Главная / География / Мастер класс на тему: «Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения»

Мастер класс на тему: «Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения»



Тема: «Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения»

Калиничева Инна Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3

Г. Минеральные Воды

учитель географии

Введение

Основной формой организации образовательного процесса в школе является урок, от качества которого в первую очередь зависит реализация требований ФГОС основного общего образования. Важнейшей отличительной особенностью урока в условиях введения ФГОС является ориентация на результаты обучения, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию. Применительно к процессу обучения это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен быть направлен на развитие личности обучающихся. Исходя из этих требований, меняется подход к современному уроку, который должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и проведения.

Идея использования этого метода возникла почти одновременно с идеей метода проектов. Метод проектной деятельностью на уроках хорошо отражает и современный личностно ориентированный подход.
Очень важен приобретенный таким образом эффект социализации, формирование коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовым прийти друг другу на помощь. А это уже успехи нравственного воспитания.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
В своей работе методику сотрудничества использую постоянно. Она позволяет учащимся стать активными участниками учебного процесса, сознательно участвовать в усвоении знаний. Сотрудничество проходит через все методы и методические приемы в моей работе.

I. Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся, ее место в основной образовательной программе (ООП) образовательного учреждения

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектно исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю, более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.

1.1 Исследовательская деятельность - как творческий процесс педагога и учащегося.

В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в “Концепции модернизации российского образования” говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении. География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

1.2 Исследовательская деятельность, задачи и методы обучения.

Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, − по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Занимаясь развитием проектно исследовательской деятельности, решаю следующие задачи:

1. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

2. учить приемам осмысленной географической мыслительной деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;

3.помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;

4.подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии. Научно-исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.

На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное время: написание исследовательской работы, заочные исследовательские экспедиции, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.

Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии.

Свои уроки я строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Его использую при изучении таких фундаментальных тем как “Оболочки Земли”, “Глобальные проблемы человечества”, “Народы и страны”, «Мировые ресурсы». В любой науке, при исследовании какого-либо предположения, необходимы различные методы.

К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.

Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:

1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.

2. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.

3. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

На количество вопросов, которые задаю в диалоге, влияет сложность задачи и подготовленность класса, уровень развития учащихся.

Очень тщательно продумываю вопросы и задания к каждому уроку, так как чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность. Именно поэтому и необходим учебный диалог как система вопросов, цель которой -последовательное выявление соответствующих причин и на этой основе развитие мышления.

Предлагаемые мною вопросы имеют разную трудность. Анализ ситуации обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины иногда напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете зависит от двух основных факторов: истории развития и современных условий. Выяснить их-правило любого исследования. Поэтому, решая исследовательскую задачу, устанавливаем, что влияло на объект на прошлых этапах его развития, а затем переходить к анализу современных причин.

Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии:

  • Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать)

  • Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки

  • Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск аналогии)

В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы “Почему…”, “Чем объяснить…”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме.

Данные методы научного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень.

Считаю, что идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идее о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. На их основе строю изучение темы урока по логическим частям. Развертывание учебного процесса в этом случае идет от решений одной образовательной задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. В основе такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности. Для этого реализую на уроках идеи проблемного обучения, личностно-ориентированного образования, индивидуализации обучения. Все эти идеи помогают осуществить учебно-исследовательскую деятельность школьников.

1.3 Технологии в обучении исследовательской деятельности.

Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляю через технологию проблемного обучения. Характерным признаком данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ.

Конечно, стержнем проблемного обучения является индивидуальный подход. Создавая психолого-педагогические условия для развития каждого ребенка, формирую у него самостоятельность, творчество, исследовательские навыки, толерантность.

Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности исхожу из следующих принципов: принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый школьник – самобытен; верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность; уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Не унижать его достоинства; не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий; каждый имеет право на ошибку; каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих. Реализация этих принципов позволяет создать в классе атмосферу доверия, открытости, психологической комфортности. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся овладеть знаниями и навыками, а также выработать позицию толерантности. Эвристическая беседа, урок-диалог, дискуссия, ролевые и деловые игры облегчают становление личности на основе толерантности, поликультурности, ненасилия.

Использование ИКТ в обучении географии и экономики диктуется изменениями, происходящими сегодня в обществе. Как показывает опыт, усиление практической направленности, ориентация на развитие личности, обучение принятию решений в условиях альтернатив является базой для принципиально нового подхода к обучению.

Компьютерные технологии помогают формировать информационную компетентность и проводить научные исследования, а также добывать нужную информацию, используя доступные источники и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Моя задача -научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные знания, выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации, обработки информации, интеграции информации, оценки информации, создания информации. Связь интеграции географии и информатики осуществляю с помощью современных мультимедиа технологий.

Мультимедиа-технологии как многофункциональное средство, интегрирующее в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, обеспечивает среду формирования и проявления информационной компетенции. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают для меня принципиально новые методологические подходы в системе образования.

Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему “провинциализма” сельской школы как на базе Интернет коммуникаций, так и за счет интерактивных CD-ресурсов.

В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. Уроки с использование ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. Так, при изучении нового материала использую демонстрационную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.

Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования считаю внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. В работе использую электронные версии учебников и энциклопедий.

Мультимедийные учебники имеют в своем составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями происходящих на экране процессов, наглядность которых, с помощью дидактических средств, трудно представить. Таким образом, появляется возможность демонстрировать различные анимационные схемы, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность. Итак, компьютер стал и для меня, и для учеников помощником.

На уроках закрепления использую программы-контролеры, позволяющие осуществлять контроль над усвоением изученного материала.

На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическими материалами, делать выводы.

В зависимости от целей и задач урока определяю форму работы с компьютерными средствами.

Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT , с помощью которой создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий и т.д. Предлагаю учащимся создать компьютерные презентации в программе POWER POINT . Учитывая большой вклад, который ученики вносят в создание презентаций, превращаю эту работу в творческий процесс с элементами исследовательской деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках. На собственном опыте убеждена, что данная работа учащимися принимается с удовлетворением. Коллекцию презентаций использую, как демонстрационный материал к уроку.



Считаю, что основной задачей учителя является: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным.

Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы.

Систематизация работ по темам облегчает подготовку к зачетам и экзаменам.

Организуя исследовательскую работу, ставлю следующие задачи для учеников:

Развить умения основных элементов самостоятельной индивидуальной деятельности – обучить постановке цели, задач работы, составлению плана исследования; использованию различных источников информации, обработке полученной информации (конспектированию, реферированию, сравнительному анализу, использованию диаграмм, схем).

Отработать умение устного и письменного общения, что должно способствовать коммуникативной компетенции учащихся.

Освоить новые информационные технологии.

Мне, как учителю, предстоит освоить демократичные способы управления разными видами познавательной деятельности: обучение в деле, составление проектов, исследование . Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?

- Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

- Смогут ли дети с проблемой в развитии реализовать задуманное?

- Как использовать её на логопедических занятиях? В нашей статье мы попробуем ответить на все эти вопросы.

1.4 Место проектной деятельности в реализации ФГОС нового поколения.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках географии, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);

  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;

  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Проект слово иноязычное, происходит оно от латинского слова «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют предварительный текст какого-либо документа или какой-либо замысел или план.

Согласно определению В.В. Копыловой «метод проектов – целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта» .

Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа (Словарь иностранных слов).

Одним из методов обучения учащихся может быть метод проектов. Метод проектов органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Это метод обучения может быть использован в изучении любого предмета, может применяться как на уроках , так и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

В обучении географии метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:

- тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

- необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;

- организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;

- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке

Для всего этого нужен арсенал педагогических приемов. Фактически становятся необходимыми навыки педагога-исследователя. При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для педагога является отсутствие однозначного решения различных проблем, которые могут быть предметом проектной деятельности обучающихся. Как темы проектов, так и предлагаемые варианты их осуществления зачастую варьируются в широком диапазоне различных областей знания. Поэтому консультирование в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства. Профессионализм учителя выражается в том, насколько четко может он спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить мотивацию к деятельности. Мастерство педагога состоит в том, чтобы уметь контролировать лишь ключевые этапы выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия решений учащемуся.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Таким образом, проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:

• практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;

• структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;

• компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию (табл. 1)


Таблица 1

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата − продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений



1.5 Основные требования к использованию метода проектов:

1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы − исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений клуба.

2. Планирование действий по разрешению проблемы. Выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности − с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы.

3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности − поиск информации, которая затем обрабатывается.

4. Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

5. Представление готового продукта с обоснованием: осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта

.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Целью проекта будет являться повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.

Более того, проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками, появляется желание исследовать возможности детей с проблемами. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.

Таким образом, у учащихся постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;

  • развитие творческих способностей;

  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

  • формирование чувства ответственности;

  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

1.6 Фрмирование  умений у учащихся через проектную исследовательскую деятельность.

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;

  • умение взаимодействовать с любым партнером;

  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

  • навыки делового партнерского общения;

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

  • умение вести дискуссию;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умение находить компромисс;

  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;

  • умение уверенно держать себя во время выступления;

  • артистические умения;

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

  • самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение.

7.Анализ процесса учителем.

Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой технологии в педагогике, которая позволит эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии и будет жить творческой жизнью.

II. Организация работы над проектом на уроках географии.

2.1 Главные цели введения метода проектов на уроках географии:

  • показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках географии в школе исследовательский опыт;

  • реализовать свой интерес к предмету география; приумножить знания по географии и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

  • продемонстрировать уровень обученности по географии; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

  • подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Тематика проектов должна быть известна заранее.

1.Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории географии и жизни ученых, путешественников, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.

2.Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

3.Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его географической подготовки.

2.2 Виды проектов и их характеристика.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Типы учебных проектов по географии

Выделим возможные типы учебных проектов.

- По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. (Типология предложена Е.С. Полат.)

- По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

- По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных – продолжительностью от месяца и более.

- По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты – от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие, пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может – практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме “Горы (или равнины) Земли”. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:

  • проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);

  • проекты освоения территорий;

  • проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.

проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.

2.3 Этапы реализации метода проекта

При применении метода проектов для решения различных задач можно выделить несколько основных этапов .

Реализация метода проектов по географии может осуществляться через внеурочную деятельность (кружковую работу.) Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.

Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах работы имеет место и групповая, и индивидуальная работа. Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.

Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.

Последовательность работы над проектом



Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в onpeделении цели проекта. Наблюдает за работой учеников

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся .

3. Исследование

1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).

2. Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Выбор оптимального варианта хода проекта.

4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

4. Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

5. Защита проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта



Исследовательский проект имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов . При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы и т.д. [6].

Игровой проект предполагает, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах − ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно обозначается проблема и цели проекта. Результаты могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационный проект призван научить учащихся добывать, анализировать, обобщать и представлять информацию для широкой аудитории. Выходом такого проекта является публикация в СМИ, Глобальной сети Интернет и создание информационной среды класса или школы.

Практико-ориентированный проект предполагает практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и др.

В условиях введения ФГОС основного общего образования результат проектной деятельности должен обязательно иметь практическую направленность и может быть представлен в любой из следующих форм:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, отчеты о проведенных исследованиях и т.д.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты [4].

При этом важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику. Работа над проектом требует продолжительного времени: от нескольких недель, если речь идет о минипроекте, до нескольких месяцев. Поэтому четкость в организации работы школьников и промежуточный контроль за их работой от этапа к этапу – необходимые условия успешного выполнения поставленной задачи.

Метод проектов может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, надо начинать эту работу значительно раньше.

Поскольку работа над проектом - процесс достаточно сложный организационно, количество проектов не может быть большим.

При выборе конкретного содержания проектов следует обратить внимание на то, чтобы один из них был посвящен проблемам страны в целом, а другой - связан с конкретной реальной проблемой нашего края. Такое сочетание обеспечивает наиболее полную реализацию идей метода проектов: познакомить с социально значимыми проблемами, развить творческие способности, умение работать с различными источниками географической информации и в то же время заняться конкретной деятельностью по изучению своего края, его благоустройству.



Заключение

В современный учебный процесс внедряются методы обучения, которые построены на принципе саморазвития, самоорганизации и самообучения личности. К такому методу относят проектное обучение, помогающее сформировать так называемый проектировочный тип мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.

Мастер класс на тему: «Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения»
  • География
Описание:

Основной формой организации образовательного процесса в школе является урок, от качества которого в первую очередь зависит реализация требований ФГОС основного общего образования. Важнейшей отличительной особенностью урока в условиях введения ФГОС является ориентация на результаты обучения, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию. Применительно к процессу обучения это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен быть направлен на развитие личности обучающихся. Исходя из этих требований, меняется подход к современному уроку, который должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и проведения.

Автор Калиничева Инна Ивановна
Дата добавления 01.12.2015
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 2803
Номер материала MA-062849
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓