.

-Запишем в тетради: кататься – ехать, бежать - нестись, бросать – метать, кидать.

- Какими ребята станут, благодаря занятиям спорта? 

- Подберите синоним. Запишем в тетради: сильные - крепкие, веселые - радостные, ловкие - проворные.

- Сделаем вывод: - какие части речи мы исследовали? 

(Синонимы можно подобрать и к именам сущ., и к именам прил., и к глаголам).

- Прошу выйти и прикрепить этот элемент к нашей карте. 


- Засиделись не на шутку, проведем - ка физминутку (слайд 6)



- Поиграем со словами – синонимами (слайд 7 - 20)





- Возвращаемся к таблице ЗХУ, заполните последнюю графу - «узнал»

- А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1.  Отметь галочкой синоним к слову красный

алый

красавец

красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

сидеть

мчаться

лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

ученик

дети

приятель

(слайд 21)



«Разгадай кроссворд» - (работа с одаренными)

- Подбери слова, близкие по значению



п








е


м





ж

ч


о



с


а

а


р

д


м


р

л


о

у


е


к

ь

г

з

ш

у

л

с

и

н

о

н

и

м

ы

ы

й

ы

л

ы

с

н

й

р


й

у

й

т

ы


о



б


ы

й


й



о


й






й







1.Мокрый, влажный.

2. Знойный, жгучий, палящий.

3. Грустный, тоскливый.

4. Небесный, лазурный.

5. Холодный, ледяной, студёный.

6. Ароматный, пахучий.

7. Неглупый, разумный.

8. Мужественный, отважный, храбрый.







- Какое ключевое слово? Что такое синонимы?

- Как вы думаете, для чего человеку надо знать синонимы? (чем больше человек знает слов-синонимов, тем красивее его речь, тем точнее он выражает свою мысль)



- Исследованием какой темы мы занимались сегодня на уроке? – Что вы сегодня узнали на уроке?

-Ребята, вам понравился урок?

-Чему вы научились на уроке?

-Что для вас было сложным?

-Что давалось легко?

-Как вы думаете, достигли мы цели урока?




с.137 – правило; упр.366.; составить 3 предложения о любимых видах спорта, используя слова-синонимы.



- Я предлагаю проанализировать свою работу на уроке. - У вас на партах лежат листы оценивания. Подсчитайте баллы и поставьте себе оценку за работу.

Стратегия «Светофор»

(Каждый ребенок получает набор стикеров: красный ,зеленый, желтый

Ученик выбирает, какой «билетик» показать):

Зеленый - я уверен в том, что достиг цели

Желтый – я добился частичного успеха, надо еще поработать

Красный - я никак не продвинулся к цели






Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.





























Выбор спикера.







Проверка готовности к уроку. Проверяют осанку.

Записывают в тетрадь число.

Свободные высказывания детей















































Взаимооценива-ние















Запись слова в тетрадь









заполнение таблицы ЗХУ















Формулировка уч-ся темы урока.

















Формулировка цели урока, заполнение таблицы ЗХУ.











Групповая работа

























Выступление спикеров

































Регулятивные умения– наблюдение.



Диалог.











групповая работа











Выступление спикеров.







Высказывания детей





Упражнение в подборе синонимов, запись в тетрадь





















упражнение в подборе синоним.



заполнение таблицы ЗХУ «Узнал»



Выполнение теста





















Самопроверка оценивание





Работа в паре































Регулятивные: самооценка собственной учебной деятельности, фиксирование соотношения цели и результатов деятельности,





определение степени своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Регулятивные – волевая саморегуляция









































Новые подходы в преподавании и обучении (диалогоое обучение - коммуникатив-ные навыки, умение строить высказывания)









Обучение критическому мышлению. (логический анализ)





























Оценивание для обучения и оценивание обучения























Обучение КМ

















Критическое мышление.

ИКТ







































ИКТ

(познавательные умения – умение находить информацию)









Новые подходы в преподавании и обучении (саморегуляция)

Управление и лидерство в обучении.































































































ИКТ (электронная физминутка)







Обучение КМ





























Оценивание для обучения и оценивание обучения

Талантливые и одаренные Познавательные (умение осмыслить задачу

Коммуникативные (умение работать в сотрудничестве)





























































Приложение 1

Правила работы в группе



Уважайте  мнение друг друга.

Говорите по очереди.

Не согласен – предлагай.













Приложение 2



Приятелей много,



а друга нет.









Приложение 3

Ребята занимаются спортом. Смелые __________ соревнуются в беге и езде на велосипеде. Многие ____________ играют в баскетбол.



Ребята занимаются спортом. Смелые __________ соревнуются в беге и езде на велосипеде. Многие ____________ играют в баскетбол.



Ребята занимаются спортом. Смелые __________ соревнуются в беге и езде на велосипеде. Многие ____________ играют в баскетбол.



Ребята занимаются спортом. Смелые __________ соревнуются в беге и езде на велосипеде. Многие ____________ играют в баскетбол.



Ребята занимаются спортом. Смелые __________ соревнуются в беге и езде на велосипеде. Многие ____________ играют в баскетбол.





Ребята занимаются спортом. Смелые __________ соревнуются в беге и езде на велосипеде. Многие ____________ играют в баскетбол.





Приложение 4

Тест. Тест.

1.  Отметь галочкой синоним к слову красный 1.  Отметь галочкой синоним к слову красный

алый алый

красавец красавец

красота красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать 2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

сидеть сидеть

мчаться мчаться

лежать лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг. 3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

ученик ученик

дети дети

приятель приятель



Тест. Тест.

1.  Отметь галочкой синоним к слову красный 1.  Отметь галочкой синоним к слову красный

алый алый

красавец красавец

красота красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать 2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

сидеть сидеть

мчаться мчаться

лежать лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг. 3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

ученик ученик

дети дети

приятель приятель


Карта

исследования





Синонимы







слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию









с греческого языка обозначает «одноимённый»











отвечают на один и тот же вопрос









обогащают речь, помогают избежать повторов









имена существительные имена прилагательные глаголы













5





2






8






6














4



7


1























































3 Кроссворд





1.Мокрый, влажный.

2. Знойный, жгучий, палящий.

3. Грустный, тоскливый.

4. Небесный, лазурный.

5. Холодный, ледяной, студёный.

6. Ароматный, пахучий.

7. Неглупый, разумный.

8. Мужественный, отважный, храбрый.







Лист оценивания



Виды работы


Имена учащихся









Минутка чистописания







Работа в группе







Тест







Кроссворд







Итоговая оценка

за урок















Мастер - класс по русскому языку на тему "Синонимы"
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока: Создать условия для знакомства учащихся с понятием «синонимы».

Задачи урока:

Обучающие: познакомить учащихся с синонимами – словами, близкими по значению; показать, что синонимы обогащают наш язык, помогают более точно и красиво обозначать оттенки; сформировать умение подбирать синонимы к словам, использовать их в устной и письменной речи;

Развивающие: развивать речевую и мыслительную деятельность; формировать ключевые компетентности – коммуникативную и учебно-познавательную.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию тайн русского языка; способствовать воспитанию навыков сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля; формированию навыков ЗОЖ.

Метапредметные:

Регулятивные: развивать умение планировать свою деятельность на уроке; умение адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке;

Познавательные: развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения, расширение лингвистического кругозора:

Коммуникативные: учить выражать свои мысли, учить работать в сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Ключевая идея: В результате организованной беседы уч-ся формулируют тему и цели урока. Диалог помогает уч-ся развить свое собственное мышление.

Тип урока: изучения нового материала.

Автор Гайдамака Ольга Николаевна
Дата добавления 28.12.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 610
Номер материала MA-063462
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓