Главная / Начальные классы / Мастер- класс«Проблемный диалог – эффективный метод введения новых знаний на уроках русского языка в начальной школе»

Мастер- класс«Проблемный диалог – эффективный метод введения новых знаний на уроках русского языка в начальной школе»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

г. Балаково Саратовской области


Проблемный диалог – эффективный метод введения новых знаний на уроках русского языка в начальной школе

Мастер- класс подготовила учитель начальных классов МАОУ СОШ № 28 г. Балаково Саратовской области Пронина Ирина Сергеевна





2014 г.






ТЕМА: «Проблемный диалог – эффективный метод введения новых знаний на уроках русского языка в начальной школе».

Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании технологии проблемно - диалогического обучения.


Задачи мастер-класса:

  • сформировать у участников мастер-класса понятие о проблемно – диалогических формах обучения;

  • выяснить, целесообразность применения проблемно - диалогических форм обучения;

  • начать применение проблемного диалога непосредственно в ходе мастер-класса;

  • представить, каким может быть применение проблемно – диалогических форм обучения на уроке русского языка

Актуальность мастер-класса: объясняется стремлением педагогов повысить качество, эффективность обучения в современном, информационном обществе.

Ожидаемые результаты:

  • участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения проблемно - диалогической модели обучения, поймут её важность и необходимость для современной школы;

  • практический выход: самостоятельное конструирование собственных моделей урока.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточные листы, канцелярские принадлежности.


Основное содержание мастер-класса:

I этап: формирование мотивации познавательной потребности к теме мастер- класса;

II этап: актуализация предыдущего опыта, знаний; постановка проблемы – создание проблемной ситуации;

III этап: узнавание нового (показ способов применения теоретического материала на практике);

IV этап: моделирование

V этап: рефлексия;



Ход мастер- класса:

Этап мастер-класса, время.

Деятельность организатора мастер-класса

Деятельность участников мастер-класса

Слайд презентации

Ι этап - формирование мотивации познавательной потребности к теме мастер- класса

Мастер- класс я начну со стихотворения

Кулаковой Натальи Вячеславовны - учителя г. Орска


Дети удивления любопытства

Сказал про знания Де Бройль,

А что имел ввиду философ

Понять коллега сам изволь.


Давайте же подробно с вами

Рассмотрим все и разберем,

Был прав он или нет, посмотрим,

К какому выводу придем.


Когда рождается ребенок,

Он удивляется всему.

И любопытству нет предела,

И главный QUESTION «ПОЧЕМУ?»


Он узнает о том, об этом,

Читает, мыслит и творит,

Пытается найти ответы

И за компьютером сидит.


Что могут сделать педагоги

Когда вперед шагнул прогресс,

Чтоб дети к обученью в школе

Не потеряли интерес?

Этот вопрос волнует, и всегда будет волновать настоящего учителя.





























Диалог

Ответы участников мастер- класса

Слайд №2

« Знания - дети удивления и любопытства » Луи де Бройль

II этап – актуализация предыдущего опыта, знаний; постановка проблемы – создание проблемной ситуации.


Довольно успешно работая многие годы в рамках традиционной программы, имея высокое качество уровня обученности детей, я постоянно совершенствовала свою систему работы, изучала передовой педагогический опыт, осваивала современные технологии обучения.

Сегодня я работаю по УМК «Начальная школаΧΧΙвека», используя в работе технологию проблемно-диалогического обучения. Значимость этой технологии трудно переоценить.

Проблемный диалог стимулирует интеллектуальное развитие учеников; активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление, и, что особенно хочется подчеркнуть, речь; воспитывает активную личность.

Постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного мною диалога.

В работе использую диалог двух типов.

  • Подводящий диалог представляет собой логическую цепочку посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока или открытия нового знания.

  • Побуждающий диалог более сложен. Но и более эффективен, так как обеспечивает по-настоящему творческую деятельность, формирует и речь учащихся, и логическое мышление.

Побуждающий диалог при постановке учебной проблемы требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

  1. создания проблемной ситуации (столкновение мнений, выдвижение противоречивых фактов);

  2. побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации (Что удивило? Почему не смогли выполнить задание?);

  3. побуждения к формулированию учебной проблемы (Какой возникает вопрос?)

  4. принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы (Над чем будем работать? Какой будет тема урока?)

Следующий этап – это поиск решения учебной проблемы Суть его в том, что учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существует две возможности обеспечить такое открытие:

  • побуждающий к гипотезам диалог;

  • подводящий к знанию диалог.

Побуждающий к гипотезам диалог требует обязательного осуществления четырех педагогических действий:

  1. побуждение к выдвижению гипотез;

  2. принятие выдвигаемых учениками гипотез;

  3. побуждение к проверке гипотез;

  4. принятие гипотез, предлагаемых учениками.

На практике я применяю два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая – и так до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы (и ошибочные, и решающие) выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка.

Технология проблемно-диалогического обучения применима на уроке любого предметного содержания. Особо хотелось бы остановиться на уроках русского языка, которые дают возможность широко использовать проблемный диалог.










































Слайд №3


















Слайд №4

III этап: узнавание нового (показ способов применения теоретического материала на практике)


- Модель технологии проблемного диалога рассмотрим на примере темы : «Приставки» во 2 классе.

Цель урока: познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.

Задачи урока:

  • организовать наблюдение за этой частью слова;

  • научить выделять приставку из состава слова.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, тетрадь, карточки с приставками, карточки с результатами исследований, карточки для самостоятельной работы, мультимедиа.

Посмотрим, как с помощью побуждающего и подводящего диалога можно открыть новое знание

Этап формулировки цели и разработка темы урока

Цель: помочь детям сделать самостоятельное открытие в познании новой части слова – приставки.

Учитель: На доске записаны пары слов. Прочитайте внимательно. Выделите корень и суффикс во всех словах.

море – приморский
дорога – придорожный
школа – пришкольный
берег – прибрежный
город – пригородный

Учитель: А что такое корень слова?
Ученик: Корень – это общая часть родственных слов, главная часть слова. В корне содержится смысл слова.
Учитель: У кого другое мнение? А какие ещё части слова вы знаете?
Ученик: Суффикс и окончание.
Учитель: А что такое суффикс?
Ученик: Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
Учитель: Как вы думаете, может ли слово быть без суффикса? Объясните свой ответ. А без корня? Докажите.

Учитель: Молодцы, вы справились с заданием. А что у вас вызвало затруднение?

Ученики: Часть слова перед корнем. Мы не проходили.

Учитель: Что нам нужно на уроке исследовать?

Ученики: Новую часть слова ПРИ

Учитель: Что нужно знать о новой части слова?

Ученики: Как называется? Как обозначается? Где стоит? Как она пишется?

Учитель: Вот сколько вопросов и нам нужно найти на них ответ.


Поиск решения проблемы

Учитель: Посовещайтесь в своих лабораториях: Отличаются ли слова в парах? Чем? Объясните свой ответ.
Ученики: Разный состав слова, части речи, значение.
Учитель: Какое значение имеют слова правого столбика?
Ученики: Находиться рядом, около.
Учитель: Придумайте слова, отвечающие на такой же вопрос и с таким же значением. 
Ученики: Привокзальный, пристроенный.
Учитель: А как вы думаете, какая часть слова образовала такое значение? Назовите её. 
Ученики: ПРИ-
Учитель: Кто-нибудь знает, как называется эта часть? Где расположена приставка в слове?
Ученики: Перед корнем.
Учитель: У кого другое мнение? Посмотрите, как обозначается приставка.

Вывод по исследованию № 1.

Учитель: Так что же такое приставка? Где она находится?

Работа по учебнику.

Упражнение 1.

Цель: наблюдение за значением разных приставок.

Учитель: Исследовать значение разных приставок нам поможет упражнение 1 на стр. 128 учебника. Для того, чтобы было интересно и легче, работать будете устно парами. 
Обратите внимание на стрелочку – подсказку.

Проверка выполнения.

Учитель: Прочитайте все полученные словосочетания. (Читает пара, первая выполнившая задание.)
Учитель: У кого получилось иначе?
Прочитайте только слова, в которые вы вставили недостающую часть слова. Что общего в этих словах и чем они различаются? Объясните.
Ученики: Общее – слова-действия, корень – беж. Отличие – приставки.
Учитель: Можно ли сказать, что все эти слова – форма одного слова?
Ученики: Нет, у этих слов разное значение.
Учитель: А какая часть слова придаёт им разное значение?
Ученики: Приставка.
Учитель: Каждая пара запишет одно понравившееся словосочетаний:

забежал за угол
выбежал из дома
прибежал первым
перебежал через дорогу
отбежал от края

Вывод по исследованию № 2.

Учитель: Какой же вывод мы сделали по 2 исследованию

Физминутка

Цель: физическая и эмоциональная разгрузка.

Учитель: Пришла пора отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

Учитель: Зарядка нам знакомая, но в ней спрятались слова с приставками. Попробуйте их найти

Учитель: А теперь обратимся к рубрике «Тайны языка». Проверим, разгадали ли мы тайну приставки? В учебнике на стр. 128 прочитайте каждый про себя правило. Вслух прочитает ________. (Хорошо читающий ученик)

Усвоение новых знаний

Цель: выработать умение применять новые знания по образцу в сходных ситуациях.

Учитель: Обратите внимание на упражнение 3 в учебнике на стр.128. Оно поможет нам потренироваться в подборе приставок для образования слов с заданным значением.
РАБОТАТЬ будете в ЛАБОРАТОРИИ (группой). Задание сложное. Будьте внимательны. Помощь можно найти на доске. 
(Таблички с приставками.) Озвучьте, что у вас получилось. Что называют слова, которые у вас получились? 
Ученики: Действия.
Учитель: Запишите 8 слов в строчку через запятую: заговорил, запел, побежал, поплыл, отцвёл, отгремел, прочитал, зашил. Отметьте приставки.

Взаимопроверка в парах.

Учитель:  Как «работает» приставка? Для чего служит?

Сравните свой вывод с выводам учебника. на стр.129.

Вслух прочитает ________.
Вывод по исследованию № 3.

Ученики: Приставка образует новые слова.

Самостоятельная работа

Цель: отработать умение выбрать нужную приставку в соответствии со смыслом словосочетания, наблюдение за различием в значении однокоренных слов с разными приставками.

Учитель: Уважаемые научные сотрудники всех лабораторий, сейчас вы будете выполнять важную работу, которая покажет, как вы поняли нашу учебную задачу на сегодняшний урок. Выполнять работу будет каждый самостоятельно, а консультанты потом проверят карточки. Если что-то будет непонятно, можно просить помощи у консультантов или у меня.

Вставьте приставки: про-пере-при-от-, до-, на-, в-, с-, за-, вз-. (Упражнение 5 стр.130)

летел два метра, …летел через океан, …летел на два дня, …летел от стены, …летел до игрока, …летел на столб, …летел в
комнату, …летел с крыши, …летел за ограду, …летел в небо

Учитель: Здорово, что и последнее исследование прошло для многих успешно, т.к. вы самостоятельно выбирали подходящую приставку, и у вас это получилось.

Домашнее задание

Цель: предотвратить ошибки.

Разберём домашнее задание.
Домашним заданием будет упр.4 на стр.130. Прочитайте задание.
Кому не понятно задание?
Кто может объяснить, как он будет делать это задание.

Подведение итогов урока

Цель: обобщить проделанную работу.

Учитель: Закройте глаза и подумайте, что же сегодня происходило на уроке. 

Где нам могут пригодятся полученные знания?

( Я могу научить кого-нибудь или дать совет тому, кто затрудняется в разборе слов по составу)
О чём бы вы хотели рассказать своим родителям?
Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?
























Демонстрация



Взаимодействие в малых группах, парах.










































































































































































Слайд №5



























Слайд №6





















Слайд №7





















Слайд №8





































Слайд №9



































Слайд №10





















Слайд №11







Слайд №12

Слайд №13















Слайд №14

IV этап

Моделирование


Как этот урок был сделан? Сначала была поставлена общая проблема. Была создана проблемная ситуация с затруднением - проблемный диалог.

В чём затруднение?

Дети сформулировали вопрос:

- Что это за новая часть слова?

Потом были поставлены частные проблемы. Дети в диалоге с учителем сформулировали все пункты плана. Далее по каждому пункту плана был организован поиск решения.

Первые два пункта плана открыть нельзя – Как называется? Как обозначается?- даются в готовом виде. Где стоит? Для чего служит? – это знания, которые открыть можно. Открытие происходило с помощью подводящего диалога.

К участникам мастер- класса: - Попробуйте создать проблемную ситуацию и подвести детей к открытию нового знания, используя материал учебника «Русский язык»

Воспользуйтесь таблицей, предложенной Е. Л. Мельниковой

Таблица. «Побуждающий от проблемной ситуации диалог».




Групповая работа

Самостоятельное конструирование собственных моделей, представление и анализ смоделированных занятий.














Слайд № 15

V этап

Рефлексия





А теперь давайте вернемся к стихотворению. Что же нам необходимо сделать, чтобы ребёнок не потерял интерес к учению?

Мы можем помогать ребенку,

Чтоб на уроках не скучать

Давать задания, проекты,

Проблемы разные решать.


Ведь наша главная задача

Увлечь детей и развивать

Такие главные уменья

Как сравнивать и рассуждать.


Чтоб в споре находить умели

Решение и компромисс

Ведь только поиски решений

И интерес рождают мысль.


Планируя урок, коллега,

Ты не ленись, рискуй, твори

И будь уверен, что напрасно

Не пропадут труды твои.


Ведь жизнь вокруг разнообразна

И удивленью нет конца,

Был прав Де Бройль сказав однажды

Про знанья «нужные слова».


Я узнала, что…

Новым для меня стало…

Я убедилась, что…

Я не согласен с тем, что…


«Познание начинается с удивления»

Я думаю, что если я вас немножко удивила, то цель моя достигнута, и день прожит не напрасно.

Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс будет полезен для каждого из присутствующих.

Спасибо за сотрудничество.

































Ответы: знания, мысли, умения, навыки, желания и т.д.














16 « Знания - дети удивления и любопытства » Луи де Бройль.
























Слайд №17



Таблица. Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения

о фактах;

- Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

о теориях:

- Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием

- Сколько в классе мнений? Почему так получилось?



3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью

- Вы сначала как думали? А как на самом деле?



Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

-Какова будет тема урока?

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще

- Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение?




5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими

- Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?




6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

- Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?






Литература

  1. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.

  2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников.

  3. Арьяева Л. В. Диалоговое взаимодействие как основа педагогической деятельности в начальной школе. //Начальное образование, 2010г. № 2

  4. Веретенникова И. В. Диалог – одна из форм сотрудничества на уроке. //Начальная школа, 2006, №11

  5. Виноградова Н. Ф. Учебный диалог – эффективный метод развития младших школьников //Начальное образование, 2010, №1

  6. pedsovet.org/component/option,com_mtree/task...id.../Itemid,343/



Мастер- класс«Проблемный диалог – эффективный метод введения новых знаний на уроках русского языка в начальной школе»
  • Начальные классы
Описание:

«Проблемный диалог – эффективный метод  введения новых знаний на уроках русского языка в начальной школе».

Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании технологии проблемно - диалогического обучения.

 

Задачи мастер-класса:

·         сформировать у участников мастер-класса понятие о проблемно – диалогических формах обучения;

·         выяснить, целесообразность применения проблемно - диалогических форм обучения;

  • начать применение проблемного диалога непосредственно в ходе мастер-класса;
  • представить, каким может быть применение проблемно – диалогических  форм обучения на уроке русского языка

Актуальность мастер-класса: объясняется стремлением педагогов повысить качество, эффективность обучения в современном, информационном обществе.

Ожидаемые результаты:

  •  участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения проблемно - диалогической модели обучения, поймут её важность и необходимость для современной школы;
  • практический выход: самостоятельное конструирование собственных моделей урока.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточные листы, канцелярские принадлежности.

 

Основное содержание мастер-класса:

I этап: формирование мотивации познавательной потребности к теме мастер- класса;

II этап: актуализация предыдущего опыта, знаний; постановка проблемы – создание проблемной ситуации;

III этап:  узнавание нового (показ способов применения теоретического материала на практике);

IV этап: моделирование

 

V этап: рефлексия;

Автор Пронина Ирина Сергеевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2832
Номер материала 2946
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓