Главная / Другое / Мастер - класс "Пальцы учат говорить"

Мастер - класс "Пальцы учат говорить"


Мастер класс для родителей

«Пальцы учат говорить»


Цель:

Показ педагогам и родителям приёмов и способов развития мелкой моторики у детей младшего

дошкольного возраста для стимуляции речевого развития.


Задачи:

Трансляция из опыта работы педагогов второй младшей группы через прямой показ, приёмов и форм

педагогической деятельности.

Раскрыть взаимосвязь моторики и речи.

Создать условия для освоения и тренировки приёмов через техники:

  • пальчиковая гимнастика;

  • логоритмика;

  • настольно-печатные игры;

  • оригами.

Побудить родителей использовать данные приёмы для организации семейного досуга

и развития детей.

Выступление воспитателя первой квалификационной категории Федоровой Инессы Петровны


I. Сегодня мы представим Вам некоторые формы работы с детьми по речевому развитию во второй младшей группе.

Многочисленными исследованиями учёных установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук, т.е. развитие мелкой моторики является средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.

Что такое мелкая моторика? Это – дифференцированные точные движения пальцев рук.

При проведении анкетирования в начале учебного года родителям было предложено ответить на вопрос: Для чего необходимо развивать мелкую моторику?

Анализ анкет выявил следующие представления родителей о значимости мелкой моторики.


  • стимулирует кору головного мозга;

  • способствует развитию речевых центров коры головного мозга;

  • активизирует развитие речи ребёнка;

  • способствует развитию более точных движений пальцев рук;

  • развивает чувство ритма и координацию движений;

  • подготавливает руку к письму;

  • поднимает настроение ребёнка.

Кроме этого в группе созданы условия для развития мелкой моторики в самостоятельной деятельности и рамках индивидуальной работы с детьми.

  • разминать пальцами пластилин, глину;

  • нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики, ягоды (рябины) на нитку;

  • различная шнуровка;

  • игры с конструктором, мозаикой, пазлами, кубиками;

  • игры с песком, водой;

  • резать ножницами;

  • рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью);

  • графические упражнения, работа с трафаретами;

  • катание карандаша между ладоней;

  • катание круговыми движениями массажных мячей;

  • пальчиковые театры и игры.

Самой доступной формой развития детей является – игра. Для развития мелкой моторики мы используем пальчиковые игры.

Предлагаю Вам посмотреть нашу картотеку пальчиковых игр.

Особенность этих игр - их доступность. Чтобы поиграть с малышом, никаких особенных приспособлений и игрушек не требуется. Весь игровой материал – ручки и пальчики ребёнка.

Эти игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Когда ребёнок проговаривает стихи и одновременно двигает пальчиками своих рук, речь его подчиняется ритму, сопровождается движениями, становится более громкой, чёткой, эмоциональной.

Тренировать пальчики все начинали с младенчества: поглаживание, сгибание и разгибание. Это всем знакомые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Идёт коза рогатая».

В период от 2 до 3 лет пальцы и кисти ребёнка приобретают хорошую подвижность и гибкость, постепенно исчезает скованность движений.

В возрасте 3 - 4 лет ребёнок повторяет за вами целые предложения, четверостишья, выполняет более сложные упражнения.

В нашей группе регулярно проводятся пальчиковые игры, которые включены в НОД.

Предлагаю сыграть в одну из них: пальчиковая гимнастика:

«Вырос высокий цветок на поляне».

II. Также мы используем логоритмические упражнения, которые включают в себя выполнение движений в сочетании с текстом. Такие упражнения помогают ребёнку развивать речевое внимание, речевую память, двигательную память, развивают точность выполнения движений, чувство ритма.

А теперь мы с вами поиграем в игру: «Абракадабра».

Эта игра помогает сконцентрировать внимание, координацию движений, развивает чувства ритма, быстроту реакции.


Произнося на слог ГОЙ – хлопок в ладоши.

на слог ЧИКИ – касание ладонями частей тела, при этом пальцы ладоней должны

быть сомкнуты.

Игра заканчивается на слог – ГОЙ (хлопок).


III. В группе детям доступны всегда для самостоятельной игры настольно – печатные игры.

Любая игра начинается с освоения простых правил и способов выполнения задания.

1. « Разноцветные прищепки».

  • нужно добавить недостающие части;

  • необходимо использовать цветные прищепки в соответствии с предлагаемым шаблоном.

2. «Счётные палочки».

Необходимо проанализировать схему и на столе выполнить аналогичный рисунок. Работать нужно очень аккуратно, т.к. картинка может сломаться или получиться кривой.

3. «Волчки».

Раскрутить как можно сильнее, чтобы волчок

крутился долго.

4. «Застегни пуговицы».

Сложность этого упражнения в том, что современная одежда исключает такой вариант соединения деталей. На современной одежде минимум креплений, либо нет совсем, поэтому пуговицы и шнурки – экзотическая игрушка для детей. Чтобы застегнуть пуговицу, да ещё маленькую, детям приходится прилагать немалые усилия интеллектуальные и физические.

5. «Пазлы».

Современное увлечение пазлами и выпуск таких игр позволяет использовать их в детском саду.

Сначала используем простые картинки – вставить пазлы определённой геометрической формы (Теремок, Автобус, Паровозик).

Затем, задание усложняется – использование планшета с вкладышами разными по размеру и неправильными по форме (Волк и Лиса, Колобок, Заяц).

Эти игры предполагают совместную работу взрослого и ребёнка.

Сначала удаляется 2 пазла, одинаковых по форме.

Затем количество удалённых элементов увеличивается.

Дети учатся называть геометрические формы, персонажей, вспоминать сюжеты сказок.


А теперь я предлагаю Вам поиграть и окунуться в океан эмоций, в котором купаются ваши дети, когда играют.


Литература:

  1. 1. Т. Н. Щербакова «Игры с пальчиками»;

  2. Е. Шарикова «Пальчиковые игры»;

  3. Е. Б. Шмелёва «Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 3-5 лет»;

  4. А.Е.Белая, В.И.Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников».

  5. Пособие для родителей и педагогов. Программа обучения в детском саду;

  6. Л. Иванова «Стихи с движениями. Пальчиковые игры для детей 3-5 лет»;

  7. Ю. Соколова «Игры с пальчиками».


























3


Мастер - класс "Пальцы учат говорить"
  • Другое
Описание:

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук, т.е. развитие мелкой моторики является средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.

Автор Фёдорова Инесса Петровна
Дата добавления 07.05.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 780
Номер материала 59037
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓