Главная / Начальные классы / Мастер - класс «Формирование познавательных УУД через решение текстовых задач с использованием пособия О.А. Рыдзе «Решение задач. Работа с информацией».

Мастер - класс «Формирование познавательных УУД через решение текстовых задач с использованием пособия О.А. Рыдзе «Решение задач. Работа с информацией».

Название документа Выступление 2.docx


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Слайд 1

  • Тема мастер-класса: «Формирование познавательных УУД через решение текстовых задач с использованием пособия О.А. Рыдзе «Решение задач. Работа с информацией».

Тема актуальна, т.к. на основе анализа результатов мониторинга, выявлены проблемы в решении задач. 63 % первоклассников и 62 % второклассников не справились с решением задач.

Возникли вопросы:

  • Почему большинство уч- ся не справились?

  • Как организовать работу, чтобы сформировать данные умения?

  • Какие задания использовать для этого?

  • Прежде чем ответить на эти вопросы, мы проанализировали планируемые результаты и определили, что недостаточно сформированы следующие умения:


СЛАЙД 2

  • умение анализировать тексты задач;

  • умение выбирать арифметические действия;

  • умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

  • умение оценить правильность хода решения, реальность ответа.

Анализ причин был представлен на вебинаре по итогам мониторинга 16 декабря. Разработчик итоговых работ Рыдзе О.А.. порекомендовала использовать тетради по проверке знаний, которые имеются на стенде. Задания из данных тетрадей можно использовать в качестве тренировочных, коррекционных или дополнительных

В качестве примера представлю некоторые из них. Они лежат перед вами в файле. (стр 7 № 3 «Решение задач. Геометрические фигуры 1-2 кл.»)

СЛАЙД 3

hello_html_3e07e757.png

Предлагаю побыть в роли учеников.

  • Прочитайте. Что требуется в задании. Выберите нужное объяснение.

Какое объяснение выбрал? (2)

Другие ответы есть?

Подведём итог по этому заданию:

  • На формирование какого умения оно направлено ? (анализировать задачу)

Совершенно верно.


Какой вид задания был использован? ( задание с недостающими данными).

Обычно в учебниках не предлагается такой подход, где в помощь даются варианты объяснений. Уч-ся, на основе анализа предложенных вариантов, обобщения, на основе проведённого наблюдения, учатся анализировать задачу, при этом формируются логические УУД. Такой приём помогает осмыслить структуру задачи



СЛАЙД 4

  • Рассмотрим пример ещё одного задания, № 2 стр 6 «Решение задач. Работа с информацией»



hello_html_61612de4.png

  • Познакомьтесь с заданием.

  • Что требуется в задании?

  • Кто догадался, зачем предложен рисунок?

  • Подумайте и выберите нужный вопрос.

  • Кто какой вопрос выбрал? Поясни свои действия.

  • Кому помог рисунок?

  • А как ты им пользовался?



В случае если выбран неправильный ответ, необходимо спросить, почему выбран этот вопрос и как при этом рассуждал ученик.

  • На достижение какого планируемого результата направлено это задание? (умение анализировать задачу)

  • С помощью какого приёма формируется данное умение? (посредством выбора вопросов).

  • Для чего автор использует рисунок? (чтобы ученик выполнял разнообразные учебные действия, оценивал и выбирал верное решение из нескольких предложенных и пояснял свои действия).



На следующее задание хочется обратить особое внимание, т.к подобного вида заданий нет ни в одном УМК.



СЛАЙД 5

3 стр 7 «Решение задач. Работа с информацией»



hello_html_m40a93288.png

  • Познакомьтесь с задачей.

  • Какое умение поможет решить задачу?

  • Я согласна со всеми вашими ответами. Любое из указанных действий может помочь в решении. Важно, чтобы всё выбранное было использовано.

  • Какое из предложенных умений не выносится на контроль, т.е содержится в блоке «ученик получит возможность научиться?

При решении данной задачи ученик анализирует свою деятельность и определяет, какое умение помогло ему в этом. Используется приём выбора.



В тетрадях имеются очень интересные задания по использованию различного вида моделей.

СЛАЙД 6

  • Познакомьтесь с заданием № 25 с 23 ( на слайде). hello_html_67fbde14.png

Модель 5



  • Что требуется в задании? (выбрать удобную модель).

  • Назовите номер выбранной вами модели.

  • А теперь, опираясь на модель ответьте на вопросы:

  • Сколько всего метров доски отрезали?

  • Сколько метров доски осталось?

  • Что вы можете сказать о первой и второй модели?

  • С какой целью автор предлагает эти модели? ( неважно в какой последовательности расположены части, важен их размер и что одна из них является неизвестной)

  • Какой планируемый результат формирует задание? ( умение использовать знако – символические средства, в том числе, модели и схемы для решения задач).

  • В каком из блоков планируемых результатов представлено данное умение?

Данное умение включено в требования к планируемым результатам познавательных УУД в блоке «ученик научится», но не содержится в требованиях к планируемым результатам предмета – математика.

  • Часто ли встречаются в учебниках задания с готовыми моделями?

  • По какому учебнику работаете?

  • Какими бы этих моделей вы дополнили свои УМК?



  • Сделаем вывод, что данный вид работы необходимо использовать по УМК «Школа 21века и Школа России, т.к умение работать с готовыми моделями является обязательным для всех, а заданий для формирования этого умения недостаточно?.

  • Обычно при решении задач мы предлагаем создавать и преобразовывать модели и схемы, но данное умение относится к блоку « ученик получит возможность научиться»

Это задание формирует логические умения: рассуждать, анализировать, выделять существенные и несущественные признаки. В нём отрабатывается умение представлять текстовую задачу в разные виды графических моделей при помощи знаково – символических средств, формируя познавательные УУД

СЛАЙД 7

  • Закончим нашу работу заданием на оценивание правильности хода решения, реальности ответа на вопрос задачи.



  • hello_html_7687da73.png



  • Познакомьтесь с заданием.

  • Что требуется в задании? (найти верное решение)

  • Можем ли сразу найти верное решение? (нет)

  • Почему? (мы её не решили)

  • Анализ задачи исключаю, т.к цель задания – формирование умения оценивать правильность хода решения

  • Решите задачу.

  • Какое решение совпало с вашим?

  • Что узнали первым действием? ( кол – во девочек)

  • Почему решение №1 считаете неверным?

  • В каком действии допущена ошибка в решении № 3?

  • В каком УМК есть подобные задания?





Подведём итог данному заданию: в нём формируется умение устанавливать связи между данными и искомыми, осмысливать ход решения и на этой основе осознанно выбирать соответствующие арифметические действия.



Таким образом, можно сделать вывод, что задания рабочих тетрадей Рыдзе О.А. помогают формировать умения, представленные в реестре затруднений и развивать познавательные УУД

Название документа презентация 2.pptx

Тема: Формирование познавательных УУД через решение текстовых задач с использ...
Затруднения: умение анализировать тексты задач; умение выбирать арифметически...
№ 2 стр. 6
№3 стр.7
№ 25 стр.23 Модель 5
Проверка правильности хода решения:
1 из 7

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Тема: Формирование познавательных УУД через решение текстовых задач с использова
Описание слайда:

Тема: Формирование познавательных УУД через решение текстовых задач с использованием пособия О.А. Рыдзе «Решение задач. Работа с информацией»

№ слайда 2 Затруднения: умение анализировать тексты задач; умение выбирать арифметические д
Описание слайда:

Затруднения: умение анализировать тексты задач; умение выбирать арифметические действия; умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; умение оценить правильность хода решения, реальность ответа.

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 № 2 стр. 6
Описание слайда:

№ 2 стр. 6

№ слайда 5 №3 стр.7
Описание слайда:

№3 стр.7

№ слайда 6 № 25 стр.23 Модель 5
Описание слайда:

№ 25 стр.23 Модель 5

№ слайда 7 Проверка правильности хода решения:
Описание слайда:

Проверка правильности хода решения:

Название документа приложение.docx

Приложение

hello_html_3e07e757.png





hello_html_61612de4.png



hello_html_m40a93288.png





hello_html_67fbde14.png

Модель 5





hello_html_7687da73.png





Мастер - класс «Формирование познавательных УУД через решение текстовых задач с использованием пособия О.А. Рыдзе «Решение задач. Работа с информацией».
  • Начальные классы
Описание:
  • Ø «Формирование познавательных УУД через решение текстовых задач с использованием пособия О.А. Рыдзе «Решение задач. Работа с информацией».
  • Тема актуальна, т.к. на основе анализа результатов мониторинга, выявлены проблемы в решении задач. 63 % первоклассников и 62 % второклассников не справились с решением задач.
  • Возникли вопросы:
  • ØПочему большинство уч- ся не справились?
  • ØКак организовать работу, чтобы сформировать данные умения?
  • ØКакие задания использовать для этого?
  • Поэтому возникла необходимость использования в работе тетрадей автора разработчика итоговых работ по математике Рыдзе О.А.
Автор Сивцева Людмила Николаевна
Дата добавления 04.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 873
Номер материала 58813
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓